Внеклассное мероприятие по теме:«Планета толерантности».
Возраст:1-4 класс
Цель:
- сформировать у обучающихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества;
Задачи:
Развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
Содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
Формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.
- формировать у обучающихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- способствовать повышению уровня творческой активности обучающихся.
Развитие способности к познанию себя и других людей.
Планируемые результаты занятия:
-познавательные УУД: использовать общие приёмы решения учебных задач, ориентироваться в вопросах учителя, осуществлять рефлексию способов и условий действий;
-регулятивные УУД: постановка темы и целей занятия, контроль своих действий на классном часе, оценка результатов своей деятельности;
-коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, четко и ясно выражать свои мысли,
-личностные УУД: нравственные качества человека, самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, проявление навыков сотрудничества в различных ситуациях.
План открытого мероприятия
Начало образовательного процесса
· Инициация.
1. Приветствие. (Хоровод)
· Определение ожиданий обучающихся.
· Вхождение или погружение в тему.
1. Притча «Ладная семья»
Работа над темой
· Интерактивная лекция.
1. История происхождения понятия толерантность (Сообщения детей, солнце).
2. Стихи о толерантности (Учат дети).
3. Сказка о любви .
· Проработка содержания темы.
1. Игра «Пазлы»: Чего не хватает? (Фото детей по классам)
2. Русская народная игра «Белые медведи»
3. «Дерево толерантности» .
4. Армянская народная игра «Папи джан папи» .
5. «Волшебное лукошко» .
6. Украинская народная игра
Завершение образовательного процесса
· Подведение итогов.
1. Эмблема толерантности (Придумывает каждый класс).
2. Рефлексия в конце занятия: Настроение (3 мордашки)
3. Заключительное действие: «Техасские объятия» с пожеланиями.
Мероприятие начинается песней Булата Окуджавы «Давайте восклицать…».
Начало образовательного мероприятия:
· Инициация
Учитель (в кругу) (приветствие – хоровод):
Ø Мы рады всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. У нас сегодня необычная форма приветствия. Мы будем приветствовать друг друга локтями: 1 – на шее, 2 – на поясе, 3 – на коленях.
· Определение ожиданий обучающихся(планирование личностного смысла мероприятия и формирование безопасной среды)
Ø Ребята, что вы ожидаете от нашего мероприятия?
Ø Что хотите узнать?
Ø Чего опасаетесь?
· Вхождение или погружение в тему (определение целей урока).
Учитель :
«Когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди».
Ø Наша начальная школа – это маленькая семья. И нам хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание.
Ø А чего хотите вы?
Ø Что же для этого нужно?
Ø Прослушайте притчу «Ладная семья» и вы всё поймёте.
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь
Прощение
Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл
Владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
Ø Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
Ø Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?
Ø У этих слов есть свое понятие.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Работа над темой мероприятия:
· Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)
Учитель : Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Ø У каждого слова есть своё происхождение и сейчас мы узнаем, откуда оно произошло.
1. История происхождения понятия толерантность:
ученица:
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор. Он отличился тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, особенно - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
ученица:
- Толерантность - уважительное, терпимое отношение людей к другим людям.
- 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание культур нашего мира, способов проявлений человеческой индивидуальности.
В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у разных народов мира.
Учитель : Понимание толерантности в разных языках неоднозначно.
Выходят дети, в руках лучики, говорят дети по очереди:
Ø В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь» (любовь)
Ø Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов»(понимание)
Ø В испанском оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения (сотрудничество)
Ø В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять
Великодушие в отношении других» (уважение)
Ø В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».
(милосердие, отзывчивость)
Ø В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению» (теплота)
Ø В русском – способность терпеть что - то или кого–то (быть выдержанным, стойким, уметь мириться с существованием чего – либо или кого – либо) (спокойствие)
Учитель : Что общего в этих определениях? (Умение жить в мире и согласии со всем миром)
Учитель : Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Чего не хватает у моего солнышка? Помогите им появиться!
Учитель :
Мы составили схему толерантности в виде солнца. А поэты рассказали о толерантности в стихах.
2. Стихи о толерантности
Ø
Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.
Ø Толерантным будь
всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.
Ø Совладать сумей с
собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступкам низким!
Ø
Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!
Ø
Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!
Учитель : А сейчас вы послушаете сказку и догадаетесь, о каких качествах толерантности в ней рассказывается.
3. Сказка о любви.
Учитель : Не было бы жизни на земле без любви.
(Звучит музыка, рассказывается сказка.)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь.
Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место...
Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник,
- одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Ø А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы детей.)
Ø Я предлагаю вам послушать: кого же выбрала Любовь?
(Звучит музыка и продолжение сказки.)
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Ø Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы детей.)
Прикоснитесь ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой.
Ø А что для вас значит быть толерантными людьми?
· Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока)
Учитель (С.Н.): Это должно быть не только на словах, но и в действии. Давайте с вами попробуем показать на своих примерах.
1. Игра « Пазлы».
(собрать пазл из фотографий класса, 2-3 фотографий не хватает, 1-3 класс находят и приносят 4 – в конце)
Ø Что такое пазлы?
Ø Вам предлагается собрать пазл.
Ø У всех получился пазл? А чего вам не хватает? Посмотрите внимательно, может он затерялся? (НАШЛИ. ПРИКРЕПИЛИ)
Ø А какой вывод можно сделать?
Вывод (Н.В): Наш класс – это тоже единое целое, а каждый ученик в нём – пазл,
Составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен.
Учитель (С.Н.): В нашей стране много народностей и у каждого народа есть свои обычаи, традиции и игры. И сейчас мы поиграем в русскую народную игру.
2. Русская народная игра «Белые медведи» - Релаксация
(Проводит ученик. с детьми 1,3 классов)
3. «Дерево толерантности». (Смешанные группы. )- лес толерантности на ширме.
Ø Ребята, давайте попробуем посадить деревья толерантности.
(Заготовки – дерево, листочки).
Ø Ребята, у вас у каждого прикреплена эмблема своего цвета, на столах стоят флажки того же цвета. Вам нужно разойтись по своим группа к флажкам.
Ø Перед вами на партах лежат листики, напишите на них, что для вас есть толерантность. Прикрепите ваш листок на дерево
(ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ НАПИСАННЫХ КАЧЕСТВ.)
Ø Вы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе.
Вывод: Какой хороший у нас получился лес толерантности.
4. Давайте поиграем в армянскую игру «Папи Джан Папи» - Релаксация.
(Проводит ученица с детьми 4 класса)
5. «Волшебные лукошки» (Группы из девочек и мальчиков)
Учитель :
Ø Дорогие ребята, я сегодня принесла с собой «Волшебные лукошки». Что же в них можно положить? А что еще можно положить в лукошко?
Ø А можно ли в наши корзины положить качества толерантной личности?
Ø Для выполнения следующего задания вам нужно разделиться на две команды: мальчики и девочки.
Ø Вам даны разные понятия, рассмотрите их и определите: к какой личности они относятся. Девочки должны выбрать и положить в лукошко слова, которые относятся к толерантной личности, а мальчики – к не толерантной личности.
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, агрессивность.
Вывод: Мы все видим качества толерантной личности.
6. Украинская народная игра «Заря-заряница» - Релаксация
(Проводится игра с детьми 2 класса)
Завершение образовательного мероприятия:
· Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)
1. Эмблема толерантности.
Учитель : На земном шаре много стран. У каждой страны есть свой герб. В нашей школе много классов. Давайте попробуем для каждого класса начальной школы придумать свою эмблему толерантности. Каждый класс подходит к столу и составляет свою эмблему.
Один крепит эмблему на ширму. (Крепим на ширме)
«МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО,
МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»
Ø Ребята, вы знаете м/ф про кота Леопольда? Кто герои м/ф?
Ø Как они жили между собой?
Ø А как должны бы жить?
Ø Давайте исполним песню «Если добрый ты..»
(Исполнение песни сидя из мультфильма про кота Леопольда.)
2. Рефлексия в конце занятия (настроение):
3 мордашки на стенах, подойти к одной из них с соответствующим настроением.
Ø А какое у вас сегодня настроение? Я предлагаю вам подойти к смайликам. Посмотрите здесь находятся три смайлика. Если у вас сегодня хорошее , веселое настроение подойдите к этому. Если вам было …………………….
А если у вас очень плохое настроение, вам очень грустно. То к этому.
3. Заключительное действие
Учитель : «Техасские объятия»:
Ø Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь.
Говорим хором:
Ø Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш посёлок и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля
Используемые ресурсы:
Http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html
Http://garmonija.ucoz.ru/publ/1-1-0-8
http://www.ug.ru/issue/?Action=topic&toid=4040
http://tolerance.fio.ru/forum.php
http://www.tolz.ru/library/?Id=649
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.