ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «УРОКА ДОБРА»
Название предмета |
Внеклассное мероприятие |
Тема |
«Урок добра. Спешите делать добро». |
Класс |
4 |
Технология |
Активные методы обучения |
Цель |
Способствовать формированию позитивного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам. |
Задачи |
- научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья; - сформировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья; - рассказать учащимся о правах людей с инвалидностью. - пробудить в детях чувство милосердия, готовности помочь людям, попавшим в беду; - воспитывать толерантность. |
Форма |
Беседа, игра, игровое упражнение, обсуждение, мозговой штурм, работа в группах |
Оборудование и наглядность: |
Сказка о доброте «Муравей и мотылек», притча, стихи, пословицы, песни «Дорогою добра», «Если добрый ты». |
Планируемые результаты |
Знания здоровых детей о детях с ограниченными возможностями, их особенностях и трудностях. |
Учитель |
Бочарникова Ольга Михайловна |
№п/п |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||
1
2
3
4
5
6.
7.
8
|
Мотивация. Самоопределение к деятельности
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи
Усвоение новых знаний и способов действий.
Первичное закрепление знаний
Физ. Минутка «Сказочные герои»
Самостоятельное применение знаний. (работа в группах)
Рефлексия и самооценка.
Домашнее задание
|
- Здравствуйте ребята! Говорят, если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Улыбнитесь
друг другу, пожелайте мысленно удачи. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что
сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. А хорошее
настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших
результатов. - А сейчас я предлагаю подойти ко мне, встать в круг и сказать друг другу добрые, теплые слова, комплименты ( Дети встают вкруг, передают друг другу мячик и говорят комплименты) - Молодцы, теперь давайте всегда говорить друг другу такие замечательные слова. - Присядьте, пожалуйста, за парты. - Сегодня у нас с вами очень интересная и серьезная тема занятия. А чтобы узнать ее, давайте прослушаем песню. (Звучит песня В Шаинского «Дорога добра»). - О чем эта песня? - Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня? – Попробуйте сформулировать тему
и вопросы, которые предстоит нам рассмотреть. - Верно тема нашего занятия: «Урок доброты. Спешите делать добро».
- Вы догадались верно, мы будем говорить о доброте, взаимопонимании, отзывчивости - о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас совершать добрые дела, поступки, стать настоящим человеком. - Как вы думаете, что такое добро? - И кого можно назвать добрым человеком? (Мозговой штурм) - Правильно ребята. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро … Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце. - Добрый человек всегда необходим людям и, очень нужен миру, планете, на которой мы с вами живем.
- А теперь послушайте., как о доброте говорят поэты. В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час. Добрый вечер, ночь добра, Было доброе вчера, И откуда спросишь ты, В доме столько доброты.
- Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. А в нашем классе все добрые? Совершают только добрые поступки? - А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный. Необычное слово. Очень часто при чтении журналов, газет, в интернете можно встретиться со словами вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность - имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость. - Я хочу предложить вам поиграть в одну игру. - Кто желает попробовать? 1. Вызывается один учащийся, надевает боксерские перчатки и пробует, что-нибудь нарисовать или написать на бумаге или на доске. 2. Учащийся пытается вырезать квадрат из бумаги одной рукой. Вторая рука находится сзади. 3. Ученик с завязанными глазами пытается на ощупь прочитать слово, выложенное из детской азбуки. 4. Ученик в наушниках пытается понять, о чем его просят. - Почему не смогли выполнить (было трудно) простые задание?
- Вот видите, вы очень остро почувствовали свою беспомощность и растерянность. - Каким людям необходима помощь других людей? - Итак, ребята на примере увидели, как трудно жить людям, потерявшим зрение, слух или движение. Все эти люди нуждаются в вашей помощи и защите. Каким главным качеством мы, здоровые дети и взрослые, должны обладать качеством, чтобы помогать и поддерживать таких детей? - Людям, у которых нет зрения или повреждены глаза мы должны им помогать, например, перевести через дорогу, обойти препятствие или быть повыдерем в решении каких- либо двигательных задач. - Человек только добрый, отзывчивый и милосердный сможет помочь этим людям Сейчас я прочитаю вам сказку о доброте «Муравей и мотылек» (Автор сказки Ирис Ревю). Жили – были муравей и мотылек. Жили не тужили, радовались солнечным дням и зеленому гулу леса. Однажды муравей и мотылек встретились на полянке. - Чем бы нам сегодня заняться? – думали они. - А давай добрыми делами займемся, - предложил муравей. И пошли они по лесу добрые дела делать. Помогли божьей коровке крышку починить, стрекозе крыльцо подправили, обувь сороконожки сдали в ремонт. У нее оказалось так много обуви, что друзья ходили к ежу- обувщику несколько раз. Заглянули к старой бабочке, что жила у корявого пня сделали ей красивые полочки в кладовке. К вечеру друзья собрались домой. Они уже добрались до старой березы, как вдруг потемнело, и пошел сильный дождь. - Где бы спрятаться, где бы укрыться? – раздумывали они. И вдруг услышали, как их кто- то зовет. Это был светлячок. Он направил свет своего фонарика на муравья и мотылька, чтобы те в темноте видели, куда двигаться. …И вот они на пороге дома светлячка. Какое счастье, какая радость оказаться в теплом, уютном доме светлячка! Хозяин поставил на стол чай и сладкие баранки. - У тебя доброе сердце, - сказали гости светлячку. Тому было радостно слышать хорошие слова. - От добрых друзей приятно слышать добрые слова,- сказал светлячок и улыбнулся. - В чем заключается главный смысл сказки? - Правильно, главный смысл сказки заключается в том, что очень важно, чтобы добрые отношения царили в этом мире. Доброта, добро – это, несомненно, лучше, чем равнодушие, безучастие, безразличие. С добром жить интереснее. - А сейчас мы проверим, как вы поступите в различных ситуациях. - Твой друг заболел, не ходит в школу, как ты поступишь? (Буду навещать его, расскажу о жизни в школе, принесу задание, объясню, помогу выполнить его, выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение). - Часто ли в нашем классе оскорбляют друг друга и как ты к этому относишься? (Иногда оскорбляют. Мне не нравится такое поведение. Это не красиво и очень обидно, тому, кого оскорбили). - Мальчики играют в футбол. К ним подошел Андрей и спросил: «Можно мне с вами поиграть?». Антон ответил: « Ты будешь должен за это свою булочку». Прав ли Антон? (Конечно, Антон не прав. В такой же ситуации может оказаться он сам. Думаю, что ему не понравилось бы такое условие и тогда он задумается о своем плохом поступке).
- Ребята все вы любите сказки. И одна из главных тем русских сказок была тема «добра» и «зла». Не зря добро в сказках всегда побеждает зло. В сказках встречаются добрые и злые. Сейчас мы с вами поиграем в игру: Я буду называть сказочного героя, а вы будете определять добрый или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошкой и присаживайтесь на корточки. ( Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Красная шапочка, Гуси- лебеди, Баба- яга, Серый волк, Колобок, Кот в сапогах).
- Доброта — одно из лучших качеств человека. С древних времен русский народ был уверен в силе доброты и посвятил этой теме много пословиц и поговорок. Рядом с добром всегда стоят честность и справедливость, любовь и дружба. 1 Задание «Собери пословицы» - О добре, есть много пословиц. Давайте попробуем составить их из предложенных частей пословицу. (На столах конверты с заданиями)
Добро делать спешить надобно. Доброе дело без награды не останется. Добрее дело говорится смело. Доброе дело два века живет Добро сеять — добро и пожинать. Добро творить — себя веселить. Добрый человек придет, словно свету принесет 2 Задание - У каждой группы на столе лежит листочек со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми человек обладать не может. Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, скупость, честность, щедрость, бескорыстность, зависть, ответственность, эгоизм, подлость, вежливость. 3Задание Коллективное составление аппликации. (Задание выполняется под песню кота Леопольда «Если добрый ты»). - Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка». Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. На чистый лист ватмана ребята 1 команды наклеивают заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки людей, фигурки птиц и зверей. Ребята 2 команды (самостоятельно выполняют задание) вырезают и наклеивают детали: солнце, цветы, облака. - А как мы назовем нашу картину? («Добрый день», «Дружная семейка»). - Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнемся друг другу! От того какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. - Я хочу, чтобы в заключении нашего занятия вы послушали бы небольшую притчу. Эта история произошла давным- давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу – ка я у мудреца: скажи, о , мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? - Как вы думаете, что ответил мудрец? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: «Все в твоих руках» - Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки, хорошо относиться к людям не похожим на вас и похожим. Заканчивая наше мероприятие, я прошу вас ответить на вопрос: «Почему это занятие называется Уроком Добра?» - Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? Доброта - вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь. - Давайте
оценим свою работу, у вас на столах ромашки, если вам понравилось мероприятие,
если вы узнали что-то новое и интересное, что вам пригодится в жизни, то
нарисуйте в центре ромашки улыбку. Если не понравился – грустную. Если что-то
осталось непонятным, вызывающим сомнение – задумчивую. - Наше занятие подходит к концу. Вы сегодня очень дружно и хорошо работали. Мне хочется закончить урок словами Дарите людям доброту, Заботу и любовь, И пониманье и мечту- Дарите вновь и вновь! Пусть о награде мысли нет И иногда не будет, Ответный сердца теплый свет Тебе подарят люди. И жизнь изменится твоя, Удачливее станет, Когда потоком на тебя Волна любви нагрянет! Дарите людям доброту…
Написать сочинение на тему
«Кого я могу назвать добрым человеком». |
Проявление интереса к необычному уроку и материалу изучения.
Игра «Комплименты»
Отвечают на вопросы.
(Ответы: Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое добро? Какие добрые дела совершают люди?)
(Предполагаемые ответы детей: добро – это всё положительное, хорошее, полезное. Это люди очень заботливые и любят совершать добрые дела. Пожилым людям помогают перейти дорогу, донести тяжелые сумки с продуктами, родителям помогают в домашних делах, маленьким детям помогают одеться, играют и гуляют с ними.)
(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение)
(Ответы детей).
Ребята выполняют предложенные действия.
Высказывают свое мнение по поводу получившегося результата (было трудно выполнить задание, потому что…)
Ответы детей.
Дети слушают сказку.
Отвечают на вопросы.
Ответы детей.
.
(Каждая группа зачитывает)
Дети выполняют задание и зачитывают.
Дети выполняют аппликацию.
Ответы детей. |
Проявление положительного отношения к предстоящей деятельности, формирование мотивации к ознакомлению нового материала. (Личностные УУД)
Пользоваться накопленными знаниями; ориентироваться в своей системе знаний:
Использовать имеющиеся знания и опыт (Регулятивные УУД)
Распознавать и называть действие (познавательные УУД) Осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме. Пользоваться накопленными знаниями; ориентироваться в своей системе знаний: Находить закономерности (Познавательные УУД)
Пользоваться накопленными знаниями; ориентироваться в своей системе знаний:
Определение внутренней позиции (Личностные
Личностные: Формированиемотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные: Оформлять свои мысли в письменной форме.
Определение внутренней позиции школьника (Личностные УУД)
Самооценка (Регулятивные УУД)
Личностные: Самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом Регулятивные: Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Коммуникативные: Строить монологическое высказывание. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.