Модуль программы
внеурочной деятельности
“Ритмическая гимнастика”
для учащихся 1-го класса
Никитченко И.П. педагог дополнительного
Образования СП Дом детского творчества
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» села Большая Глушица
|
Пояснительная записка
Модуль «Хореография» программы внеурочной деятельности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по внеурочной деятельности.
Цель модуля развитие восприятия детьми музыки через движения. Посредством знакомства школьников 1 класса с искусством хореографии можно осуществить как эстетическое, так и физическое воспитание детей, развить у них художественный вкус, воспитать благородство манер, а танцевальные упражнения и движения укрепляют мышцы тела вырабатывают правильную осанку развивают ловкость, пластику и координацию движения.
Осваивать содержание модуля «Хореография» предлагается всем детям не имеющих противопоказаний по здоровью. Материал модуля адаптирован в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Предусмотрена работа с родителями, их участие в мероприятиях, концертах, приобретении костюмов. Модуль является инновационной формой дополнительного образования детей.
Новизна модуля является в адаптации и совмещении нескольких танцевальных направлений и музыкально-ритмической деятельности, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку детей к дальнейшему обучению хореографии.
Цель: Дать возможность научиться основам хореографии, навыкам выполнения танцевальных упражнений. Развить чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению. Выявление и развитие одаренности детей.
Задачи модуля:
· развить у учащихся музыкально-ритмические навыки;
· научить навыкам и умениям правильного и выразительного движения в области танца;
· ознакомить с терминологией.
· научить приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
· развить эмоциональную сферу;
· развить творческую инициативу, художественное воображение, ассоциативную память.
· способствовать формированию общей культуры личности;
· развить коммуникативные способности личности, умение работать в коллективе;
· дать возможность проявить себя в сотворчестве.
· Обучение по модулю предполагает сетевое взаимодействие между педагогом, учащимся и родителями обучающихся:
· размещение информации об отмене и переносе занятий (в связи с болезнью педагога и т.п.) на сайте школы;
· общение по электронной почте по вопросам, связанным с внеурочной деятельностью детей по модулю:
· рекомендации о режиме занятий, формы для занятий, возникающие вопросы в течении года.
Место курса «Хореография» в учебном плане. В качестве внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления на ступени среднего общего образования учащимся 1 классов предлагается курс «Хореография» для желающих, рассчитанный на один год обучения. Содержание предмета предоставляет обучающимся возможность войти в мир танца, познакомиться с основами двигательной активности и здорового образа жизни.
Формы обучения: Используются различные формы обучения, просмотр видео материалов и литературы, интегрированные занятия. Занятия осуществляются по нескольким формам:
· Теоретические занятия (просмотр видеоматериалов, объяснение названия движений и теория исполнения движения).
· Практические общие занятия
· Индивидуальные занятия. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта музыкальной и физической культур.
Планируемые результаты модуля
В результате освоения модуля «Хореография», должны быть достигнуты:
Личностные результаты
· положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.
· желание приобретать новые знания.
· умение совершенствовать имеющие знания.
· участвовать в творческом созидательном процессе.
· формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия):
Регулятивные универсально учебные действия.
На занятиях основами хореографии учащиеся должны овладеть разными типами учебных действий (УУД) направленных на организацию своей работы.
· способность принимать и сохранять в памяти учебную цель и задачу
· контролировать свои действия и оценивать их
вносить изменения в их выполнение
· планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками
адекватно оценивать свои достижения
Познавательные УУД
· формирование навыка наблюдения за своим физическим состоянием и показателями основных физических качеств;
· знание техники и выполнение хореографических упражнений ;
· исполнение ритмических игр с предметом.
· умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
· умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в хореографической деятельности.
· умение строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
· формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопрос.
· Формирование умения в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста в творческой деятельности.
Сроки реализации: Программа рассчитана на 1 год. Объём 72 часов. Два часа в неделю (45 минут один час)
Форма обучения:
· традиционное занятие;
· комбинированное занятие;
· практическое занятие;
· праздник, конкурс, фестиваль;
· репетиция;
· концерт, открытый урок.
Содержание модуля
Основной формой обучения по модулю «хореография» являются игровые технологии. Музыкально-ритмические игры, игропластика, игротанцы.
Режим занятий. Модуль внеурочной деятельности «хореография» для учащихся младших классов рассчитан на 72 часа (2 час в неделю), которые включают теоретические: методика исполнения движений, музыкальное строение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Упражнения на ориентацию в пространстве
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами. Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (кубики, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Игры под музыку: Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым и т. д). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
Основа классического танца
Позиции ног, позиции рук, постановка корпуса. Demi plie, battement tendu в сторону лицом к станку, Passe par terre, движения группы ronds лицом к станку, battement tendu jete в сторону лицом к станку, перегибы корпуса.
Танцевальные упражнения: Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп, притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте.
Танцы и пляски: «Весёлая зарядка», «Сердитая тучка», Танцы у ёлки, «Весёлые поварята», Ритмические мини танцы в парах и тройках. Возможно изменение репертуара изучаемых композиций.
Средства оценивания результатов модуля
Критерии оценки знаний, умений и навыков при освоении программы
Для оценки знаний берутся следующие показатели:
1. ЗУН (Знания, умения, навыки) повторенного материала- зачёт, незачёт.
2. Мотивация к знаниям – высокая, средняя, низкая
3. Участие в мероприятиях, фестивалях.
№ |
Фамилия, имя |
ЗУН |
Мотивация к знаниям |
Оценка |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
Оценивание обучающегося идёт по пятибалльной системе
1. Самостоятельно выполняет и отвечает – пять баллов
2. Выполняет движения и теорию с подсказки педагога – 4 балла в зависимости от помощи педагога.
3. Не выполняет задание с помощью педагога 3 балл.
Участие в мероприятиях и конкурсах различного уровня добавляет баллы обучающимся.
1. Учрежденческое - 1 б
2. Районное - 2 б
3. Межрайонное - 3 б
Формы контроля качества образовательного процесса
- наблюдение
- выполнение творческих заданий
- беседа
Материально-техническое обеспечение модуля
ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Печатные пособия:
1.Базарова Н.П. «Классический танец», - СПб., «Искусство»,1975г.
2.Методическая разработка С.Л.Фадеевой «Методика преподавания классического танца в самодеятельном хореографическом коллективе», 1993г.
3.Пасютинская В.М. «Волшебный мир танца» - М., Просвещение, 1985 г.
Поляков С.С. «Основы современного танца», Ростов-на –Дону, «Феникс», 2005
4.Туганкова О.В. «Методика преподавания в школе танцев» - М., 1987г.
5.Ж.Е.Фирилёва, Е.Г. Сайкина танцевально-игровая гимнастика для детей «СА-ФИ-ДАНСЕ», Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2007.
Цифровые ресурсы:
https://yandex.ru/collections/card/5e91d36cd291fe4124914392/
https://youtu.be/zOhRcob-HBs
https://yandex.ru/collections/card/5e9037aa793de05a442e0a09/
https://www.youtube.com/watch?v=5nPKxDMpqNA Гибкая спина
https://www.youtube.com/embed/dAs4U9OXf-c Постановка корпуса
https://www.youtube.com/embed/UCy6cIcoGTA Партерная гимнастика
https://youtu.be/qbC403bYuOc ансамбль «Риолис»
https://yandex.ru/collections/card/5e91db5f5c9a0c97ad239190/ ансамбль
«Экситон»
Материально-техническое обеспечение модуля
Видео – аудиоматериалы:
Подборка музыкального материала на флеш картах.
Фонотека.
видео материалы на флеш накопителях.
Оборудование:
· Магнитофон, колонки.
· Специализированный зал: зеркала, станки.
· Наглядный демонстрационный материал.
· Мячи, кубики, флажки, бубны, платочки.
СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва, 2000 год.
2. Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение, 2001г.
3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. С.-Пб, 2002.
4. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., 1981.
5. Лисицкая Т. Гимнастика и танец. М., 1988.
6. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. М., 1999.
7.Примерные программы начального общего образования. Официальный сайт Министерства образования РФ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.