Внеклассное мероприятие «Путешествие по Древней Греции»
Дата проведения урока: _______________
Цели урока: обучающая: систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции;
Воспитательная: на примере истории Древней Греции, ее культуры
продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, входе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям;
Развивающая: продолжить формирование умений работать с исторической
картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения, умение работать с различными источниками информации, развивать навык самостоятельной и групповой работы.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: игра – путешествие «Виртуальная экскурсия»
Технология: игровая, групповая деятельность, сотрудничество, дифференцированное обучение, здоровье-сберегающая
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция», карточки, рисунки с изображением Древней Греции
Формирование ключевых компетенций:
-учебно-познавательная: умения самостоятельно организовывать учебную деятельность (ставить цели, планировать работу, представлять результаты деятельности), логически мыслить, выделять главное, сравнивать и обобщать;
- информационная: умения работать с дополнительными источниками информации (справочная и учебная литература), анализировать, отбирать необходимую информацию из различных источников;
- общекультурная: умения применять полученные знания в жизни.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Представление команд:
1. Всеведы 5 «А» класс
2. Созвездие 5 «Б» класс
3. Комета 5 «В» класс
Ребята на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали древнюю страну с очень интересной культурой. Эта страна называется Грецией или Элладой, как называли её сами греки. Эта страна повлияла на культуру народов мира, ее люди оставили свой след в истории.
Тема нашего сегодняшнего мероприятия «Путешествие по Древней Греции».
Мы отделены от Древней Греции тысячами лет, но история сохранила для нас много нового и интересного. Цель нашего урока заключаются в обобщении и приведение в систему всех тех знаний, которые вы получали при изучении этой древней цивилизации.
Мы повторим с вами местоположение Греции, её политическое устройство, культурно – историческое наследие. Будем развивать ваше умение мыслить, делать выводы, составлять связный рассказ, а так же выясним, кто из вас лучше всех знает термины и исторических личностей древности.
Сегодня мы совершим путешествие по Элладе. В ходе нашей игры вы будете разделены на 3 команды. Мне очень хочется, чтобы в игре вы проявили чувство товарищества, уважения и поддержки своего товарища по команде и своим соперникам. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам.
Начинаем наше путешествие в прошлое. В течение урока вы будете выполнять задания как самостоятельно, так и в группе, поэтому работайте активно. За каждый правильный ответ команда будет получать баллы.
Задание 1. Интеллектуал (за правильный ответ по 1 баллу)
1. Греция находится на юге …. (Балканского полуострова)
2. Город Микены расположен в ….. (Южной Греции)
3. Автором поэмы «Илиада» и «Одиссея» был …. (Гомер)
4. Отцом истории считают …… (Геродот )
5. Как звали циклопа, сын Посейдона …. (Полифем)
6. Бог подземного царства ….. (Аид)
7. Пес с тремя головами и змеиным хвостом, охранял вход в царство Аида …. (Цербер)
8. Бог подаривший людям огонь …. (Прометей)
9. Сын бога Зевса, совершивший 12 подвигов ….. (Геракл)
10. Города-государства в Греции назывались ….. (Полисы)
11. Из скольких букв состоял греческий алфавит ….. (24 букв)
12. В 594 г до н.э. архонтом был избран ….. (Солон)
13. Первые олимпийские игры состоялись в ….. (776 г до н.э.)
14. В честь этого бога устраивались олимпийские игры …. (Зевса)
15. В 490 г до н.э. произошла …. (Марафонская битва)
16. Военные корабли с тремя рядами весел …. (Триеры)
17. Предводителем персов в Саламинском сражении был …. (Ксеркс)
18. Какой проход находившийся между горами и морем, решили защитить греки от персов ….. (Фермопильский проход)
19. Триста спартанцев по предводительством этого царя, совершили подвиг, оставшийся в веках …. (Леонид)
20. Год Саламинского сражения ….. (480 г до н.э.)
Задание 2. «Визитная карточка» 10 баллов
Второй наш конкурс называется «Визитная карточка». Цель этого этапа заключается в том, что вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции.
Вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции: где находится, чем окружена, какой климат, почва, чем занимается население, у меня есть готовый текст, но в нём есть пропуски. Вы должны их заполнить. За каждый правильно заполненный пропуск вы получите 1 балл. Максимально за этот конкурс вы можете получить 10 баллов.
Карточка
Эта страна расположена на (Балканском) полуострове. Греция по рельефу - это (горная) страна, т. к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции – (Олимп), по преданию на ней живут (греческие боги). В Греции нет (леса), пригодного для строительства, хвойный строевой (лес) можно найти только на севере. Климат в Греции очень (жаркий), так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию. Почвы (каменистые), плодородных (рек) нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по (Эгейскому) и (Ионическому) морю.
Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения другой страны, но и хоть немножечко знать язык.
Задание 3 «Переводчик» по 1 баллу
Следующий наш конкурс называется «Переводчик».
Цель: выяснить, кто из вас знает больше греческих слов, т.е. определений. У меня в шести конвертах разрезанные слова. В трех термины и в других трех их значение. Вы должны правильно соотнести слово и его значение. За каждое правильно собранное слово вы получите по 1 баллу.
Демос
|
простой народ |
Ареопаг
|
совет знати |
Архонты
|
правители |
Долговой камень
|
камень, установленный на земле должника |
Демократия
|
власть народа |
Илоты
|
рабы |
Лаконичная речь
|
краткая |
Пираты
|
морские разбойники |
Полис
|
город – государство |
Атлет
|
участник состязаний |
Ипподром
|
место для проведения конных соревнований |
Стратег
|
военачальник |
Амфора
|
сосуд для вина с маслом или вином |
Педагог
|
сопровождающий ребёнка |
Оратор |
человек, умеющий произносить речь
|
Ответ: |
1-Ж 2-З 3-В 4-К 5-Н 6-Г 7-А 8-Б 9-Е 10-И 11-П 12-О 13-Д 14-М 15-Л
|
Подведём итог: итак, мы с вами вспомнили географическое положение Греции и исторические термины.
Задание 4 «Мифы и легенды Древней Греции». По 5 баллов
Мы продолжаем с вами путешествие по загадочной стране Греция. Говоря об удивительной стране – Греции, её народе, нужно помнить и об их культуре, преданиях, мифах и легендах, которые оказали большое влияние на культуру других народов. Мифы сложены древними греками в те далёкие времена, когда люди только начали вглядываться в окружающий мир, только приступили к его исследованию. Эллины, мешая правду с вымыслом, придумывали и рассказывали друг другу удивительные истории.
И следующее наше задание называется «Мифы и легенды Древней Греции».
Цель: вспомнить мифы и легенды древней Греции, назвать героев и передать его содержание. Сейчас вашему вниманию будут показаны предметы.
На листках находятся изображения предмет относящиеся к Мифам Древней Греции
Миф 1. меч и клубок ниток (миф о Тесее и Минотавре)
Миф 2. корабль с черными парусами (Эгей и его сын Тесей)
Миф 3. перья, воск и нитки (Дедал и Икар)
Миф 4. яблоко с надписью «Прекраснейшей» (миф о начале Троянской войны)
Миф 5. огонь, утёс, цепи, орёл, печень (миф о Прометее)
Миф 7. троянский конь (миф о победе греков)
Подведём итог: вы молодцы, вспомнили греческие мифы.
Задание 5 «Загадочные примеры» по 1баллу
(12+13):5=5 |
(XII+XIII):V=V |
21-(4+2)=15 |
XXI-(IV+II)=XV |
2+2*2=6 |
II+II*II=VI |
(21:7)*(25:5)=15 |
(XXI:VII)*(XXV:V)=XV |
(15:5+25:5)*(18:6-12:4)=0 |
(XV:V+XXV:V)*(XVIII:III-XII:VI)=0 |
Задание 6 «Священный Олимп»
Но путешествуя по Греции, нельзя не вспомнить священную гору Олимп, на которой, по преданию греков, жили боги. Следующее наше задание так и называется «Священный Олимп».
(Игра угадай по 4 картинкам Бога)
Цель: по предметам определить, кому из греческих богов принадлежит данная вещь и покровителем чего он являлся. Сейчас по опознавательным признакам вы должны не только вспомнить бога, но и назвать покровителем чего он являлся. За каждый правильно данный ответ вы получите по 2 балла. Если будет дана только одна характеристика, например, назовёте только бога, но не вспомните, олицетворением чего он был, то команда получит только 1 балл.
1. Колесница, орёл, молния (Зевс – бог грома и молнии)
2. Меч, шлем, копьё (Арес – бог войны)
3. Трезубец. Дельфин (Посейдон – бог моря)
4. Зеркальце, золотое яблоко (Афродита – богиня любви и красоты)
6. Семейный очаг, корона, узы брака (Гера – покровительница семейного очага)
7. Трёхглавый пёс, колесница (Аид – бог подземного царства)
8. Шлем, щит, сова, весы, ветка оливкового дерева (Афина – богиня мудрости и справедливости)
Задание 7. Личность в истории. По 2 балла
Мы с вами уже много вспомнили о Греции, но осталось вспомнить людей, которые оставили свой след в истории этой удивительной и прекрасной страны. Я сейчас вам буду читать высказывания этих людей или о людях, а вы должны назвать, кому принадлежат эти слова или о ком идет речь.
1. «…афиняне, я узнаю этот корабль, но не могу различить цвет паруса…» (Эгей)
2. «Ты забыл про воздух, сын мой! Мы полетим между морем и небом» (Дедал)
3. «Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире» (Афродита)
4. В плуг он почему-то запряг осла с быком, а в землю вместо зерен бросает соль (Одиссей)
5. «Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой, пал он, - и в этой беде я на помощь ему не явился! Им, как своей головой, головой дорожил. И его погубил я!» (Ахиллес)
Задание 8. Решите кроссворд 15 баллов
- Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали прочтете название страны
1. «Если останешься жив, замени чёрный парус на белый. Пусть белый парус издалека возвестит о твоей победе».
2. «Привяжи нить у входа, и, углубляясь в лабиринт, разматывай клубок. По этой нити найдёшь обратный путь».
3. «Снаряжайте корабль. Я поеду на Крит добровольно. Да помогут мне боги одолеть это чудовище – Минотавра!»
4. Это шестиглавая змея из поэмы Гомера «Одиссея».
5. «Я называюсь Никто; мне такое название дали мать и отец, и товарищи так все меня величают».
6. Этот город был захвачен при помощи деревянной лошади.
1 Э |
Г |
Е |
Й |
||||||
2 А |
Р |
И |
А |
Д |
Н |
А |
|||
3 Т |
Е |
С |
Е |
Й |
|||||
4 С |
Ц |
И |
Л |
Л |
А |
||||
5 О |
Д |
И |
С |
С |
Е |
Й |
|||
6 Т |
Р |
О |
Я |
Ответ: ГРЕЦИЯ
Задание 9. Работа с картой. 10 баллов
От каждой команды по одному участнику, участники вытягивают лист , на котором написана страна ( Греция, Китай, Вавилон, Египет, Индия, Финикия). Вы должны показать на карте, где находится эта страна, описать климатические особенности, занятия, какие реки протекают.
Примерные ответы:
1. Греция – расположена на юге Балканского полуострова. С двух сторон ее омывают: Ионическое, Эгейское моря. Самый крупный остров – остров Крит. Больших и полноводных рек в Греции нет. Климат был жарким, почва каменистой, также есть горы. Самая большая гора, это гора Олимп. Леса для строительства нет. В основном люди занимаются торговлей, рыболовством и различными ремеслами. Выращивают оливки и виноград.
2. Китай – находится в Восточной Азии. Протекают две полноводные реки : Янцзы и Хуанхэ. Наличие леса. Климат суровый холодные зимы. Занимаются земледелием, скотоводством, ремеслом, рыболовством, торговлей. Китай омывает , Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское моря. Выращивают рис, хлопчатник, чай.
3.Вавилон – находится между двумя большими реками – Тигром и Евфратом. Отсюда и ее второе название – Двуречье или Междуречье . Почва плодородная. Основное занятие населения, это земледелие, скотоводство, ремесло, рыболовство, торговля. Выращивали пшеницу, ячмень. Леса не было.
4. Египет – находится в Северо-Восточной Африке, где протикает полноводная река Нил. Здесь росли финиковые пальмы, тростник – папирус. Почва в долине Нила мягкая и плодородная. Выращивали зерновые культуры, виноград, занимались скотоводством, ремеслом и торговлей. Климат был жарким.
5. Индия – расположена в Южной Азии. С запада, востока и юга омывает Индийский океан. С севера ее границей служат Гималаи. Климат жаркий. Омывается Аравийским морем и Бенгальским заливом. Есть полноводные реки Инд и Ганг. Есть густые, труднопроходимые джунгли. Занимаются ремеслом, рыболовством, торговлей. Выращивали сахарный тростник, первыми создали цифры и шахматы.
6. Финикия – страна на Восточном побережье Средиземного моря. Располагалась на узкой полосе между морем и Ливанскими горами , крупных рек нет, также отсутствует место для полей и пастбищ. Выращивали в основном виноград и оливки. Климат был жаркий. Растет Ливанский кедр. Крупными городами были : Тир, Библ, Сидон. В основном занимались торговлей и ремеслом. Финикия славилась своими пурпурными красками. Основала много колоний, главным из которых был Карфаген. Первыми создали алфавит из 22 букв.
Итог урока
- анализ хода урока (жюри)
Сегодня мы с вами завершили путешествие по ещё одной прекрасной и удивительной стране Древнего мира – Греции. Хочется сказать, что эта страна с её интересной культурой, людьми оказала влияние на культуру многих стран. Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.