Региональный конкурс методических разработок
по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи
«Русский характер»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«Русский характер»
Номинация: «Лучшая разработка внеклассного мероприятия»
4 класс
(дата проведения 07.02.2023г.)
Разработчик:
Ильина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №4
тел. моб. 8-950-481-47-27
e-mail: Tania7102@mail.ru
МАОУ «СОШ №4»
627014 Тюменская обл.,
г. Ялуторовск, ул.Тюменская, д.192а
г. Ялуторовск
2023г.
Внеклассное мероприятие
«Русский характер»
Цель занятия: познакомить учащихся с особенностями русского характера, отражающими уникальность нашего человечества; воспитывать позитивное отношение к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, патриотизм; способствовать сохранению исторической памяти и связи поколений.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, служение Отечеству, историческая память и преемственность поколений.
Планируемые результаты.
Личностные:
Ø уважение к подвигам Героев Отечества,
Ø осознавать, что русский народ – обладатель загадочной и неповторимой русской души;
Ø испытывать чувство гордости за открытия и достижения России, за великих людей нашего страны в прошлом и настоящем.
Метапредметные:
Ø проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации (в соответствии с учебной задачей);
Ø строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения;
Ø участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения;
Ø соблюдать правила ведения диалога.
Продолжительность занятия: 50 минут.
Форма занятия: эвристическая беседа, работа в группах.
Занятие предполагает использование видеофрагментов, презентационных материалов, анализ информации, прослушивание песни.
Комплект материалов:
– сценарий,
– видеофрагменты,
– презентация.
Ход занятия
(слайд 2) (Песня «Что может быть лучше России», 1 куплет https://www.youtube.com/watch?v=wBGI-jPAOUY)
Ученик 1: …Как повезло тебе и мне!
Мы родились в такой стране,
Где люди все – одна семья,
Куда не глянь – кругом друзья!
Ученик 2: Пускай совсем я маленький,
Но Родину люблю.
Свой дом на тихой улице
И всю страну мою!
Ученик 3: Люблю я речку быструю
И дальний лес за ней.
Пусть будет небо чистое
Над Родиной моей!
Ученик 4: Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем!
Ведущий 1: Страна, в которой мы живем, называется Россией. С давних времен
Россия зарекомендовала себя как страна особенная, необычная, не похожая на
других, а потому непонятная и вместе с тем чрезвычайно притягательная.
Ведущий 2: Но Россия, ее характер – это характер ее народа, характер сложный и противоречивый.
Учитель: Ребята, как вы понимаете слово «характер»? (слайд 3)
(Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер /Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»/).
Учитель: - Ребята, как зазвучит это значение слова «характер» в сочетании со словом русский? Русский характер, какой он? Обсудите этот вопрос в группах и постарайтесь найти эпитеты, словосочетания, которые помогут объяснить значение этого выражения.
(Работа в группе) Звучит песня «Русский характер» Ю. Шевчука
https://www.youtube.com/watch?v=5MS7hqku-Rs
Учитель: Молодцы, интересные кластеры у вас получились, некоторые характеристики русского характера во всех группах повторяются. Давайте объединим вашу работу.
(Учитель дополняет и раскрывает качества русского человека). (слайд 4)
1. Религиозность. Когда было трудно, человек в молитвах просил помощи у Бога. Молитва давала ему источник духовной силы - русской силы. (Например, «Житие Сергия Радонежского»)
2. Патриотизм, служение Отчизне. Патриотизм - это чувство, которое делает каждого человека ответственным за жизнь страны. Патриотизм – это любовь к Отчизне, выраженная в конкретных делах; чувство гордости за свое Отечество.
3. Могучая сила воли. А. Толстой писал «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила - человеческая красота.»
4. Умение различать добро и зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий.
5. Жертвенность. Русским свойственна жертвенность: жертвовали собой ради любви к близкому человеку, ради любви к родине. Жертвуя собой, люди шли в бой, сгорали заживо за идеи, защищали в самые трудные минуты, не жалея своей жизни. Вот поэтому Россия умеет преодолевать все трудности на своем пути.
6. Понимание цели жизни – жизни во имя счастья и будущего своей страны - помогало людям в трудные моменты жизни сделать правильный выбор. Может быть, поэтому Россия смогла выстоять на самых труднейших этапах своего существования.
Ведущий 1: История нашей страны богата событиями. На Россию из-за её богатых земель постоянно нападали враги. Отбиваясь от них, она становилась мощным военным государством.
Ведущий 2: (слайд 5) Лишь один многочисленный враг на время поработил Русь – татаро-монгольское войско Чингисхана. Но в битве на Куликовом поле в 1380 году, разбив войска Мамая, наша страна доказала свое право на независимость. И с тех пор никто не мог её покорить.
Учитель: Русский человек - это сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю. Важно постоянно обращаться к образам великих предков и через их дела и нравственный пример постигать дух России. Мы знаем с вами мужественный образ Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, которые своим русским характером вдохновляли людей в самые трудные минуты жизни.
Могуча Россия на все времена –
И в прежние годы, и ныне.
Героями наша Отчизна сильна,
Отечество славится ими. (слайд 6)
(просмотр видео песни «Русские идут», Виктор Калина https://www.youtube.com/watch?v=QMVv1NwUxZQ)
(слайд 7)
Учитель: Последняя война, из которой Россия вышла победителем – это Великая Отечественная война против немецко-фашистских оккупантов. На этой страшной войне русский человек показал всем свой Русский характер. Каждый человек от мала до велика встал на защиту своей Родины. Мы много говорили с вами о Блокаде Ленинграда, о Сталинградской битве, о сражениях под Курском и под Москвой…
Сегодня давайте познакомимся с нашими героями-земляками, которые вместе со всеми, в одном ряду защищали нашу страну. С ялуторовской землей связана жизнь шести обладателей высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза. https://tyumedia.ru/211186.html
(Ученики рассказывают о героях Ялуторовского района)
Салават Каримов (слайд 8)
Первым «Золотую Звезду» получил в июле 1942 года Салават Хакимович Каримов, уроженец села Новоатьялово. В годы коллективизации семья будущего Героя уехала на Урал. Салават стал рабочим на заводе «Уралмаш». В годы Великой Отечественной он воевал под Москвой, прошел дорогами Белоруссии, Польши. Победу встретил в Берлине, будучи майором пехоты. Каримов виртуозно владел всеми видами стрелкового оружия. А в рукопашном бою он один стоил, как говорится, семерых.
Однажды Салават брал «языка». В блиндаже оказалось четырнадцать фашистов, одного боец просто вытащил за руки наружу, а остальных уничтожил гранатами. Известен случай, когда он с пулеметом наперевес шел в контратаку и в считанные минуты захватил миномет с боезапасом, пленил нескольких солдат противника.
Звание Героя Советского Союза Каримову было присвоено за исключительную храбрость.
Николай Сирин (слайд 9)
Уроженец села Бердюгино Николай Иванович Сирин на фронте воевал с августа сорок первого. А последний бой принял в январе 1943 года под Красновкой Ростовской области.
Фашисты превратили село и станцию в неприступный узел – все подступы перекрывал ледяной вал с колючей проволокой, за которым стояли пушки и пулеметы. Рота, в которой воевал Николай Сирин, ценой больших потерь взяла высоту и несколько домов на окраине села. Всего тринадцать человек осталось от неё.
Помощь, к сожалению, опоздала. Фашисты, окружив русских солдат, предлагали им сдаться, но в ответ летели гранаты, бойцы вели шквалистый огонь из автоматов. Тогда немцы подожгли дома.
Красноармейцы вошли в Красновку, когда хаты уже догорали, рядом чадили подбитые вражеские танки и валялось до сотни убитых немецких солдат. Все 13 гвардейцев, в том числе и Николай Сирин, посмертно стали Героями Советского Союза.
Николай Захарчук (слайд 10)
Семья Николая Максимовича Захарчука перед самой войной переехала в деревню Новый Кавдык. Отсюда в январе 1942 года он и ушел в Красную Армию.
Захарчук особо отличился в битве за Днепр. В 1943 году советское командование поставило стратегическую задачу к очередной годовщине Октября: освободить Киев. Но для её выполнения нужно было форсировать Днепр, преодолев мощные укрепления гитлеровцев на другом берегу.
Вот тогда командиры и объявили, что тем бойцам, кто в числе первых форсируют реку, захватят плацдарм и удержат его до подхода основных сил, будет присвоено звание Героя Советского Союза.
Взвод Захарчука справился с задачей и пять дней отбивал контратаки противника, что и позволило Красной Армии 6 ноября освободить столицу Украины.
Тамерлан Ишмухамедов (слайд 11)
235 боевых вылетов совершил летчик штурмовой авиации Тамерлан Каримович Ишмухамедов, уроженец деревни Осиновой Ялуторовского района.
На своем Ил-2 он бил фашистов под Сталинградом, на Кубани и в Крыму, на Азовском и Черном морях. Был трижды ранен, горел в самолете, но каждый раз возвращался в строй. Только в последнем бою, штурмуя пригороды Берлина, уничтожил три противотанковых орудия и большую группу живой силы противника. Возвращаясь на базу, встретил четыре фашистских «Фокке-Вульфа» и атаковал их. Сбил один самолет, другие ретировались.
Всего Тамерлан Ишмухамедов уничтожил 18 самолетов, 23 танка, 49 автомашин, 5 водных переправ. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено в 1945 году. После окончания войны Тамерлан Каримович продолжал служить в ВВС. С 1947 года - вел уроки черчения в родной школе. Потом переехал в город Тюмень, работал преподавателем в Тюменском индустриальном институте.
Петр Марчук (слайд 12)
В том же победном сорок пятом особого звания удостоился Петр Васильевич Марчук.
Всю войну он прошел в разведке, не раз брал «языков». Дважды был тяжело ранен. 9 сентября 1944 года группа разведчиков под командованием гвардии сержанта Марчука проводила разведку боем в районе литовской деревни Якштайцы.
В ожесточенном рукопашном поединке разведчики уничтожили свыше полусотни фашистских солдат и офицеров. Петр Марчук был ранен, но с поля боя не ушел. После войны герой жил и работал в Ялуторовске.
Василий Левушкин (слайд 13)
Василий Николаевич Левушкин на фронте с 1942 года, старший сержант, командир отделения автоматчиков 13-й Гвардейской танковой бригады.
Он особо отличился в сентябре 1944-го. Его отделение, преодолев горный перевал в Карпатах, захватило единственный мост возле населенного пункта Поствистка в Польше и в течение трёх часов удерживало его до подхода основных сил, отбивая при этом ожесточенные атаки противника.
Звание Героя Советского Союза Левушкину было присвоено в апреле 1945 года. После войны герой жил в селе Зиново, трудился в сельском хозяйстве. Затем переехал в Тюмень.
Имена почти всех героев увековечены в названиях улиц в Ялуторовске и ряде сельских поселений Ялуторовского района.
Учитель: О загадочной русской душе много говорят: что неведомая, непонятная, что невозможно её разгадать. Самые лучшие качества проявляются в экстремальной ситуации. Много испытаний выпало на долю русского человека, порой приходилось выживать в нечеловеческих условиях. Но, несмотря ни на что, выстояла Русская земля.
(Видео – выступление ученика 4Д класса Крашенинина Михаила вместе с мамой и дедушкой. Песня на слова Куряева Андрея «Не воюйте с русскими»). (слайд 14)
Ведущий 1: Русский характер человек может проявить не только в военное время на полях сражения, но и в мирное время. Это и первопроходцы - люди, которые проложили новые пути, открыли новые земли. Например, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев (слайд 15) совершили экспедицию к Южному полюсу и открыли неизвестный материк Антарктиду. В этой экспедиции были проявлены мужество, храбрость, смелость, ведь, чтобы не столкнуться с айсбергами, приходилось постоянно менять курс, а для парусников это сложная и опасная задача. Вы только представьте – вокруг высоченные айсберги, а наши мужественные и смелые моряки плывут на деревянных шлюпах!
Учитель: Фрагмент из книги Фаддея Беллинсгаузена: «Наконец, в восемь часов с бака закричали: льдина впереди. Сие извещение поразило всех ужасом, и я видел, что нас несло на одну из льдин. Тотчас же подняли фок-стаксель и положили руль на ветер. Но как все сие не произвело желаемого действия, и льдина была уже весьма близко, то мы только смотрели, как нас к оной приближало. Одну льдину пронесло под кормой, а другая находилась прямо против середины борта, и мы ожидали удара, которому надлежало последовать. По счастью, огромная волна, вышедшая из-под шлюпа, отодвинула льдину».
Ведущий 2: В начале XX века наша страна создала самолёт, равных которому не было во всём мире. (слайд 16) И наши лётчики – Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков – первыми совершили перелёт через Северный полюс: из Советского Союза (так раньше называлась наша родина) в США. Их полёт длился 63 с половиной часа. Не обошлось без трудностей. Над Арктикой наши пилоты чуть не замёрзли – температура на борту самолёта была ниже нуля. Они выстояли и проложили новый северный авиапуть.
Учитель: - Да, славу страны создавали и те, кто жил очень давно, и те, кто живёт сейчас. Россия известна в мире и своими спортивными достижениями, в которых очень ярко проявляется русский характер.
- А кто-то из вас смотрел фильмы «Движение вверх», «Легенда №17»?
Расскажите о них. (Ответы детей).
Ученик 5: (слайд 17) «Легенда №17» рассказывает об истории жизни талантливого хоккеиста Валерия Харламова и о великом матче с канадцами 2 сентября 1972 года. Во время игры Бобби Кларк (канадский хоккеист) с размаху бьёт Харламова клюшкой по задней части колена больной ноги. Однако Валерий отказывается покинуть игру, несмотря на угрозу стать инвалидом, и возвращается на лёд. В конце матча Харламов, несясь с шайбой к воротам канадцев, падает от боли, но, падая, делает голевую передачу. В те годы победить канадцев со счетом 7:3 представлялось невозможным, фантастическим. (В фильме Валерия Харламова замечательно сыграл Данила Козловский)
Ученик 6: (слайд 18) Фильм «Движение вверх» о том, как в 1970 году наша баскетбольная команда с тренером Владимиром Гаранжиным в решающем матче победила фаворита соревнований – американскую сборную. Наши спортсмены совершили невероятное: проигрывая, они на последних секундах матча точным броском мяча в кольцо, вырвали победу у противника. Победа сборной СССР со счетом 51:50. В раздевалке, ожидая решения судей, все игроки сборной СССР отдают свои премиальные за финал Гаранжину на операцию сыну. Вот оно – понимание цели жизни!
Учитель: Наши спортсмены являются мировыми лидерами в художественной гимнастике, синхронном плавании, фигурном катании, лыжах и других видах спорта. Мы можем вспомнить русских ученых и космонавтов, конструкторов и спасателей… всех не перечислить, которые сделали нашу страну Великой Русской Державой! И нам с вами важно осознавать это, чтобы ценить, сохранять, а в будущем и преумножать славу нашей страны. Ведь от всех нас зависит будущее нашей Родины, будущее России! Ведь мы – русские! С русским характером!
(слайд 19)
Я – русский человек,
И русская природа
Любовна мне,
И я её пою.
Я – русский человек,
Сын своего народа.
Я с гордостью гляжу на родину свою.
(слайд 20) (Звучит песня «Мы – русские», Виктор Калина, видео) https://www.youtube.com/watch?v=jsCKVoUVkGw
Используемая литература:
1. Электронные ресурсы - видео:
https://www.youtube.com/watch?v=wBGI-jPAOUY
https://www.youtube.com/watch?v=jsCKVoUVkGw
https://www.youtube.com/watch?v=QMVv1NwUxZQ
https://www.youtube.com/watch?v=5MS7hqku-Rs
2. Рассказы о героях-земляках, получивших звания Героя Советского Союза.
/ https://tyumedia.ru/211186.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.