Внеклассное занятие по русскому языку "Фразеологический КВН" для 3-4 классов
Оценка 4.7

Внеклассное занятие по русскому языку "Фразеологический КВН" для 3-4 классов

Оценка 4.7
docx
08.06.2021
Внеклассное занятие по русскому языку "Фразеологический КВН" для 3-4 классов
Игра Фразеологический КВН.docx

Калачева И.Ю. учитель начальных классов,

 МОУ «СОШ №44» г.    Саратов

«Игра «Фразеологический КВН»

Цели: обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, познакомить с историей их возникновения, развивать речь учащихся, формировать познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету, воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Ход  игры.

1.   Вступительное  слово. Сообщение цели игры. Знакомство с правилами игры.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности.

Сегодня мы с вами будем говорить о фразеологизмах. Фразеологизмы являются украшением языка. Они делают нашу речь яркой, образной, выразительной.

Цель игры: обобщить и расширить знания о фразеологизмах, познакомиться с историей их возникновения.

Правила игры. Соревнуется две команды. (Например, «Кот в мешке» и «Стреляный воробей»).

Учитель задаёт вопросы, участники команд по очереди отвечают на них. Если команда не может дать ответ на вопрос или даёт неверный ответ, то право ответа передаётся команде соперников. За правильные ответы команды получают жетоны. В конце игры поводятся итоги. Победителем считается команда, набравшая большее количество жетонов.

2. Конкурсная программа.

Вспомните, что такое фразеологизмы. (Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов в языке.)

Конкурс № 1 «Замени  одним  словом!»

Задание: заменить фразеологизмы одним словом.

1) делать из мухи слона,        1) надуть губы

2) зарубить на носу,             2) мозолить глаза,             

3) куры не клюют               3)как две капли воды

4)задирать нос,                  4) набрать в рот воды

5) черепашьим шагом    5) в час по чайной ложке

6)как снег на голову         6)задать стрекача

 

Конкурс № 2 «Закончи  фразеологизмы!»

1 команда:          без задних …;

                             брать себя в…;

                             бросать слова на …;

                             взять голыми …;

                             водить за …;

                             вывести на чистую …;

                             держать язык за …;

2 команда:              держать камень за …;                       

                                 ждать у моря …;

                                 за тридевять …;

                                 зарубить себе на …;

                                 днём с огнём не …;

                                 палец о палец не … ;

                                 работать спустя…

Конкурс 3. Объясни фразеологизмы:

Водить за нос

Развешивать уши

Точить зубы

Клевать носом

Крутиться как белка в колесе

Прикусить язык

Строить глазки

Не в своей тарелке

 

Конкурс № 4 «Узнай устойчивое выражение по рисунку»

Разминка

Конкурс № 5. «Угадай – ка!» Шуточные  вопросы.

1. Её заваривают, затевая какое- нибудь

неприятное, хлопотливое дело, а потом

расхлёбывают, распутывая это дело;

Её не сварить с тем, с кем трудно сговориться;

Её просит рваная обувь;

Она в голове у вечных путаников. Что это? (КАША)

2.     Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить;

он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко;

 за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться;

его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. Что это? (ЯЗЫК)

 

Конкурс №6.  Найди пару.

Конкурс капитанов.  Найди в тексте фразеологизмы. (Капитанам даются карточки с текстом, они выделяют фразеологизмы.)

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, гово­рит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим — паль­чики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу зано­чуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдем! Го­ворят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Об­манул он нас. Договорились прийти в суб­боту к вечеру. Пять километ­ров одним духом отшагали. А нашего «приятеля» дома не оказалось. Уехал, говорят, к тетке на воскресенье.

  Он же  нас приглашал  рыбу удить, охотиться, растерялись мы.                                                             

  Вот пустомеля, — возму­тился дед,— все время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слезы в три ручья.  Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

— Ничего, ребятишки,— успокоил нас дед,— со  мной пойдете.

И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была — ни

 в сказке сказать, ни пером описать!

. Только ружья нам де­душка не дал. Малы еще.

Ответ: (В рассказе встретились следующие выражения, употреблённые в переносном смысле: пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать).

 

Игра со зрителями

 

 «Загадки-складки».

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

     О них обычно говорят:

     Водой не ...

 

      Мы исходили городок Буквально вдоль и ...

     И так устали мы в дороге, Что еле ...

 

     Наш сосед  совсем не знает скуки,

     У него ведь золотые ...

 

     Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки.

     Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь ...

 

     Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, кто ...

     Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши ...

 

Ежатки - детки хоть куда,

И что же здесь дивиться? Ведь мама держит их всегда

В ежовых ...

 

 

Говорил товарищ мой с утра,

Что в кино давно сходить пора.

Только я хотел уж собираться,

Как ему взбрело на ум купаться.

По дороге передумал он,

Стал тащить меня на стадион.

- Что ты, - закричал я, - в самом деле!

У тебя семь пятниц ...!

 

3.Подведение  итогов. Награждение.

 

4. Заключительное слово учителя. Чтение стихотворения В. Суслова «Как работают слова»:

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода!»
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идёт –
«Под камень лежачий вода не течёт».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…».

Ребята! Надеюсь, что вы будете более внимательны к русскому слову, что в своей речи будете употреблять фразеологизмы.  Спасибо за игру!  


 

Калачева И.Ю. учитель начальных классов,

Калачева И.Ю. учитель начальных классов,

Конкурс 3. Объясни фразеологизмы:

Конкурс 3. Объясни фразеологизмы:

Пригласил нас как-то сын лесника к себе

Пригласил нас как-то сын лесника к себе

Ежатки - детки хоть куда, И что же здесь дивиться?

Ежатки - детки хоть куда, И что же здесь дивиться?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2021