Внеклассное мероприятие

  • docx
  • 07.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Разработка правовой игры.docx

Разработка правовой игры

«Право на жизнь и проблемы смертной казни»

Цель игры:

Играющие имеют возможность задуматься над тем, что и отвергаемые члены общества имеют право на жизнь, над необратимостью смертной казни, как наказания в случае судеб­ной ошибки, над тем, как влияет смертная казнь на людей, причастных к ней, и на общес­тво в целом. Ребята в игровой форме могут пережить и прочувствовать некоторые непри­ятные ситуации, связанные с нарушением их права на жизнь, что обычно снимает убежде­ние: «Это может случиться с кем угодно, толь­ко не со мной», - и заставляет более серьезно задуматься над этой проблемой.

Игра рассчитана на детей минимум треть­его класса, и играть в нее можно в группе примерно от 4 до 12 человек. (Играющие де­лятся на команды по 2-3 человека или, если их совсем мало, играют по одному). Для ее про­ведения необходим ведущий.

Реквизит:

игровое поле таких размеров, чтобы все поместились вокруг него,

карточки, на которых описаны ситуации, происходящие в игре (см. приложение),

•        игральный кубик,

•        фишки по числу участников (у членов одной команды фишки одинакового цвета).

Сюжет игры:

Журналисты разных провинциальных га­зет приезжают в столицу некоего государст­ва (это не КР) на встречу со своим ми­нистром внутренних дел. На ней министр рас­сказывает о новой программе правительства по борьбе с преступностью, поддержанной парламентом. Решено ужесточить меры на­казания и активнее проводить их в жизнь. Встреча проходит в пятницу вечером. В по­недельник утром репортажи о ней или статьи на близкие к ней темы должны быть достав­лены в Дом прессы, где находятся корпункты всех этих газет. За два с половиной дня с героями происходит много разных событий. Они-то и составляют основу игры.

Ход и правила игры:

Прежде всего ведущий делит играющих на команды по 2-3 человека. Лучше, если число команд будет не больше четырех. Это представители различных газет, приехавшие на встречу с министром. Ребята могут придумать для своей га­зеты название и то, каким вопросам она обычно посвящена.

После того как команды готовы, ведущий рассказывает ребятам о встрече с минист­ром внутренних дел и его новой программе по борьбе с преступностью. Небольшую речь министра можно написать заранее и про­честь ее или же просто сказать, о чем шла речь на встрече. («С каждым месяцем коли­чество преступлений возрастает. Бездомные и нищие, а все они обманывают и воруют, скоро заполнят нашу столицу. Обычные люди боятся выходить на улицу даже днем. Необ­ходимо срочно принять меры, и поэтому мы ужесточаем наказания и начинаем решитель­ную борьбу с нищенством!»).

Наша игра настольная, поэтому здесь действую те же правила, что и во всех настольных играх. Играющие кидают кубик и пере­двигаются на выпавшее число клеток.

Если от клетки идет стрелочка, тот, кто стоит на ней, переезжает на другую клетку. (Если это цветные клетки, то играющие за один ход просто переезжают на следующую цветную клетку по стрелочке). Цель игры -добраться до Дома прессы (последняя кле­точка) и передать статью (репортаж, рисун­ки) в свою газету. Команда («группа журна­листов») движется целиком. Игровое поле -это движение и в пространстве (к Дому прес­сы), и во времени (с пятницы до понедельни­ка). Конечно, все это достаточно условно, тем более что по некоторым сюжетным ли­ниям проходит гораздо больше времени, чем два дня, но мы ведь только играем.

На каждой клеточке лежит карточка с опи­санием ситуаций, происходящих в данный момент с игроками. Оказавшись на какой-то из клеточек, команда снимает карточку и чи­тает ее вслух (или же ее читает ведущий). Это нужно для того, чтобы все участники игры получили полную информацию о раз­ных сторонах права на жизнь и проблемы смертной казни. Если команда оказывается на клеточке, где карточка уже снята и прочи­тана, а на предыдущих клетках еще остались «ситуации», ближайшая карточка сзади сдви­гается вперед, и команда читает ее. Такое правило обеспечивает вступление в игру всех «ситуаций». Если же позади ничего не оста­лось, команда просто идет дальше.

Игра продолжается до тех пор, пока все команды не дойдут до финиша («Дома прес­сы»). Это также необходимо для того, чтобы были прочитаны все карточки, и все играющие их услышали. Когда все команды закончили игру, ведущий просит их подготовить статьи, репортажи или рисунки о том, что с ними случилось и что они думают по этому поводу.

В конце проходит обсуждение работ. На нем можно более подробно поговорить о чувствах играющих в разных ситуациях, об их оценках происшедшего.

Приложение:

1. Зайдя в квартал трущоб, вы видите необычно большое число полицейских. Стре­мясь понять, в чем дело, вы спрашиваете ближайшего. Он говорит: «О, это мы сегодня чистим город от всякой мрази! Тут беспри­зорников тьма-тьмущая. Воруют, на людей нападают. Хорошо недавно закон вышел, кого поймаем - в колонии, а так и убить можно, если побежит. Никакой ответственности. Так что вы тут аккуратнее. Стрелять будем».

2. Навстречу вам идет девочка. Она гряз­на и в лохмотьях. Видно, что у нее нет дома. Вы журналисты и поэтому стремитесь добыть любой интересный материал. Вы решаетесь взять у нее интервью. Вначале она отказыва­ется, но когда вы даете ей немного денег, она говорит: «Моя мать умерла три года на­зад, и я осталась совсем одна. Я живу на улице, потому что хозяин дома прогнал меня. Нас шесть человек на Набережной, мы дер­жимся вместе, спим под машинами и на чер­даках, а еду берем на рынках – воруем или подбираем то, что выбросили. А вообще в этих районах таких, как мы, много, может несколько тысяч. Полиция нас не любит, мы называем их «мусорщиками», потому что они выживают нас.  Если у уличных детей нет денег, их убивают. Когда мы воруем, то пол­овину отдаем полиции, чтобы они не аресто­вали нас. Но это еще не страшно. Иногда они устраивают большие чистки - выходят с авто­матами и половину убивают, а половину арес­товывают. Нас никто не защитит».

3. Вы идете по узкой улочке по направле­нию к центру города. Неожиданно мимо вас проносятся несколько уличных мальчишек. Вслед им гремит автоматная очередь.

4. На площади никого нет. Вы решаете рискнуть пересечь ее. Но ровно посредине вас настигают выстрелы. Вы бросаетесь на землю и неподалеку замечаете лежащего мальчика. Вокруг него кровь. (Бросьте ку­бик, и если выпало четное число, вы тяже­ло ранены. Начните игру сначала).

5. Вам на встречу, перекрыв улицу, движется строй полицейских с автоматами. Из соседнего дома, в котором явно уже никто не живет, доносятся крики и на улицу выскакивают несколько ребят. Вслед им выбегают несколько людей в форме, и тут же раздаются выстрелы. (Бросьте кубик, и если выпало четное число, вы тяжело ра­нены. Начните игру сначала).

6. Наконец наступает вечер этого тяже­лого дня. Вы в безопасности, в гостинице и можете отдохнуть. Пропускаете ход.

7. Утром следующего дня у вас в номере раздается стук в дверь. «Откройте, поли­ция!». Вы открываете и видите группу поли­цейских. Лейтенант протягивает вам ордер на арест. Вы обвиняетесь в убийстве антик­вара Эндрю Максвелла. Вы последний захо­дили в его магазин. В самом деле, вчера вы как раз посетили магазин «Скарабей».

Но это не я! - кричите вы.

Суд разберется.

(Вы переходите на Красную клетку)

8. Утром вы отправляетесь купить какую-нибудь газету и на углу у станции метро слышите громкий крик газетчика: «Высокий человек казнен по делу об убийствах в Вос­точном пригороде». Заинтересовавшись, вы покупаете газету и читаете статью: «Наши читатели помнят леденящее кровь дело о семи убийствах в Восточном пригороде. Пять лет назад кто-то хладнокровно расправился с семью мирными жителями. Он делал это в сумерках, на пустырях, когда никто не мог помешать ему. С тех пор наша полиция пы­талась найти преступника. Первый подозре­ваемый был арестован в том же году. Через месяц по решению суда он был казнен. Од­нако спустя два месяца выяснились новые данные и был арестован новый подозревае­мый. Он тоже был казнен. Так продолжалось шесть раз. И вот теперь один из высоких чинов полиции, пожелавший остаться неиз­вестным, сообщил нам, что и последний об­виняемый не был маньяком из Восточного пригорода. Судебная ошибка повторилась шесть раз! Пятеро казненных уже реабили­тированы Верховным судом, но кто вернет их безутешным семьям?»

9. Вы отправляетесь прогуляться по го­роду и случайно попадаете на городское кладбище. Вы бредете по тихим аллеям и неожиданно замечаете маленькую женщину, одетую в черное. «Вот, - говорит она, когда вы проходите мимо, - законы убили его, мужа моего. Сказали, что он украл, а кассира убил. А он всегда был тихий и добрый, не мог он этого сделать! А они в суде его засудили, а потом расстреляли. Уже семь лет прошло, а теперь говорят, что это был не он. А его-то не воскресишь. Что у нас за законы такие?».

10. Снова ночь. Вы мирно засыпаете и просыпаетесь от страшного стука в дверь. На пороге вашего номера стоят полицейс­кие. «Вы арестованы по обвинению в торгов­ле наркотиками. Вот ордер на арест». (Вы переходите на Красную клетку)

11. Утром следующего дня вы отправляе­тесь на «круглый стол», посвященный про­блеме смертной казни. На нем вы слушаете выступления известных социологов и психо­логов. Вот выступление социолога: «Многие люди уверены, что смертная казнь сдерживает рост преступности. Мол преступники, зная, что их ждет, не будут совершать пре­ступления. Однако многие статистические ис­следования в разных странах показали, что наличие или отсутствие смертной казни ни­как не влияет на уровень преступности. Всплески и затухания ее возможны как в государстве, где принята смертная казнь, так и там, где ее нет. Когда преступник совер­шает преступление, он никогда не думает, что его могут казнить. Либо это происходит в состоянии аффекта, либо он надеется, что избежит наказания. Так что тяжесть возмож­ного наказания никак не заставляет его от­менить преступление».

12. На «круглом столе», посвященном проблеме смертной казни, вы слушаете вы­ступление психолога: «Я бы хотел сказать о двух вещах - влиянии смертной казни на при­говоренного и влиянии ее на общество в целом. Исследованиями доказано, что, ког­да преступники, оказавшись за решеткой, находятся в состоянии неизвестности, раз­рываясь между надеждой выжить и необхо­димостью готовиться к смертной казни, они испытывают тяжелейшие духовные и физи­ческие муки. А вместе с ними мучаются и тюремная администрация, которая организу­ет казнь, врач и приводящие приговор в ис­полнение. Кто-то должен выполнять все это и расплачиваться своей совестью, своей ду­шой. Когда же приговор приведен в испол­нение, страдают родственники казненного. Они же не виноваты в том, что он преступ­ник, но мучаются».

13. На «круглом столе» выступает один из известных политиков: «Прежде всего, смер­тная казнь - карательная мера. Она не может привести к главной цели наказания - пере­воспитанию преступника. Общество и госу­дарство просто избавляются от ненужных им -членов, причем делают это тем же самым способом, что и преступник, - убийством. Продуманно и хладнокровно у человека от­бирают жизнь, пусть у плохого человека, но ведь не государство дало ему эту жизнь. Совершая казни, государство тем самым обесценивает жизнь человека и подает сво­им гражданам пример жестокости».

Красная клетка. Вас привозят в тюрьму, несколько раз допрашивают, и вы с ужасом убеждаетесь, что следователи уверены в ва­шей виновности. Суд проходит быстро. При­сяжные соглашаются со следователями, и судья выносит приговор: «По статье 12 Уголовного кодекса вы приговариваетесь к высшей мере наказания - смертной казни». «Эти судебная ошибка», - пытаетесь крикнуть вы, но вас не слушают. (Вы переходите на Голубую клетку).

Голубая клетка. Итак, вы приговорены к смертной казни. Вас перевели в одиночную камеру и установили за вами специальный надзор. Однако срок казни неизвестен. Вна­чале вы полны энергии бороться за свою жизнь и подаете апелляцию в Верховный суд, но проходит месяц, другой и все начинает казаться вам неважным. Ожидание смерти заслонило весь остальной мир. Вы не може­те есть, спать. Часами вы сидите на одном месте, ни о чем не думая. Одна мысль иног­да посещает вас: «Быстрей бы, за что они меня так мучают!». (Бросьте кубик, и если выпало нечетное число, вас амнистирова­ли. В этом случае перейдите на Желтую клетку. Если же выпало четное число, вы переходите на Черную клетку).

Черная клетка. В один из дней к вам приходит тюремный врач. Он проверяет со­стояние вашего здоровья. (Он обследует вас). Вдруг он не выдерживает и начина говорить: «Что я делаю здесь! Я же давал клятву Гиппократа! Я должен сохранять жизнь, пока есть надежда ее спасти, а не участвовать в разрешенном законом убийст­ве! Я решаю, можно ли убить человека сей­час или еще подождать. А ведь бывает, что человека удается казнить не сразу. Ни один из способов казни не гарантирует мгновен­ного наступления смерти. Тогда я должен осмотреть человека и, если он жив, разре­шить продолжение казни. Почему мы, до­брые и честные люди, должны так мучить других людей, пусть даже страшных преступ­ников! И все вокруг мучаются - охрана, палач и я. Нет, я так больше не могу! Закон о смертной казни убивает не только преступ­ника». (К сожалению, вас казнили. Начните игру сначала).

Желтая клетка. В камере, куда вас пе­ревели, вы знакомитесь с Эриком Венсеном, и он рассказывает вам свою историю: «В армию я пошел еще мальчишкой, мне было 15 лет. Определили меня во внутренние во­йска и стал я потом охранником в тюрьме. Я был дисциплинированным и исполнительным, и в конце срока моей службы подошел ко мне начальник тюрьмы и говорит: «Хочешь, оставайся у нас еще, у нас место освободи­лось - приводить приговоры в исполнение. Зарплата большая и отпуск длинный». Я вна­чале отнекивался, а он говорит: «Это же ред­ко бывает, ну раза три или четыре в год». Я согласился. Ох, и худо мне пришлось. За неделю начали руки трястись. Закрою глаза, и передо мной они стоят, кого я того... Мой предшественник тоже из-за этого ушел. Стал я нервным от этих переживаний. И пить на­чал. Однажды выпил и подрался, да чуть не убил. Так и сюда попал». (Вы переходите на клетку 11)