Внеклассное занятие "Сороки"

  • Культурные мероприятия
  • doc
  • 14.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленный материал для детей начальной школы знакомит детей с народным календарем, в частности , с праздником "Сороки", Это занятие можно проводить совместно с родителями, которые помогут провести ряд конкурсов, организовать подготовку в приготовлении печеных "сорок", при этом будет присутствовать и дух соревнований!
Иконка файла материала Кузнецова ЕВ Народные раздники Сороки.doc
Внеклассное занятие «Сороки»  Программное содержание:  Закрепить знания детей о традициях народного праздника «Сороки».  Продолжать знакомить с частью традиционной культуры русского крестьянина,  отраженной в народном (земледельческом) календаре и тесно связанной с ним.  Развивать образное восприятие истории нашего прошлого, способность  самостоятельно мыслить.   Воспитывать желание больше узнавать о традициях наших предков. Предварительная   работа:   акцентировать   внимание   детей   на   прогулках   на окружающем   мире.   Познакомить   с   понятиями:   земледельческий   календарь. Познакомить   с   книгами,   иллюстрациями   по   теме.   Прослушивание   аудиозаписи (голоса птиц). Поэтическое слово, пословицы, поговорки, заклички. Экскурсия в музей.   Методические   приемы:   игровой,   показ,   пояснения,   беседа   по   вопросам, художественное   слово,   рассматривание   иллюстраций,   дидактические   игры, словесные   игры,   поощрения,   работа   со   схемами.   Методическое   сопровождение: конверт, схема весны, календари: настенный, настольный, ежедневник, отрывной, маленький   карманный;   схемы   пословиц;   испеченные   из   теста   «Жаворонки».   На каждого ребенка: дидактическая игра «Узнай птицу», «Дневничок – здоровячек», карандаши цветные, фломастеры. Ход занятия Педагог ­ Кто­то бросил мне в окошко,                   Посмотрите, письмецо.                   Может, это лучик солнца,                   Что щекочет мне лицо?                   Может, это воробьишка,пролетая, обронил? ­ Ребята, вам хочется узнать, от кого пришло письмо? ­ Письмо зашифровано в виде таблиц. Но мы с вами и по таблицам догадаемся, кто же  нам письмо прислал. Показываю детям мнемо­таблицы и решаем, что это весна  нам письмо прислала. А потом из конверта достаю маленький календарик. ­ Что это? Какие календари вы знаете? (Большие настенные, украшенные картинками, портретами   знаменитых   артистов;   настольные   для   деловых   людей,   специальные ежедневники   блокноты,   тематические   для   детей,   женщин,   маленькие   карманные, отрывные настенные). ­ Зачем нужен календарь? (Современный человек всю свою жизнь сверяет с календарем учеба, работа, праздники, дни рождения, отпуск). ­ Потребность в измерении промежутков времени возникла еще в глубокой древности. (Впервые   у   народов   древности,   ведущих   кочевой   образ   жизни,   появился   лунный календарь.   Когда   люди   стали   заниматься   земледелием,   появился     земледельческий календарь). ­ Лунным календарем пользуются и сейчас. Кто? Как? Полная зависимость от природы заставляла земледельца быть тонким наблюдателем, замечать изменения в природе и устанавливать   связь   одних   явлений   с   другими.   По   народным   представлениям   две половины года взаимно влияют друг на друга. Отсюда в приметах, пословицах так много сравнений. ­ Давайте и мы с вами с помощью пословиц сравним весну и осень. (По схемам дети вспоминают   пословицы):  «Весенний   дождь   растит,   а   осенний   гноит»   (Рисунок   1); «Увидел скворца – весна у крыльца» (Рисунок 2); «Весна и осень – на дворе погод восемь» (Рисунок 3); «Весна с цветами, а осень с пирогами» (Рисунок 4); «Весной ведро воды – ложка грязи, осенью ложка воды – ведро грязи».  ­ Сколько месяцев у каждого времени года? ­ Назовите весенние месяцы?­ Как в народе называли март? («капельник», «протальник», «утро весны»). ­ Как называли апрель? («водопол»,«снегогон», «прилетень», «березень»). ­ Как называли май? («травень», «цветень», «розоцвет»). ­   А   какие   еще   дни   в   марте   регулировали   трудовую   и   хозяйственную   деятельность крестьян. (Василий – капельник; С Василия весна идет. С крыш капает, а за нос цапает. Евдокия ­ плющиха 14; «Герасим – грачевник»; «Сороки») ­ С 22 марта и до Зосимы – пчельника (30 апреля) считается, что должно быть сорок утренних   морозов.   Если   утренники   с   этого   дня   продолжаются   постоянно.   То   лето будет теплое. На сороки обычно хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков – «сороки – святые – колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая:  Мороз, красный нос  Вот тебе хлеб и овес  А теперь убирайся, Подобру­поздорову. Верили, что наевшись хлебных шариков, мороз уйдет до следующего года и не станет мешать крестьянам в их посевных весенних работах. Еще на «Сороки» пекли «Жаворонков» и в этот день ­ день был равен ночи. Физминутка.  Жаворонки, Жаворонки прилетите!  Красну весну принесите!  Зиму холодну  унесите!  Зима нам надоела,  Весь хлеб у нас поела!­ Мы не зря с вами о птицах вспомнили. Сейчас будет задание для вас. Перед вами карточка. Возьмите первую букву от названия каждого нарисованного здесь предмета – и запишите ее в «Дневничке – здоровячке» получите название птицы, которая с юга прилетела, а затем вспомните примету, связанную с этой птицей.  Дидактическая игра «Узнай птицу и скажи примету».  Приметы: Журавушка курлычет – весть о тепле передает. Прилетел кулик из­за моря – вывел весну из затворья. Жаворонки звонко поют на лету – к ясной погоде. Ласточки летают высоко – дождик далеко, ласточки летают низко – дождик близко. Соловей всю ночь поет без перерыва – к ясному знойному дню. Если скворцы сидят смирно и их не слышно – к дождю. Если грачи поднимаются высоко и стрелой опускаются на землю ­ к дождю. Если кукушка кукует регулярно – к теплой погоде. Если кукушка издает звуки похожие на кваканье – к дождю. Если зяблик, сидя на ветке, тихо щебечет – к дождю. ­ Кто закончил задание рисует в «Дневничке – здоровячке» весеннюю картинку. ­ А теперь ребята давайте с вами вспомним, как и о ком в народе говорят, используя  названия птиц: Могучий, как (орел).  Вольный, как (птица).  Мудрый, как (ворон).  Верный, как (лебедь).  Взгляд зоркий, как у (сокола).Желторотый, как (птенец).  Болтает и трещит, как (сорока).  Какая птица выводит птенцов в дождь? (лебедь).  Какие птицы едят грибы? (глухари).  Кто кукует у кукушки? (самец).  Какая птица выше всех летает? (орел).  Какая птица лучший бегун в мире? (страус).  У какой птицы самый длинный язык? (у дятла).  У какой птицы крылья покрыты чешуей? (у пингвина).  Какая птица кричит как кошка? (иволга). Ребята посмотрите, а у нас в конверте еще что­то осталось. (Вместе с детьми достаем из конверта карманные календарики). ­ Это сюрприз для вас. Возьмите эти календарики на память.