Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл—3 кл
13.08.2018
Цель: способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие.
Передать слово другому можно по-другому, если его записать. Для этого нужно было изобрести письменность.
Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письму.Передать слово другому можно иначе, если его записать. Для этого нужно было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письму.
разработка классного часа День письменности.doc
Внеклассное мероприятие
«День письменности и культуры» во 2 классе.
Цель: способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру,
уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие.
Оборудование:
творческие работы детей;
выставка книг;
аудиозапись колокольного звона, магнитофон.
картинки.
презентация к празднику «Дни славянской письменности и культуры».
Ученик.
В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина,
Заняты школьники делом –
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым.
Ручками пишут и мелом:
“Нам не нужна война!”
Ученик.
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
/ Хором/ Мы – славяне!
Мы живем в стране, которая называется Россия. (Россияне, русские,
русичи).
Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки.
Род, народ, родился, Родина, родословная—все эти слова
родственные(родственники), однокоренные.
Сегодня мы при помощи нашего интерактивного журнала еще раз обратимся
ко своим истокам, воздадим дань прошлому. А помогут нам в этом странички,
посвященные празднику славянской письменности.
Будьте внимательны и активны! В конце мероприятия мы подведем итоги нашей совместной работы.
Страница первая: «Дорога к письму».
1ый Ведущий.
Итак, открываем нашу первую страницу. Всем известна поговорка: «Слово не
воробей, вылетит—не поймаешь».
А можно ли поймать слово и передать другим? Как вы думаете?
Сейчас мы поиграем во старинную русскую игру «Поймай и удержи слово».
(Играющие становятся друг за другом, каждый последующий игрок должен
повторить слова, названные предыдущими участниками, а затем добавить
свое, например:
1й—школа,
2й—школа, учитель..
3й—школа, учитель, дом и т. д.
Тот, кто забывает предыдущие слова или затрудняется быстро назвать свое,
выходит из игры .
Передать слово другому можно иначе, если его записать. Для этого нужно
было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с
медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах,
ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды
люди вытеснили медведей из какойто пещеры, огляделись по сторонам и
увидели на стенах своих новых жилищ какието таинственные знаки. Это были
царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди
поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какоето изображение.
Так возникла дорога к письму.
2й Ведущий.
Пять тысяч лет назад в Египте были созданы первые письменные знаки—
иероглифы. Слово иероглиф означает «священные знаки». Каждый иероглиф
означает слово. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.
Когда люди открыли рисуночное письмо, они уже прошли большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей.
Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков.
Страница вторая: «Первое письмо Кирилла и Мефодия».
Ученик.
И явились на Русь два просветителя, братья мудрые…
Жили они на границе государства Византии и славянских земель в
городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе
обучение шло только на греческом. Младший брат мечтал написать книги,
понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
1й Ведущий.
Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в
Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата
на 6 лет. Мальчики с детства знали 2 языка: родной греческий и славянский, т.
к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.
Солунские братья – гордость всего славянского мира. Весь славянский мир
благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам
славянскую азбуку. Это случилось в 863 году. Они же перевели греческие
книги на славянский язык, чтобы славянам было, что читать.
Константин благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и
прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба
брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству,
славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку пославянски.
Старший — издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические
проповеди.
Сценка.
Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то
и дело приставал к старшему брату с вопросами:
Кирилл. — А почему учитель все время говорит по – гречески? Я
слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по – славянски.
Мефодий. — Так это в лавке. А в школе можно только на греческом
языке. Потому что книги, знания – все от греков.
Кирилл. — А почему у славян нет своих книг?
Мефодий. — Потому что писать на славянском языке нельзя.
Кирилл. — Как это? Вот я возьму и напишу «дом».
Мефодий. — А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе
не хватит букв.
Кирилл
(кричит)— Так я придумаю! В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал
разговор братьев.
Учитель. — Разве вы не знаете, что только культурные языки
достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки –
грубые и варварские, и писать на них нельзя!
Кирилл. — Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы.
Они будут писать, и не хуже, чем греки.
Ученик.
Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать
славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и
придумал буквицы, а из них составил азбуку.
2й Ведущий.
Ну, а как же была придумана азбука славян?
Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый
неизвестный звук он пробовал записывать поразному. Если знаки казались
ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой
—легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество.
1й Ведущий
В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где
проповедовали немецкие священники, и полны были, где звучала славянская
речь. НЕ понравилось это немцам и они объявили братьев и их книги вне
закона. Пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам
папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.
Кирилл вскоре заболел Умирая, Кирилл сказал брату: » Вот, брат, были мы с
тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю,
окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…»
Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был
заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам
нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться
освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность
продолжалась до самых последних дней.
2й Ведущий. Сегодня мы пользуемся с вами алфавитом, который нам кажется простым и
удобным, но не всегда наша азбука была такой и выучить ее было гораздо
труднее.
Страница третья: «Русский алфавит».
1й Ведущий.
Следующая страничка поможет нам перейти от славянской азбуки к
русскому алфавиту.
Ученики вам покажут некоторые буквицы, а вы постарайтесь догадаться, что
они обозначили.
( Учащиеся выходят с написанными на альбомных листах буквицами).
А теперь прочитаем название букв славянского алфавита. Так
почему названная книга, по которой вы учились читать Азбука?
Посмотрим на первый славянский алфавит кириллицу.
Аз – я; Буки – буквы, книги;
Веди – ведать, знать; Глаголь говорю, слово; Добро – добро;
Есть – есть; Живете – жизнь; Земля земля; И – и; Како как;
2й Ведущий.
Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита?
«Ъ» занимала место гденибудь в самом конце и – помалкивала.
«Пагубнее всех и всего этот тунеядец «ъ» … на хвосте русских слов: он
пожирает более восьми процентов времени и бумаги» так считал О.И.
Сенковский
1й Ведущий.
Не замечая и не задумываясь, мы произносим слова, которым более сотен лет.
А сколько в нашем языке древних пословиц и поговорок,
фразеологизмов, которые мы так часто употребляем.
Игра «Собери пословицу»
(От каждой группы выходит по 3 человека, получают полоски бумаги с
частью пословицы.) Задание: составить целую пословицу.
2й Ведущий.
Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо
святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам
славянскую азбуку. Солунские братья – гордость всего славянского
народа. Ведь благодаря им мы узнали жемчужины народной мудрости.
Страница четвертая: «День славянской письменности и культуры».
ученик :
Спасибо за ПИСЬМО!
Когдато давно люди кричали,
Показывая свой разговор.
Писать не умели и не читали.
Держали в руке , лишь топор.
На свет появились Кирилл и Мефодий,
Придумали людям письмо.
Сейчас мы читаем и пишем ДАР БОЖИЙ!
Ах, как это было давно!!!
Сегодня себе не представляем,
Как иначе мысль передать.
24 маямы праздник встречаем.
И это нельзя забывать!
1й Ведущий.
Отдавая дань памяти великим просветителям, болгарский народ издавна
празднует 24 мая День славянской письменности.
В 1885 году такой праздник отмечался и в России. Он был посвящен
1000 летию со дня смерти Мефодия.
В школах города и области проводятся встречи с писателями,
литературные вечера, конкурсы школьных сочинений, стенгазет, чтецов.
Ученик: Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем навеки.
Викторина.
1. Какой язык является родоначальником современного языка?
(Праславянский).
2. Второе название восточнославянского языка. (Древнерусский).
3.С каким именами связано возникновение славянской письменности?
( Кирилл и Мефодий.)
4.Когда и где солунские братья Кирилл и Мефодий огласили
изобретение славянского алфавита? (24 мая 863 года в городе Плиске,
тогдашней столице Болгарии).
5. Сколько азбук имел славянский язык? Назовите их. ( Глаголица и
кириллица)
6. До какого века употребляется славянский язык в качестве
церковного и литературного? (до 17 века на Руси.)
7. Какая азбука древнее? (Глаголица?)
8. Сколько букв было в глаголице? (40 ). В кириллице? ( 43 ).
( Награждение активных участников праздника.)
Надеемся, что наш праздник
«День славянской письменности и культуры» оставил самые приятные
впечатления в сердцах всех участников и гостей, позволил еще раз
приобщиться к богатейшему духовному и культурному наследию славянских
народов.
Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.
Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.
Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.
Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.
Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.
Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.
Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.
Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.