Внеклассное мероприятие: " Развитие эмоциональной компетенции на логопедических занятиях"
Оценка 5

Внеклассное мероприятие: " Развитие эмоциональной компетенции на логопедических занятиях"

Оценка 5
docx
16.12.2024
Внеклассное мероприятие: " Развитие эмоциональной компетенции на логопедических занятиях"
Развитие эмоциональной компетенции на уроках логопедии.docx

«Развитие эмоционального лексикона у младших школьников с ОНР как средства формирования эмоциональной компетентности»

 

(Опыт работы)

 

Подготовила:

                                          Косицына Анна Владимировна

учитель-логопед

Вступление

 

           Устная речь всегда имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств: это и мимика, жесты, интонация.

           Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слова и  выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать словам смысл, противоположный тому, который они выражают.
          Под интонацией понимают одно из основных фонетических средств оформления высказывания как совокупность просодиче-
ских компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения. В любом высказывании или его части (предложении) можно выделить следующие компоненты: мелодику , интенсивность, темп , ритм , паузу,тембр.
Все эти компоненты - звуковая оболочка речи и звучания, материальное воплощение содержания, смысла речи. Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве.
              Особое значение речь взрослого (педагога) приобретает в процессе обучения детей родному языку, поскольку дошкольник усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у окружающих и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. В этом смысле речь взрослого для ребенка - образец принятого употребления языковых средств.
             Педагог должен всегда заботиться о выразительной стороне своего рассказа. Не чтец-декламатор, а заинтересованный очевидец - вот качество рассказчика, которое импонирует маленьким слушателям. Когда взрослый говорит увлеченно, дети слушают сказку, затаив дыхание. Они должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять историю, составить мнение о ее персонажах и, может быть, в дальнейшем использовать как образец для подражания.
          Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов.

            Нередко приходится отмечать, что эмоциональность, выразительность речи, живость эмоций очень часто проявляются у дошкольников в игре и в свободном общении (радость, восторг, обида, огорчение, гнев) и угасают, теряются в вынужденной ситуации (например, педагог говорит: «Расскажи сказку выразительно, красиво, передавая характер и настроение героев»). То же случается при составлении рассказов, связных высказываний или при построении ответов в ходе беседы со взрослым, когда ребенок замыкается (речь его становится тихой, монотонной, маломодулированной).
Больше возможностей в этом отношении имеют пересказы. Это связано с тем, что дети получают образец речи взрослого и подражают его мимике, интонации.
           Бывает так, что проявление эмоций, очень живо и выразительно дающееся младшим дошкольникам (в случае подражания взрослому: «Вот как рассердился Михайло Иванович!»; «Вот как плачет Аленушка!»), в меньшей мере или вообще не выполняется детьми более старшего возраста. Зависит это от индивидуальных психических особенностей ребенка. Наиболее же часто так происходит с детьми, осознающими и очень болезненно переживающими свой дефект, стремящимися его скрыть, завуалировать тихой, монотонной, невыразительной речью.
В каждой группе есть дети с эмоциональной, яркой речью, которые самостоятельно используют основные средства выразительности, экспериментируют, пробуют варианты для достижения лучшего результата, часто помогают своим товарищам произнести ту или иную реплику, показать ситуацию.
          В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности .
Особо надо выделить театрализованные игры с сюжетным замыслом и ролевыми действиями. Одна из ведущих ролей в них принадлежит логопеду. Дети вначале будут только зрителями. Речь логопеда на этом этапе служит им образцом для подражания. Они стараются прочувствовать интонации, особенно построенные на контрастах. Постепенно творческая активность детей возрастает, у них развиваются мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональная лексика

         Часть лексикона, которая способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих событий, а также решению различных коммуникативных задач.

         Наиболее адекватное средство выражения личного, субъективного отношения человека к тому или иному предмету высказывания, в той или иной ситуации, а также является средством выражения личных чувств, эмоциональных переживаний.

Введение ФГОС открыло перед нами новые, неизведанные методические компоненты реализации программы любого школьного учреждения. Они не загоняют нас в строгие рамки при устранении речевого дефекта, а предлагают поиск рациональных решений, что делает образовательный процесс более творческим и интересным.

 

Значимость овладения эмоциональной лексикой

 

1.     Обязательном использовании вербальных обозначений эмоций необходимых для осознания ребенком своих собственных эмоциональных переживаний и переживаний других людей, для адекватной коммуникации с ними;

2.     Использование эмоционально-оценочной лексики служит средством оречевления эмоций;

     Развитие эмоциональной лексики становится важным условием личностного и эмоционального развития, нравственного воспитания;

3. В данном процессе происходит обучение детей умению регулировать свои эмоции, развивается чувственная сфера, это может быть решено лишь при условии наличия у обучающихся  необходимых знаний;

4. Эмоционально-волевая готовность, рассматриваемая как один из важнейших критериев готовности ребёнка с нарушенной речью к коммуникации в социуме не может быть сформирована на достаточном уровне без владения ребёнком эмоциональной лексикой родного языка.

 

   Языковые средства выражения на слайде.

 

Этапы работы

Целью разработанной системы стало:

      Развить эмоциональный лексикон у младших школьников с ОНР как средства формирования эмоциональной компетентности в рамках специально организованной коррекционно-развивающей деятельности по развитию словаря.

Из поставленной цели были выделены задачи:

      Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об эмоциях;

      Развитие вербальные и невербальные средства общения;

      Формирование возможностей использования эмоциональных знаний и умений в процессе организованной коррекционно-развивающей  деятельности;

Создание условий для развития словаря и способности словесно выражать свои собственные чувства и чувства других людей.

В основе системы над развитием эмоциональной лексики лежит системно-деятельностный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

     В системе предусматривается уточнение эмоциональных состояний, понимание их детьми, расширение объема пассивного и активного словаря, развитие невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики) в плане их декодирования и кодирования (восприятия и воспроизведения), развитие интонационной стороны речи, развитие эмоционального пласта лексики, формирование операций анализа и синтеза, классификации, обобщения, умения строить умозаключения, давать доказательства.

 

Первый этап –  анкетирование обучающихся и их родителей, опрос педагогов, работающих с детьми, то есть сбор информации об общем состоянии ребенка и понимании ими своего состояния и состояния окружающих.

Второй этап – подготовительный.

1.     Изучение и уточнение эмоциональных состояний доступных возрасту.

2.     Развитие паралингвистических средств общения.

 

 В итоге на втором этапе необходимо:

·        научить детей распознавать эмоциональные состояния злости, грусти, испуга, радости и удивления, через беседы, используя мимические, пантомимические, жестовые средства и графические приемы;

·        развивать способность понимания свои и чувств других людей с помощью игровых, методических и музыкальных приемов и чувств.

Игры, используемые на данном этапе:

      «Угадай кто веселее»,

      «Озорные обезьянки»,

      «Облака»,

      «Наседка и цыплята»,

      психогимнастические упражнения (этюды) с элементами театрализованной деятельности:

     - «Новая кукла»,

     - «Баба Яга»,

     - «Фокус», «Золушка» и т. п.

     Для организации данной работы была сделана выборка игр и упражнений, а также комплексов гимнастик для развития мимической мускулатуры.

Третий этап – основной.

·        формирование лексику, называющую чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;

·        формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок;

·        формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем различных морфологических преобразований.

     На уроках используются игры и упражнения:

      «Скажи по-другому»,

      «Я начну, а ты продолжи»,

      «Кто больше придумает слов»,

      «Слова-приятели»,

      «Истории в картинках», «Составь предложения», «Прочитай письмо», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Карлики и великаны», «Про кого (что) можно сказать», «Похожие слова», «Собери рассказ» и др.

     В ходе занятий можно вводить задания, основанные на анализе деформированных предложений. Эти задания будут способствовать усвоению и практическому закреплению сведений о связном предложении, употреблению эмоциональной лексики в предложениях.

     Таким образом, развитие эмоциональной лексики требует систематической и поэтапной работы, которая включает в себя основной ведущий вид деятельности – игр на развитие эмоциональной лексики.

Проверка собственных ощущений на слайде.

 

 

 


 

Развитие эмоционального лексикона у младших школьников с

Развитие эмоционального лексикона у младших школьников с

Когда взрослый говорит увлеченно, дети слушают сказку, затаив дыхание

Когда взрослый говорит увлеченно, дети слушают сказку, затаив дыхание

В каждой группе есть дети с эмоциональной, яркой речью, которые самостоятельно используют основные средства выразительности, экспериментируют, пробуют варианты для достижения лучшего результата, часто помогают своим…

В каждой группе есть дети с эмоциональной, яркой речью, которые самостоятельно используют основные средства выразительности, экспериментируют, пробуют варианты для достижения лучшего результата, часто помогают своим…

Введение ФГОС открыло перед нами новые, неизведанные методические компоненты реализации программы любого школьного учреждения

Введение ФГОС открыло перед нами новые, неизведанные методические компоненты реализации программы любого школьного учреждения

Целью разработанной системы стало: •

Целью разработанной системы стало: •

Изучение и уточнение эмоциональных состояний доступных возрасту

Изучение и уточнение эмоциональных состояний доступных возрасту

Баба Яга», - «Фокус», «Золушка» и т

Баба Яга», - «Фокус», «Золушка» и т

Таким образом , развитие эмоциональной лексики требует систематической и поэтапной работы, которая включает в себя основной ведущий вид деятельности – игр на развитие эмоциональной лексики

Таким образом , развитие эмоциональной лексики требует систематической и поэтапной работы, которая включает в себя основной ведущий вид деятельности – игр на развитие эмоциональной лексики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2024