Внеклассное мероприятие «История саамов Кольского полуострова».
Оценка 4.9

Внеклассное мероприятие «История саамов Кольского полуострова».

Оценка 4.9
ppt
28.12.2021
Внеклассное мероприятие «История саамов Кольского полуострова».
pril.ppt

Внеклассное мероприятие «История саамов

Внеклассное мероприятие «История саамов

Внеклассное мероприятие
«История саамов Кольского полуострова».

Саамы – малочисленный финно-угорский народ, коренной народ

Саамы – малочисленный финно-угорский народ, коренной народ

Саамы – малочисленный финно-угорский народ, коренной народ Северной Европы.

Скандинавы и русские называли их «лопари», «лопляне» или «лопь», от этого наименования происходит название Лапландия (Лаппония, Лаппоника), то есть «земля лопарей». Область знаний, сферой изучения которой является этнография, история, культура и языки саамов, называется «лопаристикой», или «лапонистикой».

Наиболее ранние письменные упоминания о саамах относятся к

Наиболее ранние письменные упоминания о саамах относятся к

Наиболее ранние письменные упоминания о саамах относятся к I в. н.э. Римский историк Публий Корнелий Тацит в очерке «Германия» называет саамов феннами и упоминает о том, что они занимаются охотой, живут в шалашах и не держат домашнего скота.

Древние головные уборы из шкурок птиц у саамов

В труде «География» Клавдия Птолемея (II в. н.э.) впервые выделяются прибалтийские и скандинавские саамы (позднее названные «дикой лопью» и «финской лопью»).

Этноним «лопь» или «лопари» в современной транскрипции появился в

Этноним «лопь» или «лопари» в современной транскрипции появился в

Этноним «лопь» или «лопари» в современной транскрипции появился в XII в. в трудах датского летописца Саксона Грамматика и впоследствии укоренился в европейских языках, став синонимом слова «саамы».
В описании саамского быта, которое оставил Саксон Грамматик, делается акцент на умение саамов охотиться с луком, ходить на лыжах, на их способность предсказывать будущее и управлять силами природы.

Изоляция кольских саамов, начавшаяся с

Изоляция кольских саамов, начавшаяся с

Изоляция кольских саамов, начавшаяся с IX-X вв., была вызвана не только естественными причинами, такими как миграции оленьих стад, но и регулярными грабежами викингов, а также поборами, которыми их обкладывали скандинавские правители и новгородские воеводы. Саамские поселения на берегах Белого моря были хорошо известны путешественникам и географам, т.к. там шла активная торговля рыбой и мехами. Внутренние же территории, где проживала большая часть кольских саамов, особенно бассейны озер Имандра, Умбозеро и Ловозеро оставались белыми пятнами на картах Европы вплоть до XVIII-XIX вв.

Подробно показаны лопарские погосты, поморские деревни и становища, церкви и монастыри

Подробно показаны лопарские погосты, поморские деревни и становища, церкви и монастыри

Подробно показаны лопарские погосты, поморские деревни и становища, церкви и монастыри. Кольский острог обозначен - Malmes, Кольский залив соответственно - Мalmes fiort. Земли вокруг острога названы Lappia, а вот центральную часть полуострова и Терский берег картограф приписал к Норвегии (Pars Norwegia). Белое море разделено на два моря - Mourmanska more (на акватории Кандалакшского залива) и Bella more (на акватории Онежского залива).

Большая карта Северных стран. 1601 г.

В 1478 году при Иване III Новгородская земля, а вместе с ней и

В 1478 году при Иване III Новгородская земля, а вместе с ней и

В 1478 году при Иване III Новгородская земля, а вместе с ней и Кольский полуостров переходят под власть Русского государства. Спустя несколько десятилетий началось постепенное и ненасильственное крещение саамов. Благодаря этому вплоть до конца XIX века крещеные саамы нередко обращались за помощью к нойдам, и священники, осуждая подобные действия, как проявление язычества, все же не отлучали ослушавшихся от церкви. Сами нойды не крестились и в церковь не ходили.

По-саамски, нойд – колдун, волшебник.

Ловозеро, а в начале XVII века погост

Ловозеро, а в начале XVII века погост

1574 год считается временем появления населенного пункта с названием Ловозеро, а в начале XVII века погост Ловозеро упоминается в летописи и писцовых книгах. На тот момент ловозерским саамам принадлежали озера Ловозеро, Сейдозеро, а также Сиозеро и часть реки Рында.

Вежа ловозерских саамов на берегу Ловозера

Оленеводство как особый вид хозяйственной деятельности стало развиваться у кольских саамов с

Оленеводство как особый вид хозяйственной деятельности стало развиваться у кольских саамов с

Оленеводство как особый вид хозяйственной деятельности стало развиваться у кольских саамов с XVI-XVII вв.

Границы саамских погостов на Кольском полуострове в

Границы саамских погостов на Кольском полуострове в

Границы саамских погостов на Кольском полуострове в XVII веке

Традиционное саамское жилище летом: шалаш из жердей, крытый дерном, мхом и ветвями – вежа, зимой – тупа, бревенчатая избушка

Традиционное саамское жилище летом: шалаш из жердей, крытый дерном, мхом и ветвями – вежа, зимой – тупа, бревенчатая избушка

Традиционное саамское жилище летом: шалаш из жердей, крытый дерном, мхом и ветвями – вежа, зимой – тупа, бревенчатая избушка. Кувакса – шалаш из жердей, крытый оленьими шкурами.

Саамская вежа

Саамская тупа

Кувакса

Саамы Кольского полуострова сочетали занятие оленеводством с рыболовством и охотой

Саамы Кольского полуострова сочетали занятие оленеводством с рыболовством и охотой

Саамы Кольского полуострова сочетали занятие оленеводством с рыболовством и охотой.

К традиционным ремеслам относят обработку шкур, кожи, кости, рогов и дерева.

Традиционная одежда Традиционная одежда саамов приспособлена в первую очередь для длительного пребывания на открытом воздухе, что связано с традиционным полукочевым образом жизни

Традиционная одежда Традиционная одежда саамов приспособлена в первую очередь для длительного пребывания на открытом воздухе, что связано с традиционным полукочевым образом жизни

Традиционная одежда

Традиционная одежда саамов приспособлена в первую очередь для длительного пребывания на открытом воздухе, что связано с традиционным полукочевым образом жизни. Наиболее известные виды традиционной одежды: гакти – традиционная верхняя наплечная одежда у саамов, живущих в Норвегии и Финляндии; юпа – традиционная верхняя суконная одежда у саамов, живущих на Кольском полуострове; печок – верхняя зимняя глухая одежда со стоячим воротником, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу; торк – зимняя одежда, сшитая мехом внутрь.

гакти

юпа

печок

В качестве зимних головных уборов саамами использовались суконные шапки на меху

В качестве зимних головных уборов саамами использовались суконные шапки на меху


В качестве зимних головных уборов саамами использовались суконные шапки на меху. Их украшали цветным сукном и бисером. Мужчины носили суконные шапки (каппер) на подкладке из оленьего меха.
Шамшура – летний головной убор, который носили замужние женщины. По форме похож на русский кокошник.

Обувь изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи

Обувь изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи

Обувь изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи. Она была одинаковой для мужчин и женщин. Отличительной чертой саамской обуви являлись загнутые вверх носки.
Зимние высокие сапоги – яры, украшавшиеся цветным сукном, надевали для передвижения по тундре, а похожие на яры, но низкие каньги – в поселениях. Стельки заменяли пучки сухой травы. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни.
Рукавицы шились из оленьих шкур мехом наружу или вязались из крашеной шерстяной пряжи

Традиционные верования саамов, как и у многих других североазиатских народов, представляли собой прежде всего промысловый культ – почитание различных духов, являющихся хозяевами различных традиционных промыслов…

Традиционные верования саамов, как и у многих других североазиатских народов, представляли собой прежде всего промысловый культ – почитание различных духов, являющихся хозяевами различных традиционных промыслов…

Традиционные верования саамов, как и у многих других североазиатских народов, представляли собой прежде всего промысловый культ – почитание различных духов, являющихся хозяевами различных традиционных промыслов или явлений природы. Одно из отличий верований саамов от верований большинства сибирских народов – существование культа предков.

Религия современных саамов – большей частью лютеранство (в том числе лестадианство); среди части саамского населения распространено православие.

Духовная культура и традиционные верования саамов

Фольклор саамов Фольклор представлен мифами, преданиями, легендами, сказками, песнями

Фольклор саамов Фольклор представлен мифами, преданиями, легендами, сказками, песнями

Фольклор саамов

Фольклор представлен мифами, преданиями, легендами, сказками, песнями. Мифы исполнялись преимущественно во время ритуалов со строгим соблюдением текста и мелодий.

Сейд (или «сейде», «сейте», «сайво») по-саамски - «священный камень»

Сейд (или «сейде», «сейте», «сайво») по-саамски - «священный камень»

Сейд (или «сейде», «сейте», «сайво») по-саамски - «священный камень». Может представлять собой особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделяющуюся скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. Сейдами иногда также называют сооружения из камней.

Международный день саамов отмечается 6 февраля

Международный день саамов отмечается 6 февраля

Международный день саамов отмечается 6 февраля.

Я родился у саамского края земли,

Я родился у саамского края земли,

Я родился у саамского края земли,
Там, где море волну об утесы дробило.
Прямо в тундру из комнаты двери вели,
И на Северный полюс окно выходило…
Почему же мне Север так дорог и мил? –
Никому объяснить я, наверно, не в силе.
Просто стал для меня этот маленький мир
Как трамплин на дороге к огромной России!

В. Смирнов

Использованные источники Киселёв

Использованные источники Киселёв

Использованные источники


Киселёв А. А., Киселева Т. А. Советские саамы: история, экономика, культура. – Мурманск: Кн. изд-во, 1979.
Токарев С. А. Религия лопарей // Религия в истории народов мира. Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Политиздат, 1976.
Хомич Л.В. Культура и быт кольских саамов: кн. для чт. уч-ся 9-11 кл. – СПб.: Дрофа, 2009.
http://karelia.drugiegoroda.ru
http://sov.opredelim.com
https://www.kolamap.ru
http://finugor.ru/saamy

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2021