Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Мичуринска Тамбовской области
Внеклассное мероприятие
(метопредметная развивающая игра)
«Виртуальное путешествие по городам – героям»
Четверткова Ольга Юрьевна,
учитель начальных классов
Мичуринск
2021
Задача: познакомить учащихся с городами - героями
Цели:
Планируемые результаты:
▪ навык командной работы
▪ новые знания по истории и окружающему миру, расширение кругозора
▪ воспитание усидчивости и терпения для достижения поставленных целей
▪ благоприятные условия для проявления уже имеющихся знаний и навыков
Оборудование: презентация с фотографиями времён Великой Отечественной войны, ноутбуки (для выполнения заданий игры), надписи с названиями городов-героев, музыкальный материал, ноутбуки.
Метопредметная игра
Слайд 2. Звучит фрагмент песни “День Победы”
1. Мотивационный этап (в течение игры учащихся сопровождает виртуальный герой заврик Гоша)
Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, области и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же - о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.
Учащиеся переходят по ссылке в ноутбуках https://uchi.ru/activities/teacher/games/victory-day (интерактивная игра)
Заврик Гоша:
- Друзья! Сегодня мы отправимся в путешествие по городам, которые прославились героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
2. Постановка проблемного вопроса. Слайд 3.
- Мы живём с вами на героической земле. Много наших городов носят высокое звание - Герод-герой. А знаете ли вы, что означает город-герой? (Ответы детей)
- 22 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну всю мощь своего удара. Но на её пути могучим бастионом встал каждый советский город. В этих городах шла героическая борьба буквально за каждый квартал, за каждую пядь земли. Особо отличившимся городам за массово проявленное мужество и героизм их защитников впоследствии было присвоено высокое звание “Города-героя”.
Впервые понятие город - герой прозвучало в Приказе Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года, так были названы: Ленинград, Севастополь, Одесса и Сталинград. Еще во время войны участникам обороны этих городов вручили специально учреждённые медали.
Заврик Гоша:
- Мы посетим 12 городов и одну крепость, которая находится в черте белорусского города Брест. Узнаем факты из истории каждого героя и посмотрим их памятники. Чтобы попасть в город, выполните задание на смекалку и внимание.
3. Виртуальное путешествие по городам.
Перед учениками карта с городами - героями.
- Загорелась первая звезда на нашей карте. Первый город нашего путешествия Брестская крепость. Перед тем, чтобы попасть в Брестскую крепость выполните задания.
Учащиеся работают в группах и выполняют интерактивное задание на ноутбуках (задание по окружающему миру - направлено на понимание структурного устройства страны.)
1. Что такое населенный пункт? (Выберите верный ответ)
▪ Населенные пункты – это только города.
▪ Населенные пункты – это места, где живут животные.
▪ Населенные пункты – это города, села и другие места, где живут и работают люди.
1. Огороди населенный пункт от врагов и диких животных. (Перетаскивают ограждения на населенный пункт).
2. Что означает слово «город»?
Дети выясняют, что слово «город» образовано от однокоренного слово «огороженный».
Учащиеся попадают в Брестскую крепость. Один из учеников читает историческую информацию о крепости:
- 22 июня 1941 года немецкие войска начали бомбардировку Брестской крепости. По плану «Барбаросса» фашисты рассчитывали захватить ее в течение нескольких часов, но советские солдаты мужественно держали оборону до 20 июля 1941 года. В настоящее время город Брест относится к территории независимой Республики Беларусь.
Учитель:
- На крепости сохранилась надпись “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.07.41 г”. Более месяца продолжалась оборона крепости. Но ничто не сломило героизм и мужество гарнизона. Потери Красной армии – 6000 солдат попали в плен, около 2000 были убиты.
Самым юным защитником Брестской крепости был Пётр Клыба, тринадцатилетний подросток сражался наравне со взрослыми.
Учащиеся знакомятся с достопримечательностями Брестской крепости.
Монумент «Мужество» - это огромная скульптура солдата и знамени высотой 30 метров, символ погибших в сражении советских солдат.
- Загорелась вторая звезда на нашей карте. Выполним задание, чтобы попасть в город Киев.
Учащиеся работают в группах и выполняют интерактивное задание.
Дети нажимают на картинки с изображениями людей и узнают их приветствия, затем сравнивают – чьи приветствия не похожи на русский язык. Делают вывод: народы живущие рядом имеют похожие языки.
Учащиеся попадают в Киев. Один из учеников читает историческую информацию о городе:
- 22 июня 1941 года, в один день с Брестской крепостью, немецкие войска стали бомбить Киев. Героическая борьба советских солдат и жителей за город продолжалась 72 дня, затем город был сдан. В период оккупации было организовано подпольное движение из жителей города. Киев был освобожден 6 ноября 1943 года. В настоящее время Киев – столица независимого государства Украина.
Учитель:
- На территории Украины были созданы концентрационные лагеря, где состоялись массовые уничтожения людей. По разным подсчётам, в Бабьем Яру было расстреляно от 70000 до 200000 мирных жителей. В печах были сожжены десятки тысяч человек. Был создан экспериментальный завод мыловаренный завод для выработки мыла из убитых людей.
Учащиеся знакомятся с достопримечательностями Брестской крепости.
Скульптурная композиция «Форсирование Днепра». Памяти погибшим в Великой Отечественной войне, расположена на живописных склонах правого берега Днепра на окраине Печерского района.
- На нашей карте загорается следующая звезда у города Мурманск.
Учащиеся выполняют задания, чтобы попасть в город Мурманск.
Работа в группах на ноутбуках (интерактивное задание)
Учащиеся рассматриваем карту Российской Федерации и фотографии интересных мест с разных уголков страны. Обобщают увиденное: наша Родина красива и разнообразна. (Задание направлено на расширение кругозора и общих знаний по окружающему миру).
Учащиеся попадают в Мурманск, и один их учеников читает историческую справку о городе:
- При обороне города советский флот уничтожил более 200 боевых немецких кораблей и около 400 транспортных. За три года нацистские войска сбросили на Мурманск около 185 тысяч бомб. Осенью 1944 года флот полностью изгнал противника из города. В настоящее время Мурманск – крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом.
Учитель:
- Боевые действия шли на воде, под водой, на побережье и в воздухе. В боевых действиях участвовали подводные лодки, надводные корабли, авиация и береговые части. Тысячи моряков – добровольцев ушли в морскую пехоту.
Работа в порту Мурманск в годы войны велась под непрерывными бомбёжками и обстрелами. В порт прибывали сотни кораблей союзников, поставляющих военную технику и продукты. Бесперебойно на фронт из порта отправлялся продовольственный и военный груз.
Учащиеся знакомятся с достопримечательностями Мурманска.
- На сопке Зеленый мыс возвышается величественный мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны». В народе его просто называют Алеша.
- Памятник воинам 6-й Героической комсомольской батареи. На широком подножии высокого постамента установлена 76 – миллиметровая дивизионная пушка образца 1942 года.
- Загорелась еще одна звезда на нашей карте. Выполните задания, чтобы попасть в город Минск.
Работа в группах на ноутбуках (интерактивное задание).
Учащиеся рассматривают страны на карте мира. Дают определение понятию Родина и малая родина с помощью интерактивных героев девочки Юли и мальчика Сергея. (Задание направлено на развитие кругозора и формирование интереса к изучению Родного края).
Учащиеся попадают в Минск, и один их учеников читает историческую справку о городе:
- В июне 1941 года город подвергся бомбардировке немецкой авиации и был взят на шестой день войны. После этого в Минске шла партизанская война в течение трех лет. Горд был освобожден 3 июля 1944 года. В настоящее время Минск столица независимой республики Беларусь.
Учитель:
- “Тростенец”- лагерь смерти, созданный в окрестностях Минска, четвёртый по количеству жертв в Европе. Здесь было уничтожено более 206000 чел.: мирные жители, военнопленные, евреи.
Несмотря на жестокий оккупационный режим, в Минске активно действовало подполье. Одна из главных задач подполья – помощь партизанам - боеприпасами, медикаментами, продуктами питания.
Учащиеся знакомятся с достопримечательностями Минска.
- Памятник солдату у музея истории Великой Отечественной войне в Минске.
- Архитектурно-скульптурный комплекс «Минск – город-герой». Включает в себя обелиск и бронзовую фигуру «Родина-мать». Расположен на небольшом холме в начале Музейно-паркового комплекса «Победа». «М— д
- Следующая звезда загорается у города-героя Смоленск. Выполните задания, чтобы попасть в город Смоленск.
Работа в группах на ноутбуках (интерактивное задание)
Учащиеся находят на карте мира Россию, рассматривают административную карту России, изучают, из каких частей она состоит (округа, республики, края, области). Выбирают полное название нашей страны – Российская Федерация. (Задание направлено на расширение кругозора и общих знаний по окружающему миру).
Учащиеся попадают в Смоленск, и один их учеников читает историческую справку о городе:
- 10 июля 1941 года началась знаменитая Битва на смоленской дуге – она продлилась два месяца. Отстоять город не удалось. Советские войска понесли тяжелейшие потери – более 700 тысяч человек. Оборона Смоленска до наступления холодов не позволила немецким войскам выйти к Москве.
Учитель:
- Специальный реактивный снаряд и пусковая установка на базе грузового автомобиля, изготовленные в Туле, стали легендарной боевой машиной, получившей название “Катюша”.
Учащиеся знакомятся с достопримечательностями Смоленска.
- Мемориал «Скорбящая мать». Создан в Реадовском парке Смоленска в 1970 году на братской могиле, в которой захоронено более 3 тысяч патриотов.
- Движемся дальше, звезда горит у города Одесса. Выполните задание, чтобы попасть в этот город-герой.
Работа в группах на ноутбуках (интерактивное задание)
Учащиеся выбирают цвета флага России и располагают в правильном порядке. (Задание направлено на представление о символике страны).
Учащиеся попадают в Одессу, и один их учеников читает историческую справку о городе:
- В августе 1941 года Одесса была полностью окружена немецкими войсками. Героическая оборона города длилась 73 дня, затем велась партизанская война. Партизаны-одесситы уничтожили около 5 тысяч немецких солдат. Одесса была освобождена 10 апреля 1944 года. В наши дни Одесса – город на юге независимого государства Украина.
Учитель:
- Оборона Одессы – одна из немногих операций Красной армии, в ходе которой советские войска, уступая в численности, нанесли противнику более тяжёлые потери, чем понесли сами.
Учащиеся знакомятся с достопримечательностями Одессы.
- Аллея Славы. Мемориальный комплекс в память о павших в годы Великой Отечественной войны. У входа на Аллею Славы установлены две гранитные стелы, между которыми начинаются две дорожки, ведущие к памятнику Неизвестному матросу.
- Загорелась звезда у города-героя Ленинград. Выполните задания, чтобы попасть в этот город.
Работа в группах на ноутбуках (интерактивное задание)
Учащиеся выбирают из предложенных гербов герб России и подписывают названия каждой его части. (Задание направлено на представление о символике страны).
Учащиеся попадают в Ленинград, и один их учеников читает историческую справку о городе:
- В результате ожесточенных боев на подступах к Ленинграду 8 сентября 1941 год фашистам удалось блокировать город. После чего началась блокада Ленинграда продолжительностью 900 дней, во время которой погиб каждый пятый житель. В 1991 году Ленинград переименован в Санкт-Петербург.
Учитель:
- За время блокады погибло 97% жителей - они умерли от голода. Это была самая продолжительная и страшная осада за всю историю человечества.
Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. На 24 сентября хлеб состоял на 40% из солода, овса, шелухи и целлюлозы. С 20 ноября 1941 г. ежедневная норма хлеба составляла для рабочих в Ленинграде - 250 гр., а для иждивенцев и детей - 125 гр.
Учащиеся знакомятся с достопримечательностями города Ленинграда.
- Арка «Воинам победителям славы». Арка Победы, воссозданная по эскизам 1945 года, построена к 70-летию Победы в ВОВ.
- Музей-панорама «Прорыв». Посвящен прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 года во время операции «Искра».
- Загорелась следующая звезда у горда-героя Тула. Выполните задания, чтобы попасть в город Тулу.
Работа в группах на ноутбуках (интерактивное задание)
Учащиеся узнают, что наша страна многонациональная и в ней проживает более 150 разных народов. Узнают о разных народах России, их обычаях и культуре, а также о языке, на котором говорят все народы России (Задание направлено на расширение кругозора и культурных знаний).
Учащиеся попадают в Тулу, и один их учеников читает историческую справку о городе:
- С 24 октября по 5 декабря 1941 года Тула находилась на осадном положении. Мужественная оборона города не позволила немецким войскам прорваться к Москве с юга.
Учитель:
- Цена победы была высока – каждый третий житель города ушёл на фронт и не вернулся. Полностью были сожжены 316 деревень.
Учащиеся знакомятся с достопримечательностями города Ленинграда.
- Монумент «Героическим защитникам Тулы, отстоявшим город в 1941 году». Включает три обелиска-штыка, скульптурную группу – солдат и рабочий и 13 стел, посвященных городам-героям, и 4 стелы, посвященным воинским частям, оборонявшим Тулу в 1941 году.
- Мемориал «Защитникам неба Отечества». В центре композиции – советский истребитель, сбивший немецкий самолет-разведчик.
- Загорелась еще одна звезда. Выполните задания, чтобы попасть в город-герой Москва.
Работа в группах на ноутбуках (интерактивное задание).
Учащиеся играют в игру «Города России» (последняя буква предыдущего и первая буква следующего слова должны быть одинаковыми, начинайте с любого города). Находят Москву на карте нашей страны – знакомятся с некоторой информацией об этом городе.
Учащиеся попадают в Москву, и один их учеников читает историческую справку о городе:
- Битва за Москву велась в 1941 – 1942 годах. Советские солдаты отбили атаку нацистов на подступах к столице и перешли в контрнаступление. В честь победы СССР над Германией в ВОВ 24 июня 1945 года в Москве состоялся парад войск Красной армии. С 1995 года парад проходит ежегодно на главной площади страны.
Учитель:
- Битва под Москвой (30.09.41-20.04.42) - одно из самых масштабных битв за время Великой Отечественной войны по количеству участвовавших войск и понесённым потерям. Почётное звание город – герой Москва получил 8 мая 1965 года.
Учащиеся знакомятся с достопримечательностями города Москвы.
- Центральный музей Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов (сокращенно Музей Победы). Главный объект мемориального парка Победы на Поклонной горе в Москве.
- Перемещаемся дальше. Горит звезда у города Севастополь. Выполните задания, чтобы попасть в этот город.
Работа в группах на ноутбуках (интерактивное задание).
Учащиеся находят на карте России область, в которой мы проживаем, вспоминают название главного города нашей области.
Учащиеся попадают в Севастополь, и один их учеников читает историческую справку о городе:
- Героическая защита крупнейшего порта на Черном море началась 30 октября 1941 года и продолжалась 250 дней. Только с четвертой попытки немцам удалось захватить город. 9 мая 1944 года советским солдатам удалось освободить город.
Учитель:
- Восьмимесячная осада Севастополя вошла в историю как пример несгибаемой стойкости людей и тяжелейших испытаний. В условиях постоянных бомбардировок, острого недостатка продуктов под землёй был построен целый город: детские сады, школы, госпитали и мастерские, где ремонтировали оружие и военную технику.
Учащиеся знакомятся с достопримечательностями города Севастополя.
- Мемориал в честь героев второй обороны Севастополя. Монументальный памятник на площади Нахимова, посвящен защитникам Севастополя в годы ВОВ.
-Загорается звезда у города-героя Керчь. Выполните задания, чтобы попасть в этот город.
Учащиеся отвечают на вопросы и составляют письмо о природе своего края. Какие растения и животные здесь встречаются? Какая погода? (Задание направлено на привлечение интереса к изучению Родного края).
Учащиеся попадают в Керчь, и один их учеников читает историческую справку о городе:
- Нацистские войска захватывали город Керчь дважды после ожесточенных боев – в середине ноября 1941 и в мае 1942 года. Мужество партизан в каменоломнях и героизм десантников принесли огромные потери немецким войскам.
Учитель:
- За 320 дней немецкой оккупации были разрушены все фабрики, уничтожены электростанция и телеграф, сожжены все мосты и суда. 30 декабря 1943г. морские пехотинцы новороссийской дивизии прорвали оборону немецких войск и установили флаг на горе Митридат – самой высокой точке Керчи.
Учащиеся знакомятся с достопримечательностями города Керчь.
- Аджимушкайские каменоломни. Подземные каменоломни в черте города Керчь, где со второй половины мая до конца октября 1942 года часть войск Крымского фронта вела оборону против немцев. Длина раскопанных ходов центральных каменоломен более 8 км.
- Следующая звезда загорается у города Сталинград. Выполните задания.
Работа в группах на ноутбуках (интерактивное задание).
Учащиеся узнают об особенностях экономики в разных частях России. Рассматривают, как ведется хозяйство и какие транспортные средства используются в городах. (Задание направлено на привлечение интереса к изучению Родного края).
Учащиеся попадают в Сталинград, и один их учеников читает историческую справку о городе:
- 17 июля 1942 года началась Сталинградская битва. Оборона города продлилась 200 дней. В январе 1943 года немцы были окружены советскими войсками. С обороны Сталинграда началось наступление советских войск по всему фронту. В 1961 году Сталинград переименовали в Волгоград.
Учитель:
- Во время бомбардировок города уцелел один четырёхэтажный дом на площади Ленина. Здесь героически держала оборону группа советских бойцов под руководством сержанта Я.Ф.Павлова с 23.09. по 25.11.1942 г. Сломить защитников не удалось ни минометными и артиллерийскими обстрелами, ни бомбардировками с воздуха.
Учащиеся знакомятся с достопримечательностями города Керчь.
- Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». В него входят скульптура «Родина-мать зовет!», статуя «Стоять насмерть!» и аллея пирамидальных тополей.
Загорается последняя звезда нашего виртуального путешествия у города Новороссийск. Выполните задания, чтобы попасть в этот город.
Работа в группах на ноутбуках (интерактивное задание).
Учащиеся рассматривают примечательные места разных городов России. (Задание направлено на расширение кругозора и общих знаний по окружающему миру).
Учащиеся попадают в Новороссийск, и один их учеников читает историческую справку о городе:
- С августа 1942 года по 16 сентября 1943 года велось сражение на подступах к городу Новороссийск. Захват Новороссийска открывал фашистам дорогу на богатства Кавказа и Кубани.
Учитель:
- 10 сентября 1943г началась одна из крупнейших десантных операций – Новороссийская. В ходе этой операции была прорвана оборона противника, и 16 сентября город был освобождён. Новороссийск стал непреодолимой преградой на пути немецких захватчиков, прорывавшихся на Северный Кавказ.
Учащиеся знакомятся с достопримечательностями города Керчь.
- Мемориальный комплекс «Линия – рубеж обороны». Посвящен событиям лета и осени 1942 года, когда фашистские войска рвались на Кавказ.
Заврик Гоша:
- Мы завершили путешествие по городам-героям Советского Союза. Я очень рад, что вы, ребята, интересуетесь историей своей Родины и почитаете подвиги предков. А теперь вас ждёт приз, которым можно поделиться с друзьями! С помощью цифровой открытки вы можете выразить слова благодарности и поздравить близких с Днём Победы.
Всем городам – героям посвящается следующая песня.
(Звучит песня “Города - герои” сл. Н.Бондарева, муз. А.Болдык)
Список используемой литературы
Загорелась -
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.