Внеклассное мероприятие МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ
Оценка 4.8

Внеклассное мероприятие МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
математика
7 кл—9 кл
28.06.2017
Внеклассное мероприятие МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ
для учащихся 7-9 классов . Встреча учащихся с учеными математиками разных времен и знакомство с математическими понятиями . Это теорема о сумме углов, о равенстве треугольников, о связи математики и поэзии, и некоторые примеры решения задач по теории вероятности и мат статиститке
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ.doc
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ 1 ребёнок. О, математика земная, гордись прекрасная собой        Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.        Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,                    Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!                    В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.                    Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.                    Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела                    Твоя немеркнувшая слава в веках бессмертье обрела.                    Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,                    Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук! Звучит  музыка прожектор высвечивает двух ведущих, уютно расположившихся в креслах на углу сцены. На ведущих костюмы 19 века.(длинная юбка у девочек и соответствующая причёска. 1 ведущий: ­ Добрый вечер! 2 ведущий: ­ Здравствуйте!  1 ведущий:  Сегодня мы впервые приглашаем вас в нашу математическую гостиную. В ней будут собираться все те, кто любит математику, кто сумел открыть для себя её красоту, кто ценит в ней величайшую полезность. 2 ведущий:  ­  Наша   математическая   гостиная   необычная,  в   ней   будут  происходить   удивительные события, встречаться люди разных поколений и времён. 1 ведущий: ­ Давайте немного пофантазируем и заглянем в гостиную одного из домов прошлого века. Сегодня здесь собрались юные школьники – или гимназисты. 2   ведущий  –   Их   привело   сюда   общее   увлечение.   Все   они   успели   открыть   для   себя   красоту математики, многие начали пробовать свои силы в самостоятельных работах и докладах. На сцене вспыхивает яркий свет, освещает интерьер гостиной 19 века, в разных местах гостиной – несколько школьников в  костюмах представляемых  героев,  все  они чем – то заняты, тихо беседуют,   жестикулируют.   Ведущие   представляют   присутствующих,   каждый   при   этом встаёт, слегка кланяется. 1 ведущий: ­ Сегодня нашу гостиную посетили: Николай Лобачевский, в будущем ректор Казанского университета. В двадцать два года Лобачевский стал профессором, деканом физико­математического факультета. А сейчас ему 12 лет и он учащийся Казанской гимназии. 2 ведущий:  ­ Рене Декарт, в будущем выдающийся французский учёный. Он был разносторонним учёным: физиологом, физиком, математиком. Сейчас ему 14 лет и он учащийся аристократического колледжа в Париже. 1 ведущий:  ­ Исаак Ньютон – в будущем один из  величайших  учёных, математик и физик, член английской   академии   наук,   профессор   одного   из   старейших   учебных   заведений   Англии   – Кембриджского университета. Сейчас он учащийся средней школы в Грейтеме, ему 13 лет. 2   ведущий:  ­   Михаил   Ломоносов   –   в   будущем   великий   русский   учёный,   основатель   и   ректор Московского университета, член Российской Академии наук. А сейчас ему 18 лет, он только что появился в Москве и его никто не знает. 1   ведущий:  ­   Эмми   Нетер   –   в   будущем   самая   крупная   женщина   –математик   когда­либо существовавшая,   профессор   Гёттинского   университета   в   Германии.   Сейчас   ей   13   лет,   учится   в колледже. 2 ведущий: ­ А теперь, давайте войдём в гостиную, где уже властвует царица всех наук математика. Прислушайтесь, здесь уже, кажется, закипает спор. (звучит музыка) Спор Ньютона с Лобачевским. Ньютон: ­ Чем это Вы заняты, Николай? Лобачевский:  ­ О! Увлекательная задача. Мне кажется, ещё немного и я самостоятельно докажу теорему. Ньютон: ­ О чём же? Лобачевский:  ­   О   равенстве   треугольников.   Если   три   стороны   одного   треугольника   равны   трём сторонам другого треугольника, то эти треугольники равны. Смотрите. (из трёх палочек разного цвета составляет два треугольника и  накладывает их друг на друга) Ньютон: ­ Очень интересно, но в вашем доказательстве есть недостатки. Лобачевский: ­ Какие? Ньютон: ­ Нельзя доверять только зрительному доказательству, на глаз! Зрение иногда обманывает нас. Вот смотрите: как вы думаете, какой из этих отрезков длиннее? Они одинаковы! (При помощи циркуля демонстрирует равенство двух отрезков) И ещё пример: Эта фигура кажется прямоугольником, на самом же деле это квадрат (демонстрирует циркулем) И ещё один обман зрения: Левый кружок кажется больше правого, а ведь они одинаковы. 1ведущий:  ­ Как сказал юный математик, он был близок к решению этой задачи, а вернее – к её доказательству.   Он   впервые   самостоятельно   попробовал   применить   способ   наложения   для доказательства   равенства   фигур.   Такой   способ   давно   используется   в   математике,   но   Николай додумался до него. Лобачевский: ­ Ну, хорошо, вы правы. А как быть с такой теоремой: «Сумма углов в треугольнике равна 180 градусам»? Ньютон:   ­   О!   Это   очень   просто!   Что   ещё   имеет   меру   180   градусов?   Развёрнутый   угол,   верно? Смотрите! (Берёт бумажный треугольник, отрывает два угла и складывает  на магнитной доске угол 180 градусов) Вот и всё! Лобачевский: ­ Но вы же сами сказали, что нельзя доверять зрению, оно обманывает. Значит, надо искать другое решение. Эта проблема не даёт мне спать по ночам: должен же быть выход! 2 ведущий: ­ Талант юного Николая Лобачевского позволил ему самостоятельно доказать эту теорему тремя   способами.   Он   использовал   параллельные   прямые.   Эти   прямые,   которые   никогда   не пересекаются,   так   заинтересовали   его,   что   им   он   посвятил   большую   часть   своей   научной деятельности. Он открыл новую эру математики – новую геометрию. Назвал её «Пангеометрия», а мы называем её геометрией Лобачевского. 1ведущий:  ­ Простите, но мне кажется, что у нас появился новый гость, точнее гостья. (Входит девочка в костюме гимназистки, волосы заплетены в косы) Ковалевская: ­ Добрый вечер, господа! (все кланяются). Простите мою дерзость, но я слышала, что в ваше общество можно входить без приглашения. Декарт: ­ Пожалуйста! Ньютон: ­ Милости просим! Нетер: ­ Но кто вы? Что вас привело к нам? 1   ведущий:  ­   Софья   Ковалевская   –   в   будущем   первая   русская   женщина   –   математик,   член­ корреспондент Российской Академии наук, доцент Стокгольмского университета в Швеции, автор нескольких дерзких открытий. Ковалевская:  ­   Математикой   я   увлекаюсь   с   раннего   детства.   Когда   мне   было   восемь   лет,   мою детскую комнату оклеили страницами математического журнала, потому что не хватило обоев. От долгого ежедневного созерцания внешний вид формул так и остался в моей памяти. Декарт: ­ Это мило, но всё это детство! Ну, а когда вы всерьёз занялись математикой? Ковалевская: ­ Совсем недавно. Наш сосед профессор Тырнов забыл у нас учебник физики. Тайком от   строгой   гувернантки   я   пробовала   читать   его,   но   там   оказались   непонятные   слова   «синус», «косинус», разные формулы. Я обратилась за помощью к своему учителю, но он сказал, что мне ещё рано этим заниматься. Тогда я попыталась сама без учителя и учебника разобраться в формулах и разобралась. Математика оказалась такой красивой… Лобачевский: ­ Правила нашего общества требуют, чтобы каждый новичок предложил какую –нибудь занимательную задачу или математическую шутку. Ковалевская: ­ А можно я прочту своё стихотворение? (Звучит тихая мелодия, Софья читает) Пришлось ли раз вам безучастно Бездельно средь толпы гулять, И вдруг какой – то песни страстной Случайно звуки услыхать? На вас нежданною волною Пахнула память прежних лет, И что­то милое, родное В душе откликнулось в ответ. Казалось вам, что эти звуки Вы в детстве слышали не раз. Как много счастья, неги, муки В них вспоминалося для вас. Спешили вы привычным слухом Напев знакомый уловить Хотелось Вам за каждым звуком За каждым словом уследить. Декарт: ­ Но здесь, же никакой связи с математикой. Вы скорее поэтесса. Ковалевская: ­ Мне кажется, каждый математик в душе должен быть поэтом. Ньютон: ­ Как же вы хотите продолжить учёбу после окончания гимназии? Ведь в России девушек не принимают в Университет? Ковалевская: ­Я  уже думала об этом. Придётся ехать учиться за границу. 1 ведущий: ­ Софья Ковалевская очень упорно шла к своей цели. Чтобы получить разрешение ехать учиться за границу, она фиктивно (не по­настоящему) вышла замуж. Потому что в Царской России молодым девушкам не разрешали самостоятельно уезжать за границу. Ковалевская: ­ Ну, а теперь обещанная математическая задача. «Бесплатный обед» Ковалевская: Десять друзей, решив отпраздновать окончание школы в кафе, заспорили у стола о том, как усесться вокруг него. 1 друг: ­ Давайте сядем в алфавитном порядке, тогда никому не будет обидно. 2 друг: ­ Нет, сядем по возрасту.  3 друг: ­ Нет, нет. Сядем по успеваемости. 4 друг: Да ну, опять успеваемость, это вам не школа, да и надоело. 5 друг: ­ Тогда я предлагаю сесть по росту, и никаких проблем. 6 друг: ­ Устроим здесь физкультуру, не так ли? 7 друг: ­ Придётся тащить жребий. 8 друг: ­ Ну, уж нет. 9 друг: ­ По­моему, уже обед остыл. 10 друг: ­ Я сажусь, где придётся, и вы давайте за мной. Появляется официант Официант: ­ Вы ещё не расселись? Молодые друзья мои, оставьте ваши пререкания. Сядьте за стол, как кому придётся, и выслушайте меня. Все сели как попало Официант:­ Пусть один из вас запишет, в каком порядке вы сейчас сидите. Завтра снова вы явитесь сюда пообедать и разместитесь уже в ином порядке. После завтра сядете опять по­иному, и т,д., пока не перепробуете все возможные размещения. Когда же придёт черёд вновь сесть так, как сидите вы сегодня,   тогда   обещаю   торжественно   –   я   начну   ежедневно   вас   всех   угощать   бесплатно   самыми изысканными обедами. Друзья: (почти хором) Вот здорово, будем каждый день обедать у вас. Ковалевская: ­ Друзьям не  пришлось дождаться того дня, когда они стали питаться бесплатно. И не потому, что официант не исполнил своё обещание, а почему? Ковалевская:  ­   Потому,   что   число   всевозможных   размещений   за   столом   через   чур   велико.   Оно равняется ни мало, ни много – 3 625 800. Такое число дней составляет, как нетрудно сосчитать, почти 10 000 лет!. Вам может показаться невероятным, чтобы 10 человек могли размещаться таким большим числом различных способов. Проверьте расчёт сами 1ведущий: ­ Ну, а теперь давайте обратим внимание ещё на одного гостя. Он очень неловко чувствует себя в нашей гостиной. Да и костюм его говорит, что он прибыл откуда­то из провинции. Ломоносов: ­ Из простых мужиков я, из поморов. В Архангельской губернии родился, у холодного северного   моря.   Грамоте   у   дьяка   учился,   псалтырь   читал.   А   когда   учебные   книги   сыскал, «Грамматику» да «Арифметику», очень к учению потянулся. Пешком в Москву пришёл, с рыбным обозом. Учиться хочу. Ньютон: ­ А сколько Вам лет? Не поздно ли Вам поступать в школу? Ломоносов:  ­ Восемнадцать мне. Да учиться никогда не поздно, было бы хотение!. К математике любопытство имею. Математику уже затем учить стоит, что она ум в порядок приводит. Ньютон: ­ А нам что­нибудь расскажете? Ломоносов:  ­Задачу хочу предложить. Можно ли из фигуры сделать ещё большую фигуру? Декарт: ­ Как это? Ломоносов: ­ Кто из вас, господа, пояснение дать сможет, что такое дыра? Нетер: ­ Дыра? В бублике! Декарт: ­ Окружность Лобачевский:  ­ Ну, вообще дыра может быть любой формы. Захочу, треугольную вырежу! Ломоносов: ­ Вот вам карточка, вырежьте в ней дыру самую большую, какую только можно.  (Нетер вырезает прямоугольное отверстие, оставляя узкую кромку) Нетер: ­ Вот вам дыра. Больше не вырезать! Ломоносов: ­ Маловата будет. Едва рука пролезает! Нетер: ­ А Вы бы хотели, чтобы вся голова прошла? Ломоносов: ­ И голова и туловище! Нетер – Вырезать дыру больше этого прямоугольника?  Что невозможно, то невозможно! Ломоносов: ­ Ошибаетесь, мой друг. Смотрите! Нетер: ­ Но здесь, же нет никакой дыры! Ломоносов: ­ Есть!  Она необязательно должна быть круглой или треугольной или прямоугольной. Она может быть и такой! (Разворачивает цепь, надевает её на Нетер) 2 ведущий: ­ Необычайный ум и способности позволили Ломоносову стать первым учеником в школе, затем в академическом университете. Но жил он в крайней бедности. Ломоносов: ­ В день я имею один алтын жалования. На пропитание только, на денежку – хлеба и на денежку – квасу, остальные на бумагу, чернила и обувь. 1 ведущий: ­ И всё же он стал учёным, продолжил учёбу в Германии, затем вернулся в Петербург в академию наук. В академии все учёные были иностранцы. К русскому Ломоносову они относились высокомерно, он для них был «мужик», они смеялись над его бедностью. 2 ведущий:  ­ Рассказывают такой случай. Один из иностранцев, желая унизить Ломоносова перед коллегами,   сказал:   «У   Вас,   господин   Ломоносов,   дырка   на   локте   и   оттуда   ваша   учёность выглядывает» на что получил ответ: «Нет, сударь, это ваша глупость туда заглядывает» 1   ведущий:  ­   В   Академии   наук   Ломоносов   проработал   20   лет,   доказав,   что   «гений   умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие бы ни чинила ему судьба» Звучит песня   (на мотив «Коммунальная квартира») 2 ведущий: ­ Посмотрите, ­ там, в углу, кажется, опять спор о чём­то интересном Спор Декарта и Ньютона Ньютон:  ­   Ну,   в   этом   ничего   сложного.   Мне   такие   задачи   решать   приходилось.   А   вот   мою попробуйте.   Моя   задача   связана   с   шахматами   «Задача   ладьи»:   Сколькими   способами   можно разместить на шахматной доске две ладьи? Декарт: ­ Но больше всего меня привлекает применение координат. Ведь они используются издавна и не   только   в   шахматах.   В   мореплавании,   например   широта   и   долгота   –   это   ведь   тоже   система координат. Я чувствую, что в этом кроется  что­то ещё, более важное и великое. 1 ведущий:  ­ Юный Рене Декарт прав. В будущем, став известным учёным, он первый догадался откладывать отрицательные числа слева от нуля 2 ведущий: ­ Мало того, он развил эту мысль дальше и изобрёл прямоугольную систему координат, которую мы называем Декартовой системой координат. (Декарт продолжая размышлять, рассуждать, чертит мелом на полу две перпендикулярные линии. Становится в один координатный угол, бормоча, поворачивается, перешагивает в другой угол, снова поворачивается, перешагивает и т.д.) Ковалевская: ­ Что – то мне это напоминает… (слегка напевая, пританцовывая, повторяет движения Декарта) Ковалевская: ­ Это же вальс! Раз, два, три! Раз, два, три! Раз, два, три! Музыка   усиливается,   звучит   вальс,   все   участники   танцуют   гаснет   свет.   Освещены   только ведущие прожектором 1 ведущий:  ­ Давно стемнело за окном. А в нашей гостиной всё ещё звучат  споры, разбираются интересные задачи, головоломки 2 ведущий: ­ А пока мы прощаемся с вами. Но надеемся, вам у нас понравилось? 1 ведущий:  А потому мы расстаёмся с вами не навсегда. И ещё не раз мы пригласим вас в нашу математическую гостиную 2 ведущий –До свидания, друзья. До новой встречи  Звучит  заключительная песня

Внеклассное мероприятие МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

Внеклассное мероприятие МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

Внеклассное мероприятие МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

Внеклассное мероприятие МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

Внеклассное мероприятие МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

Внеклассное мероприятие МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

Внеклассное мероприятие МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

Внеклассное мероприятие МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

Внеклассное мероприятие МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

Внеклассное мероприятие МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2017