Внеклассное мероприятие Трек : " Орленок-хранитель исторической памяти". Занятие "" Традиции моей страны и семьи".

  • docx
  • 16.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное занятие для 1-4 классов . О традициях семьи и страны.
Иконка файла материала Трек Орленок-хранитель исторической памяти открытое меропиятие.docx

                        Открытое мероприятие для 1-4 классов.

 

      Трект  :«Орлёнок –хранитель исторической памяти»

      Занятие «Традиции моей страны и семьи».

 

 Цель: мотивация ребят на изучение традиций своей страны и своей семьи.

Задачи:

Личностные:

- формировать чувство сопричастности к традициям своей страны;

способствовать  развитию  патриотизма,  гордости  за  страну,  в

которой живёт ребёнок.

Метапредметные

(развивающие):

–коммуникативные:

способствовать  развитию  навыков  коммуникации  при

работе в парах, аргументировании своей точки зрения;

–познавательные:

содействовать при выстраивании связи между традициями

России и её историей;

–регулятивные:

создать условия для принятия коллективного решения при

формулировке выводов.

Предметные

(обучающие):

способствовать  формированию  представления  о

необходимости следования традиций .

Форма организации детей:

 групповая, индивидуальная.

Место проведения:

учебный кабинет класса.

Оборудование и наглядные пособия:

компьютер, проектор.

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Ход занятий.

 

1 .  Этап организационно-мотивационный.

Мы к друг другу повернемся и все дружно улыбнёмся.

Звучит песня « У моей России длинные косички».

Задача этапа: создание позитивного настроя на занятие.

 

2.   Основная часть.

Мы являемся участниками программы «Орлята России». И работаем с вами по разным направлениям которые называются треки. Давайте вспомним с какими треками мы с вами уже работали.

(Орленок-мастер, Орленок-доброволец»,» Орленок-эколог», «Орленок - Спортсмен).

 

–Сегодня мы будем с вами говорить в рамках трека «Орленок-хранитель исторической памяти».

 

 

- У вас на столах лежит лист , на котором написано одно предложение, в нем выделены буквы ,из них надо составить слово, которое и будет ключевым в теме нашего занятия.

 

Дети приступают к заданию.

Лист с предложением.

 

«То, что  пеРешло от одного поколения к другому, что унАследовано от преДшествующих поколенИй , например: Ценности, Идеи, взглЯды, вкусы, обычаи.»     (ТРАДИЦИЯ)

 

-И так, что у вас получилось?

-Какое значение имеет слово ТРАДИЦИЯ? (Ответы детей)

Традиция-это то, что передается от одного поколения к другому.

-Почему важно сохранять традиции?

 (Что бы помнить их, передавать другим поколениям).

 

-Давайте попробуем сформулировать  цель нашего занятия?

(Узнать, какие бывают традиции).

-Правильно, сегодня мы с вами поговорим о праздниках и традициях, которые проходят в нашей стране с января по апрель.

-Тема нашего занятия: «Традиции моей страны и семьи».

Наша страна многонациональная и каждая национальность имеет свои традиции.

 

Каждый народ чтит  свои традиции, передает их от поколения к поколению , старается их сохранять. И мы должны не забывать это наследие, а стараться беречь и хранить их. Настоящие традиция должны быть: общенародной, доброй, значимой для всех.

-Наше занятие  сегодня посвящено традициям русского народа.

 

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим

Хоть новому принадлежим.

 

-Есть традиции которые возникли спустя десятки и даже сотни лет , но сохранились до наших дней и не утратили для нас интерес..

Наша страна хранит память о прошлом. Не смотря на  развитые технологии, люди продолжают придерживаться традиций. История России богата, поэтому её необходимо беречь и почитать. Поэтому  стоит знать хотя бы об основных традициях своей страны.

1 традиция

-Первая традиция-это праздник, который объединяет людей нашей страны.

Главный символ этого праздника- ёлка, украшенная различными елочными игрушками, гирляндами, подарки под ёлкой..

- И это первая традиция которая начинает год.

-Верно- это Новый год. О традициях празднования Нового года можно говорить бесконечно.

Но существуют не только традиции страны ,а так же семейные традиции.

Семья-это самые близкие кровные люди. Каждая семья это свой мир , свои традиции, которые соблюдают взрослые и дети. И очень важная традиция для каждой семьи -отмечать праздники всей семьёй.

-А как новый год отмечается у вас в семье?

(Ставить и украшать  елку, дарить подарки, пускать феерверки, накрывать стол ,где собирается вся семья)

-А теперь я хочу дополнить ваши слова интересными фактами. Традиция отмечать Новый год 1 января появилась на Руси указом царя Петра 1 с 1700 г. До этого церковный новый год отмечался 1 марта. С тех пор этот праздник был закреплен в российском календаре.

-Сейчас мы наряжаем елку различными игрушками. А раньше наряжали сладостями: пряниками, петушками из сахара. Говорили, что в ветках елки прятались духи и для того, чтобы они не разозлились  их задабривали сладостями.

-А как называют русский старинный ,но нестареющий танец у новогодней ёлки? (Хоровод)

 

 2 традиция «Масленица.»

 

-Как назывался праздник олицетворения , пробуждения природы от зимней спячки?

 (Масленица)

 

-  Этот праздник связан с такой вкусной традицией печь блины с разнообразными начинками. Он  считался самым веселым и шумным. Ходили друг к другу в гости, угощались блинами. Масленицу справляли целую неделю.

-Первый день масленицы понедельник  назывался «Встреча». В этот день делали чучело Зимы ,надевали на него старую одежду и с пением возили на санях по деревне. Затем чучело ставили на снежной горе.

-Второй день вторник  назывался «Заигрыш». С этого дня начинались в деревне разного рода развлечения :катание на санях , народные гулянья и многое др.

-Третий день среда назывался «Лакомка». В каждой семье накрывали стол с вкусной едой.

-Четвертый день четверг назывался «Разгул». Это была середина  игр и веселья.

- Пятый день назывался «Тёщины вечеринки». В этот день должны приходить в гости тёщи. А зять должен сам угощать тёщу блинами. (  зять-это человек который взял в жены девушку ,жену) .

-Шестой день назывался «Золовкины угощенья»( Золовка-это сестра мужа). В этот день Молодые невестки  принимали у себя гостей.

-Седьмой день назывался « Прощенное». В этот день близкие просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды.

В последний день Масленичной недели  происходит самое интересное действие , торжественное сжигание Зимы.

И произносили такие слова

 «До свиданья , Масленица приходи опять».

 

---Работа с пословицами.

 

У вас на столе конверт ( с красным кружком)с заданием, к началу пословицы   подобрать продолжение.

-Составить пословицы.

«Где блины, тут и мы», «Масленица без блинов ,что именины без пирогов»)

-Объясните смысл этих пословиц.

 

- А есть ли   семейная традиция у вас в этот праздник «Масленица»?

(жарят блины, угощают близких, зовут в гости на блины)

 

3 традиция « Пасха.»

                  

- На какой праздник пекут куличи, пасхи и раскрашивают яйца?

 -Верно .Пасха.

-Пасха -это светлый праздник воскресения Христа. В этот день украшали избу срезанной вербой, пекли куличи, пасхи, ходили друг другу в гости, красили яйца. Назывались они крашенки. От слова красить.

                                     Значение цветов яиц

Сейчас цвету пасхальных яиц уделяется не такое большое значение, к тому же благодаря множеству красителей можно создавать удивительные оттенки. Раньше количество цветов, в которые можно было покрасить яйца, было очень ограниченным, и каждый из них нес конкретный смысл.

Красный

Самый основной цвет и обязательный на Пасху. Он символизирует кровь Иисуса Христа, которая была пролита ради человечества, а также вечную жизнь и спасение.

Синий

Символ неба, небесного покровительства и обители ангелов. Ассоциируется с добротой, миром и надеждой.

Желтый

Символизирует солнце, ассоциируется с богатством и достатком.

 

Зеленый

Символ весны и пробуждения, ассоциируется с возрождением и благосостоянием.

Оранжевый

Символ радости и веселья в противовес смертному греху – унынию.

Коричневый

Символ плодородия, ассоциируется с земельными работами и богатым урожаем.

 

 

Но еще  красили  яйца в темный цвет а потом на скорлупе  вырисовывался острым предметом узор  назывались –драпанки.

Яйцо которые покрывались каплями краски назывались крапанки.

Искуссно расписанные пасхальные яйца  назывались писанки.

Крашеные яйца обязательно освящали в церкви. Считалось, что освящённое яйцо может потушить пожар.

- Яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела.

- На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». 

Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!».

 - А какая у вас семейная традиция подготовки к этому празднику?

 

- Скоро наступит этот праздник. И все пасхальные яйца потеряли свои узоры. Давайте с вами немного пофантазируем и украсим свои пасхальные яйца.

 

                        Практическая часть.

 Дети показывают что у них вышло. Наклеивают узоры из салфеток для дикупажа.

 

 - Существуют особые игры, в которые в старину играли на Пасху.

 

-Мы тоже поиграем в эти игры .

 Игры:

1. «Катание пасхальных яиц»

 Ведущий собирает две команды по пять человек. Каждой выдается одно пасхальное крашеное яйцо. На расстояние 4-5 метров от каждой команды ставят стул.

 Каждый участник должен аккуратно, не разбив яйцо, докатить его руками до стула, обойти стул вокруг и вернувшись назад, передать яйцо следующему члену команды. Та команда, все участники которой первыми прокатят яйцо, побеждает.

 

 

2. «Волчок»

 Соревнуются парами между собой. Посмотрим у кого яйца крутятся дольше. На столе дети крутят яйца. Игра в парах проводиться четыре раза. Затем победители соревнуются между собой, пока не останется один победитель.

 

3. «Долбянка»

Дети становятся парами, стукаются крашенками между собой. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, победители соревнуются между собой, пока не останется один победитель.

- Рефлексия:

 

-Мы с вами познакомились частично с традициями страны и будем продолжать знакомиться дальше с другими традициями страны и семьи..

-Как вы считаете необходимо ли сохранять традиции ?

- А кто их должен сохранять?

-Если представить семью в виде дерева, то крона-это вы , наше будущее, то что радует глаз, ветви -ваши родители, ствол- ваши предки. А корни -это ,  то что держит крону –это традиции. Какие традиции вы бы взяли для нашего дерева?

Прикрепляют листочки с традициями.

-Посмотрите какое красивое получилось дерево.

 

-Пусть в каждой семье будет такое дерево, чтобы с него не слетали листья, а только добавлялись .

-А какая у нас стояла цель перед нами? ( Узнать какие бывают традиции страны и семьи)

- Вы что, то новое узнали для себя?

Традиции страны и традиции семьи.

- Мы закончили работу, хочется поблагодарить за это занятие всех.