Правовой турнир.
Внеклассное мероприятие по обществознанию
Тема: Турнир правоведов
Класс: 10 класс
Цель: Способствовать формированию системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, проявлению творчества. Формировать у учащихся заинтересованность в правовых знаниях.
Задачи:
1. Закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства.
2. Обучать основам юридических знаний.
3. Формировать умение анализировать правовые ситуации
4. Развивать интерес к обществознанию.
Метод: словесный, наглядный, групповая работа.
Тип урока: внеклассное мероприятие.
Оборудование: иллюстрации, карта РК, интерактивная доска, слайды.
Ход урока
Орг.момент Взаимное приветствие. Настрой учащихся на работу.
Вступительное слово учителя: Добрый день, ребята, гости. Сегодня мы проводим правовой турнир. Мы вспомним трактовку законов, по которым требует и хочет жить общество. Не зная законов, мы часто не можем в полной мере воспользоваться своими правами. Я хочу, чтобы этот правовой турнир сформировал у вас навыки правомерного поведения, расширил ваши знания о Законе, которые вы примените в жизни. Надеюсь, вам будет интересно, вы сможете проявить творчество.
Итак, начинаем наш правой турнир. Сегодня в нашей игре участвуют две команды.
(Идет представление команд, участники занимают свои места).
I.Разминка. Терминология.
1. Терпимость к другому мнению, образу жизни, признание за другими права быть иными. – Толерантность
2. Форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках одного лица – Абсолютизм
3. Способ осуществления государственной власти, для которого характерно непосредственное применение вооруженной силы, практически полное ограничение прав и свобод. – Диктатура
4. Преступная деятельность в самых различных сферах, совершаемая должностными лицами в целях личного обогащения. – Коррупция
5. Высший представительный и законодательный орган государства, осуществляющий функции представительства основных социально-политических сил страны, законодательную деятельность. – Парламент
6. Форма государственного устройства, при котором источником власти является народ – Республика
II.ПолитикиXXвека (По фотографии определить политического деятеля и дать краткую характеристику его деятельности.)
1) Франклин Делано Рузвельт - 32-й президент США. Единственный американский президент, избиравшийся более чем на два срока.
2) Дарига Назарбаева - Политический деятель Республики Казахстан. Возглавляет комитет Мажилиса по социально-культурному развитию.
3) Фидель Кастро - Кубинский революционный, государственный, политический и партийный деятель, команданте.
4) Уинстон Черчилль - Британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 годах;
5) Джавахарлал Неру - Один из самых видных политических деятелей мира, был лидером левого крыла индийского национально-освободительного движения. Первый премьер-министр Индии
6) Маргарет Тэтчер - 71-й премьер-министр Великобритании от Консервативной партии Великобритании
7) Индира Ганди - Индийский политический деятель, премьер-министр Индии в 1966-1977 и 1980-1984 годах
8) Джон Кеннеди - 35-й президент США с 1961 по 1963. Единственный президент США - католик, первый президент, родившийся в XX веке.
9) Михаил Горбачёв - Советский, российский государственный, политический и общественный деятель. Первый и последний Президент СССР.
10) Билл Клинтон - 42-й Президент США от Демократической партии.
11) Мартин Лютер Кинг - Самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США.
12) Ангела Меркель - Немецкий политик, лидер партии Христианско-демократический союз. Первая женщина-канцлер в истории Германии.
III. «Правовые заморочки». Конвенция о правах ребенка.
1. До какого возраста ребенок считается ребенком? (18 лет,).
2. С какого возраста учитывается мнение ребенка в ходе судебного или административного разбирательства?(10 лет)
3. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – мать или отец? (Равенство прав родителей).
4. Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном на день рождения? (С согласия родителей).
5. Какие обязанности государства по отношению к детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка?)(Охранять и защищать права детей).
6. На кого конкретно Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей?(На родителей).
IV. «Литературно-правовая викторина».
1 ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер.
Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?
(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)
3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки.
Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным?
(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)
4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено?
(Ответ:
статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным
перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статья 16. Право на защиту
от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
V.События
1. В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека? – 1948 году.
2. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка? – 1989 г.
3. В каком году была принята последняя Конституция РК? – 1995 г.
4. Когда состоялись выборы первого президента РК? – 1 декабря 1991 г.
5. Когда гражданин РК может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – С 18 лет.
6. Когда Казахстан стал полноправным членом самой крупной и авторитетной международной организации – ООН – 2 марта 1992 г.
7. Какой год был объявлен годом межнационального согласия и памяти жертв политических репрессий? – 1997 г.
8. Когда Казахстан отмечает день рождения столицы – Астаны? 6 июля
9. Какой День является Днем Конституции? – 30 августа
10. Когда казахстанцы отмечают день символов РК? – 4 июня
VI.Практикум. Права и обязанности граждан.
1) Как известно, Робинзон Крузо долго жил на острове один и сам себе устанавливал законы и порядки. Подумайте, с какого времени Робинзону Крузо можно было бы начать вступать в защиту своих прав. С момента, когда появился Пятница.
2) Сейчас этим правом могут пользоваться все, хотя не все этого желают. Но чтобы его добиться, долго боролись во многих странах, в том числе в России, Казахстане и США. В Японии, например, им начинают пользоваться с 3-х лет. И даже Незнайка с Буратино пытались им пользоваться. Право учится.
3) Без этого права человеку жить невозможно, но и пользоваться им не так-то просто. Русская пословица по этому поводу гласит, что извлечь хладнокровное животное из воды можно, только используя это право. Что это за право? Право на труд.
4) Правом, закрепленным в Конституции РК, народ всегда пользовался с двойной выгодой: можно заодно пошуметь, покричать и высказать свое недовольство или же, наоборот, одобрение. Право на организацию и проведение митинга, собрания.
5) Однажды дирекция шведского телевидения издала приказ, запрещающий дикторам телевидения носить усы и бороду. Права каких телезрителей защищает этот приказ? Глухие телезрители.
6) Причиной возникновения известной библейской тяжбы и доказательством её разрешения послужили основные женские инстинкты. Назовите тех, кого рассудил царь Иудеи Соломон. Две матери.
VII.Да – нетки на правовую тематику
Верите ли вы, что… |
Ответ |
1 ...в Казахстане можно выйти замуж' с 14 лет? |
Да, в особых случаях |
2 ...в Калифорнии разрешается ставить мышеловки только тем, кто имеет охотничий билет? |
Да, как ни странно |
3....в «Семейном кодексе РК» отсутствует определение понятия «семья»? |
Да. До сих пор не смогли найти краткого, но точного определения этого понятия |
4....таможенники всегда спрашивают пассажиров, не везут ли они наркотики или оружие? |
Да, таким образом они предоставляют пассажирам возможность добровольного признания |
5....в пассажирских поездах Италии запрещается петь? |
Нет, наоборот |
6....человек может изменить в установленном порядке свои имя и фамилию, но при этом изменятся и его права и обязанности? |
Нет, все обязанности и права останутся прежними |
7.....шантаж есть разновидность мошенничества? |
Нет, это разновидность вымогательства |
8...судьи и арбитры в своей обычной работе не могут пользоваться Конституцией — Основным законом страны, для этого есть своды законов по всем отраслям права? |
Нет, впервые можно ссылаться на статьи Основного закона, если в стране еще не принят такой закон |
9...абориген Австралии становится холостяком, когда скажет женщине «Уходи!»? |
Да, вот так все просто |
10...исследования США показали, что в среднем холостяки живут дольше на пять лет, по сравнению с женатыми? |
Нет, «с точностью до наоборот» |
11...правитель Баварии Максимилиан был свергнут в 1704 году за то, что проиграл в бильярд? |
Да, ведь проиграл-то он казну! |
12...если мужчина государства Того сделал комплимент женщине, он обязан на ней жениться? |
Да, потому там, видимо, редко говорят любезности |
13...если полицейский в штате Оклахома избил кота, он рискует провести в тюрьме до пяти лет? |
Да |
Рефлексия.
Анализ мероприятия, подведение итогов игры.
Турнир знатоков права
Конкурсы (баллы) |
1 команда
|
2 команда |
1. Разминка. Терминология |
|
|
2. ПолитикиXXвека |
|
|
3. Правовые заморочки |
|
|
4. Литературно-правовая викторина |
|
|
5. События |
|
|
6. Практикум. Права и обязанности граждан. |
|
|
7. Да – нетки на правовую тематику |
|
|
Итого: |
|
|
Турнир знатоков права
Конкурсы (баллы) |
1 команда
|
2 команда |
8. Разминка. Терминология |
|
|
9. ПолитикиXXвека |
|
|
10. Правовые заморочки |
|
|
11. Литературно-правовая викторина |
|
|
12. События |
|
|
13. Практикум. Права и обязанности граждан. |
|
|
14. Да – нетки на правовую тематику |
|
|
Итого: |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.