Внешняя политика Ивана 4
Оценка 5

Внешняя политика Ивана 4

Оценка 5
docx
09.12.2022
Внешняя политика Ивана 4
внеш полит И4.docx

Урок ….

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА IV

Цели:

1.     Охарактеризовать два основных направления внешней по­литики Ивана IV - западное и юго-восточное.

2.   Показать результативность внешней политики Ивана IV за расширение Российского государства в начальный период его цар­ствования.

3.    Ознакомить учащихся с причинами конфликтов с Крым­ским ханством.

4.   Рассказать о начале, ходе и завершении Ливонской войны. Выявить причины поражения в ней России.

5.    Дать представление о начальном периоде освоения Сибири.

Оборудование: карта «Российское государство во второй половине XVI века».

♦ Основные понятия и термины: наемник, Речь Посполитая, Запорожская Сечь, Ливонский орден, казаки, держава, ясак, засечная черта, атаман, острог.

Важнейшие даты:

2 октября 1552 г. - взятие Казани русскими войсками;

1556 г. - завоевание Астраханского ханства;

1558-1583 гг. - Ливонская война;

1563 г. - взятие Полоцка войсками Ивана IV;

1569 г. - объединение Литвы и Польши в Речь Посполитую;

1581    г. - осада Пскова Стефаном Баторием;

1582   г. - Ям-Запольское перемирие с Речью Посполитой;

1583г. - Плюсское перемирие со Швецией.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Работа по вопросам и заданиям:

=> Охарактеризуйте экономическое и политическое положе­ние России в начале XVI века.

=> Объясните причины укрепления государственной власти накануне правления Ивана IV.

=> В чем состояла суть боярского правления в России в пер­вой половине XVI века?

=> Почему Иван IV был венчан на царство?

*=> Сравнить Судебники 1497 и 1550 гг.

=> Что изменилось в судьбах зависимых крестьян?

=> Показать на карте территории Русского государства в XV-XVI вв.

*=> Охарактеризуйте реформы Избранной рады:

-    военная реформа,

-    реформа органов управления.

=> Определите значение Земского собора. Исторический диктант по основным понятиям темы.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Присоединение к России Казанского и Астраханского ханств.

2.   Присоединение Западной Сибири.

3.   Ливонская война (1558-1583 гг.).

1.      Присоединение к России Казанского и Астраханского ханств.

Целесообразно сочетать рассказ учителя и работу учащих­ся с картой.

Реформы, проводимые Избранной радой в 50-х годах XVI в., укрепили Российское государство и позволили приступить к раз­решению острых задач внешней политики.

Задание:

=> Определить историческую значимость вхождения в состав Российского государства народов Поволжья и Западной Сибири.


 Работа с картой учебника «Россия во второй поло­вине XVI века» (с. 204):

=> Найти и показать ханства: Крымское, Казанское, Астраханское.

Учащиеся вспоминают, что эти ханства представляли со­бой остатки Золотой Орды и вели по отношению к России агрес­сивную политику. Учащиеся находят на карте направления похо­дов, набегов крымского хана на Астрахань в 1569 году, на Москву в 1571-1572 гг.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что эти ханства имеют благоприятное географическое положение. Напри­мер: Казанское ханство было расположено в среднем течении р. Волги, Астраханское ханство - в нижнем течении р. Волги. Это давало возможность иметь преимущество в транзитной торговле со Средней Азией, Персией. Но это не устраивало Россию.

Присоединение этих ханств было первоочередной задачей России, так как в Казани в 20-е годы XVI века укрепилась крым­ская династия Гиреев. Этот союз был опасен для России.

Когда в Казани не было московского ставленника, на русские земли совершали набеги татары.

Во времена Ивана IV внутри Казанского ханства было неста­бильно. Этим воспользовался Иван IV, потому что это давало шанс ликвидировать ханства и подчинить России их земли.

Рассказать о взятии Казани и Астрахани на основе документа в учебнике (с. 213).

2 октября 1552 года Казань пала, и Казанское ханство пре­кратило свое существование.

В 1556 году было завоевано Астраханское ханство.

Взятие русскими войсками этих ханств сделало Волгу «рус­ской рекой». Вся Волга от истоков до устья стала русской, это при­вело к активной внутренней и внешней торговле с государствами и народами Востока.

Показывая на карте территории Казанского и Астраханского ханств, отметить: государство получило большое количество плодородной и малонаселенной земли; к государству доб­ровольно присоединились многие народности и племена: башкиры, удмурты, кабардинцы, чуваши.

Возникли новые города - Самара, Саратов, Симбирск, Пенза, Царицын и другие.

Учащиеся показывают их на карте.

Астрахань становится центром торговли с Востоком, Россия вышла на Кавказ.

2. Присоединение Западной Сибири. Учащиеся должны понять, осознать, что только после завоевания поволжских терри­торий стало возможным освоение восточных земель или Сибирско­го ханства. Многие земли, территории добровольно принимали присягу на российское подданство.

Работа с картой.

Учащиеся определяют границы территории Сибирского ханства.

Учитель раскрывает экономическое значение уральских земель.

Рассказ.

Русские купцы вели очень выгодную торговлю с населением Сибири, меняя на меха (соболь, белку) железо, соль, хлеб.

Российское купечество занималось колонизацией. Самыми богатыми и влиятельными купцами были Строгановы. Иван IV разрешил им строить на восточной окраине России - в Предуралье - крепости и «прибирать охочих людей» - казаков для охраны своих владений.

Обратить внимание учащихся на иллюст­рацию скульптуры М. М. Антокольского «Ермак» (с. 208).

Выступление учащегося с сообщением «Ермак Ти­мофеевич - национальный герой».

Работа с иллюстрациями (с. 207-208).

Учащиеся рассматривают иллюстрацию картины В. М. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», на которой изображены покорители Сибири - казаки - суровые и храбрые воины, всех их объединяет сила и воля Ермака. Где он? Он в гуще сраже­ния, над его головой знамя России. А где хан Кучум? Он вдали от сражения, на высоком мысе среди леса. А в его войске растерян­ность и смятение.

Поход Ермака нанес Сибирскому ханству тяжелый удар, но не последний. В 1598 году хан Кучум был окончательно разгром­лен и впоследствии погиб.

На завоеванных сибирских землях появляются первые остро­ги, затем города. В конце XVI века построены крепости: Тюмень, Тобольск, Верхотурье, Березов, Нарым. Началось активное освое­ние сибирского края.

=> Определите, какое значение для России имело присоеди­нение Западной Сибири.

Изучение этих вопросов можно зафиксировать в виде схемы

Учитель показывает на карте территорию Крымского ханства и отмечает следующее.

Россия не решалась на активную войну с Крымским ханст­вом, так как в любой момент его могла поддержать еще сильная Османская империя (Крымское ханство было ее вассалом).

Россия предпринимает ряд мер по укреплению южных границ.

В 1571 году в Москве создается особый совет, на котором был выработан:

 


 

 

3. Ливонская война (1558-1583 гг.).

(Т) Работа с картой «Ливонская война» (с. 210).

=> Найти и показать границы государств к началу войны.

=» Показать владения Ливонского ордена до 1561 года.

=> Показать территории, которые потеряла Россия в ходе Ли­вонской войны:

                         - в пользу Швеции,

- в пользу Речи Посполитой.

Учитель напоминает, что во внешней политике Ивана IV прослеживалось два основных направления: восточное и за­падное.

Учащиеся отмечают, что Иван IV на восточном направле­нии решил все поставленные задачи, и теперь главной его целью было выйти к берегам Балтийского моря - западное направление.

Но достигнуть берегов Балтийского моря мешал Ливонский орден.

Причины Ливонской войны

1)     Ливонский орден препятствовал развитию русской торгов­ли. Русские купцы стремились наладить торговые связи с Европой через порты Балтийского моря.

2)  Назрела необходимость установления прямых связей с ев­ропейскими странами.

3)    Русские дворяне хотели получить земли в Прибалтике.

4)  Надо было преодолеть экономическую отсталость страны.

5)    Активно проявлялось стремление России вернуть древние новгородские и псковские земли, которые были захвачены кресто­носцами в XII веке.

В 1557 году Ливонский орден перестал платить «юрьевскую дань» за захваченный город Юрьев. (Он был построен еще Яросла­вом Мудрым.)

[Г] Работа с картой:

=> Найти и показать на карте город Юрьев (Дерпт, ныне Тарту).

=» Показать направления походов:

-    русских войск,                    .

-    ливонских войск.

Рассказ учителя о начале войны и первых успехах рус­ских войск. Были захвачены все важные крепости, это поставило Ливонский орден в катастрофическое положение.

В 1566 году Иван IV созвал Земский собор, где обсуждались два вопроса: продолжать ли войну с Литвой или заключить мир?

Земский собор высказался за продолжение военных действий.

В 1569 году Польша и Литва объединились в одно государст­во - Речь Посполитую.

Русские войска первоначально одерживали победы над вой­сками Речи Посполитой.

Со Швецией было заключено перемирие.

В 1576 году на престол Речи Посполитой избран Стефан Баторий.

В 1579 году Баторий перешел в наступление и отбил Полоцк. Русские были вытеснены из всей Ливонии.

В 1581 году войска Стефана Батория вторглись в пределы России и осадили Псков. Осада продолжалась 5 месяцев.

Против России начинает военные действия и Швеция - ее войска вошли в Нарву.

Работа с картой:

=> Определить территории, которые потеряла Россия в итоге Ливонской войны.

В 1582 году заключено перемирие между Россией и Речью Посполитой. Россия теряла все территории, завоеванные в Прибал­тике.

В 1583 году заключено перемирие со Швецией, к которой отошли некоторые русские земли.

Учитель показывает на карте Литву, Польшу, Швецию -страны, с которыми столкнулась Россия, не имевшая союзников и морско­го флота.

На юге постоянно совершали набеги полчища крымского хана.

Учащиеся могут самостоятельно прийти к выводу: за­дача - выход к Балтийскому морю - не была решена.

Учитель поясняет: неудачи в войне были связаны не с не­умением русских воевать, а с внешней и внутренней политикой Ивана IV.

 

 

Причины неудач в Ливонской войне

1)  Политика опричнины подсекла экономическую основу России.

2)  Многие талантливые полководцы стали жертвами террора опричнины или уехали за границу.

3)    В конфликт вмешалась Швеция и новое государство Речь Посполитая (объединившая Польшу и Литву с 1569 года).

4)  Вступление на престол талантливого полководца Стефана Батория.

5)    Иван IV не рассчитал свои силы как государя.

Эти причины были решающими в переломе, наступившем в Ливонской войне.

Учитель обязательно подчеркивает стойкость русских войск, ге­роизм защитников Пскова.

Вывод: итоги Ливонской войны неутешительны:

1)     Россия потерпела поражение и потеряла все свои завоева­ния в Ливонии, Белоруссии и на побережье Финского залива.

2)  Стратегическое положение России ослабло.

3)    Россия была разорена, население бедствовало.

Но это были минимальные потери, так как Баторий стремил­ся полностью завоевать Московское государство и присоединить его к Речи Посполитой.

III. Закрепление изученного материала.

Работа с выводом (с. 212).

Завоевательные походы Ивана IV положили начало присо­единению к России соседних государств и народов, формированию ее многонациональной основы:

-    освоению Поволжья и Сибири,

-    продвижению русских людей к Тихому океану. Ливонская    война   предопределила главное    направление внешней политики России на многие годы - борьбу за выход Рос­сии к Балтийскому морю.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 24, работать по вопросам и заданиям. Контурная карта № 6, задания 3-8.


 

Урок …. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА

Урок …. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА

Работа с картой учебника «Россия во второй поло­вине

Работа с картой учебника «Россия во второй поло­вине

Учитель показывает на карте территорию

Учитель показывает на карте территорию

Ливонская война (1558-1583 гг

Ливонская война (1558-1583 гг

Причины неудач в Ливонской войне 1)

Причины неудач в Ливонской войне 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2022