Внеурочка "Природа родного края"
Оценка 4.8

Внеурочка "Природа родного края"

Оценка 4.8
Документация
docx
окружающий мир
2 кл
25.03.2018
Внеурочка "Природа родного края"
Программа по внеурочной деятельности по изучению краеведческого материала Брянской области для 2 класса "Природа родного края". В школьном курсе окружающего мира нет систематизированного рассмотрения вопросов, касающихся родного края. В государственных программах по предмету "Окружающий мир" они включаются лишь как элементы, и поэтому чаще всего на изучение данных вопросов уделяется крайне мало учебного времени. Между тем, очевидна важность формирования у учащихся любви к родному краю, осознание собственной ответственности за сохранение природы края, его богатств. Этот курс имеет важный воспитательный эффект, который отражен в словах российского краеведа С.О.Шмидта: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу».Программа по внеурочной деятельности с пояснительной запиской
2 Природа род края пояс.docx
Пояснительная записка Программа   составлена   в   соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования   на основе методических рекомендаций специалистов БИПКРО.  В школьном курсе окружающего мира  нет систематизированного рассмотрения вопросов,  касающихся родного края. В государственных программах по предмету "Окружающий мир" они  включаются лишь как элементы, и поэтому чаще всего на изучение данных вопросов уделяется крайне  мало учебного времени. Между тем, очевидна важность формирования у учащихся любви к родному  краю, осознание собственной  ответственности за сохранение природы края, его богатств.  Этот курс  имеет важный воспитательный эффект, который отражен в словах российского краеведа  С.О.Шмидта: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к  родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу».         Следовательно, сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, должна  стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну,  будет думать о ее  процветании, заботиться и охранять природу родного края, заботиться о людях, живущих на территории России.  «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где  живешь». (Л.Леонов)   Цель краеведческого курса «Природа родного края  » ­  расширение и углубление знаний учащихся  по истории, культуре, литературе и природе  родного края; воспитание ответственности, любви к своей  малой Родине; повышение общей культуры учащихся.          Главная идея курса – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.    Основные задачи курса: • создание целостного образа своего края, отражение его своеобразия и неповторимости; • формирование знаний об особенностях природы Брянского края;                                • развитие патриотических качеств личности на основе знаний о родном крае; •  воспитывать у учащихся осознанно – бережное отношение к  природе родного края, природе  страны;                                                                                                            • учить устанавливать  причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать  воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас;  • развивать умение находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, явлении  в  справочной и научной литературе.   Общая характеристика курса             Программа   построена   на   местном   материале   с   целью   воспитания   уважения   к   своему   дому, родной земле; приобщения ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным   художественным   промыслам,   образцам   местного   фольклора,   произведениям   местных писателей, поэтов, природе родного края.                                                  Основные принципы, положенные в основу программы: принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание  принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика; систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,   ­ благоприятных условий для их развития; ­ ­ накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике; ­ ­ ­ ­ включение учащихся в активную деятельность; принцип наглядности; связь теории с практикой; сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. Методы и формы работы: словесные   методы:   рассказ,   беседа,   сообщения   ­   эти   методы   способствуют   обогащению ­ теоретических знаний детей, являются источником новой информации. ­ наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают  возможность более детального обследования объектов, дополняют  словесные методы, способствуют развитию мышления детей; ­ практические   методы:   изготовление   рисунков,   аппликаций.   Практические   методы   позволяют воплотить   теоретические   знания   на   практике,   способствуют   развитию   навыков   и   умение   детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса  «С азбукой по родному краю» в программе используются такие формы проведения занятий как экскурсии. Наряду   с   традиционными,   в   программе   используются   современные   технологии   и   методики: технология   развивающего   воспитания   и   обучения,   здоровьесберегающие   технологии,   игровые технологии, компьютерные технологии.               При   этом   средствами   курса   целенаправленно   создаются   условия   для   развития   у   учащихся познавательных   процессов,   речи,   эмоциональной   сферы   и способностей, формирования учебной деятельности.              Особенностью факультатива «С азбукой по родному краю»   является возможность реализации межпредметных   связей   дисциплин   начальной   школы,   используются   и   подкрепляются   умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира.             Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, наблюдения за объектами и явлениями природы, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице.          В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы тематических плакатов; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно  использование ИКТ и ресурсов Интернета. Место учебного курса в учебном плане.                        Настоящая программа имеет краеведческое направление, предназначена для  учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Срок реализации – 1 года. На изучение краеведческого  материала  отводится 1 ч в неделю ( в год – 34 ч) Содержание программы.\ В гостях у осени. Краски осени В царстве растений Осенние прогулки по брянскому лесу Загадки. Пословицы, поговорки об осени Для самых любознательных. Соображалки В царстве животных. Кто и как готовится к зиме В царстве рыб Народные приметы осени Происхождение названий месяцев В гости к Зиме. Зимние месяцы Народный зимний календарь Для самых любознательных. Новый год Зимние слова. Февраль в народном календаре Жизнь животных зимой Для самых любознательных. Белая книга Растения зимой Зимние мотивы — стихи, песни, забавы Как относятся к деревьям разных народов В гости к Весне. К истокам слова Растения весной Первоцветы Брянского края Береза — символ России Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья! Верные друзья Звери весной Проснулись ящерицы, змеи, лягушки Первые насекомые В гостях у Лета. К истокам слова Признаки хорошей погоды. Ненастья Как образуется дождь? Почему бывают грозы? Отчего бывает радуга? В лес по ягоды пойдем Охраняемые природные территории и объекты                    Ценностные ориентиры содержания учебного курса понятие "краеведение"; особенности географического положения города,  района, области;       Уч­ся должны узнать:    животный и растительный мир Брянской области и места их обитания;                экологические проблемы города, района и области;  историко­культурные достопримечательности города и района, области; объекты образования, медицины, культуры, досуга и спорта;  ведущие отрасли хозяйства, их центры и предприятия;  основные транспортные магистрали; названия улиц,  памятных мест, рек, озер;  наиболее важные исторические события и факты о населённых пунктах области; достопримечательности Брянской области; имена поэтов, писателей, художников Брянской области; виды декоративно–прикладного искусства Брянской области по дереву, вышивка,  роль области в жизни страны; правила учебного сотрудничества; литературу о родном крае; правила поведения в природе; Должны научиться:    находить местоположение своего города на карте России; вести наблюдения за явлениями в природе, поиск, сбор и описание объектов своей местности; определять географическое положение района, города, своего населенного пункта, его влияние на особенности развития территории;  описывать функции города, быт, традиции, культуру;  составлять родословную семьи; использовать элементы исследовательской работы при изучении родного края; выполнять правила природоохранного поведения;  применять полученные знания на практике; работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;        формировать собственную позицию;  вырабатывать и отстаивать свою точку зрения. VI.Результаты изучения курса    Учащиеся получат возможность  научиться: Личностным универсальным учебным действиям:  — анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости  благополучия жизни людей от состояния природы родного края; — объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в  природе, поступки по отношению к природе других людей.  — моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите; Регулятивным универсальным учебным действиям: — ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и  усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);  — составлять план  проектов по заданной теме и определять последовательность собственных  действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с  предлагаемым эталоном;  — оценивать собственные знания и умения;  — доводить дело до конца.  Познавательным универсальным учебным действиям: — находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений,  выполнения самостоятельных проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; — проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе  непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; — ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативным универсальным учебным действиям: — слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в  группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и  взрослыми; — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  — пересказывать и понимать тексты о природе;  Список использованной литературы Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.  Стандарты второго поколения. ­   Москва «Просвещение» 2012.. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.  Стандарты второго поколения.  Москва «Просвещение» 2010. Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения.  Москва  «Просвещение» 2010. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Пособие для учителей начальных классов. М.,  Просвещение, 1981 Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2010 Тематический план курса внеурочной деятельности                               «Природа родного края».                              Тема занятия №  п/п Кол­во часов      Дата  проведения план факт В гости к Зиме. Зимние месяцы Народный зимний календарь Для самых любознательных. Новый год Зимние слова. Февраль в народном календаре Для самых любознательных. Белая книга Растения зимой В гостях у осени. Краски осени В царстве растений Осенние прогулки по брянскому лесу Загадки. Пословицы, поговорки об осени Для самых любознательных. Соображалки В царстве животных. Кто и как готовится к зиме В царстве рыб Народные приметы осени Происхождение названий месяцев                                                  I ЧЕТВЕРТЬ (9ч) 1 2 3 4 5 6 7 8 9                                                 II ЧЕТВЕРТЬ (7ч) 10 11 12 13 14 Жизнь животных зимой 15 16                                                III  ЧЕТВЕРТЬ (10ч) 17 18 19 20 21 22 23 Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья! 24 25 26                                                IV  ЧЕТВЕРТЬ (8ч) 27 28 29 30 31 32 33 34                                            ИТОГО – 34 часа Первые насекомые В гостях у Лета. К истокам слова Признаки хорошей погоды. Ненастья Как образуется дождь? Почему бывают грозы? Отчего бывает радуга? В лес по ягоды пойдем Охраняемые природные территории и объекты Зимние мотивы — стихи, песни, забавы Как относятся к деревьям разных народов В гости к Весне. К истокам слова Растения весной Первоцветы Брянского края Береза — символ России Верные друзья Звери весной Проснулись ящерицы, змеи, лягушки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Внеурочка "Природа родного края"

Внеурочка "Природа родного края"

Внеурочка "Природа родного края"

Внеурочка "Природа родного края"

Внеурочка "Природа родного края"

Внеурочка "Природа родного края"

Внеурочка "Природа родного края"

Внеурочка "Природа родного края"

Внеурочка "Природа родного края"

Внеурочка "Природа родного края"

Внеурочка "Природа родного края"

Внеурочка "Природа родного края"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018