Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 6-7 классов «Познакомьтесь, это химия!»
Оценка 4.9

Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 6-7 классов «Познакомьтесь, это химия!»

Оценка 4.9
doc
07.11.2023
Внеклассное  мероприятие  по  химии для  учащихся  6-7 классов                                     «Познакомьтесь,  это  химия!»
Внеклассное мероприятие по химии.doc

Внеклассное  мероприятие  по  химии для  учащихся  6-7 классов                                   

 «Познакомьтесь,  это  химия!»

 

Цель: Пробу­дить у учащихся интерес к предмету еще до его изучения, обозначив хотя бы приблизительно место химии в цикле естественных наук.

Задачи:

1.Заинтересовать младших школьников чудесной наукой химией и историей её развития.

2.Об­ратить их внимание на то, что многие изменения, протекающие с вещест­вами вокруг нас, на самом деле - химические процессы.

3. Развивать у старшеклассников умение самостоятельно проводить опыты, соблюдая правила техники безопасности.

4. Развивать внимательность, умение наблюдать, делать выводы.

Форма проведения: Беседа с демонстрацией опытов, ролевым фрагментами.

 

   Подготовка ведется заранее. Учащиеся старших классов, принимающие участие в работе школьного химического кружка, подготавливают простейшие демонстра­ционные опыты. Наибольший интерес у учеников 5-7 классов вызывают химические реакции, протекающие с участием известных им веществ, которые можно наблюдать в повседневной жизни. Такие опыты целесооб­разно сопровождать объяснением: как используется та или иная реакция человеком в быту или на производстве.

   Оформление кабинета: стенд «Из истории химии», портреты учёных-химиков, рефераты учащихся,  интересные книги по химии, химическая посуда и оборудование.

   Оборудование и реактивы: перечень приводится в описании демонстрационных опытов.

План мероприятия:

1. Вступительное слово учителя.

2. История развития химии, ролевой фрагмент «В лаборатории средневекового химика». (старшеклассники)

3. Беседа учителя о химических превращениях, происходящих вокруг нас; демонстрация опытов (старшеклассники).

4. Ролевой фрагмент «Волшебные превращения водорода». (учитель, старшеклассники).

5. Заключительное слово учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Ход мероприятия:

 

   1.Учитель:  Ребята, в 8 классе вы начнете изучать но­вый для вас предмет — химию, науку о веществах и их превращениях. Все вещества, окружающие нас, состо­ят из химических элементов, их сейчас насчитывается 110. Соединяясь между собою, они образуют более деся­ти миллионов различных веществ. Каждое вещество изучено и получило свое название. Вещества могут быть в чем-то сходны друг с другом, но каждое из них чем-то обязательно отличается от остальных, каждое имеет свои признаки, свои свойства. Знать свойства веществ необходимо, чтобы найти им применение. Так, наши далекие предки ценили и использовали необычайную твердость минерала кремня для изготовления из него первого оружия и орудий труда. Знать свойства ве­ществ надо и для того, чтобы правильно обращаться с ними, чтобы узнавать вещества и отличать их друг от друга. С некоторыми веществами вы уже знакомы: железо, алюминий, медь, вода, мел, сахар, кислород, уг­лекислый газ, пластмассы…

   Впоследствии выяснилось, что не только вещества на нашей планете, но и вся вселенная, вплоть до са­мых отдаленных звезд, свет от которых идет к нам миллионы лет, состоит из одних и тех же элементов, тех же самых, которые открывались один за другим на нашей планете.

   На уроках химии вы узнаете много интересного о химических элементах и об окружающем нас мире. Сегодня мы хотим немного познакомить вас с химией и историей ее развития.

  2. Ребята из химического кружка оформили стенд по истории химии.

   Внимание зрителей обращается к стенду «Из истории химии».

   1-й ученик. Наука о веществах и их превращениях зародилась в Египте — технически наиболее передо­вой стране древнего мира. Считается, что на­звание «химия» происходит от слова «Хеми», или «Хума», которым древние египтяне называли свою стра­ну, а также нильский чернозем. Отсюда «химия» — «чер­ное, как земля, египетское искусство», которое имеет дело с разными минералами и металлами. Такие от­расли производства, как металлургия, гончарное про­изводство, стеклоделие, крашение и парфюмерия, до­стигли в Египте значительного развития еще задолго до нашей эры. Химия считалась «божественной» нау­кой, находилась целиком в руках жрецов и тщательно скрывалась ими от всех непосвященных. Однако неко­торые сведения все же проникали за пределы Египта.

   2-й ученик. Арабы впервые познакомились с химией довольно необычным способом. В 670 г. корабли арабского флота, осаждавшего Константинополь (самый большой и хорошо укрепленный город христианского мира), были сожжены «греческим огнем» — химичес­кой смесью, образующей при горении сильное пламя, которое нельзя погасить водой. По преданию, эту смесь изготовил занимавшийся химией ученый, который бежал из своего родного Египта, спасаясь от арабов. В 641 г. арабы вторглись в Египет и вскоре заняли всю страну, а через несколько лет такая же судьба постигла и Пер­сию. Возникла огромная арабская империя. Подражая древним властителям, арабские халифы начали покро­вительствовать наукам, и в VIII-IX вв. появились пер­вые арабские химики. Арабы и переделали первоначаль­ное название «химия» в «алхимия» (прибавив к этому слову характерную для арабского языка приставку -ал). Европейцы позднее заимствовали это слово у арабов, и в результате в европейских языках появились термины «алхимия» и «алхимик». Термин «алхимия» сейчас упот­ребляют, когда говорят о периоде химии с 300 г. до 1600 г.

   3-й ученик. 1096 г. — первый крестовый поход: хри­стиане начинают отвоевывать у мусульман захваченные ими земли. Завоёван Иерусалим. Почти два столетия на побережье Сирии просуществова­ло христианское государство. Произошло некоторое сме­шение культур, и христиане, возвратившиеся в Европу, познакомили европейцев с достижениями арабской на­уки. Во время этих войн Европа узнала, что арабы — обладатели книжных сокровищ, переведен­ных ими трудов греческих ученых, например Аристоте­ля, и сочинений своих ученых, например Авиценны.

Несмотря на сопротивление арабов, не желавших передавать столь ценные труды своему заклятому вра­гу, начались попытки перевода этих трудов на латинс­кий язык. Начиная с 1200 г. европейские ученые мог­ли, близко познакомившись с наследием алхимиков прошлого, попытаться вновь двинуться вперед по тер­нистому пути познания.

   4-й ученик. В раздробленной феодальной Европе постепенно развивалась торговля. Основным об­менным эквивалентом служило золото. Потребность в золоте возникла также в связи с переходом от натуральной системы налогообложения к денежной. Но естествен­ных источников получения золота в Европе было край­не мало. Этим и объясняется то, что исследования ал­химиков были направлены на поиски «философского камня», якобы способного превращать любой металл в золото. Давайте представим, что мы попали в лабораторию средневекового алхимика…

 

Ролевой фрагмент «В лаборатории средневекового алхимика»

   «Лаборатория алхимика» (демонстрационный стол) вся заставлена приборами и реактивами. «Алхимик» работает: измельчает в ступке вещество. Затем проводит опыты: «Дым без огня», «Вулкан», «Цепочка» цветных реакций», «Волшебная палочка».        

   Появляется король.

   Король:  Все алхимики как алхимики, а ты? (указывает рукой на стол) Сделай так, чтобы у меня было вдоволь золота! Работай же, ищи способ получения философского камня, который превращает все металлы в золото!

   Алхимик: Повинуюсь…  Показывает опыт «Золотой нож»

   Король, довольный результатом, уходит.

   1-й ученик. Ну что же, оставим короля в его дворце радоваться тому «золоту», которое добыл для него ал­химик из воды. Ребята! Как вы думаете, правда ли, что алхимик смог получить золото из воды? Конечно же, нет! Алхимики, работая в течение столетий, не смогли получить ни золота, ни серебра! Боясь наказа­ния от своих покровителей, они становились на путь обмана и шарлатанства. Много раз «золото» алхимиков оказы­валось обманом — латунью или бронзой. Еще Аристо­тель в IV веке до н. э. упоминал, что из меди при сплавлении ее с цинком или оловом образуются золо­тисто-желтые сплавы. Следовательно, уже в древности было известно, что «не все то золото, что блестит». Были также умельцы, которые получали «серебро» в виде серебристо-белого сплава добавлением к медному расплаву мышьяка. Так, слишком упрощенно понима­лось «искусство превращения» металлов: достаточно было, чтобы неблагородный металл приобрел лишь ок­раску желаемого благородного металла. В других слу­чаях требовалась только ловкость фокусника, чтобы незаметно подбросить в расплав кусок благородного металла. В своих экспериментах «золотых дел мастера» обнаруживали необычайную изворотливость. Некоторые алхимики предпочитали пользоваться «для перемешивания» расплава полой палочкой, внутри которой прятали несколько зерен золота, а отверстие закупоривали воском. Другие ис­пользовали сосуды с двойным дном, из которых при накаливании выливалось золото или угли с запаянным внутри золотом. Иногда успеху способствовала золотая пыль: ее вдували в расплав вместе с воздухом, накачи­ваемым воздуходувкой.

Средневековые алхимики одурачивали императоров, королей и князей.

   2-й ученик. Однако кроме занятий магией и заклинаниями, алхимики ставили и подлинно научные эксперементы. За долгие годы работы алхимики накопили большой фактический материал, получили, изучили и описали много новых веществ, разработали различные экспериментальные методы работы, которыми хими­ки пользуются и сегодня. Их труды легли в основу многих современных наук, в том числе химии и минералогии.

   В процессе его поисков алхимики открыли много новых веществ, изучили и описали их. Так, напри­мер, в 1669 г. гамбургский алхимик Бранд открыл новый химический элемент — фосфор. Подобно дру­гим алхимикам Бранд пытался отыскать философский камень. Не забота о благе людском, а корысть руково­дила им. Новое вещество не превращало металлы в зо­лото, но то, что оно светилось в темноте, было необыч­но и ново. Этим свойством нового вещества Бранд не замедлил воспользоваться. Он стал показывать фосфор богатым людям, взамен получая от них подарки и день­ги. Также алхимики изобрели порох, который стали применять в военном деле.

   3-й ученик. Коренная перестройка алхимии про­изошла в первой половине XVI в.Жизнь выдвинула ряд новых требований, вызванных главным образом запросами медицины и расширением промышлен­ного производства.

   Основными реформаторами алхимии выступили Парацельс и Агрикола. «Цель химии состоит не в из­готовлении золота и серебра, а в изготовлении ле­карств», — писал Парацельс. Он считал, что все жи­вое состоит из трех начал, находящихся в разных соот­ношениях: тела, души и духа. Болезни проистекают от недостатка в организме одного из этих «элементов». Следовательно, лечить болезни нужно вводя в организм недостающий «элемент». Успешность ряда предложен­ных Парацельсом новых методов лечения на основе использования минеральных соединений побудила многих врачей примкнуть к его школе и заинтересо­ваться химией. Тем самым химия получила мощный толчок к дальнейшему развитию, так как нашла ши­рокое практическое применение.

   4-й ученик. Агрикола работал в области горного дела и металлургии. В своем обширном сочинении «О ме­таллах» он собрал и обобщил весь накопившийся до него производственный опыт, дополнив его рядом соб­ственных исследований и наблюдений. Его книга слу­жила основным руководством по горному делу и ме­таллургии на протяжении более 200 лет, а некоторые из описанных им методов определения руд применя­ются и в настоящее время.

   Новую теорию химии около 1700 г. выдвинул немецкий химик и врач  Шталь. Согласно этой теории, во всех телах, способных го­реть, содержится особое вещество «флогистон», удаля­ющееся из них при горении. Именно в эпоху господства флоги­стонной теории было открыто большинство газов. Под­робному изучению подверглись различные металлы и другие вещества. Однако главная заслуга флогистон­ной теории заключалась в том, что она позволила окон­чательно освободиться от устаревших представлений алхимиков.

    Но, несмотря на многочисленные попытки, нико­му не удавалось выделить флогистон и изучить его. Все большее число новых открытий  не укладыва­лось в рамки теории. Поэтому к концу своего почти сто­летнего господства флогистонная теория из прогрес­сивной превратилась в препятствие для дальнейшего развития науки.

   1-й ученик. Химия как точная наука зародилась в середине XVIII — начале XIX вв. В это время жили и работали великие ученые: Ломоносов, Пристли,  Шееле, Лавуазье, Бертолле, Дальтон, Фарадей и другие. В это время были открыты и сформулированы многие законы химии. Таинственный и неуловимый «флогистон» стал ненужным. Одновре­менно коренное изменение претерпевали все основные понятия химии, были заложены основы современной химической систематики. Было развито атомно-моле-кулярное учение, в мир химии проникло электриче­ство. По-разному сложились судьбы ученых, но имена их вписаны золотыми буквами в историю химии.

   2-й ученик. Химия все больше использовала дос­тижения всех разделов физики и математические методы. В XIX в. становится яс­ной зависимость развития химических наук от уровня смежных с ними дисциплин, особенно физико-мате­матического цикла, и влияние самой химии на другие естественные науки. В эти годы развитие химии свя­зано с именами Бертло,  Зинина,  Кекуле, Менделеева, Бутлерова,  Муассана, Фишера и других.

   Учитель: То, о чем вам сейчас рассказали ребята, __ это лишь очень малая часть того огромного «пути», который «прошла» ХИМИЯ…

 

 

 

  3.Учитель: - Ребята! Наверняка, вы и раньше слышали слова: «химиче­ский», «химия», «химик». Очень часто мы, говоря «химическое вещество», подразуме­ваем что-то нехорошее, полученное искус­ственно, вредное для здоровья человека.

   Оказывается, это не совсем так. Все, что нас окружает, состоит из химических веществ. Мы сами образованы этими веще­ствами, мы ими дышим, их пьем, их едим.

   - Как вы думаете, химические вещест­ва могут превращаться друг в друга?

Конечно, да! Что мы вдыхаем? А вы­дыхаем? Значит, в нашем организме кисло­род превращается в углекислый газ! Это не какое-нибудь, а химическое превращение!

   - Это превращение вредно или полезно для нас?

   Представьте себе, что произойдет, если мы перестанем дышать. Оказывается, хи­мические превращения могут быть полез­ными и даже необходимыми! Так стоит ли нам бояться химических явлений или хи­мических веществ? Конечно, нет!

   Мы часто используем химические пре­вращения, не задумываясь об этом. Давай­те сейчас с вами «похимичим». Я проведу несколько химических опытов, назову вещества, которые участвуют в химических превращениях, а вы попробуете угадать, где это химическое явление человек ис­пользует.

   1) Возьмем пищевую соду, растворим ее в воде и добавим несколько капель ук­сусной кислоты. Что мы наблюдаем?

   Д. о. (показывают старшеклассники): В пробирку насыпа­ют соду, добавляют воды до получения прозрачно­го раствора. Затем при­ливают осторожно по каплям раствор уксусной кислоты, предварительно дав понюхать сидящим за первыми партами (ос­торожно, соблюдая пра­вила безопасности), что­бы ребята сами опреде­лили, что это за веще­ство.

   Сейчас, наверное, нам в первую оче­редь ответят девочки. Кто из вас помогает маме печь блины, оладьи, печенье? Оказы­вается, это химическое превращение помо­гает тесту подниматься за счет выделяю­щегося газа, и оно получается мягкое и пышное. Так что и в этом случае химиче­ская реакция не приносит никакого вреда, а наоборот, помогает нам.

   - А теперь давайте представим, что мы уже испекли, например, печенье. Собира­емся его съесть. Как вы думаете, с этим печеньем будут происходить какие-то из­менения?

   2) Возьмем вместо печенья кусочек индикаторной бумаги. Эта бумага имеет замечательное свойство: она меняет цвет в зависимости от того, с каким веществом соприкасается. Например, при соприкосно­вении со щелочами она становится синей, а с кислотами – красной. (Д. о.) Итак, сначала наше «печенье» попадает в рот. Кто из вас по­кушал во время перемены?

   Д. о.: Сначала индикатор­ная бумага смачивается слюной, а затем помеща­ется в пробирку с рас­твором соляной кислоты.

Какого цвета стала индикаторная бумага после сопри­косновения со слюной? Значит, слюна име­ет щелочную реакцию среды. Затем по пи­щеводу пища попадает куда? Правильно, в желудок. В этой пробирке у меня раствор вещества, которое содержится в желудоч­ном соке. Давайте поместим в нее нашу индикаторную бумагу. Бумага окрасилась в красный цвет. Кто запомнил, при взаимо­действии с какими веществами бумага ста­новится красной? Правильно, с кислотами. Значит, в желудочном соке содержится ки­слота. Она называется соляной.

   3) А теперь проверим, какое вещество входит в состав хлеба и картофеля. В этой пробирке у меня клейстер, приготовленный из крахмала. Я добавлю в него капельку обыкновенного йода. Что мы видим?

   Д. о.: В пробирку с крах­мальным клейстером до­бавляют по каплям спир­товой раствор йода, а затем капают йодом на кусочек хлеба и срез кар­тофеля.

 Вер­но, клейстер приобрел темно-фиолетовую окраску. Всегда, когда «встречаются» йод и крахмал, мы будем видеть такой цвет. Теперь возьмем кусочек хлеба и разрезан­ный картофель, капнем йодом. О чем нам сигнализирует появление фиолетовой ок­раски? Изменение окраски – это последст­вия произошедшей между крахмалом и йодом химической реакции. С этой хими­ческой реакцией вы могли сталкиваться на уроках биологии, когда изучали процесс фотосинтеза в листьях на свету. В резуль­тате этого биологического процесса обра­зуется крахмал. Так что, как видите, хими­ческая наука помогает и в изучении биологических процессов.

   Дома вы сами можете проверить, какие продукты содержат крахмал, а какие – нет, выступив в роли исследователей.

   4) Теперь представим себе, что во вре­мя приема пищи мы с вами испачкали оде­жду, например, чаем. Что мы будем делать? Правильно, застираем. В рекламе по теле­визору очень часто упоминаются вещества-отбеливатели. Одним из компонентов не­которых отбеливателей являются пероксиды. А в медицине как обеззараживающее средство используют перекись водорода. Теперь возьмем кусочек ткани, испачкан­ный в чае, и опустим в пробирку с пероксидом водорода.

   Д. о.: Тонкую полоску бе­лой хлопчатобумажной ткани, смоченную напо­ловину в слабом раство­ре чая, опускают в про­бирку с раствором пере­киси водорода.

Как видите, ткань побеле­ла. Произошла химическая реакция, которая помогла нам «вернуть вещи ее первоначальную чистоту и белизну» (как говорят в рекламных роликах). Такая же реакция лежит в основе процесса отбели­вания волос. Во всех осветлителях основ­ным отбеливающим веществом является гидропирит – пероксид водорода. Таким образом, химические процессы, реакции помогают женщинам становиться более, с их точки зрения, привлекательными.

   Перекись водорода разлагается на свету с выделением кислорода, а кислород поддерживает горение веществ. Но при обычных условиях это разложение идёт довольно медленно. Химики умеют ускорять химические процессы, используя для этого специальные вещества.

   Д. о.: В колбу с перекисью водорода добавляют небольшое количество оксида марганца(IV) и опускают туда тлеющую лучинку. Она вспыхивает.

   5) А теперь давайте представим себе, как засыхает клей. Мы наносим на бумагу прозрачный раствор, который со временем затвердевает. Причем таким затвердевшим клеем можно даже порезаться – его края острые, как стекло.

   Д. о.: Демонстрируется бу­тылочка канцелярского клея с застывшими по краям потеками, а затем отсоединяются кусочки высохшего клея и демон­стрируются ученикам.

   Почему же застывает клей? Оказывается, он не просто высыхает на воздухе, как, например, разлитая вода, а взаимодействует с углекислым газом, вхо­дящим в состав воздуха. А откуда в возду­хе берется углекислый газ? Правильно, его выдыхаем мы, а также другие живые организмы.

Теперь давайте попробуем воспроизве­сти процесс высыхания канцелярского клея. В пробирке находится его раствор. Как видите, он прозрачный и подвижный. Теперь я попрошу кого-нибудь из вас выды­хать в этот раствор по трубочке воздух.

   Д. о.: В пробирку налива­ют 0,5 мл раствора сили­ката натрия и по стек­лянной трубочке продувают выдыхаемый воздух.

Что происходит? Обратите внимание, что раствор вначале мутнеет, а затем в нем образуется осадок, похожий на студень или желе. Это и есть новое вещество – кремниевая кислота, которая образуется при засыхании канцелярского клея на воздухе. Она-то и склеивает бумагу.

   Итак, мы с вами посмотрели лишь не­сколько химических реакций из миллиона миллионов, протекающих вокруг нас. Очень большое количество химических процессов человек научился использовать для своего блага.

 

   4.Ролевой фрагмент «Волшебные превращения водорода»

    Ребята в доступной игровой форме получают представление об элементе Н, формах его существова­ния, простейших свойствах. Все роли играют ученики старших классов. Костюмы участников: у четверых че­ловек, изображающих атомы водорода, прикреплены таблички с надписями «ВОДОРОД», а у одного, изображающего атом кислорода, - табличка «КИСЛОРОД». На обратной сторо­не одной из табличек «ВОДОРОД» надписано «ИОН ВОДОРОДА».Дополнительно приготовлены таблички с надписями «ВОДА», «ЭЛЕКТРОЛИЗ»,  две таблички -  «МОЛЕКУЛА ВОДОРОДА»

   Учитель: Вы, наверное, слышали, что все окружающие нас предметы об­разованы из мельчайших частиц - атомов. Их можно сравнить с кирпичиками. А эти «кирпичики», соединяясь между собой, обра­зуют вещества. Из кирпичей ведь тоже можно построить разные сооружения: дом, гараж, дачу.

   Кирпичи бывают разные. Есть красный и белый кирпич, из глины и пенобетона. Так и атомы бывают разных видов. Сегодня мы хотим познакомить вас лишь с одним из многих видов атомов, существующих вокруг нас. Его название вы, конечно, слышали. Это удивительный элемент ВОДОРОД. Он устроен проще всех, но обладает очень интересными свойствами. Давайте познакомимся с ним поближе.

   Входят 1-й и 2-й «Водороды»

   1-й «Водород»:  Как долго я су­ществую на свете, не знаю сам. Знаю точно, что я - основа Все­ленной. Среди всех атомов, оби­тающих в огромном Космосе, нас - атомов водорода - большинство!

  2-й Водород: Если вы сядете в космическую ракету и полетите через космическое пространство, то из десяти встреченных вами ато­мов девять будем мы - водороды.

   Выходят остальные участники, играющие атомы Водорода.

  3-й Водород: Благодаря нам и нашим братьям - атомам гелия - существует звезда Солнце, кото­рая дарит жизнь всей планете Земля.

  4-й Водород: На этой планете мы живем не поодиночке, а объе­диняемся друг с другом и образуем легкий бесцветный газ - водород.

   Атомы Водорода берутся попарно за руки и поднимают таблички «МОЛЕКУЛА ВОДОРОДА». Выходит участник, играющий атом Кислорода.

  1-й Водород: Очень часто мы сотрудничаем с атомами других элементов. Но больше всего нам по душе общаться с Кислородом. Мы так привязаны к нему, что образуем самое распространенное соединение на планете. Как вы думаете, какое? Правильно, воду.

  2-й Водород: Мы так любим Кислород, что очень легко с ним соединяемся. Правда, для этого нас должно быть в два раза боль­ше. Наше соединение может со­провождаться взрывом.

   1-й и 2-й атомы Водорода берут за руки Кислорода и поднимают табличку «ВОДА»

  1-й Водород: Расставаться нам с Кислородом очень трудно. Что­бы разрушить наш союз, вам по­требуется затратить много сил и энергии. Например, электрической.

   Атомы Водорода в молекуле Воды поднимают табличку «ЭЛЕКТРОЛИЗ». Атомы, образующие Воду, расходятся в разные стороны.

  3-й Водород: Иногда атомы, с которыми мы соединяемся, могут отнимать у нас один кусочек обо­лочки.

   Снимает кофту и отдаёт Кислороду.

Тогда мы перестаем быть атомами, а становимся ионами водорода.

   Переворачивает табличку «ВОДОРОД», на обратной стороне написано «ИОН ВОДОРОДА».

   4-й Водород: Именно такие ионы придают веществам кислый вкус. Есть специальные вещества - инди­каторы, которые при встрече с иона­ми водорода становятся красными. Какие вы знаете кислые про­дукты?

В эту пробирку мы выдавим лимонный сок, во вторую нальем уксусную кислоту, в третью доба­вим соляной кислоты, которая содержится в желудочном соке. В каждую прильем индикатор. Что мы видим? Правильно, жидкости стали красными. Значит, в них есть ионы водорода.

Все Водороды хором:

 Атом - вещества основа,

 Как кирпич - основа дома.

 Если больше захотите вы об атомах узнать,

 То придется вам, ребята, химию учить на «ПЯТЬ»!

 

   5.Учитель: Современная химия очень многолика. Ежегодно в странах мира выпускаются миллионы тонн химической продукции. Химия обеспечивает пе­реработку полезных ископаемых в топливо, ядерное горючее, простые и жаростойкие материалы для кос­мических кораблей и ракет.

   Продукты химии широко используют в быту: изде­лия из искусственных волокон, искусственной кожи, пластмассы, лаки и краски, моющие средства.

   Химические процессы лежат в основе получения строительных материалов: кирпича, цемента, бетона.

   Химия проникает во все отрасли народного хозяй­ства. Поэтому, кем бы вы ни стали в будущем — аг­рономом или строителем, медицинским работником или геологом, космонавтом или работником сферы услуг, металлургом или создателем электронно-вычис­лительных машин,— вам придется использовать зна­ния химии.

   Открыть секреты химических веществ и химических явлений вы сможете, изучая химию. Так что дорастайте до 8 класса и до встречи!

 

 

 

 

 

Описание  некоторых  опытов

1. Дым без огня

Оборудование: два стеклянных цилиндра (или стакана) с крышками, 25%-ный водный раствор аммиака, концентрированная соляная кислота.

В один чисто вымытый цилиндр налейте несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой — раствор аммиака. Оба цилиндра закройте крышками и поставьте друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом следует показать, что цилиндры «пустые». Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переверните вверх дном и поставьте на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку уберите: образуется белый дым — признак химической реакции.

2. «Вулкан» на столе

Оборудование: коническая колба, фарфоровый тигель или чашка, дихромат аммония, спирт. В горло конической колбы вставьте тигелек или фарфоровую чашку. Колбу можно покрыть пластилином, придав ей форму горы, или изготовить макет сопки. Под колбу или макет положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома (III). В тигелек насыпьте дихромат аммония, в центре холмика смочите его спиртом. Зажигается «вулкан» горящей лучинкой. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома (III). Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы: (NH4)2Cr207 = N2↑+ Cr203 + 4Н20 .

3. «Золотой нож»

Оборудование: насыщенный раствор медного купороса, раствор серной кислоты (1:5), железный нож, наждачная бумага, химический стакан на 250 мл.

В химический стакан налейте 200 мл концентрированного (лучше насыщенного) раствора медного

купороса и подкислите его 1 мл серной кислоты. Хорошо почистите нож наждачной бумагой (после чего не дотрагивайтесь до поверхности металла руками). Опустите нож на несколько секунд в раствор медного купороса, затем выньте его, быстро сполосните водой и сейчас же насухо протрите полотенцем. Нож становится «золотым» — он покрылся ровным блестящим слоем меди: CuS04 + Fe = FeS04 + Си

 

4. «Цепочка» цветных реакций (варианты «цветных» реакций в растворах)

   1) а) Окрашивание бесцветного раствора щёлочи фенолфталеином в малиновый цвет;

       б) получении тёмно-красного раствора роданида железа(III) из хлорида железа(III) и роданида калия: Fe3+ + SCN-FeSCN (т.красный) ;             

   2) Хамелеон

Оборудование: химический стакан емкостью 500 мл, стеклянная палочка, белый экран, слабый раствор хромата ка­лия бледно-желтого цвета, 5—10%-ный раствор пероксида водо­рода, серная  кислота (конц.).

В стакан налейте раствор хромата калия, подкислив несколь­кими каплями серной кислоты: 2Сг042-  + 2Н+ → Сг207 2- + Н20

                 желтый                             оранжевый

Обратите внимание учащихся на цвет раствора. Помешивая раствор стеклянной палочкой, прилейте раствор пероксида водо­рода: появляется синяя окраска, которая вскоре становится зе­леной. Образовалась соль пероксохромата, ион которой окрашен в синий цвет. Пероксохроматы — непрочные вещества. Подвер­гаясь гидролизу, они вновь образуют пероксид водорода и ди­хроматы: К2Сг207 + 5Н202 К2[Сг202(02)5] + 5Н20

Прилейте раствор пероксида водорода. Он восстанавливает ион  Сг207 2-   в  ион  Сг3+,  который  в  растворе  зеленого  цвета:

ЗН202 + К2Сг207 + 4H2S04 = 302↑+ Cr2(S04)3 + + 7Н20 + K2S04

5. Волшебная палочка

Оборудование: стеклянная палочка, спирт, перманганат калия (крист.), конц. Серная кислота.

Волшебную палочку приготовьте заранее. Для этого возьмите указку, на конец которой наденьте стеклянную трубочку длиной 1—2 см. Стеклянную трубочку погрузите в свежеприготовлен­ную окислительную смесь (кашица из перманганата калия и конц. серной кислоты). Коснувшись палочкой фитиля, зажги­те спиртовку.

 Вол­шебную палочку можно использовать в опыте «Свеча, зажгись». Для этого на фитиль свечи прикрепите ватку, которую перед опытом смочите спиртом (одеколоном). Сделав несколько движе­ний палочкой, «прикажите» свече зажечься и дотроньтесь палоч­кой до фитиля. Свеча загорится.

 

 

 

 

Литература

1. Химия. Предметная неделя в школе:  планы и конспекты мероприятий

    /авт.-сост. Л.Г. Волынова и др. – Волгоград: Учитель, 2005.

2. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8 – 9   

    Классы – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.

3. Предметная неделя химии в школе / Э.Б. Дмитренко и др. – Ростов Д.:

     «Феникс», 2006.

                                                                                                                                                  


Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 6-7 классов «Познакомьтесь, это химия!»

Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 6-7 классов «Познакомьтесь, это химия!»

Ход мероприятия: 1 .Учитель:

Ход мероприятия: 1 .Учитель:

VIII - IX вв. появились пер­вые арабские химики

VIII - IX вв. появились пер­вые арабские химики

Много раз «золото» алхимиков оказы­валось обманом — латунью или бронзой

Много раз «золото» алхимиков оказы­валось обманом — латунью или бронзой

Тем самым химия получила мощный толчок к дальнейшему развитию, так как нашла ши­рокое практическое применение

Тем самым химия получила мощный толчок к дальнейшему развитию, так как нашла ши­рокое практическое применение

Учитель : - Ребята! Наверняка, вы и раньше слышали слова: «химиче­ский», «химия», «химик»

Учитель : - Ребята! Наверняка, вы и раньше слышали слова: «химиче­ский», «химия», «химик»

Давайте поместим в нее нашу индикаторную бумагу

Давайте поместим в нее нашу индикаторную бумагу

Д. о.: Демонстрируется бу­тылочка канцелярского клея с застывшими по краям потеками, а затем отсоединяются кусочки высохшего клея и демон­стрируются ученикам

Д. о.: Демонстрируется бу­тылочка канцелярского клея с застывшими по краям потеками, а затем отсоединяются кусочки высохшего клея и демон­стрируются ученикам

Водород» : Как долго я су­ществую на свете, не знаю сам

Водород» : Как долго я су­ществую на свете, не знаю сам

Учитель: Современная химия очень многолика

Учитель: Современная химия очень многолика

Цепочка» цветных реакций (варианты «цветных» реакций в растворах) 1) а)

Цепочка» цветных реакций (варианты «цветных» реакций в растворах) 1) а)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2023