ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №262 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП образовательное учреждение № 262)
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
На тему: «4 ноября - ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»
г. Юрга 2020 г
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий филиалом
образовательного учреждения № 262
С.О. Курленя
« » ноября 2020 г.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:«4 ноября - ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
-углубить знания учащихся об истории России; способствовать утверждению патриотических ценностей.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
-расширить знания о смутном времени как исторической эпохе;
-пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введенного в РФ;
-воспитывать уважение к русским национальным героям;
-познакомить с шедеврами искусства, посвященными данному времени.
МАТЕРИАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Мультимедиа проектор, слайды.
Ход мероприятия
1. Вступительная часть. Преподавателем читается отрывок из стихотворения и дата принятия закона «О днях воинской славы и памятных датах России».
2. История праздника. Далее идет чтение текста с одновременным просмотром слайдов и кратким обсуждением .
3.Вопросы для обсуждения. После окончания основного текста учащимся предлагается ответить на вопросы устно с места (вопросы написаны на доске, по одному вопросу на каждый ряд учащихся)
1. Как можно объяснить понятия «национальное единство», «национальное самосознание»?
2. В какие периоды русской истории эти понятия приобрели наиболее актуальное значение?
3. Какие даты русской истории могли бы быть отмечены как День народного единства? Аргументируйте свое мнение.
4. Рефлексивно-оценочный этап. Предлагается учащимся оценить значимость и форму проведения данного мероприятия, ответив письменно :
1. Я считаю (мнение о значимости)…
2. особенно удачным является(положительные моменты занятия)…
5. Заключение.
Материал подготовил преподаватель В.И. Тимошенко
1. Вступительная часть.
Мир православный! – начал он –
Страдает Родина Святая,
Повсюду горе, вопли, стон,
Ручьями льется кровь людская.
Иноплеменники гурьбой
Отчизну нашу разоряют,
Владеют Русскою Землей
И нас себе порабощают.
Это отрывок из стихотворения Василия Михайловича Чуфарина1897 год
«Минин и Пожарский» Обращение Кузьмы Минина к народу.
В 2005 году в Российской Федерации был принят закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Один из этих дней - 4 ноября, День народного единства. Почему именно 4 ноября 1612 года считают важным переломным моментом в истории, какие выдающиеся люди участвовали в тех событиях, вы узнаете сегодня.
2.История праздника.
В современном мире все чаще мы касаемся темы патриотизма. Так что же это такое? Откуда берут истоки понятие патриот, патриотизм, Родина? Попробуем в этом разобраться.
Испокон веков неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.
Отечество стало отождествляться с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью населения, постепенно вырабатывалось представление: "Мы – россияне!"
Понятие патриотизм наиболее точно определил Николай Михайлович Карамзин: "Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях".
Николай Михайлович Карамзин
Карамзин различает физический, моральный и политический патриотизм.
Физический патриотизм - это любовь к родной земле, к родной природе. Моральный - это любовь к людям, с которыми рос, воспитывался, жил. А политический - это любовь к славе Отечества, желание работать для его пользы. Истинный патриот, по мнению Карамзина, сочетает все три вида патриотизма.
Быть патриотом - значит свято чтить и хранить веру предков, всегда быть готовым защищать свою семью, свою землю, свою родину, защищать веру своих отцов, без которой любая нация измельчает и рассыплется в прах.
Мы должны помнить об этом, а значит изучать историю своей родины, знать имена ее героев, стремиться быть похожими на них.
Становление и развитие Российской государственности сопровождалось яркими примерами единения народа перед лицом опасности.
Кузьма Минин
Князь Пожарский
Одним из ярких примеров такого единения является ополчение, сформированное посадским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским для противостояния интервенции Польши и Швеции в 1612 г.
Благодаря этому ополчению была устранена угроза потери независимости Российского государства. Интервенции предшествовал период Смуты, который характеризовался ослаблением государственного порядка.
Дата 4 ноября (22 октября по старому .стилю) 1612 г. приходится на так называемое Смутное время - период с 1584 г. (смерть Ивана Грозного) до 1613 г.(коронация Михаила Федоровича Романова).
После смерти Ивана Грозного и двух его наследников - брата Федора Иоанновича и младшего сына Дмитрия, трон в 1598 г. занял Борис Годунов. В 1604 г. с территории Польши в Россию вторглись войска Лжедмитрия I, выдававшего себя за спасшегося царевича Дмитрия. После смерти Годунова, в 1605 г. Лжедмитрий занял царский престол. Спустя год он был убит в ходе заговора под руководством князя Василия Шуйского, который впоследствии был коронован на царство. В 1610 г. власть перешла к совету бояр во главе с князем Федором Мстиславским - это период "семибоярщины". Мстиславский присягнул на верность польскому королевичу Владиславу. Москва оказалась оккупирована польскими войсками под руководством гетмана Станислава Жолкевского.
Первое дворянское ополчение, созданное в Рязани в 1611 году, под командованием Прокопия Ляпунова подошло к Москве, но взять её не смогло. В руководстве ополчения начались разногласия и оно распалось к зиме 1611 года.
Казалось, возврата к единому и независимому государству не было… Однако новое движение за возрождение Российского государства зародилось в Нижнем Новгороде.
Мощным импульсом этому народному движению послужила грамота патриарха Гермогена, заключенного в темницу. Из Чудова монастыря взывал он к нижегородцам постоять за святое дело по освобождению Руси от иноземных захватчиков.
В 1611 г. там было сформировано народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, силами которого 4 ноября 1612 г. освободили Китай-город и затем изгнали поляков из Москвы.
В 1613 г. избранный Земским собором первый царь из династии Романовых - Михаил Федорович учредил день очищения Москвы от польских интервентов, который стал праздноваться 4 ноября.
Победа ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского стала возможна благодаря крепким национальным и религиозным связям. Именно эти связи, по мнению ряда российских историков Х1Х-ХХ вв., спасли общество.
«Троице — Сергиева Лавра — величайшая святыня русского народа».
Троице — Сергиева Лавра — величайшая святыня русского народа. Обитель, основанная Преподобным Сергием Радонежским, в самые тяжелые для Родины дни была главной духовной опорой народа и государства.
В Смутное время, осажденная в течение 16 месяцев в 1608-1610 гг. со всех сторон польско-литовскими захватчиками, обитель не дрогнула, не сдалась на милость врага.
Русский историк С. Ф. Платонов писал: «Находясь вблизи столицы и на одной из главных дорог всего государства, блистая великим именем своего основателя, Сергиева обитель была одним из заметнейших мест всей страны».
Вот так выглядит Троице-Сергиева лавра в наше время
В старину во время военных действий монастыри выполняли роль укрепленных сооружений, где люди могли переждать бедствие. Вот как выглядит комплекс Троице-Сергиевой лавры со спутников. Хорошо видно, что монастырские помещения окружает высокая каменная стена.
Обелиск. Современный вид двора Троице-Сергиевой лавры. В тексте, помещенном на северной стороне, обелиска, говорится о роли Троицкого монастыря в Смутное время и о том, что и сам мир с поляками, положивший конец «Смуте», заключен был в 1618 году «под стенами сея обители в селе Деулине».
Памятная доска, установленная в 1910 году в память о доблестной защите монастыря.
Пятницкая башня Троице - Сергиевой лавры, под которую вели подкоп польско - литовские интервенты.
Вот как описывает эти события поэт
П. РадимовОсада Лавры.
Осаде нет конца. Неумолим Сапега.
А в Лавре хворь— цинга защитников морит.
Уж отгорел закат. Тревожный час ночлега,
Под башнею подкоп, и землю лях сверлит,
Но услыхал дозор, и не шумна тревога.
Здесь, осенив крестом себя во имя Бога,
Два грозные бойца с зажженым фитилем
В прокопанный проход спускаются навстречу
Подземным шорохом, они не примут сечу,
Им к бочке с порохом скорей дойти с огнем.
Вот шнур уже зажжен — и грозный грохнул гром.
Всем смерть заказана, она и недалече.
Вмиг ринулся обвал, и тяжкий давит ком
И плющит головы врагам и грудь, и плечи.
Существует множество исторических картин, на которых изображены различные моменты осады Троице-Сергиевой лавры.
Вылазка защитников в стан поляков.
Архимандрит Дионисий диктует инокам Троице-Сергиевой Лавры воззвание к народам. Картина написана в начале 20 века).
Архимандрит Дионисий диктует инокам Троице-Сергиевой лавры воззвание к народам. Начало ХХ века.
Осада Троице-Сергиевой лавры. Литография ХVII века
Взрыв подкопа. Литография XVIII века.
Оружие, принадлежавшее Минину и Пожарскому).
Широкое распространение получило холодное оружие – всевозможные сабли, клинки, мечи. В оружейной палате Московского Кремля хранится оружие, принадлежавшее Минину и князю Пожарскому.
В начале 17 века еще использовали луки и стрелы).
Также в начале 17 века еще использовали луки и стрелы.
Для штурма укрепленных сооружений применяли различные пушки.
Основными доспехами была кольчуга, а также пластинчатые доспехи. Голову воина закрывал шлем. Помимо этого применяли различную защиту для рук и ног.
В начале XVII века использовали огнестрельное оружие – пищали, мушкеты.
Главный редактор.
Эпоха Смутного времени отражена в русской культуре достаточно глубоко. Нижегородскому ополчению посвящены поэтические и прозаические произведения, написаны гимны и оперы, живописные работы, сняты художественные фильмы, воздвигнуты памятники.
По словам историка Ивана Забелина, «Нижегородский подвиг в нашей истории дело великое, величайшее из всех наших исторических дел, потому что оно в полном смысле – дело народное».
«Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году»).«Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году», М.И. Песков (1861 год).
Как известно, ополчение одержало победу над польскими захватчиками. Посмотрим следующую картину.
Э. Лисснер «Изгнание поляков из Московского Кремля»
Памятники, посвященные героям нижегородского ополчения.
Мысль об увековечении памяти героев освобождения страны от польских интервентов была выдвинута в передовых кругах русского общества ещё в 1803 г. Такое предложение внёс на заседании “Вольного общества любителей словесности, наук и художеств” пылкий патриот поэт Василий Пугачёв.
Эта идея была подхвачена русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом, который уже в 1804 г. начал работу над памятником.
И. П. Мартос изобразил момент обращения Минина к раненому князю Пожарскому. Минин призывает Пожарского возглавить войско и освободить Москву. Одной рукой Минин вручает Пожарскому меч, а другой указывает на Кремль, призывая к защите Отечества.
Бронзовые герои покоятся на мощном постаменте из полированного красного гранита. На постаменте надпись: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818.”
На обеих сторонах постамента – бронзовые барельефы. Лицевой показывает сбор средств на борьбу с захватчиками. Мужчины несут деньги и товары, женщины – свои украшения, один мужчина вместо дара привёл своих сыновей – они пойдут в бой.
На барельефе с тыловой стороны памятника показана батальная сцена – ополченцы изгоняют интервентов.
Фрагмент памятника Минину и Пожарскому.
Высота постамента почти 4 м, памятник был отлит в Петербурге. На него ушло 20 т бронзы. Затем скульптурная группа была доставлена в Москву по воде. Этот великолепный монумент сооружён на средства, собранные по всенародной подписке. Из гривенников и копеек составилась внушительная сумма 150 тысяч рублей. Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке.
В других городах нашей страны также установлены различные памятники Минину и Пожарскому. Наибольшее их количество находится на территории Нижегородской области – это связано с тем, что Нижний Новгород был не только центром ополчения, но и родиной этих героев. Есть подобные памятники и в других городах – в Ярославле, Москве, Суздале.
Например, мало кому известно, что в Нижнем Новгороде находится точная, но немного уменьшенная копия памятника Минину и Пожарскому, о котором речь шла ранее. 4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде был открыт памятник работы Зураба Церетели — уменьшенная на 5 см копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского Кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи.
Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде.
По мнению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков.
Часовня Казанской Богоматери.Памятник народному ополчению 1612 года в Ярославле (Часовня Казанской Богоматери)
Сооружение - одновременно и часовня, поскольку там есть изображения христианских святых, и памятник прошлому, так как внутри на плите начертаны слова «Народному ополчению 1612 года от благодарных потомков».
Обелиск в честь Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде.
Михайло-Архангельский собор - древнейший каменный храм Нижнего Новгорода.
23 апреля 1628 года под руководством зодчих Лаврентия Семенова и пасынка Антипа началось строительство существующего здания.
Восстановление велось в память о Нижегородском ополчении и было завершено в 1631 году.
В 1962 году после проведенной реставрации в собор был перенесён прах Кузьмы Минина.
Памятник князю Пожарскому в посёлке Борисоглебский Ярославской области.
3.Заключение.
На этом мы заканчиваем наше занятие. Надеюсь, эта тема заставила вас задуматься о вечных ценностях – любви к родине, патриотизме, долге и ответственности. Ведь все эти качества необходимы в жизни человеку и гражданину!
В заключение хочется напомнить слова Александра Сергеевича Пушкина:
“…Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно”.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.