Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.
Оценка 4.8

Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл—3 кл
13.08.2018
Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.
Цель: способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие. Передать слово другому можно по-другому, если его записать. Для этого нужно было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письму.Передать слово другому можно иначе, если его записать. Для этого нужно было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письму.
разработка классного часа День письменности.doc
Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе. Цель: способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру,  уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие. Оборудование: творческие работы детей; выставка книг; аудиозапись колокольного звона, магнитофон. картинки. презентация к празднику «Дни славянской письменности и культуры».   Ученик. В классе уютном, просторном Утром стоит тишина, Заняты школьники делом – Пишут по белому черным, Пишут по черному белым. Ручками пишут и мелом: “Нам не нужна война!”         Ученик. Лицом все светлые и сердцем славные, Древляне, русичи, поляне, Скажите, кто вы? / Хором/ Мы – славяне! ­ Мы живем в стране, которая называется Россия. (Россияне, русские,  русичи). Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки.  Род, народ, родился, Родина, родословная—все эти слова  родственные(родственники), однокоренные. Сегодня мы при помощи нашего интерактивного журнала еще раз обратимся  ко своим истокам, воздадим дань прошлому. А помогут нам в этом странички, посвященные празднику славянской письменности.  Будьте внимательны и активны! В конце мероприятия мы подведем итоги нашей совместной работы. Страница первая: «Дорога к письму». 1­ый Ведущий. Итак, открываем нашу первую страницу. Всем известна поговорка: «Слово не  воробей, вылетит—не поймаешь».  ­ А можно ли поймать слово и передать другим? Как вы думаете? Сейчас мы поиграем во старинную русскую игру «Поймай и удержи слово». (Играющие становятся друг за другом, каждый последующий игрок должен  повторить слова, названные предыдущими участниками, а затем добавить  свое, например: 1­й—школа, 2­й—школа, учитель.. 3­й—школа, учитель, дом и т. д. Тот, кто забывает предыдущие слова или затрудняется быстро назвать свое,  выходит из игры .  Передать слово другому можно иначе, если его записать. Для этого нужно  было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с  медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах,  ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды  люди вытеснили медведей из какой­то пещеры, огляделись по сторонам и  увидели на стенах своих новых жилищ какие­то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди  поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое­то изображение.  Так возникла дорога к письму. 2­й Ведущий.  Пять тысяч лет назад в Египте были созданы первые письменные знаки— иероглифы. Слово иероглиф означает «священные знаки». Каждый иероглиф  означает слово. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Когда люди открыли рисуночное письмо, они уже прошли большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей.  Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков. Страница вторая: «Первое письмо Кирилла и Мефодия». Ученик. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые… Жили они на границе государства Византии и славянских земель в  городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе  обучение шло только на греческом. Младший брат мечтал написать книги,  понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. 1­й Ведущий.     Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в  Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата  на 6 лет. Мальчики с детства знали 2 языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.     Солунские братья – гордость всего славянского мира. Весь славянский мир  благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам  славянскую азбуку. Это случилось в 863 году. Они же перевели греческие  книги на славянский язык, чтобы славянам было, что читать. Константин благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и  прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба  брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству,  славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку по­славянски.  Старший — издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические  проповеди.  Сценка. Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то  и дело приставал к старшему брату с вопросами: Кирилл. — А почему учитель все время говорит по – гречески? Я  слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по – славянски. Мефодий. — Так это в лавке. А в школе можно только на греческом  языке. Потому что книги, знания – все от греков. Кирилл. — А почему у славян нет своих книг? Мефодий. — Потому что писать на славянском языке нельзя. Кирилл. — Как это? Вот я возьму и напишу «дом». Мефодий. — А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе  не хватит букв. Кирилл (кричит)— Так я придумаю! В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал  разговор братьев. Учитель. — Разве вы не знаете, что только культурные языки  достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки –  грубые и варварские, и писать на них нельзя! Кирилл. — Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы.  Они будут писать, и не хуже, чем греки. Ученик. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать  славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и  придумал буквицы, а из них составил азбуку.         2­й Ведущий.  ­ Ну, а как же была придумана азбука славян? Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый  неизвестный звук он пробовал записывать по­разному. Если знаки казались  ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой —легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество. 1­й Ведущий В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где  проповедовали немецкие священники, и полны были, где звучала славянская  речь. НЕ понравилось это  немцам и они объявили братьев и их книги вне  закона. Пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их. Кирилл вскоре заболел Умирая, Кирилл сказал брату: » Вот, брат, были мы с  тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю,  окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…» Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был  заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам  нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться  освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность  продолжалась до самых последних дней. 2­й Ведущий. Сегодня мы пользуемся с вами алфавитом, который нам кажется простым и  удобным, но не всегда наша азбука была такой и выучить ее было гораздо  труднее. Страница третья: «Русский алфавит».  1­й Ведущий. Следующая страничка поможет нам  перейти от славянской азбуки к  русскому алфавиту. Ученики  вам покажут некоторые буквицы, а вы постарайтесь догадаться, что  они обозначили.  ( Учащиеся выходят с написанными на альбомных листах буквицами).                   А теперь прочитаем название букв славянского алфавита. Так  почему названная книга, по которой вы учились читать ­ Азбука? ­Посмотрим на первый славянский алфавит ­ кириллицу.  Аз – я; Буки – буквы, книги; Веди – ведать, знать; Глаголь ­ говорю, слово; Добро – добро; Есть – есть; Живете – жизнь; Земля ­ земля; И – и; Како ­ как; 2­й Ведущий. ­Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита? «Ъ» занимала место где­нибудь в самом конце и – помалкивала.   «Пагубнее всех и всего этот тунеядец «ъ» … на хвосте русских слов: он пожирает более восьми процентов времени и бумаги»­ так считал О.И.  Сенковский 1­й Ведущий. Не замечая и не задумываясь, мы произносим слова, которым более сотен лет. А сколько в нашем языке древних пословиц и поговорок,  фразеологизмов, которые мы так часто употребляем.  Игра «Собери пословицу» (От каждой группы выходит по 3 человека, получают полоски бумаги с  частью пословицы.) Задание: составить целую пословицу. 2­й Ведущий. ­Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо  святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам  славянскую азбуку. Солунские братья – гордость всего славянского  народа. Ведь благодаря им мы узнали жемчужины народной мудрости. Страница четвертая: «День славянской письменности и культуры». ученик : Спасибо за ПИСЬМО! Когда­то давно люди кричали, Показывая свой разговор. Писать не умели и не читали. Держали в руке , лишь топор. На свет появились Кирилл и Мефодий, Придумали людям письмо. Сейчас мы читаем и пишем­ ДАР БОЖИЙ! Ах, как это было давно!!! Сегодня себе не представляем, Как иначе мысль передать. 24 мая­мы праздник встречаем. И это нельзя забывать! 1­й Ведущий.  Отдавая дань памяти великим просветителям, болгарский народ издавна празднует 24 мая День славянской письменности.  В 1885 году такой праздник отмечался и в России. Он был посвящен  1000­ летию со дня смерти Мефодия. В школах города и области проводятся встречи с писателями,  литературные вечера, конкурсы школьных сочинений, стенгазет, чтецов. Ученик: Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,­ И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем навеки. Викторина. 1.  Какой язык является родоначальником современного языка? (Праславянский). 2. Второе название восточно­славянского языка. (Древнерусский). 3.С каким именами связано возникновение славянской письменности? ( Кирилл и Мефодий.)  4.Когда и где солунские братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита? (24 мая 863 года в городе Плиске, тогдашней столице Болгарии). 5. Сколько азбук имел славянский язык? Назовите их. ( Глаголица и кириллица)  6. До какого века употребляется славянский язык в качестве церковного и литературного? (до 17 века на Руси.) 7. Какая азбука древнее? (Глаголица?) 8. Сколько букв было в глаголице? (40 ). В кириллице? ( 43 ). ( Награждение активных участников праздника.)    Надеемся, что наш праздник «День славянской письменности и культуры» оставил самые приятные  впечатления в сердцах всех участников и гостей, позволил еще раз  приобщиться к богатейшему духовному и культурному наследию славянских  народов.

Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.

Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.

Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.

Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.

Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.

Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.

Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.

Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.

Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.

Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.

Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.

Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.

Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.

Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.

Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.

Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2018