Внеклассное мероприятие "Русский храктер"
Оценка 4.7

Внеклассное мероприятие "Русский храктер"

Оценка 4.7
docx
20.04.2023
Внеклассное мероприятие "Русский храктер"
Внеклассное мероприятие.docx

Региональный конкурс методических разработок

по гражданскому и патриотическому воспитанию  детей и молодежи

 «Русский характер»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Русский характер»

Номинация: «Лучшая разработка внеклассного мероприятия»

4 класс

(дата проведения 07.02.2023г.)

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Ильина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №4

тел. моб. 8-950-481-47-27

e-mail: Tania7102@mail.ru

 

МАОУ «СОШ №4»

627014 Тюменская обл.,

г. Ялуторовск, ул.Тюменская, д.192а

 

 

 

 

 

г. Ялуторовск

2023г.

 

Внеклассное мероприятие

«Русский характер»

Цель занятия: познакомить учащихся с особенностями русского характера, отражающими уникальность нашего человечества; воспитывать позитивное отношение к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, патриотизм; способствовать сохранению исторической памяти и связи поколений. 

 Формирующиеся  ценности:  патриотизм,  любовь  к  Родине,  служение  Отечеству, историческая память и преемственность поколений.

 Планируемые результаты.

Личностные: 

Ø  уважение к подвигам Героев Отечества,

Ø  осознавать,  что  русский народ – обладатель загадочной  и неповторимой русской души; 

Ø  испытывать  чувство  гордости  за  открытия  и  достижения  России, за великих людей нашего страны в прошлом и настоящем.

Метапредметные: 

Ø  проявлять  активность  при  восприятии  и  оценке  текстовой  и  видеоинформации (в соответствии с учебной задачей);

Ø  строить  речевое  высказывание:  отвечать  на  вопрос,  выражать  своё мнение, формулировать суждения;

Ø  участвовать  в  коллективном формулировании  вывода  по  результатам обсуждения; 

Ø  соблюдать правила ведения диалога.

Продолжительность занятия: 50 минут.

Форма  занятия:  эвристическая  беседа, работа в группах. 

     Занятие предполагает использование видеофрагментов, презентационных материалов, анализ информации, прослушивание песни.

 Комплект материалов:

– сценарий,

– видеофрагменты,

– презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

(слайд 2) (Песня «Что может быть лучше России», 1 куплет https://www.youtube.com/watch?v=wBGI-jPAOUY)

Ученик 1:     …Как повезло тебе и мне!

                        Мы родились в такой стране,

                        Где люди все – одна семья,

                        Куда не глянь – кругом друзья!

 

Ученик 2:     Пускай совсем я маленький,

                        Но Родину люблю.

                        Свой дом на тихой улице

                        И всю страну мою!

 

Ученик 3:     Люблю я речку быструю

                        И дальний лес за ней.

                        Пусть будет небо чистое

                        Над Родиной моей!

 

Ученик 4:     Великую землю, любимую землю,

                        Где мы родились и живем.

                        Мы Родиной светлой,

                        Мы Родиной милой,

                        Мы Родиной нашей зовем!


Ведущий 1: Страна, в которой мы живем, называется Россией. С давних времен Россия зарекомендовала себя как страна особенная, необычная, не похожая на других, а потому непонятная и  вместе с тем чрезвычайно притягательная.

Ведущий 2: Но Россия, ее характер – это характер ее народа, характер сложный и противоречивый.

Учитель: Ребята,   как вы понимаете слово «характер»? (слайд 3)

(Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер /Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»/).

Учитель: - Ребята, как зазвучит это значение слова «характер» в сочетании со словом русский? Русский характер, какой он? Обсудите этот вопрос в группах и постарайтесь найти эпитеты, словосочетания, которые помогут объяснить значение этого выражения.

        (Работа в группе) Звучит песня «Русский характер» Ю. Шевчука

https://www.youtube.com/watch?v=5MS7hqku-Rs

 

Учитель: Молодцы, интересные кластеры у вас получились, некоторые характеристики русского характера во всех группах повторяются. Давайте объединим вашу работу.

(Учитель дополняет и раскрывает качества русского человека). (слайд 4)

1. Религиозность. Когда было трудно, человек в молитвах просил помощи у Бога. Молитва давала ему источник духовной силы - русской силы. (Например, «Житие Сергия Радонежского»)

2. Патриотизм, служение Отчизне. Патриотизм - это чувство, которое делает каждого человека ответственным за жизнь страны. Патриотизм – это любовь к Отчизне, выраженная в конкретных делах; чувство гордости за свое Отечество.

3. Могучая сила воли. А. Толстой писал «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила - человеческая красота.»

4. Умение различать добро и зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий.

5. Жертвенность. Русским свойственна жертвенность: жертвовали собой ради любви к близкому человеку, ради любви к родине. Жертвуя собой, люди шли в бой, сгорали заживо за идеи, защищали в самые трудные минуты, не жалея своей жизни. Вот поэтому Россия умеет преодолевать все трудности на своем пути.

6. Понимание цели жизни – жизни во имя счастья и будущего своей страны -  помогало людям в трудные моменты жизни сделать правильный выбор. Может быть, поэтому Россия смогла выстоять на  самых труднейших этапах своего существования.

 

Ведущий 1: История нашей страны богата событиями. На Россию из-за её богатых земель постоянно нападали враги. Отбиваясь от них, она становилась мощным военным государством.

Ведущий 2: (слайд 5) Лишь один многочисленный враг на время поработил Русь – татаро-монгольское войско Чингисхана. Но в битве на Куликовом поле в 1380 году, разбив войска Мамая, наша страна доказала свое право на независимость. И с тех пор никто не мог её покорить.

Учитель: Русский человек - это сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю. Важно постоянно обращаться к образам великих предков и через их дела и нравственный пример постигать дух России. Мы знаем с вами  мужественный образ Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, которые своим русским характером вдохновляли людей в самые трудные минуты жизни.

Могуча Россия на все времена –

И в прежние годы, и ныне.

Героями наша Отчизна сильна,

Отечество славится ими. (слайд 6)

(просмотр видео песни «Русские идут», Виктор Калина https://www.youtube.com/watch?v=QMVv1NwUxZQ)

 (слайд 7)

 

Учитель:  Последняя война, из которой Россия вышла победителем – это Великая Отечественная война против немецко-фашистских оккупантов. На этой страшной войне русский человек показал всем свой Русский характер. Каждый человек от мала до велика встал на защиту своей Родины. Мы много говорили с вами о Блокаде Ленинграда, о Сталинградской битве, о сражениях под Курском и под Москвой…

     Сегодня давайте познакомимся с нашими героями-земляками, которые вместе со всеми, в одном ряду защищали нашу страну. С ялуторовской землей связана жизнь шести обладателей высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза. https://tyumedia.ru/211186.html

 

(Ученики рассказывают о героях Ялуторовского района)

 

Салават Каримов (слайд 8)

     Первым «Золотую Звезду» получил в июле 1942 года Салават Хакимович Каримов, уроженец села Новоатьялово. В годы коллективизации семья будущего Героя уехала на Урал. Салават стал рабочим на заводе «Уралмаш». В годы Великой Отечественной он воевал под Москвой, прошел дорогами Белоруссии, Польши. Победу встретил в Берлине, будучи майором пехоты. Каримов виртуозно владел всеми видами стрелкового оружия. А в рукопашном бою он один стоил, как говорится, семерых.

     Однажды Салават брал «языка». В блиндаже оказалось четырнадцать фашистов, одного боец просто вытащил за руки наружу, а остальных уничтожил гранатами. Известен случай, когда он с пулеметом наперевес шел в контратаку и в считанные минуты захватил миномет с боезапасом, пленил нескольких солдат противника.

     Звание Героя Советского Союза Каримову было присвоено за исключительную храбрость.

Николай Сирин (слайд 9)

     Уроженец села Бердюгино Николай Иванович Сирин на фронте воевал с августа сорок первого. А последний бой принял в январе 1943 года под Красновкой Ростовской области.

Фашисты превратили село и станцию в неприступный узел – все подступы перекрывал ледяной вал с колючей проволокой, за которым стояли пушки и пулеметы. Рота, в которой воевал Николай Сирин, ценой больших потерь взяла высоту и несколько домов на окраине села. Всего тринадцать человек осталось от неё.

     Помощь, к сожалению, опоздала. Фашисты, окружив русских солдат, предлагали им сдаться, но в ответ летели гранаты, бойцы вели шквалистый огонь из автоматов. Тогда немцы подожгли дома.

     Красноармейцы вошли в Красновку, когда хаты уже догорали, рядом чадили подбитые вражеские танки и валялось до сотни убитых немецких солдат. Все 13 гвардейцев, в том числе и Николай Сирин, посмертно стали Героями Советского Союза.

Николай Захарчук  (слайд 10)

     Семья Николая Максимовича Захарчука перед самой войной переехала в деревню Новый Кавдык. Отсюда в январе 1942 года он и ушел в Красную Армию.

     Захарчук особо отличился в битве за Днепр. В 1943 году советское командование поставило стратегическую задачу к очередной годовщине Октября: освободить Киев. Но для её выполнения нужно было форсировать Днепр, преодолев мощные укрепления гитлеровцев на другом берегу.

     Вот тогда командиры и объявили, что тем бойцам, кто в числе первых форсируют реку, захватят плацдарм и удержат его до подхода основных сил, будет присвоено звание Героя Советского Союза.

     Взвод Захарчука справился с задачей и пять дней отбивал контратаки противника, что и позволило Красной Армии 6 ноября освободить столицу Украины.

 

 

Тамерлан Ишмухамедов (слайд 11)

     235 боевых вылетов совершил летчик штурмовой авиации Тамерлан Каримович Ишмухамедов, уроженец деревни Осиновой Ялуторовского района.

     На своем Ил-2 он бил фашистов под Сталинградом, на Кубани и в Крыму, на Азовском и Черном морях. Был трижды ранен, горел в самолете, но каждый раз возвращался в строй. Только в последнем бою, штурмуя пригороды Берлина, уничтожил три противотанковых орудия и большую группу живой силы противника. Возвращаясь на базу, встретил четыре фашистских «Фокке-Вульфа» и атаковал их. Сбил один самолет, другие ретировались.

     Всего Тамерлан Ишмухамедов уничтожил 18 самолетов, 23 танка, 49 автомашин, 5 водных переправ. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено в 1945 году. После окончания войны Тамерлан Каримович продолжал служить в ВВС. С 1947 года - вел уроки черчения в родной школе. Потом переехал в город Тюмень, работал преподавателем в Тюменском индустриальном институте.

Петр Марчук (слайд 12)

     В том же победном сорок пятом особого звания удостоился Петр Васильевич Марчук.

Всю войну он прошел в разведке, не раз брал «языков». Дважды был тяжело ранен. 9 сентября 1944 года группа разведчиков под командованием гвардии сержанта Марчука проводила разведку боем в районе литовской деревни Якштайцы.

     В ожесточенном рукопашном поединке разведчики уничтожили свыше полусотни фашистских солдат и офицеров. Петр Марчук был ранен, но с поля боя не ушел. После войны герой жил и работал в Ялуторовске.

Василий Левушкин (слайд 13)

     Василий Николаевич Левушкин на фронте с 1942 года, старший сержант, командир отделения автоматчиков 13-й Гвардейской танковой бригады.

Он особо отличился в сентябре 1944-го. Его отделение, преодолев горный перевал  в Карпатах, захватило единственный мост возле населенного пункта Поствистка в Польше и в течение трёх часов удерживало его до подхода основных сил, отбивая при этом ожесточенные атаки противника.

     Звание Героя Советского Союза Левушкину было присвоено в апреле 1945 года. После войны герой жил в селе Зиново, трудился в сельском хозяйстве. Затем переехал в Тюмень.

Имена почти всех героев увековечены в названиях улиц в Ялуторовске и ряде сельских поселений Ялуторовского района.

Учитель: О загадочной русской душе много говорят: что неведомая, непонятная, что невозможно её разгадать. Самые лучшие качества проявляются в экстремальной ситуации. Много испытаний выпало на долю русского человека, порой приходилось выживать в нечеловеческих условиях. Но, несмотря ни на что, выстояла Русская земля.

(Видео – выступление ученика 4Д класса Крашенинина Михаила вместе с мамой и дедушкой. Песня на слова Куряева Андрея «Не воюйте с русскими»). (слайд 14)

 

Ведущий 1: Русский характер человек может проявить не только в военное время на полях сражения, но и в мирное время. Это и первопроходцы - люди, которые проложили новые пути, открыли новые земли. Например, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев (слайд 15) совершили экспедицию к Южному полюсу и открыли неизвестный материк Антарктиду. В этой экспедиции были проявлены мужество, храбрость, смелость, ведь, чтобы не  столкнуться  с  айсбергами,  приходилось  постоянно  менять  курс,  а  для парусников это сложная и опасная задача. Вы  только  представьте  –  вокруг  высоченные  айсберги,  а  наши мужественные и смелые моряки плывут на деревянных шлюпах!

Учитель: Фрагмент из книги Фаддея Беллинсгаузена: «Наконец, в восемь часов с бака закричали: льдина впереди. Сие извещение поразило всех ужасом, и я видел,  что  нас  несло  на  одну  из  льдин.  Тотчас  же  подняли  фок-стаксель  и положили руль на ветер. Но как все сие не произвело желаемого действия, и льдина  была  уже  весьма  близко,  то  мы  только  смотрели,  как  нас  к  оной приближало. Одну льдину пронесло под кормой, а другая находилась прямо против  середины  борта,  и  мы  ожидали  удара,  которому  надлежало последовать.  По  счастью,  огромная  волна,  вышедшая  из-под  шлюпа, отодвинула льдину».

Ведущий 2: В  начале  XX  века  наша  страна  создала  самолёт,  равных  которому  не было во всём мире. (слайд 16) И наши лётчики – Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков – первыми совершили перелёт через Северный полюс: из Советского Союза (так раньше называлась наша родина) в США. Их полёт длился 63 с половиной часа. Не  обошлось  без  трудностей.  Над  Арктикой  наши  пилоты  чуть  не замёрзли – температура на борту самолёта была ниже нуля.  Они выстояли и проложили новый северный авиапуть.

Учитель: - Да, славу  страны создавали и те, кто жил очень давно, и те, кто живёт сейчас.  Россия известна в мире и своими спортивными достижениями, в которых очень ярко проявляется русский характер.

- А кто-то из  вас  смотрел  фильмы  «Движение  вверх»,  «Легенда  №17»?

Расскажите о них. (Ответы детей).

Ученик 5: (слайд 17) «Легенда №17» рассказывает об истории жизни талантливого хоккеиста Валерия  Харламова  и о великом матче с канадцами 2 сентября 1972 года.  Во время игры Бобби Кларк (канадский хоккеист) с размаху бьёт Харламова клюшкой по задней части колена больной ноги. Однако Валерий отказывается покинуть игру, несмотря на угрозу стать инвалидом, и возвращается на лёд. В конце матча Харламов, несясь с шайбой к воротам канадцев, падает от боли, но, падая, делает голевую передачу. В те годы победить канадцев со счетом 7:3 представлялось невозможным, фантастическим. (В фильме Валерия Харламова замечательно сыграл Данила Козловский)

Ученик 6: (слайд 18)  Фильм «Движение  вверх»  о  том,  как  в 1970 году наша  баскетбольная команда с тренером Владимиром Гаранжиным в решающем матче победила фаворита соревнований – американскую сборную.  Наши  спортсмены совершили невероятное: проигрывая, они на последних секундах матча точным броском мяча в кольцо, вырвали победу у противника. Победа сборной СССР со счетом 51:50. В раздевалке, ожидая решения судей, все игроки сборной СССР отдают свои премиальные за финал Гаранжину на операцию сыну. Вот оно – понимание цели жизни!

Учитель: Наши  спортсмены  являются  мировыми  лидерами  в  художественной гимнастике, синхронном плавании, фигурном катании, лыжах и других видах спорта. Мы можем вспомнить русских ученых и космонавтов,  конструкторов и спасателей… всех не перечислить, которые сделали нашу страну Великой Русской Державой! И нам с вами важно осознавать это, чтобы ценить, сохранять, а в будущем и преумножать славу нашей страны. Ведь от всех нас зависит будущее нашей Родины, будущее России! Ведь мы – русские! С русским характером!

(слайд 19) 

                        Я – русский  человек,

                        И русская природа

                        Любовна мне,

                        И я её пою.

                        Я – русский человек,

                        Сын своего народа.

                        Я с гордостью гляжу на родину свою.

(слайд 20)  (Звучит песня «Мы – русские», Виктор Калина, видео) https://www.youtube.com/watch?v=jsCKVoUVkGw

 

Используемая литература:

1.      Электронные ресурсы - видео:

https://www.youtube.com/watch?v=wBGI-jPAOUY

 https://www.youtube.com/watch?v=jsCKVoUVkGw

https://www.youtube.com/watch?v=QMVv1NwUxZQ

https://www.youtube.com/watch?v=5MS7hqku-Rs

2. Рассказы о героях-земляках, получивших звания Героя Советского Союза.

 / https://tyumedia.ru/211186.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Региональный конкурс методических разработок по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи «Русский характер»

Региональный конкурс методических разработок по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи «Русский характер»

Внеклассное мероприятие «Русский характер»

Внеклассное мероприятие «Русский характер»

Ход занятия (слайд 2) (Песня «Что может быть лучше

Ход занятия (слайд 2) (Песня «Что может быть лучше

Патриотизм, служение Отчизне

Патриотизм, служение Отчизне

Ученики рассказывают о героях Ялуторовского района)

Ученики рассказывают о героях Ялуторовского района)

Тамерлан Ишмухамедов (слайд 11) 235 боевых вылетов совершил летчик штурмовой авиации

Тамерлан Ишмухамедов (слайд 11) 235 боевых вылетов совершил летчик штурмовой авиации

Антарктиду. В этой экспедиции были проявлены мужество, храбрость, смелость, ведь, чтобы не столкнуться с айсбергами, приходилось постоянно менять курс, а для парусников это сложная и…

Антарктиду. В этой экспедиции были проявлены мужество, храбрость, смелость, ведь, чтобы не столкнуться с айсбергами, приходилось постоянно менять курс, а для парусников это сложная и…

Ведь от всех нас зависит будущее нашей

Ведь от всех нас зависит будущее нашей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2023