Внеклассное мероприятие. Профориентационная игра "Я знаю как!"

  • Контроль знаний
  • docx
  • 26.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное мероприятие можно провести после изучения модуля "Профессиональная карьера" в 9 классе, осуществив тем самым итоговое оценивание. Вопросы составлены на базе изученных тем с учениками. Мероприятие составлено по модели интеллектуальной телевизионной игры "Умники и умницы" для школьников. Такая форма работы не только поддержит интерес к изученному модулю, но и поможет учащимся построить собственный образовательный маршрут.
Иконка файла материала Внеклассное мероприятие Профор. игра Я знаю как.docx
Внеклассное мероприятие. Профориентационная игра «Я знаю как!» Автор: Глижин Марианна Васильевна, учитель технологии, высшая дидактическая  категория. Единица компетенции: повысить уровень информированности учащихся в  построении образовательно­профессионального маршрута и профессионального  самоопределения. Операциональные цели: Ученики смогут:   Ц1 ­ закрепить знания об аспектах профессионального самоопределения; Ц2 ­ способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей; Ц3 ­ содействовать формированию гражданской позиции в отношении          профессионального выбора. Дидактические стратегии:  Формы деятельности:  фронтальная, индивидуальная. Методы и технологии:  словесный метод – воспроизводящая беседа, дискуссия. Дидактическое оборудование: цветные дорожки (красная, жёлтая, зелёная), бланки  для рефлексии, в соответствии с количеством участников, награды для победителей. Оценивание: итоговое. Ход игры «Я знаю как!» Вступительное   слово   ведущего:   «Добрый   день   уважаемые   строители образовательного маршрута! Сегодня вам предстоит проверить, насколько ваши знания способствуют   формированию   профессионального   самоопределения,   осознанного выбора профессии. Предлагаем принять участие в профориентационной игре «Я знаю как!».   Игра состоит из пяти агонов.   Агон в переводе с греческого ­ борьба, состязание, словесный спор.   Каждый агон имеет своё название и содержание.   Чтобы стать участниками агонов, нужно отгадать предложенные загадки.  Тот,   кто   даст   правильный   вариант   ответа,   имеет   право   выбирать   цвет дорожки, по которой он будет «шагать», демонстрируя свою эрудицию в построении образовательного маршрута.  Правила «движения по дорожке»:   красная  дорожка ­ самая короткая, включающая один вопрос, но на ней нельзя ошибаться;   жёлтая дорожка ­ можно ошибаться один раз, но на ней нужно ответить на два вопроса;   зелёная дорожка ­ самая длинная, но на ней можно ошибаться два раза, так как она содержит три вопроса.  И помните: «Слабым быть легко, но сильный всегда выигрывает!» 1Итак,   объявляется   первый   агон  «Сферы   деятельности».  Для   определения участников данного агона предлагаются отборочные загадки. Я приглашаю к дорожкам следующих учеников… Отборочные загадки (только для тройки учащихся): 1. Переведите дословно с английского фразу «Знаю как». Ответ: «ноу­хау».     Участник, который дал правильный вариант ответа на первый вопрос, получает        право выбора дорожки.  2. Противоборство с другими людьми или между группами людей, добивающимися      одних и тех же целей и интересов. Ответ: конкуренция.     Участник, который дал правильный вариант ответа на второй вопрос, получает        право выбора дорожки.  3. Способность человека без логического продумывания находить правильное      решение проблемы. Ответ: интуиция.      Третий участник становится на оставшуюся дорожку. Вопрос к игроку на красной дорожке:  1. Эта сфера деятельности предполагает высокий уровень знаний предметов химии и      биологии, обучение по химико­биологическому профилю, в дальнейшем работа с        людьми. О какой сфере деятельности идёт речь? Ответ: педагогика,  медицина.  Вопросы игроку на жёлтой дорожке:  1. Какая из сфер деятельности требует от специалиста аналитического склада ума,      углубленных знаний по математике? Ответ: экономика. 2. Специалисты этой сферы занимаются разработкой и техническим обслуживанием,      ремонтом и настройкой компьютеров, периферийных устройств и        автоматизированных систем, созданием программного обеспечения для конкретной      предметной области. О какой сфере деятельности идет речь?      Ответ: сфера информационных технологий. Вопросы игроку на зелёной дорожке:  1. Какие сферы деятельности предполагают изучение жизни животных, растений и      микроорганизмов? Ответ: животноводство и сельское хозяйство. 2. Специалисты данной сферы изучают и исследуют межъязыковую коммуникацию,      образование культур, языка и литературы в их современном состоянии и      историческом развитии. О какой сфере деятельности идет речь?      Ответ: филология.  3. Какая из сфер деятельности характеризуется следующими областями применения      знаний: пресс ­ центры, газеты, журналы, радио, телевидение?      Ответ: журналистика. Определяется победитель первого агона «Сферы деятельности». 2Второй агон называется «Рабочие профессии».  Я приглашаю к дорожкам следующих учеников… Отборочные загадки:  1. Трудовая деятельность с преобладанием неквалифицированного физического труда.      Ответ: синие воротнички. 2. Папка индивидуальных учебных достижений, накопленных в период обучения.      Ответ: портфолио.  3. Процесс и результат выбора человеком собственной позиции, целей и средств      самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.      Ответ: самоопределение. Вопрос к игроку на красной дорожке:  1. В какой из профессий осуществляется пошив изделий вручную  или  на           разнообразных универсальных машинах? Ответ: швея Вопросы второму игроку на жёлтой дорожке:  1. В какой сфере профессиональной деятельности работает человек, который      осуществляет врачебные назначения, уход за больными, стерилизацию         инструментария, перевязочных средств и предметов ухода за больными?      Ответ: медсестра. 2. Какой специалист осуществляет работы по закупке товарно­материальных      ценностей, сельскохозяйственной продукции, работы по представлению и      продвижению товаров, услуг, коммерческих идей, выполняет комплекс мер,      направленных на содействие их реализации или достижение других маркетинговых      задач? Ответ: агент по снабжению, закупке, рекламный агент. Вопросы игроку на зелёной дорожке:  1. Специалист в области создания образа с помощью различных техник макияжа. Это      яркая и интересная профессия, дающая не только возможность творить, но и      хорошие связи. Ответ: визажист. 2. Специалист, который  ведёт приём, обработку, отправку, выдачу посылок и ценных        писем, бандеролей, телеграмм, переводов и другой корреспонденции, принимает и      обрабатывает заказы на междугородние переговоры, принимает подписку на      периодическую печать, плату за телефон, радио, коммунальные услуги. Определите,      о какой из профессий идет речь? Ответ: оператор связи. 3. Осуществляет приём, учёт, выдачу и хранение денежных средств и ценных бумаг,      обеспечивает их сохранность. Оформляет документы и получает денежные средства      в учреждениях банка. Ведет кассовую книгу на основе приходных и расходных      документов. Ответ: кассир. 3Объявляется победитель второго агона «Рабочие профессии».  Третий агон называется «Маршрут профессионального образования» посвящен рынку  образовательных услуг.  Я приглашаю к дорожкам следующих учеников… Отборочные загадки:  1. Положение человека в системе социальных и профессиональных отношений,      определяющих его права, обязанности и привилегии. Ответ: статус. 2. Как называется 1 цикл высшего образования. Ответ: лиценциат. 3. Свидетельство об окончании высшего или среднего профессионального учебного      заведения о присвоении соответствующей квалификации или ученой степени.      Ответ: диплом. Вопрос к игроку на красной дорожке: 1. Назовите образовательные уровни среднего полного образования.      Ответ: начальное образование (4 г.), осуществляемое в начальных школах с 6­ 7­     летнего возраста, 1­й гимназический цикл среднего  образования длительностью      5 лет (5­9 годы обучения), после которого учащиеся выбирают вид обучения,  на      заключительном цикле среднего образования, 2­ой заключительный цикл      среднего образования проходит в лицеях в течение 3 лет (10, 11, 12 классы        обучения) и завершается получением диплома бакалавриата, который дает        право поступления в высшие учебные заведения. Вопросы к игроку на жёлтой дорожке:  1. Второй цикл высшего образования, позволяющий углубить специализацию по      определенному профессиональному направлению, а также развить научно­     исследовательский потенциал. Ответ: мастерат. 2. Назовите учреждения среднего профессионального образования.     Ответ: колледжи, профессиональные школы. Вопросы к игроку на зелёной дорожке:  1. Расшифруйте слово ВУЗ. Ответ: высшее учебное заведение. 2. Назовите основные учреждения послевузовского профессионального образования.      Ответ: магистратура, докторантура, постдокторантура, ординатура,      адъюнктура.  3. Назвать формы получения образования. Ответ: очная, заочная, очно ­ заочная,  4дистанционная, экстернат. Определяется победитель третьего агона «Маршрут профессионального  образования» Четвёртый  агон посвящён «Самооценке в профессиональной сфере»     Я приглашаю к дорожкам следующих учеников… Отборочные загадки:  1. Назовите шкалу самооценки. Ответ: заниженная, завышенная, адекватная. 2. Кто разделил всех людей на 4 группы по принципу соотношения в теле человека      жидкостей? Ответ: древнегреческий учёный – философ Гиппократ. 3. Что наследуется на всю жизнь? Ответ: темперамент.     Вопрос к игроку на красной дорожке:  1. Совокупность индивидуальных устойчивых  психических особенностей человека,      проявляющихся в его поведении и деятельности называется… Ответ: характер. Вопросы к игроку на жёлтой дорожке:  1. Назовите вид самооценки человека по следующим характеристикам:      гипертрофированное оценивание своих достоинств, определение более высоких        целей, чем те, которые они могут реально достигнуть.      Ответ: люди с завышенной самооценкой. 2. Перечислите названия типов темперамента. Ответ: сангвиник, флегматик,      холерик,  меланхолик. Вопросы к игроку на зелёной дорожке:  1. Что формируется на протяжении жизни человека? Ответ: характер. 2. Дайте название следующему определению.  Устойчивое представление человека о      том, чего он заслуживает, и какое место среди людей он должен занимать      называется… Ответ: уровнем притязаний. 3. Определите вид самооценки человека по описанию внешнего вида: голова втянута в      плечи, походка нерешительная, хмурый, неулыбчивый.      Ответ: заниженная самооценка. Определяется победитель четвёртого агона «Самооценка в профессиональной  сфере»                                                                                                                                                                    Пятый  агон  называется «Шуточные вопросы» Я приглашаю к дорожкам следующих учеников…                                                                  Отборочные загадки:  1. Кто работает припеваючи? Ответ: певец. 52. Самый «сердечный» врач… Ответ: кардиолог. 3. Не только аварийная машина, но и уборщица в учреждении. Ответ: техничка.  Вопрос к игроку на красной дорожке:  1. Не только литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие      запутанных преступлений, но и специалист по раскрытию уголовных преступлений.      Ответ: детектив. Вопросы к игроку на жёлтой дорожке:  1. Она ­ балерина, он ­ балерун. Ответ: нет, танцовщик. 2. Врач произведений искусств ­ это... Ответ: реставратор. Вопросы к игроку на зелёной дорожке:  1. Звёздный бухгалтер – это... Ответ: астроном.  2. Он ­ водолаз, она ­ водолазка. Ответ: нет, тоже водолаз. Водолазка  ­ свитер с  высоким воротом.  3. Он ­ музыковед, она ­ музыковедьма. Ответ: нет, музыковед. Определяется победитель пятого агона ««Шуточные вопросы»   Награждение победителей.  Рефлексия.                                                                                                                                 Цель: Получение обратной связи.                                                                                            Время:  5 минут. Содержание: учащиеся делятся своими впечатлениями о занятии.                                       Упражнение «Чемодан в дорогу».                                                                                        Цель: актуализация знаний и навыков, полученных на занятиях. Материалы: бумага, ручки.                                                                                                     Время: 10 минут. Содержание:                                                                                                                             Учитель: «Вспомните, чему вы научились на уроках по модулю «Профессиональная  карьера»? Что, на ваш взгляд, обязательно пригодится вам в жизни? Для того чтобы не  забывать некоторые мысли, рекомендую вам их записать. Это будет ваш багаж знаний,  умений и компетенций ­ «чемодан» с необходимыми вещами, которые будут нужны в  вашем путешествии по длинной жизненной дороге». Обсуждение.                                                                                                                              Что вы положили в «чемодан»? Действительно ли  этот багаж пригодится вам в жизни,  или он собран на всякий случай? Дополнительные вопросы для 1 агона «Сферы деятельности» 1. Назвать сферу деятельности, которая предполагает знание законов, кодексов,      конституционного права, развитых коммуникативных способностей.      Ответ: юриспруденция. 2. В этой сферы деятельности специалисты работают с техническими объектами,  6связанными с передвижением и сообщением. Ответ: транспорт. 3. Специалисты этой сферы деятельности работают в молекулярной медицине, на      биофармацевтических производствах и в других отраслях. Целью их научных      разработок являются, например, создание новых источников питания или      электронных схем, основанных на живых организмах. Ответ: биотехнология. Дополнительные вопросы для 2 агона «Рабочие профессии» 1. Какой специалист работает в системе бытового обслуживания, устанавливает и      настраивает телевизоры; разбирает, собирает и чистит видео­радио­телеаппаратуру        (телевизоры, радиоприёмники, видеотехнику и др.); выявляет и устраняет дефекты;      модернизирует узлы и блоки? Ответ: радиомеханик. 2. Специалист, выполняющий вспомогательные работы при изготовлении блюд и      кулинарных изделий. Очистка, дочистка картофеля, плодов, овощей, фруктов, ягод      до или после их мойки с помощью ножей и других приспособлении. Переборка      зелени, плодов, овощей, ягод, картофеля. Удаление дефектных экземпляров на      посторонних примесей. Мойка овощей, промывка их после очистки, дочистки.      Нарезка хлеба, картофеля, овощей, зелени. Ответ: повар. 3. Какой специалист выполняет технические функции и поручения руководителя,      контролирует их выполнение, применяет эффективные методы работы с      посетителями и документами, систематизирует документы по степени их важности,      ведёт телефонные переговоры, участвует в подготовке заседаний и совещаний,      подготавливает проекты писем и документов, умеет работать на компьютере и с      оргтехникой? Ответ: секретарь­референт. Дополнительные вопросы для 3 агона «Маршрут профессионального  образования» 1. Как называется система образовательных услуг, предлагаемых образовательными      учреждениями населению на определенной территории?      Ответ: рынок образовательных услуг. 2. Какая форма обучения предполагает ежедневное посещение образовательного      учреждения, занятия, выполнение домашнего задания? Ключевые слова:      преподаватель, аудитория, пара. Ответ: очная форма. 3. Назовите форму самообразования по программе определенного учебного заведения,      где осуществляется прохождение курса без формального зачисления в состав      студентов и без регулярного посещения занятий. Ответ: экстернат. 4. Какая форма обучения предполагает посещение краткого курса установочных      лекций без отрыва от производства, распространенная в системе высшего и      среднего профессионального образования?  Ответ: заочная форма. 7Дополнительные вопросы для 4 агона «Самооценка в профессиональной сфере» 1. Совокупность свойств нервной системы, характеризующих поведение, характер      человека, определяющих его индивидуальность называется….      Ответ: темперамент.  2. Определите вид самооценки человека по следующим характеристикам:       решительность, твёрдость, умение находить и принимать логические решения,       последовательно их реализовывать. Ответ: адекватная самооценка. 3. Краткое описание жизни и профессиональных навыков. Ответ: CV. Дополнительные вопросы для 5 агона «Шуточные вопросы» 1. Кто из ученых ворон считает? Ответ: орнитолог ­ специалист, изучающий  птиц         и их распространение. 2. Не только справочник о каком­либо историческом месте, музее, но и прежнее      устаревшее название гида. Ответ: путеводитель. 3. Он ­ штукатур, она ­ штукатурка. Ответ: нет штукатур.     8