«ИСТОРИЯ ПРАВА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
сценарий праздника для 8-10 классов
Сцены «ИЗ ИСТОРИИ ПРАВА И ПРАВ»
Выходят ведущие — ОН и ОНА.
ОНА: Приветствуем вас, дорогие зрители!
ОН: Мы очень рады, что вы собрались, чтобы узнать...
ОНА: ... хоть кое-что...
ОН: Как же так произошло, что наши предки придумали такое понятие, как право...
ОНА: ...да еще догадались создать государство...
ОН: ...что позволило человеку разумному стать человеком цивилизованным.
ОНА: Правда, мне кажется, что не все люди цивилизованные, стоит только иногда посмотреть на наши перемены в школе.
ОН: Это мелкие частности, относящиеся совсем к другой епархии, а мы сегодня будем говорить о законах, судах, попытаемся заглянуть в прошлое. Долгую историю пришлось пройти человечеству, чтобы понять, что право нужно человеку, как Солнце...
ОНА (тихонько в сторону, с улыбкой): ... воздух и вода — наши лучшие друзья...
ОН: Что свод законов — это такое же достояние человечества, как колесо...
ОНА: ... истории или Фортуны...
ОН: Что без осознания своих прав, человек...
ОНА: ... и не туды и не сюды...
ОН: ...перед законом всегда не прав. И чтобы запомнить это, пробежимся…
ОНА: ... легким бегом…
ОН: ... по занимательной истории права и законности до и после появления государств на карте мира...
ОНА: ... пока по чьему-нибудь велению их вновь не закрыли… Итак как в студенческой песне: «Вспомним мезозойскую мы эру…»
Он: Тогда еще прав не было.
Она: Потому что не изобрели автомобиль?
Он: В те времена природа еще не изобрела человека…
Она:…на свою голову!
Он: Попытаемся с помощью нашего театра оглянуться назад, всего на десяток тысяч лет до нашей эры.
ОНА: Это было тогда, когда случались экологические катастрофы, великие оледенения и не менее великие таяния, ведущие к всемирным потопам. Случались извержения, происходили землетрясения и прочие напасти...
ОН: ...непременно ведущие к голоду среди тогдашнего населения. Чтобы выжить, человек должен был разумно распределять добычу. Это можно было «узаконить» только силой.
ОНА: Значит, право, как и прочие достижения человечества, возникли в связи с необходимостью.
Звучит фонограмма музыкального отрывка — «историческая заставка». Выходят местные барды и исполняют под гитару с немудрящей мелодией песню, со скромным названием:
ПРОСТАЯ ЧЕТВЕРТИЧНАЯ ИСТОРИЯ
Период Четвертичный
Для жизни был критичным,
Он фауне наделал много бед.
Как панцирем закован,
Лежал в снегах суровый
В период неолита Старый свет.
Пропали носороги,
Исчез медведь в берлоге,
Лишь мамонт бороздит ближайший луг.
В пещерах махайроды
Жить не дают, уроды,
Но создан против них топор и лук.
Природы силы рьяны,
Разбужены вулканы.
Они мышьяк и серу мечут ввысь.
Такая незадача,
Покинула удача:
Средь мамонтов мутанты повелись.
Для многих поколений
Тяжелым было время:
Попробуй, поохоться без собак.
Пришлось ввести обычай,
Как добывать добычу
И разделять ее на части как.
Обычай был по нраву,
Но чтоб найти управу,
Вождь силой споры быстро разрешал.
Кулак усилил право,
Жизнь потекла на славу.
Народ к цивилизации шагал.
ОНА: История не сохранила имени первого, кто придумал слово «закон» и ввел его в обиход. Однако полагают, что законы плавно перешли из разряда обычаев, навязанных старшими, в законы, придуманные сильнейшими. Попробуем приподнять покрывало истории и войти...
ОН: ...а может быть, вляпаться в историю доисторических времен.
ОНА: В переводе с древнекаменного, на современногородской сленг она звучала бы, возможно, так «Законы в каменном веке» в исполнении...
ОН: Первого охотника по имени Поко-Моко!
Выходит Поко-Моко, машет большой рогатиной.
ОНА: Второго охотника по имени Таром-Даром!
Выходит Таром-Даром, потрясает трезубцем или большой вилкой.
ОН: Третьего охотника по имени Буки-Веди!
Выходит Буки-Веди, потрясает луком со стрелами.
ОНА: А также Вождя и двух неолитических дам и мамонта-мутанта.
Ведущие уступают сцену неолитическим охотникам.
СЦЕНКА «ПРОСТАЯ ЧЕТВЕРТИЧНАЯ ИСТОРИЯ»
Три охотника приносят маленького рогатого мамонта в 4-х тапочках, шубе и противогазе, бросают его на подстилку и, ворча, ожидают Вождя.
1-ый ОХОТНИК: Поймали, а кого – не понятно, вот-те и на…
2-ой ОХОТНИК: Какой-то мутант, вишь, какая экология вокруг. (Крутит головой, показывает на трибуны). Небось, Мичурин балуется.
1-ый ОХОТНИК: Думали, мамонта гоним...
3-ий ОХОТНИК: (Осматривает хобот, рога). Это помесь мамонта с оленем благородным.
2-ой ОХОТНИК: (Про себя): Генетик липовый... (Вслух, громко): В чем его благородство-то, в рогах на босу голову?
Входит вождь с каменным топором.
ВОЖДЬ: Мутант — не мутант, а делить будем согласно обычаю, по справедливости и согласно вкладу каждого в общее охотное дело.
2-ой ОХОТНИК: (Ворчит себе под нос.) Знаем мы вашу справедливость.
ВОЖДЬ: Ты, доблестный Поко-Моко — Длинный Нос, за то, что первым учуял добычу (и когда, наконец, мы собак приручим?), получаешь хобот.
Замахивается топором, мамонт испуганно протягивает хобот, Вождь величественно отдает I-му противогаз с «мамонта».
ВОЖДЬ: Ты, Таром-Даром — Быстрые Ноги за то, что догнал и перегнал зверя, получаешь копыта, учись подковывать заранее!
«Отсекает» для 2-ого тапочки со всех 4-х ног.
ВОЖДЬ: А ты, Бука-Веди, Следопыт- Не бывающий Дома, за то, что читать умеешь... следы, получаешь... получаешь... рога. (В сторону, тихо, пытаясь приложить их к голове 3-го). Хотя их ты и без меня заработаешь.
Пытается вручить рога 3-ему, тот отшатывается. Вбегают 2 женщины.
1-я ЖЕНЩИНА: А нам?
ВОЖДЬ: А что вам? Пока вождь свою тушу не получит... согласно обычаю, бабам делать нечего!
2-я ЖЕНЩИНА: А нам новую шкуру на вечерний бал у костра, сам же назначил нас на первую пляску!
ВОЖДЬ: Опять им шкуру еще не убитого зверя. Сколько ж можно! Еще ведь и моду не изобрели! М-м-м... Однако ж сам назначил...
Ворчит, но вытряхивает «зверя» из шубы, подает дамам. Те, красуясь, примеряют, уходят. Вождь поднимает руки кверху...
ВОЖДЬ: А теперь, согласно обычаям...
МАМОНТ: А ведь так и живота лишиться не долго, не успели порешить, а уже делят…
Вскакивает и убегает, охотники за ним.
ВОЖДЬ: Вернись, куда, это ж моя доля!.. Ох, тяжела ты доля вождя! Вот кара за то, что сам нарушил обычай, не с того, видно, начал!... А все бабы, вечно голову морочат!
Вождь удаляется. Выходят ведущие.
ОН: Внимание, вопрос. Вождь сказал, что он не с того начал. Действительно, что из того, что по мнению многих ученых, отделяет человека от мира животных, не сделал вождь?
Ожидание ответов зрителей. Тому, кто правильно ответил, вручить небольшой приз.
Правильный ответ: Вождь должен был сначала принести жертву духам или первобытным Богам, ибо с того момента, когда люди выделили себя из природы и наделили силы природы душой, «начинается» человек.
ОНА: Колесо истории катилось без остановок, сила утвердила свои порядки.
ОН: Но уже родился Его Величество Закон, который даже иногда мог урезонить силу, призвать ее к порядку. Появились писаные законы, появились чиновники, которые следили за исполнением законов и сами по установленным правилам вершили суд.
ОНА: За прошедшие века и тысячелетия обычаи угнездились в сознании людей настолько, что объявили себя законами, писаными Богами.
ОН: Боги же освятили ритуалы...
ОНА: ...особенно те, которые с подношениями...
ОН: Приподнимем саван времени над древней землей Кемет, ныне именуемой Древний Египет.
ОНА: Древнюю историю древнего египетского суда мы рассмотрели собственными глазами в щелочку истории. И вот что получилось.
ОН: Вот он, главный герой Бату, парень — простофиля.
Проходит по сцене Бату с гитарой и мешочком за поясом, скрывается за левой кулисой.
ОНА: А это Исидор — парень не промах.
Появляется Исидор с горшком и 2-мя мешочками, минует сцену в том же направлении.
ОН: Какой же суд без египетского Писца!
Выходит с чернильницей, стилом и свитком-папирусом и садится на циновку перед судейским стулом с подушкой. Стул стоит в правой части сцены
ОНА: И, тем более, без Судьи!
СЦЕНКА «ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ СУД НАШИМИ ОЧАМИ»
Появляется Судья с печатью на шее, проходит позади писца, взгромождается на подушку, сопровождающие его молчаливые стражи с палками становятся позади.
Писец берет в руки стило, пишет что-то напевая.
ПИСЕЦ (не замечая судьи, на мотив песенки «Учат в школе» поет или бормочет речитативом): Тонким стилусом писать и папирусы читать
Учат в храме, учат в храме, учат в храме.
Звезды на небе считать, пирамидки собирать
Учат в храме, учат в храме, но не мама.,.
СУДЬЯ: Ишь ты, распелся!
ПИСЕЦ (про себя): Ой, он уже здесь! (вслух) А что, Нерону можно, а мне нельзя?
Писец придвигается поближе, устраивается сбоку с чернильницей, свитком и пером, стража по бокам.
СУДЬЯ: Цыц, букашка! До Нерона еще дожить лет этак с тысячу надо. И вообще, «Что положено Юпитеру...
ПИСЕЦ (про себя): Юпитер тоже еще не родился...
СУДЬЯ: ... то не положено быку».
ПИСЕЦ: Но ведь у нас бык пока еще не священная корова!
СУДЬЯ: Слава Богам, а то бы и есть нечего было. А с тебя хватит и богини Сешат, сестры Тота-Мудрейшего. Прими позу, сейчас придут.
Писец застывает в позе «лотоса». В стороне встречаются Бату и Исидор. Исидор держит котелок за спиной, Вату с гитарой за спиной что-то ищет.
БАТУ: О, Исидор, привет! Ты случайно мой горшок не видал?
ИСИДОР: Такой маленький?
БАТУ: Да!
ИСИДОР: Грязненький?
БАТУ: Да!
ИСИДОР: Нет, не видел. (Отворачивается, хочет уйти, но Бату виден горшок за его спиной).
БАТУ: Да вот же он, давай скорее. (Исидор отдает нехотя, предварительно перевернув). Ой, а почему дна нет? И горлышко заделано?
ИСИДОР: Да чем заделано-то?
БАТУ: Да! Все заделал... чем-то. Что ты с ним сделал!
ИСИДОР: А ничего!
БАТУ: Я тебе его целым давал!
ИСИДОР: А я какой вернул?
БАТУ: Испортил, сломал.
ИСИДОР: Неправда, ничего я не сломал, ничего не вставлял.
БАТУ: Сломал, не отпирайся.
ИСИДОР: Да у меня ни ключей, ни замка сроду не было!
БАТУ: Отказываешься? Отпираешься? Друг называется, обидел друга! О боги, где же справедливость!!!
Поет или нараспев декламирует на мотив песенки Винни -Пуха:
Жизнь — предмет простой,
Нужно, чтоб пустой
Не был твой горшок, кошель и кубок.
Но как мне жить в Египте здесь,
Когда в горшке лишь стенки есть.
И фараон в налог забрал последний рубль?..
Решено, в суд пойдем!
Бату тащит Исидора и горшок к судье. Добравшись до судьи, падают перед ним на колени.
БАТУ: Хвала Тоту Справедливому — владыке нашего Шмуна и всей земли Кемет! Хвала Хапи, дарующему разлив, посылающему ил на поля и урожай и мне — ничтожному пахарю Бату.
ПИСЕЦ (пишет и бормочет): Пахану Батыю...
БАТУ: Господин судья! Я осмеливаюсь обратиться со своим делом. И пусть Тот-Мудрейший осеняет решение, а сестра его Сешат да поможет записать истину!
Молчаливый кивок судьи. Истец Бату снова стукается лбом о циновку, кладет подношение и продолжает.
БАТУ (продолжает): Это сосед мой Исидор, взял у меня горшок, целым взял. А вернул горшок с замурованным горлышком без дна! (Показывает перевернутый горшок).
ПИСЕЦ (пишет и бормочет): ... в горле ком, бездарь...
БАТУ: О мудрейший и справедливейший! Пусть Исидор заплатит мне 20 мер зерна нового урожая за горшок, а за дурное отношение к Богам получит 20 ударов гибкими палками по пяткам!
Судья простирает длань. Начинает говорить ответчик, положив подношение побольше.
ИСИДОР: О, великий судья — мудрейший продолжатель дела Тота на земле Кемет! Не виновен я в том, что говорил этот человек! И покарай меня, словно Сет-Суровейший, если я трижды не докажу невиновность свою.
ПИСЕЦ (пишет и бормочет): ... новость словлю...
ИСИДОР: Во-первых, я не брал у Бату никакого горшка, у меня самого есть такой же, только побольше. Во-вторых, когда я принес домой этот горшок, у него уже не было дна и горлышко плотно заделано. Зачем мне такой горшок? У меня такой же есть, только поменьше. В-третьих, вернул я ему его горшок с дном и горлышком, потому что у меня самого есть, только целый еще с неизвестного года.
ПИСЕЦ (пишет и бормочет): невеста годна...
ИСИДОР: Я привел три доказательства правоты своей, прими решение, о справедливейший!
Достает еще один сверток и подвигает судье. Тот, взвесив подношения, помолчав, снимает с шеи печать, перекладывает ее из руки в руку, а затем припечатывает ее ко лбу ответчика Исидора.
БАТУ-истец: О, пощади бедняка, у меня же нет столько!
Стражи уносят Бату, Исидор уходит, пятясь, низко и радостно кланяясь.
Конец
Выходят ведущие.
ОНА: Не помогли Боги истцу БАТУ, ибо не следует простофиле тягаться с богатыми и умные. Внимание вопрос: Какая мера наказания была вынесена судьей?
Ожидание ответа из зала.
Правильный ответ: 20 мер зерна, 20 ударов палками по пяткам, т.е. та мера наказания, что предложил истец. Судья же только прикладывает печать ко лбу того, кого считает правым.
ОН: Мы приняли от зрителей последние ответы. На этом наше мероприятие подошло к концу, но всегда помните, как говорили древние римляне «Dura lex sed lex».
ОНА: «Закон суров, но это закон».
ОН: Вот теперь начнется первый тур нашей викторины «Что? Где? Когда?». Помните, что это — игра, что вам не будут задаваться такие вопросы, к которым вы привыкли на уроках в школе или на олимпиадах. Вопросы будут касаться самых разнообразных тем, вам же стоит призвать на помощь не только знания, но и житейскую мудрость, логику и смекалку, правила морали и обычаев, ибо кое-какие подсказки обязательно скрываются в преамбуле вопроса. Запоминайте имена, даты, обстоятельства, пытайтесь представить себя на месте описанных героев вопроса, и вы, мы уверены, найдёте правильный ответ, который умещается всего в одно, два, от силы три слова. Ответ принимается от той команды, которая первой поднимает руку. В том случае если ни одна из команд не даст правильного ответа, на помощь может прийти зал. Мы примем три попытки правильно ответить, по одной от представителей каждого класса. За каждый правильный ответ команды –3 балла, за правильный ответ зала 1 балл команде того класса, в котором учится болельщик. Следить за игрой и оценивать ответы жюри будет наше компетентное жюри в составе: _________________________________________
Проводится 1 тур.
ОНА: А сейчас мы предлагаем командам перейти ко второму туру нашей игры. Каждая из команд получает по три вопроса с вариантами ответов к ним. В течение одной минуты на них нужно ответить. Ответы из зала не принимаются.
№ |
Вопрос |
Вариант ответа |
1. |
В книге «Нелепости в законодательстве местных властей» есть постановление в городе Чаунтейнин: все лошади в городе должны появляться на публике только |
А) в штанах Б) в шорах и наушниках В) в нахвостниках Г) в сапогах |
2. |
Как сообщает английский журнал «Ридерс дайджест», чемпион по марафонскому бегу американец Билл считает, что большая заслуга в том, что он добился таких результатов: |
А) его тренера который бегал вместе с ним Б) преступников, которые вынуждали его убегать от них В) борзой, которую нужно было выгуливать Г) его кредиторов, от которых приходилось спасаться |
3. |
В Средневековой Европе согласно обычаю, ставшему нормой закона, преступник мог спастись от казни, если: |
А) давалась огромная взятка в пользу короля Б) случалась перед казнью гроза, воспринимаемая как заступничество Божие В) находилась невинная девица, пожелавшая провести ночь с осужденным Г) находился «дублер» на роль казнимого из родственников осужденного |
1 |
В 1980 г. депутаты английского парламента большинством голосов разрешили применение в школах предмета размером в 2 и 3 фута для разных возрастных групп. Это были: |
А) стёк для верховой езды, введенный с целью физической закалки Б) спинные дощечки для формирования правильной осанки детей В) передники для сохранности формы Г) розги фабричного производства |
2. |
Семнадцатилетнего американского угонщика, который оправдывался желанием «вырваться на лоно природы», наказали, направив его: |
А) на экскурсию в морг, где хранились жертвы аварий Б) в клуб любителей природы для перевоспитания В) на исправительные работы в авторемонтную мастерскую Г) на строительство дорог: пусть узнает: где раки зимуют |
3 |
По закону Ману индус мог поменять жену, не рожавшую детей на 8-м году брака, рожающую мертвых детей - на 10 году, рожающую только девочек - на 11 году. А сварливую жену мог поменять: |
А) немедленно Б) после публичного скандала В) через год после свадьбы Г) по разрешению суда старейшин |
1. |
В 1925 г. на суде в Детройте обвинитель Брайан произнес: «…наука должна уступить и подчиниться свидетельству слова божьего. Теория эволюции Дарвина должна быть запрещена…» Этот суд назвали: |
А) суд протестантской инквизиции Б) Церковь против богохульства В) Процесс о тварях божьих Г) Обезьяний процесс |
2. |
В Древнем Риме действовали законы 12-ти таблиц. В таблице № 8 говорилось: «Кто злую песнь распевает, тому смертную казнь» Такой песней называли: |
А) частушки о неугодном правительстве Б) богохульные речи В) песни с непристойными словами Г) клевета |
3. |
В 321 г. римский император Константин 1 ввел своим указом одно понятие, которым мы пользуемся до сих пор. Тогда это понятие касалось работы рабов и судов. Это понятие: |
А) презумпция невиновности Б) оплата за произведенный труд В) клятва верности государству Г) выходной день |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.