Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 6-7 классов
«Познакомьтесь, это химия!»
Цель: Пробудить у учащихся интерес к предмету еще до его изучения, обозначив хотя бы приблизительно место химии в цикле естественных наук.
Задачи:
1.Заинтересовать младших школьников чудесной наукой химией и историей её развития.
2.Обратить их внимание на то, что многие изменения, протекающие с веществами вокруг нас, на самом деле - химические процессы.
3. Развивать у старшеклассников умение самостоятельно проводить опыты, соблюдая правила техники безопасности.
4. Развивать внимательность, умение наблюдать, делать выводы.
Форма проведения: Беседа с демонстрацией опытов, ролевым фрагментами.
Подготовка ведется заранее. Учащиеся старших классов, принимающие участие в работе школьного химического кружка, подготавливают простейшие демонстрационные опыты. Наибольший интерес у учеников 5-7 классов вызывают химические реакции, протекающие с участием известных им веществ, которые можно наблюдать в повседневной жизни. Такие опыты целесообразно сопровождать объяснением: как используется та или иная реакция человеком в быту или на производстве.
Оформление кабинета: стенд «Из истории химии», портреты учёных-химиков, рефераты учащихся, интересные книги по химии, химическая посуда и оборудование.
Оборудование и реактивы: перечень приводится в описании демонстрационных опытов.
План мероприятия:
1. Вступительное слово учителя.
2. История развития химии, ролевой фрагмент «В лаборатории средневекового химика». (старшеклассники)
3. Беседа учителя о химических превращениях, происходящих вокруг нас; демонстрация опытов (старшеклассники).
4. Ролевой фрагмент «Волшебные превращения водорода». (учитель, старшеклассники).
5. Заключительное слово учителя.
Ход мероприятия:
1.Учитель: Ребята, в 8 классе вы начнете изучать новый для вас предмет — химию, науку о веществах и их превращениях. Все вещества, окружающие нас, состоят из химических элементов, их сейчас насчитывается 110. Соединяясь между собою, они образуют более десяти миллионов различных веществ. Каждое вещество изучено и получило свое название. Вещества могут быть в чем-то сходны друг с другом, но каждое из них чем-то обязательно отличается от остальных, каждое имеет свои признаки, свои свойства. Знать свойства веществ необходимо, чтобы найти им применение. Так, наши далекие предки ценили и использовали необычайную твердость минерала кремня для изготовления из него первого оружия и орудий труда. Знать свойства веществ надо и для того, чтобы правильно обращаться с ними, чтобы узнавать вещества и отличать их друг от друга. С некоторыми веществами вы уже знакомы: железо, алюминий, медь, вода, мел, сахар, кислород, углекислый газ, пластмассы…
Впоследствии выяснилось, что не только вещества на нашей планете, но и вся вселенная, вплоть до самых отдаленных звезд, свет от которых идет к нам миллионы лет, состоит из одних и тех же элементов, тех же самых, которые открывались один за другим на нашей планете.
На уроках химии вы узнаете много интересного о химических элементах и об окружающем нас мире. Сегодня мы хотим немного познакомить вас с химией и историей ее развития.
2. Ребята из химического кружка оформили стенд по истории химии.
Внимание зрителей обращается к стенду «Из истории химии».
1-й ученик. Наука о веществах и их превращениях зародилась в Египте — технически наиболее передовой стране древнего мира. Считается, что название «химия» происходит от слова «Хеми», или «Хума», которым древние египтяне называли свою страну, а также нильский чернозем. Отсюда «химия» — «черное, как земля, египетское искусство», которое имеет дело с разными минералами и металлами. Такие отрасли производства, как металлургия, гончарное производство, стеклоделие, крашение и парфюмерия, достигли в Египте значительного развития еще задолго до нашей эры. Химия считалась «божественной» наукой, находилась целиком в руках жрецов и тщательно скрывалась ими от всех непосвященных. Однако некоторые сведения все же проникали за пределы Египта.
2-й ученик. Арабы впервые познакомились с химией довольно необычным способом. В 670 г. корабли арабского флота, осаждавшего Константинополь (самый большой и хорошо укрепленный город христианского мира), были сожжены «греческим огнем» — химической смесью, образующей при горении сильное пламя, которое нельзя погасить водой. По преданию, эту смесь изготовил занимавшийся химией ученый, который бежал из своего родного Египта, спасаясь от арабов. В 641 г. арабы вторглись в Египет и вскоре заняли всю страну, а через несколько лет такая же судьба постигла и Персию. Возникла огромная арабская империя. Подражая древним властителям, арабские халифы начали покровительствовать наукам, и в VIII-IX вв. появились первые арабские химики. Арабы и переделали первоначальное название «химия» в «алхимия» (прибавив к этому слову характерную для арабского языка приставку -ал). Европейцы позднее заимствовали это слово у арабов, и в результате в европейских языках появились термины «алхимия» и «алхимик». Термин «алхимия» сейчас употребляют, когда говорят о периоде химии с 300 г. до 1600 г.
3-й ученик. 1096 г. — первый крестовый поход: христиане начинают отвоевывать у мусульман захваченные ими земли. Завоёван Иерусалим. Почти два столетия на побережье Сирии просуществовало христианское государство. Произошло некоторое смешение культур, и христиане, возвратившиеся в Европу, познакомили европейцев с достижениями арабской науки. Во время этих войн Европа узнала, что арабы — обладатели книжных сокровищ, переведенных ими трудов греческих ученых, например Аристотеля, и сочинений своих ученых, например Авиценны.
Несмотря на сопротивление арабов, не желавших передавать столь ценные труды своему заклятому врагу, начались попытки перевода этих трудов на латинский язык. Начиная с 1200 г. европейские ученые могли, близко познакомившись с наследием алхимиков прошлого, попытаться вновь двинуться вперед по тернистому пути познания.
4-й ученик. В раздробленной феодальной Европе постепенно развивалась торговля. Основным обменным эквивалентом служило золото. Потребность в золоте возникла также в связи с переходом от натуральной системы налогообложения к денежной. Но естественных источников получения золота в Европе было крайне мало. Этим и объясняется то, что исследования алхимиков были направлены на поиски «философского камня», якобы способного превращать любой металл в золото. Давайте представим, что мы попали в лабораторию средневекового алхимика…
Ролевой фрагмент «В лаборатории средневекового алхимика»
«Лаборатория алхимика» (демонстрационный стол) вся заставлена приборами и реактивами. «Алхимик» работает: измельчает в ступке вещество. Затем проводит опыты: «Дым без огня», «Вулкан», «Цепочка» цветных реакций», «Волшебная палочка».
Появляется король.
Король: Все алхимики как алхимики, а ты? (указывает рукой на стол) Сделай так, чтобы у меня было вдоволь золота! Работай же, ищи способ получения философского камня, который превращает все металлы в золото!
Алхимик: Повинуюсь… Показывает опыт «Золотой нож»
Король, довольный результатом, уходит.
1-й ученик. Ну что же, оставим короля в его дворце радоваться тому «золоту», которое добыл для него алхимик из воды. Ребята! Как вы думаете, правда ли, что алхимик смог получить золото из воды? Конечно же, нет! Алхимики, работая в течение столетий, не смогли получить ни золота, ни серебра! Боясь наказания от своих покровителей, они становились на путь обмана и шарлатанства. Много раз «золото» алхимиков оказывалось обманом — латунью или бронзой. Еще Аристотель в IV веке до н. э. упоминал, что из меди при сплавлении ее с цинком или оловом образуются золотисто-желтые сплавы. Следовательно, уже в древности было известно, что «не все то золото, что блестит». Были также умельцы, которые получали «серебро» в виде серебристо-белого сплава добавлением к медному расплаву мышьяка. Так, слишком упрощенно понималось «искусство превращения» металлов: достаточно было, чтобы неблагородный металл приобрел лишь окраску желаемого благородного металла. В других случаях требовалась только ловкость фокусника, чтобы незаметно подбросить в расплав кусок благородного металла. В своих экспериментах «золотых дел мастера» обнаруживали необычайную изворотливость. Некоторые алхимики предпочитали пользоваться «для перемешивания» расплава полой палочкой, внутри которой прятали несколько зерен золота, а отверстие закупоривали воском. Другие использовали сосуды с двойным дном, из которых при накаливании выливалось золото или угли с запаянным внутри золотом. Иногда успеху способствовала золотая пыль: ее вдували в расплав вместе с воздухом, накачиваемым воздуходувкой.
Средневековые алхимики одурачивали императоров, королей и князей.
2-й ученик. Однако кроме занятий магией и заклинаниями, алхимики ставили и подлинно научные эксперементы. За долгие годы работы алхимики накопили большой фактический материал, получили, изучили и описали много новых веществ, разработали различные экспериментальные методы работы, которыми химики пользуются и сегодня. Их труды легли в основу многих современных наук, в том числе химии и минералогии.
В процессе его поисков алхимики открыли много новых веществ, изучили и описали их. Так, например, в 1669 г. гамбургский алхимик Бранд открыл новый химический элемент — фосфор. Подобно другим алхимикам Бранд пытался отыскать философский камень. Не забота о благе людском, а корысть руководила им. Новое вещество не превращало металлы в золото, но то, что оно светилось в темноте, было необычно и ново. Этим свойством нового вещества Бранд не замедлил воспользоваться. Он стал показывать фосфор богатым людям, взамен получая от них подарки и деньги. Также алхимики изобрели порох, который стали применять в военном деле.
3-й ученик. Коренная перестройка алхимии произошла в первой половине XVI в.Жизнь выдвинула ряд новых требований, вызванных главным образом запросами медицины и расширением промышленного производства.
Основными реформаторами алхимии выступили Парацельс и Агрикола. «Цель химии состоит не в изготовлении золота и серебра, а в изготовлении лекарств», — писал Парацельс. Он считал, что все живое состоит из трех начал, находящихся в разных соотношениях: тела, души и духа. Болезни проистекают от недостатка в организме одного из этих «элементов». Следовательно, лечить болезни нужно вводя в организм недостающий «элемент». Успешность ряда предложенных Парацельсом новых методов лечения на основе использования минеральных соединений побудила многих врачей примкнуть к его школе и заинтересоваться химией. Тем самым химия получила мощный толчок к дальнейшему развитию, так как нашла широкое практическое применение.
4-й ученик. Агрикола работал в области горного дела и металлургии. В своем обширном сочинении «О металлах» он собрал и обобщил весь накопившийся до него производственный опыт, дополнив его рядом собственных исследований и наблюдений. Его книга служила основным руководством по горному делу и металлургии на протяжении более 200 лет, а некоторые из описанных им методов определения руд применяются и в настоящее время.
Новую теорию химии около 1700 г. выдвинул немецкий химик и врач Шталь. Согласно этой теории, во всех телах, способных гореть, содержится особое вещество «флогистон», удаляющееся из них при горении. Именно в эпоху господства флогистонной теории было открыто большинство газов. Подробному изучению подверглись различные металлы и другие вещества. Однако главная заслуга флогистонной теории заключалась в том, что она позволила окончательно освободиться от устаревших представлений алхимиков.
Но, несмотря на многочисленные попытки, никому не удавалось выделить флогистон и изучить его. Все большее число новых открытий не укладывалось в рамки теории. Поэтому к концу своего почти столетнего господства флогистонная теория из прогрессивной превратилась в препятствие для дальнейшего развития науки.
1-й ученик. Химия как точная наука зародилась в середине XVIII — начале XIX вв. В это время жили и работали великие ученые: Ломоносов, Пристли, Шееле, Лавуазье, Бертолле, Дальтон, Фарадей и другие. В это время были открыты и сформулированы многие законы химии. Таинственный и неуловимый «флогистон» стал ненужным. Одновременно коренное изменение претерпевали все основные понятия химии, были заложены основы современной химической систематики. Было развито атомно-моле-кулярное учение, в мир химии проникло электричество. По-разному сложились судьбы ученых, но имена их вписаны золотыми буквами в историю химии.
2-й ученик. Химия все больше использовала достижения всех разделов физики и математические методы. В XIX в. становится ясной зависимость развития химических наук от уровня смежных с ними дисциплин, особенно физико-математического цикла, и влияние самой химии на другие естественные науки. В эти годы развитие химии связано с именами Бертло, Зинина, Кекуле, Менделеева, Бутлерова, Муассана, Фишера и других.
Учитель: То, о чем вам сейчас рассказали ребята, __ это лишь очень малая часть того огромного «пути», который «прошла» ХИМИЯ…
3.Учитель: - Ребята! Наверняка, вы и раньше слышали слова: «химический», «химия», «химик». Очень часто мы, говоря «химическое вещество», подразумеваем что-то нехорошее, полученное искусственно, вредное для здоровья человека.
Оказывается, это не совсем так. Все, что нас окружает, состоит из химических веществ. Мы сами образованы этими веществами, мы ими дышим, их пьем, их едим.
- Как вы думаете, химические вещества могут превращаться друг в друга?
Конечно, да! Что мы вдыхаем? А выдыхаем? Значит, в нашем организме кислород превращается в углекислый газ! Это не какое-нибудь, а химическое превращение!
- Это превращение вредно или полезно для нас?
Представьте себе, что произойдет, если мы перестанем дышать. Оказывается, химические превращения могут быть полезными и даже необходимыми! Так стоит ли нам бояться химических явлений или химических веществ? Конечно, нет!
Мы часто используем химические превращения, не задумываясь об этом. Давайте сейчас с вами «похимичим». Я проведу несколько химических опытов, назову вещества, которые участвуют в химических превращениях, а вы попробуете угадать, где это химическое явление человек использует.
1) Возьмем пищевую соду, растворим ее в воде и добавим несколько капель уксусной кислоты. Что мы наблюдаем?
Д. о. (показывают старшеклассники): В пробирку насыпают соду, добавляют воды до получения прозрачного раствора. Затем приливают осторожно по каплям раствор уксусной кислоты, предварительно дав понюхать сидящим за первыми партами (осторожно, соблюдая правила безопасности), чтобы ребята сами определили, что это за вещество.
Сейчас, наверное, нам в первую очередь ответят девочки. Кто из вас помогает маме печь блины, оладьи, печенье? Оказывается, это химическое превращение помогает тесту подниматься за счет выделяющегося газа, и оно получается мягкое и пышное. Так что и в этом случае химическая реакция не приносит никакого вреда, а наоборот, помогает нам.
- А теперь давайте представим, что мы уже испекли, например, печенье. Собираемся его съесть. Как вы думаете, с этим печеньем будут происходить какие-то изменения?
2) Возьмем вместо печенья кусочек индикаторной бумаги. Эта бумага имеет замечательное свойство: она меняет цвет в зависимости от того, с каким веществом соприкасается. Например, при соприкосновении со щелочами она становится синей, а с кислотами – красной. (Д. о.) Итак, сначала наше «печенье» попадает в рот. Кто из вас покушал во время перемены?
Д. о.: Сначала индикаторная бумага смачивается слюной, а затем помещается в пробирку с раствором соляной кислоты.
Какого цвета стала индикаторная бумага после соприкосновения со слюной? Значит, слюна имеет щелочную реакцию среды. Затем по пищеводу пища попадает куда? Правильно, в желудок. В этой пробирке у меня раствор вещества, которое содержится в желудочном соке. Давайте поместим в нее нашу индикаторную бумагу. Бумага окрасилась в красный цвет. Кто запомнил, при взаимодействии с какими веществами бумага становится красной? Правильно, с кислотами. Значит, в желудочном соке содержится кислота. Она называется соляной.
3) А теперь проверим, какое вещество входит в состав хлеба и картофеля. В этой пробирке у меня клейстер, приготовленный из крахмала. Я добавлю в него капельку обыкновенного йода. Что мы видим?
Д. о.: В пробирку с крахмальным клейстером добавляют по каплям спиртовой раствор йода, а затем капают йодом на кусочек хлеба и срез картофеля.
Верно, клейстер приобрел темно-фиолетовую окраску. Всегда, когда «встречаются» йод и крахмал, мы будем видеть такой цвет. Теперь возьмем кусочек хлеба и разрезанный картофель, капнем йодом. О чем нам сигнализирует появление фиолетовой окраски? Изменение окраски – это последствия произошедшей между крахмалом и йодом химической реакции. С этой химической реакцией вы могли сталкиваться на уроках биологии, когда изучали процесс фотосинтеза в листьях на свету. В результате этого биологического процесса образуется крахмал. Так что, как видите, химическая наука помогает и в изучении биологических процессов.
Дома вы сами можете проверить, какие продукты содержат крахмал, а какие – нет, выступив в роли исследователей.
4) Теперь представим себе, что во время приема пищи мы с вами испачкали одежду, например, чаем. Что мы будем делать? Правильно, застираем. В рекламе по телевизору очень часто упоминаются вещества-отбеливатели. Одним из компонентов некоторых отбеливателей являются пероксиды. А в медицине как обеззараживающее средство используют перекись водорода. Теперь возьмем кусочек ткани, испачканный в чае, и опустим в пробирку с пероксидом водорода.
Д. о.: Тонкую полоску белой хлопчатобумажной ткани, смоченную наполовину в слабом растворе чая, опускают в пробирку с раствором перекиси водорода.
Как видите, ткань побелела. Произошла химическая реакция, которая помогла нам «вернуть вещи ее первоначальную чистоту и белизну» (как говорят в рекламных роликах). Такая же реакция лежит в основе процесса отбеливания волос. Во всех осветлителях основным отбеливающим веществом является гидропирит – пероксид водорода. Таким образом, химические процессы, реакции помогают женщинам становиться более, с их точки зрения, привлекательными.
Перекись водорода разлагается на свету с выделением кислорода, а кислород поддерживает горение веществ. Но при обычных условиях это разложение идёт довольно медленно. Химики умеют ускорять химические процессы, используя для этого специальные вещества.
Д. о.: В колбу с перекисью водорода добавляют небольшое количество оксида марганца(IV) и опускают туда тлеющую лучинку. Она вспыхивает.
5) А теперь давайте представим себе, как засыхает клей. Мы наносим на бумагу прозрачный раствор, который со временем затвердевает. Причем таким затвердевшим клеем можно даже порезаться – его края острые, как стекло.
Д. о.: Демонстрируется бутылочка канцелярского клея с застывшими по краям потеками, а затем отсоединяются кусочки высохшего клея и демонстрируются ученикам.
Почему же застывает клей? Оказывается, он не просто высыхает на воздухе, как, например, разлитая вода, а взаимодействует с углекислым газом, входящим в состав воздуха. А откуда в воздухе берется углекислый газ? Правильно, его выдыхаем мы, а также другие живые организмы.
Теперь давайте попробуем воспроизвести процесс высыхания канцелярского клея. В пробирке находится его раствор. Как видите, он прозрачный и подвижный. Теперь я попрошу кого-нибудь из вас выдыхать в этот раствор по трубочке воздух.
Д. о.: В пробирку наливают 0,5 мл раствора силиката натрия и по стеклянной трубочке продувают выдыхаемый воздух.
Что происходит? Обратите внимание, что раствор вначале мутнеет, а затем в нем образуется осадок, похожий на студень или желе. Это и есть новое вещество – кремниевая кислота, которая образуется при засыхании канцелярского клея на воздухе. Она-то и склеивает бумагу.
Итак, мы с вами посмотрели лишь несколько химических реакций из миллиона миллионов, протекающих вокруг нас. Очень большое количество химических процессов человек научился использовать для своего блага.
4.Ролевой фрагмент «Волшебные превращения водорода»
Ребята в доступной игровой форме получают представление об элементе Н, формах его существования, простейших свойствах. Все роли играют ученики старших классов. Костюмы участников: у четверых человек, изображающих атомы водорода, прикреплены таблички с надписями «ВОДОРОД», а у одного, изображающего атом кислорода, - табличка «КИСЛОРОД». На обратной стороне одной из табличек «ВОДОРОД» надписано «ИОН ВОДОРОДА».Дополнительно приготовлены таблички с надписями «ВОДА», «ЭЛЕКТРОЛИЗ», две таблички - «МОЛЕКУЛА ВОДОРОДА»
Учитель: Вы, наверное, слышали, что все окружающие нас предметы образованы из мельчайших частиц - атомов. Их можно сравнить с кирпичиками. А эти «кирпичики», соединяясь между собой, образуют вещества. Из кирпичей ведь тоже можно построить разные сооружения: дом, гараж, дачу.
Кирпичи бывают разные. Есть красный и белый кирпич, из глины и пенобетона. Так и атомы бывают разных видов. Сегодня мы хотим познакомить вас лишь с одним из многих видов атомов, существующих вокруг нас. Его название вы, конечно, слышали. Это удивительный элемент ВОДОРОД. Он устроен проще всех, но обладает очень интересными свойствами. Давайте познакомимся с ним поближе.
Входят 1-й и 2-й «Водороды»
1-й «Водород»: Как долго я существую на свете, не знаю сам. Знаю точно, что я - основа Вселенной. Среди всех атомов, обитающих в огромном Космосе, нас - атомов водорода - большинство!
2-й Водород: Если вы сядете в космическую ракету и полетите через космическое пространство, то из десяти встреченных вами атомов девять будем мы - водороды.
Выходят остальные участники, играющие атомы Водорода.
3-й Водород: Благодаря нам и нашим братьям - атомам гелия - существует звезда Солнце, которая дарит жизнь всей планете Земля.
4-й Водород: На этой планете мы живем не поодиночке, а объединяемся друг с другом и образуем легкий бесцветный газ - водород.
Атомы Водорода берутся попарно за руки и поднимают таблички «МОЛЕКУЛА ВОДОРОДА». Выходит участник, играющий атом Кислорода.
1-й Водород: Очень часто мы сотрудничаем с атомами других элементов. Но больше всего нам по душе общаться с Кислородом. Мы так привязаны к нему, что образуем самое распространенное соединение на планете. Как вы думаете, какое? Правильно, воду.
2-й Водород: Мы так любим Кислород, что очень легко с ним соединяемся. Правда, для этого нас должно быть в два раза больше. Наше соединение может сопровождаться взрывом.
1-й и 2-й атомы Водорода берут за руки Кислорода и поднимают табличку «ВОДА»
1-й Водород: Расставаться нам с Кислородом очень трудно. Чтобы разрушить наш союз, вам потребуется затратить много сил и энергии. Например, электрической.
Атомы Водорода в молекуле Воды поднимают табличку «ЭЛЕКТРОЛИЗ». Атомы, образующие Воду, расходятся в разные стороны.
3-й Водород: Иногда атомы, с которыми мы соединяемся, могут отнимать у нас один кусочек оболочки.
Снимает кофту и отдаёт Кислороду.
Тогда мы перестаем быть атомами, а становимся ионами водорода.
Переворачивает табличку «ВОДОРОД», на обратной стороне написано «ИОН ВОДОРОДА».
4-й Водород: Именно такие ионы придают веществам кислый вкус. Есть специальные вещества - индикаторы, которые при встрече с ионами водорода становятся красными. Какие вы знаете кислые продукты?
В эту пробирку мы выдавим лимонный сок, во вторую нальем уксусную кислоту, в третью добавим соляной кислоты, которая содержится в желудочном соке. В каждую прильем индикатор. Что мы видим? Правильно, жидкости стали красными. Значит, в них есть ионы водорода.
Все Водороды хором:
Атом - вещества основа,
Как кирпич - основа дома.
Если больше захотите вы об атомах узнать,
То придется вам, ребята, химию учить на «ПЯТЬ»!
5.Учитель: Современная химия очень многолика. Ежегодно в странах мира выпускаются миллионы тонн химической продукции. Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в топливо, ядерное горючее, простые и жаростойкие материалы для космических кораблей и ракет.
Продукты химии широко используют в быту: изделия из искусственных волокон, искусственной кожи, пластмассы, лаки и краски, моющие средства.
Химические процессы лежат в основе получения строительных материалов: кирпича, цемента, бетона.
Химия проникает во все отрасли народного хозяйства. Поэтому, кем бы вы ни стали в будущем — агрономом или строителем, медицинским работником или геологом, космонавтом или работником сферы услуг, металлургом или создателем электронно-вычислительных машин,— вам придется использовать знания химии.
Открыть секреты химических веществ и химических явлений вы сможете, изучая химию. Так что дорастайте до 8 класса и до встречи!
Описание некоторых опытов
1. Дым без огня
Оборудование: два стеклянных цилиндра (или стакана) с крышками, 25%-ный водный раствор аммиака, концентрированная соляная кислота.
В один чисто вымытый цилиндр налейте несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой — раствор аммиака. Оба цилиндра закройте крышками и поставьте друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом следует показать, что цилиндры «пустые». Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переверните вверх дном и поставьте на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку уберите: образуется белый дым — признак химической реакции.
2. «Вулкан» на столе
Оборудование: коническая колба, фарфоровый тигель или чашка, дихромат аммония, спирт. В горло конической колбы вставьте тигелек или фарфоровую чашку. Колбу можно покрыть пластилином, придав ей форму горы, или изготовить макет сопки. Под колбу или макет положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома (III). В тигелек насыпьте дихромат аммония, в центре холмика смочите его спиртом. Зажигается «вулкан» горящей лучинкой. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома (III). Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы: (NH4)2Cr207 = N2↑+ Cr203 + 4Н20 .
3. «Золотой нож»
Оборудование: насыщенный раствор медного купороса, раствор серной кислоты (1:5), железный нож, наждачная бумага, химический стакан на 250 мл.
В химический стакан налейте 200 мл концентрированного (лучше насыщенного) раствора медного
купороса и подкислите его 1 мл серной кислоты. Хорошо почистите нож наждачной бумагой (после чего не дотрагивайтесь до поверхности металла руками). Опустите нож на несколько секунд в раствор медного купороса, затем выньте его, быстро сполосните водой и сейчас же насухо протрите полотенцем. Нож становится «золотым» — он покрылся ровным блестящим слоем меди: CuS04 + Fe = FeS04 + Си
4. «Цепочка» цветных реакций (варианты «цветных» реакций в растворах)
1) а) Окрашивание бесцветного раствора щёлочи фенолфталеином в малиновый цвет;
б) получении тёмно-красного раствора роданида железа(III) из хлорида железа(III) и роданида калия: Fe3+ + SCN- → FeSCN (т.красный) ;
2) Хамелеон
Оборудование: химический стакан емкостью 500 мл, стеклянная палочка, белый экран, слабый раствор хромата калия бледно-желтого цвета, 5—10%-ный раствор пероксида водорода, серная кислота (конц.).
В стакан налейте раствор хромата калия, подкислив несколькими каплями серной кислоты: 2Сг042- + 2Н+ → Сг207 2- + Н20
желтый оранжевый
Обратите внимание учащихся на цвет раствора. Помешивая раствор стеклянной палочкой, прилейте раствор пероксида водорода: появляется синяя окраска, которая вскоре становится зеленой. Образовалась соль пероксохромата, ион которой окрашен в синий цвет. Пероксохроматы — непрочные вещества. Подвергаясь гидролизу, они вновь образуют пероксид водорода и дихроматы: К2Сг207 + 5Н202 → К2[Сг202(02)5] + 5Н20
Прилейте раствор пероксида водорода. Он восстанавливает ион Сг207 2- в ион Сг3+, который в растворе зеленого цвета:
ЗН202 + К2Сг207 + 4H2S04 = 302↑+ Cr2(S04)3 + + 7Н20 + K2S04
5. Волшебная палочка
Оборудование: стеклянная палочка, спирт, перманганат калия (крист.), конц. Серная кислота.
Волшебную палочку приготовьте заранее. Для этого возьмите указку, на конец которой наденьте стеклянную трубочку длиной 1—2 см. Стеклянную трубочку погрузите в свежеприготовленную окислительную смесь (кашица из перманганата калия и конц. серной кислоты). Коснувшись палочкой фитиля, зажгите спиртовку.
Волшебную палочку можно использовать в опыте «Свеча, зажгись». Для этого на фитиль свечи прикрепите ватку, которую перед опытом смочите спиртом (одеколоном). Сделав несколько движений палочкой, «прикажите» свече зажечься и дотроньтесь палочкой до фитиля. Свеча загорится.
Литература
1. Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий
/авт.-сост. Л.Г. Волынова и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
2. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8 – 9
Классы – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.
3. Предметная неделя химии в школе / Э.Б. Дмитренко и др. – Ростов Д.:
«Феникс», 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.