ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ИМЕНИ Я.П. ОСАДЧЕГО»
«МАТЕМАТИКИ И МАТЕМАТИКА В ГОДЫ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
(Патриотическая викторина)
2020
Введение
75-летию Великой Победы посвящается…
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война
Цель: раскрытие вклада математиков и математики в победу в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1.Выявить роль ученых-математиков в годы Великой Отечественной войны.
2. Определить, какие задачи приходилось решать математикам в тяжелые военные годы.
3. Продолжить формирование у студентов интереса к предмету, активной гражданской позиции, патриотизма, уважения к историческому прошлому нашей Родины.
Оснащение: компьютер, проектор, газеты для оформления класса, портреты математиков, карточки-задания.
Ход мероприятия
Организуется два игровых стола для команд. Заранее выбираются команды с капитаном во главе и жюри.
Ведущий (1):
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке.
Константин Симонов
«Родина»
Вступительное слово
Ведущий (1): Добрый вечер дорогие друзья!
Ведущий (2): Здравствуйте!
Ведущий (1): Называется наше мероприятие «Математики и математика в годы Великой Отечественной войны»
Ведущий (2): Сегодня мы узнаем, какую роль сыграли математики в годы Великой Отечественной войны, о значении самой математики.
Ведущий (1):
Прошло уже 75 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу.
Не смотря ни на что, советский народ выстоял и победил.
Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации или добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага.
Ведущий (1):
Чем дальше отодвигается последний день войны, тем значимей выглядит победа нашего народа. В настоящее время наша страна отмечает 75 - ю годовщину Победы над фашистскими захватчиками. Никогда не надо забывать о том, какие бедствия приносит людям война, сколько горя причинил народу фашизм! Вот неумолимые цифры статистики….
Ведущий (2):
Фашисты полностью или частично разрушили 1710 городов и рабочих поселков в СССР, более 7000 сел и деревень, лишив жилья около 25 млн. человек. На фашистскую каторгу было угнано около 5 млн. советских людей возрастом от 10 до 55 лет. За время войны были превращены в руины 31850 промышленных предприятий нашей страны, на которых до войны было занято около 4 млн. рабочих.
Приглашаем наши команды принять участие в игре.
Капитаны представляют свои команды.
1 конкурс. «Удивительный квадрат»
Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос. Победит команда, ответившая правильно на вопрос первой.
413 |
218 |
474 |
567 |
569 |
374 |
630 |
979 |
195 |
0 |
256 |
349 |
221 |
26 |
282 |
375 |
Ведущий (1):
«Кусочек хлеба» (из книги Воскобойникова «Девятьсот дней мужества»)
Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось… умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба стало больше: 1/16 часть буханки вместо 1/24. Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.
Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет.
2 конкурс. «Блокадный плен»
Вот девушка с лицом
заиндевевшим,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На Охтинское кладбище везет.
Идет шатаясь... К вечеру добраться б.
Глаза бесстрашно смотрят в темноту...
Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту!...
О. Бердгольц
Наиболее трудный и трагический период в жизни Ленинграда в годы Великой Отечественной войны продолжался с 8 сентября 1941года по 27 января 1944 года, город был блокирован врагами. Посчитайте, сколько дней и часов продолжалась блокада?
Ведущий (2):
Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом - можно ли было избежать этого кошмара? Избежать - видимо, нет. Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Можно ли было смягчить ситуацию и подготовиться к ней заранее? Вопрос спорный и достоин отдельного исследования.
3 конкурс.
Расход муки в сутки по периодам был следующий (в тоннах ):
С начала блокады по 11 сентября |
2100 |
11 сентября – 15 сентября |
1300 |
16 сентября – 1 октября |
1100 |
1 октября – 26 октября |
1000 |
26 октября – 1 ноября |
880 |
1 ноября – 13 ноября |
735 |
13 ноября – 20 ноября |
662 |
20 ноября – 25 ноября |
510 |
Во сколько раз уменьшился расход муки 25 ноября по сравнению с началом блокады (ответ округлить до десятых)?
Ведущий (1):
Производство хлеба не останавливалось ни на день. Осень 41-го и зима 42-го – самое тяжелое время. Нормы хлеба снижали пять раз. В декабре военный совет выпустил последнее постановление. Рабочим – по 250 граммов хлеба, всем остальным – по 125.
4 конкурс-блиц «Хлеба краюшка и та пополам»
Команды решают задачи на скорость.
(Баллы получает команда, решившая задачу быстрее)
Задачи о блокадной восьмушке хлеба:
(тема «Действия с обыкновенными дробями»)
1. Подсчитать, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг. (125 г.)
2. Какую часть буханки составляет 1/3 от восьмушки? (1/24 часть буханки)
3. Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66 г.)
4. На сколько граммов хлеба в1/16 части содержится больше, чем в 1/24 части хлебного пайка? ( Примерно на 21 г.)
Роль науки в войне
Ведущий (1):
Без науки современную армию построить нельзя. История военных лет показала, что физика сыграла большую роль в осуществлении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и играет огромную роль в повышении оборонной мощи нашей страны теперь. А что можно сказать про математику? Роль математики в военном деле возрастает.
Обратимся к фактам. 23 июня 1941 года состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР. Советские ученые заявили, что отдадут «все свои знания, все свои силы, энергию и свою жизнь за дело нашего великого народа, за победу над врагом и полный разгром фашистских бандитов, осмелившихся нарушить священную границу нашей социалистической Родины».
Ведущий (2): C первых же дней Великой Отечественной войны огромное число математиков были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. При этом страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Например, добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог А.А. Ляпунов (1911 – 1973). Он храбро воевал и внес много ценного в науку о правилах стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы. За работы в области кибернетики, теории множеств и программирования А.А.Ляпунов уже после войны (с 1964 г.) был избран член - корреспондентом АН СССР.
В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико – математических наук, а потом академик АН СССР Ю. В. Линник (1915 – 1972)
Ведущий (1): Осенью 1941г. умер от ран и нечеловеческих условий вражеского плена Н.Б. Веденисов. Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области теории множеств и теории функций действительного переменного. Позже его научные интересы перешли в область теоретико – множественной топологии, где он получил ряд важных результатов. Война застала Веденисова преподавателем одной из военных академий. Несмотря на слабое здоровье и бронь, он принял твердое решение уйти в ополчение. В тяжелых боях под Ельней ученый был ранен и оказался в плену, где силы его быстро иссякли.
М. В. Бебутов начал свою научную работу еще в студенческие годы. Его научные интересы были связаны с качественной теорией дифференциальных уравнений. Первая публикация относится к 1938г, а последняя опубликована посмертно в 1942г. И все же, несмотря на такой ограниченный промежуток научной деятельности, М. В. Бебутов получил в математике ряд важных результатов. Защищенная им в июне 1941г. диссертация была отмечена ученым советом как выдающаяся работа.
Все они могли бы стать гордостью нашей науки, но война прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути. Сколько замыслов осталось неосуществленными, какие россыпи математических сокровищ они унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеси мы этих потерь.
Ведущий (2): Мы должны преклоняться перед выдержкой, самоотверженностью и верностью Отчизне, которую проявляли математики-воины. Однако нельзя забывать и о другом вкладе математиков в победу советского народа над сильным и коварным врагом. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, которыми обладают математики. Значение этого фактора особенно важно в наши дни, когда война стала, в первую очередь, соревнованием разума, изобретательности и точного расчета. Создание атомного и ракетного оружия потребовало не только использования физических законов, но и обширных математических расчетов, создания новых математических моделей и даже новых ветвей математики. Без таких предварительных математических исследований не создается ни одна техническая система и, чем она сложнее, тем разнообразнее и шире ее математический аппарат.
Для примера, крейсер представляет собой очень сложную техническую систему. Прежде чем его построить, надо выявить геометрические формы корпуса судна, чтобы при движении не создавалось дополнительное сопротивления и чтобы одновременно судно слушалось руля. Также необходимо обеспечить живучесть корабля, надежность его управления, рассчитать влияние расположения машин, орудий, торпедных аппаратов на устойчивость и пр. Но и этого мало — требуется обеспечить связь со всеми боевыми единицами корабля, то есть создать эффективную систему управления кораблем и его оружием.
Здесь перечислена лишь ничтожная доля тех задач, которые должен решить математик, прежде чем корабль можно начать строить. Но серьезные задачи необходимо решать и в период его эксплуатации — штурманские расчеты, расчеты стрельб и т. д.
Роль математики в военном деле велика.
Сообщение 1 студента : Математический институт Академии наук СССР разрабатывает штурманские таблицы. Уже в 1943 году они находят широкое применение в боевой практике авиации дальнего действия. Какая их ценность? Расчеты всех дальних полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения. Идет жестокая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема. Ее успешно решает академик А.Н. Колмогоров. По заданию Главного артиллерийского управления он, используя свои работы по математике в области теории вероятностей, дал определение наивыгоднейшего рассеяния артиллерийских снарядов. Это еще не все. Математическая теория вероятностей использовалась во время Великой Отечественной войны и для определения наилучших методов нахождения самолетов, подводных лодок противника, и для указания путей, позволяющих избежать встречи с подлодками врага.
Математика помогала рассчитывать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолету противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность сбить его.
Во всем этом большая заслуга математической школы академика А.Н.Колмогорова.
Сообщение 2 студента: Война требовала от авиации больших скоростей самолетов. Но, увы! При освоении больших скоростей авиация столкнулась с внезапным разрушением самолетов из-за вибрации особого рода флаттера. Опять новая проблема, которую немедленно надо решать. И тут на помощь приходит математика. За решение данной проблемы берется группа ученых во главе с М.В.Келдышем. Она разработала сложную математическую теорию флаттера. Сделано большое дело. Самолеты обеспечены надежной защитой от появления вибраций. Первый испытательный полет нашего реактивного истребителя был произведен в мае 1942 г., немецкий реактивный «Мессершмитт» поднялся в воздух через месяц после этого.
Математики внесли свой вклад не только в развитие сухопутных машин и орудий, но и в дело развития морского флота.
Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит выдающемуся математику академику А.Н. Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими славными Военно – Морскими Силами. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизни многих людей, сберечь большие материальные ценности.
И, наконец, переходим к конкурсу капитанов.
(За правильное решение капитан приносит команде 10 баллов)
5 конкурс «Конкурс капитанов»
Для капитана 1 команды.
Максимальная скорость танка Т-34 образца 1940 года 51,2 км/ч. Какое расстояние способен преодолеть танк по открытой местности в марше за неделю?
[Ответ: 8601,6 км]
Для капитана 2 команды
Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша». В ходе Берлинской операции было задействовано 5 % этих машин. Сколько «Катюш» участвовало в Берлинской операции?
[Ответ: 1500 машин]
Ведущий (1):
Вы внимательно прослушали всю информацию о великой роли математиков и математики во время Великой Отечественной войны. И, в связи с этим предлагаем вам еще несколько конкурсов.
6 конкурс «Никто не забыт…»
Задание команды выполняют на листочках.
Командам необходимо назвать имена математиков, отличившихся на полях сражений Великой Отечественной войны и внесших большой научный вклад в дело технического оснащения военного производства.
Выигрывает команда, назвавшая наибольшее количество имен.
7 конкурс «Этот день мы приближали, как могли»
Задание команды выполняют на листочках, где им необходимо заполнить схему.
Перечислите отрасли военного дела, большую роль в которых сыграли достижения и открытия математиков, что еще более приблизило нас к Дню Великой Победы.
8 конкурс «Все для фронта, все для Победы»
Команды получают карточки с заданиями.
Необходимо найти соответствие именам математиков областей, в которых они работали.
1) А.А. Ляпунов |
1) Теория чисел, теория вероятности и математическая статистика. Линник |
2) Ю.В.Линник |
2) Теория явлений флаттера и шимми (в авиации) Келдыш |
3) М.Б.Бебутов |
3) Теория стрельбы Ляпунов |
4) М.В. Келдыш |
4) Теория множеств, теория функций действительного переменного. Веденисов |
5) А. Н. Крылов |
5) Теория дифференциальных уравнений. Бебутов |
6) Н.Б. Веденисов |
6) Теория непотопляемости и качки корабля. Крылов |
7) А.Н. Колмогоров |
7) Конструктор боевых машин. Котин |
8) Ж.Я. Котин |
8) Теория рассеивания артиллерийских снарядов. Колмогоров |
Ведущий (1):
В годы Великой Отечественной войны подготовка боевых операций, а их было много, была сопряжена с огромными количествами расчетов, которые требовали хороших знаний по математике. Все это было раньше. А как теперь?
В современной советской армии не только командиру, но и солдату, чтобы успешно справляться со своими обязанностями, нужно владеть основами электротехники, радиотехники и хорошо знать математику.
Ведущий (2):
Помните!
Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!
Р. Рождественский
Заключение
Остались
позади долгие годы тяжелых испытаний для многих стран мира. Советские люди,
понесшие наибольшие людские и материальные потери, доказали свою
жизнестойкость, проявив при этом мужество, героизм, и самопожертвование как на
фронте, так и в тылу. Они не щадили себя ни на войне, ни в цехах заводов, на
колхозных и совхозных полях, шли на любые испытания и жертвы ради достижения
победы над врагом. Они подтвердили, что обладают огромной моральной силой,
величием духа, твердой убежденностью в правоте борьбы с фашизмом.
Подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны должен помочь и
нынешнему молодому поколению возвеличивать славу родного Отечества. Память о
прошлом, верность традициям, заветам наших отцов и дедов, героическому прошлому
России так же сильны, как и боевое оружие.
Таким образом, я считаю, данное внеклассное мероприятие очень актуально в наши дни, особенно для студентов.
Во – первых, она приближает математику к истории нашей страны, к жизни.
Показывает, что это не просто сухие цифры, это история, человеческие судьбы. Ведь от точности расчетов зависели человеческие жизни.
Во – вторых, это мероприятие помогает понять, что изучение математики необходимо, она соприкасается со всеми отраслями науки.
Список литературы и другие источники
Интернет-ресурсы:
-www.shkolniki.at/rfn/ru/
-www.wikipedia.org
-www.about-war.narod
-www.fontanka.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.