Внеурочная деятельность как способ формирования познавательного интереса учащихся к образовательной области «Искусство»
Развитие российского общества привело к изменению требований к образовательным учреждениям. Они должны не столько давать детям знания, умения, навыки, связанные с изучением отдельного предмета, сколько предоставлять возможности каждому проявить свои способности, реализовать творческий потенциал, подготовиться к жизни в быстро меняющихся условиях. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач. С целью разностороннего развития личности в общеобразовательных учреждениях была введена внеурочная деятельность, которая реализуется в разных направлениях.
Главной особенностью внеурочной деятельности является то, что эта форма активности детей обусловлена в основном их интересами и потребностями. Основными целями, которые реализует внеурочная деятельность, являются следующие:
1. создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта;
2. формирование принимаемой обществом системы ценностей;
3. создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
4. создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Целью образования сегодня становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, что невозможно без развития познавательного интереса. А что такое «познавательный интерес»? Как мы, педагоги, рассматриваем это понятие? Познавательный интерес человека - это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике.
В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов у учащихся особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеурочная работа по предмету. Развитие творческих способностей учащихся продолжается во внеурочное время. Главная задача её – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Являясь логическим продолжением учебной деятельности, внеурочная работа способствует удовлетворению индивидуальных потребностей тех учащихся, которые стремятся глубже усвоить материал, чем на уроке, проявить себя в практической деятельности. Этому, на мой взгляд, способствует такая форма внеурочной деятельности как предметные недели.
В гимназии в течении года проводится 3 предметные недели: иностранных языков (октябрь – ноябрь), физико – математических и естественных наук (декабрь), и неделя предметов гуманитарного цикла и физической культуры (январь – февраль). На протяжении недели учителя русского языка и литературы, истории, Изо, музыки и физической культуры проводят различные мероприятия в разных формах для учащихся 5-11 классов.
Я остановлюсь на формах внеурочной деятельности в предметной области «Искусство».
Интерактивная форма обучения: онлайн викторины. Во время перемен на большом экране учащимся 5-11 классов задаются вопросы, относящиеся к разным гуманитарным наукам, в том числе вопросы, относящиеся к истории музыки и ИЗО. Свои ответы в течении дня дети должны сдать учителю.
Мастер-классы по изобразительному искусству во время перемен. Проводят сами дети, 2-3 человека. «Мастера» показывают, учащиеся повторяют. Таким образом, происходит процесс усваивания какого-либо интересного приема или техники рисования.
Выставки рисунков тематические и персональные в картинной галерее (коридор 3 этажа). Учащиеся выставляют свои работы на определенную тему для выставки или все свои работы на суд зрителям (персональная выставка).
Тематические конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, поделок на определенную тему (согласовывается с учителями гуманитарного цикла) или приуроченные к праздникам и круглым датам. Например, рисунки к Дню учителя, Дню народного единства, Дню Победы, поделки и панно к Новому году, Пасхе, 8 марта. Рисунки к произведениям писателей, к месячнику ЗОЖ, дню борьбы со СПИДом, месячнику безопасности на дорогах.
Вокальный конкурс «Голос класса», «Голос школы». Лучшие певцы среди учащихся выбираются сначала в классах. Затем они участвуют в школьном конкурсе. Цель конкурса – активизировать познавательный интерес детей к музыке, выявить талантливых и одаренных детей и наметить их дальнейшее сопровождение, участие в городских конкурсах. Победители награждаются грамотами и памятными подарками.
Экскурсии в музеи, театр, на
выставки (с целью расширения кругозора,
знакомства с произведениями)
Таким образом, многообразие видов деятельности и форм внеурочной работы с учениками, стимулирует их познавательный интерес к предмету, изучению искусства в целом и является необходимым условием формирования личности ребенка.
И в заключении хочется добавить, внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы. Внеурочная деятельность – это мир творчества, где учащемуся дается возможность проявить и раскрыть свои интересы, увлечения, таланты, свое «Я». Ведь, главное, здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это дает возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Современная педагогическая наука подчеркивает, что «успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательный интерес у детей. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.