Внеклассная работа. Полезность внеклассной работы.
Оценка 4.6

Внеклассная работа. Полезность внеклассной работы.

Оценка 4.6
Лекции
docx
воспитательная работа
СCУЗ, ВУЗ
07.02.2022
Внеклассная работа. Полезность внеклассной работы.
внеклассная работа
урок.docx

                                                     

                                          РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.

Внеклассная работа в начальных классах необходима для того, чтобы сформировать правильную мотивацию учения, чтобы активизировать познавательную деятельность учеников, а также развивать в них главные моральные качества. Роль внеклассной работы огромная, так как она несет в себе как воспитательную, так и общеобразовательную функцию, каждый учитель знает, что она дает очень много, и в ней заложен огромнейший потенциал.

Характер нравственных взаимоотношений, которые формируются на уроке, в процессе обучения, закрепляются или несколько видоизменяются во внеклассной деятельности.

Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время.

Внеклассная работа – широкое и неоднозначное понятие, которое включает в себя разные, неоднородные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия. Например, внеклассное чтение и проведение школьных праздников и вечеров – все это область внеклассной работы.

Внеучебная работа – это те внеклассные занятия, которые ведутся в коллективах на основе самоуправления, активности и самодеятельности детей при направляющей роли классных руководителей.

Внеурочная работа по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу, являясь его продолжением во внеурочное время. Она не всегда носит добровольный и самодеятельный характер. Определяющая роль в ее планировании и организации принадлежит педагогам. Пример тому может служить работа, которую ведут учителя-предметники по расширению и углублению у школьников знаний программного материала.

Внеклассная работа в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение. Проводимая в тесной связи с урочной, классной работой, внеклассная деятельность, рассматриваемая как одна из фаз процесса обучения, направленного на использование содержания учебного материала в жизненной практике учащихся, углубляет их знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей школьников, для побуждения у них интереса к самообразованию, к самосовершенствованию.

Прежде всего, следует отметить, что при правильном сочетании ее с учебной работой обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в целом. Внеклассные занятия можно рассматривать как одно из средств дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Они помогают также дополнить учебный план. В известной степени устранить его слабые места.

Внеклассная работа создает особо благоприятные условия для накопления опыта коллективной жизни, дает простор для проявления самостоятельности, развития общественной активности. Учебный труд в силу его специфичности не может служить такой благоприятной основой сплочения коллектива, какой являются трудовая, игровая деятельность, в которые учащиеся включаются наиболее активно во внеучебное время. Здесь дети вступают в многосторонние взаимоотношения между собой.

Внеклассная работа проводится на основе общих принципов воспитания, которые составляют исходные начала при определении ее направления, содержания, формам и методов. Это принципы: добровольности; связи внеклассной и внешкольной работы с жизнью, трудом; единства и целостности воспитательного процесса; ориентация на ценности и ценностные отношения; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; Принцип единства воспитательных воздействий. Все они тесно взаимосвязаны между собой и представляют целый комплекс. Принципы придают внеклассной работе определенную устойчивость, одновременно открывая динамические возможности.

Одним из основных принципов является принцип добровольности. Суть его состоит в том, что ученики должны сами выбрать ту деятельность, которая им наиболее интересна, в области которой они могут проявить свои способности, талант, добиться определенных результатов: кому-то нравится музыка. При этом важно следить за тем, чтобы учащиеся не были перегружены этой деятельностью.

Принцип единства и целостности воспитательного процесса означает, прежде всего, соединение обучения и воспитания в единое целое, органическую связь между учебной, внеклассной и внешкольной работой. Неразрывность этих сторон педагогического процесса – главнейшее условие повышения его эффективности.

Данный принцип предполагает необходимость соблюдения преемственности между внеклассной работой, проводимой на протяжении учебного года и во время школьных каникул: воспитательная деятельность в летний период должна строиться с учетом тех задач, которые решались в системе учебно-воспитательной работы в целом.

Должным требованием к организации внеклассной работы является ориентация на ценности и ценностные отношения. Этот принцип осуществляется благодаря тому, что организуемая педагогом деятельность принимает философский характер: за фактом обнаруживается явление, за явлением – закономерность жизни, за закономерностью – основы человеческой жизни. Это позволяет каждый момент совместной внеклассной деятельности в проживании ценностных отношений.

Ориентация на отношение преобразует любую деятельность детей в проживание ими отношений, формирует личностную жизненную позицию «быть», когда для человека важно, что с ними происходит, и этим наполняет его жизнь, составляя ее содержание.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей во внеклассной работе означает, что она должна строиться с опорой на силы и возможности, присущие данному возрасту, и содействовать дальнейшему духовному и физическому развитию каждого школьника.

Содержание внеклассной работы в начальных классах должно быть рассчитано на расширение кругозора учащихся, ознакомление их с доступными явлениями жизни. Неустойчивость внимания детей этого возраста заставляет искать наиболее яркие и эмоциональные формы работы с ними, значительное место отводить игре.

Принцип единства воспитательных воздействий является необходимым условием при организации внеклассной воспитательной деятельности с учащимися. Отсутствие этого единства разрушает воспитательную работу отдельных лиц и организаций, приучает детей рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему разумению.

Внеклассная воспитательная работа с учащимися имеет разнообразные формы. Под формой следует понимать варианты организации педагогического процесса, композиционное построение воспитательного мероприятия. Наиболее распространено следующее общее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые (групповые), объединяющие и массовые. Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание, на выполнение заданий учителя и поручений коллектива, выходящих за рамки учебных программ. Сюда относятся, подготовка докладов, заметок в газету, выполнение трудовых заданий.

Что касается форм массовой работы, то в каждой школе их устраивают чаще всего. К ним относятся различные конкурсы, олимпиады, соревнования, вечера, беседы. Они, как правило, проходят на высоком эмоциональном уровне, они яркие и красочные, поэтому каждому ребенку поднимают настроение, поднимают его боевой дух. Ребята начальных классов на таких мероприятиях очень активные, помогают товарищам, поддерживают их в трудные минуты перед выступлением, с азартом участвуют в конкурсах, желая победить.

Кружковая (групповая) внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей и дарований учащихся в определенных областях науки, спорта, углублению знания ими программного материала, дает новые сведения, формируют умения и навыки.


 

РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Одним из основных принципов является принцип добровольности

Одним из основных принципов является принцип добровольности

Кружковая (групповая) внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей и дарований учащихся в определенных областях науки, спорта, углублению знания ими программного материала,…

Кружковая (групповая) внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей и дарований учащихся в определенных областях науки, спорта, углублению знания ими программного материала,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2022