Внеурочная деятельность, как средство развития двигательной активности обучающихся с умственной отсталостью.
Оценка 4.9

Внеурочная деятельность, как средство развития двигательной активности обучающихся с умственной отсталостью.

Оценка 4.9
docx
21.02.2020
Внеурочная деятельность, как средство развития двигательной активности обучающихся с умственной отсталостью.
Гамм Е.Э. статья.docx

Гамм Е.Э., учитель,

Государственное бюджетное

образовательное учреждение

Свердловской области

«Екатеринбургская школа №2,

реализующая адаптированные

 основные общеобразовательные программы»

 

Внеурочная деятельность, как средство развития двигательной активности

 обучающихся с умственной отсталостью.

 

В меняющихся социально – экономических условиях не могут не меняться и все участники образовательного процесса. К сожалению, тенденция роста числа детей с хроническими заболеваниями, в том числе детей с умственной отсталостью, не меняется.Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Отклонения в развитии ребёнка нарушают его связь с социумом, культурой, как источником развития, так как взрослые не всегда знают, как передать свой социальный опыт, который нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения. Целью образования умственно отсталых детей, таким образом, можно считать введение их в культуру, как систему традиционных ценностей (семейных, государственных и т.д.). Только развиваясь в поле культуры, ребёнок с ОВЗ полноценно входит в образовательное пространство.(2)

Полноценная социальная адаптация для умственно отсталых детейневозможна без формирования системы их нравственно – правового сознания и соответствующего социального поведения, что осуществляется в процессе нравственного, правового и физического просвещения и воспитания.Важную роль в создании условий для повышения адаптационных возможностей лиц с ОВЗ играет адаптивная физическая культура. Формирование потребности к занятиям физической культурой и спортом обеспечивают не только физическое развитие и здоровье, но оказывает и формирующее действие на личность обучающегося. Потребность в движениях у учащихся 7-10 лет должна составлять 4 ч в день, а в неделю — от 18 до 24 ч.

Таким образом, основной задачей образовательного учреждения становится  поиск способов организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития обучающихся, а также задаче устранения перегрузок. Решение этой задачи будет иметь существенное значение для сохранения здоровья школьников. Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия развития, но в тоже время с негативным влиянием на здоровье детей влияют и школьные факторы (это интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям учащихся).

С началом школьного обучения суточная активность обучающихся заметно снижается. Уроки физической культуры не могут в полном объеме восполнить недостаток движений школьников. Поэтому возникает необходимость мероприятий по организации двигательной активности учащихся в учебное время. Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья младших школьников является организация и проведение внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности.

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в различных формах, не обязательно в классно – урочной, направленна на достижение планируемых результатов освоения умственно отсталыми обучающимися  адаптированной основной общеобразовательной программы.

Цель внеурочной деятельности – содействие интеллектуальному, духовно – нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта в образовательной организации и за её пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях (1).

В нашем образовательном учреждении программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления реализуется в форме спортивной игры «Бочче».

Бочче – это уникальная спортивная игра для детей с нарушениями интеллекта. Основное внимание уделяется развитию моторики, зрительно – моторной координации.

Игра бочче, распространённая в Европе игра с шарами, является видом спорта, признанным Международным олимпийским комитетом.

Содержание, форма и методическое обеспечение позволяют рассматривать подвижную игру в качестве одного из важнейших средств физического воспитания умственно отсталых обучающихся. Это средство при педагогически правильном, оправданном практическом использовании становится эффективным игровым методом коррекции физических недостатков данных обучающихся.

«Игровой» метод предполагает не только какие – либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры при выполнении любых физических упражнениях. Такие упражнения, сохраняя свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску, привлекают занимающихся детей эмоциональностью, доступностью, разнообразием, состязательным характером. Помогают в основном правильно, но в облегчённом виде выполнять элементы изучаемых технических приёмов и тактических действий и одновременно содействуют воспитанию физических качеств, в первую очередь развивают координационные способности.

Уровень координации определяется объёмом моторной памяти. Чем больше запас элементарных двигательных навыков, тем лучше выполняются сложные и сложно – координированные движения, тем выше координационные способности занимающихся.

Овладение навыками игры в бочче, которую мы рассматриваем как средство коррекции координационных способностей детей с умственно отсталостью, обеспечивает развитие способности согласовывать свои движения с направлением и скоростью движения шара (дифференцирование пространственно – временных отношений; развитие специальных физических способностей, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение моментом воздействия руками на шар (при подаче). Этому подчинены также подводящие упражнения, которые развивают специальные координационные способности для конкретного приёма; развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности, мышления.

Чтобы знания обучающихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Прежде всего – это зрительный образ изучаемого действия; логический, основанный на объяснении; кинестетический образ или двигательное ощущение. То есть один анализатор дополняет или заменяет другой, и тем самым осуществляется механизм компенсации в познании.

Двигательное действие совершенствуется за счёт многократного повторения: повторение захвата, фиксированной стойки, подачи паллино и бочче путём катания, знакомство с игровыми ситуациями, установлением мячей в разных позициях, объяснение стратегии для выигрыша.

Таким образом, игра в бочче способствует коррекции координационных способностей детей с умственной отсталостью при использовании подготовительных упражнений (для развития физических качеств), подводящих упражнений и упражнений по технике,                                                                                                                                             а также упражнений для развития физических качеств в рамках структуры технических приёмов и их многократного выполнения в сочетании с действиями с шаром.

На каждом этапе обучения занятия имеют свою направленность целеполагания. Детей необходимо заинтересовать, привить потребность в движении и научить приёмам игры в бочче. В работе с детьми надо акцентировать внимание на развитие двигательных способностей и самостоятельности.

Развитие спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья должно основываться на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.

Для лиц с нарушениями интеллекта организуются занятия с учётом индивидуальных способностей и состояния здоровья обучающихся.

Программа внеурочной деятельности «Бочче» разработана с целью обеспечения возможностей в дальнейшем для дополнительного физультурно – спортивного образования детей и подростков с лёгкой степенью умственной отсталостью.

Таким образом, при формировании программы внеурочной деятельности в образовательном учреждении предусмотрена преемственность с предметом обязательной части учебного плана (физическая культура), а также согласованность по содержанию с программой дополнительного образования «Бочче».

Список литературы:

1.Соловьёва С.В. Внеурочная деятельность обучающихся с умственной отсталостью: актуальные требования к организации и содержанию. ИРО – ЭКСПРЕСС: Образовательная деятельность с обучающимися с умственной отсталостью: содержательные и технологические аспекты: Вып.1/Министерство общего и прфессионального образования Свердловской области; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2018.

2. Якупова А.Ф. Формирование и развитие навыков письменной речи на начальном этапе обучения: учебное пособие /Сост.А.Ф.Якупова: под ред. Е.Ю.Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии; ООО «Офорт», 2009. – 72с. – Современные образовательные технологии: управление по результатам. Я расту).


 

Гамм Е.Э., учитель, Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гамм Е.Э., учитель, Государственное бюджетное образовательное учреждение

Цель внеурочной деятельности – содействие интеллектуальному, духовно – нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта в образовательной организации…

Цель внеурочной деятельности – содействие интеллектуальному, духовно – нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта в образовательной организации…

На каждом этапе обучения занятия имеют свою направленность целеполагания

На каждом этапе обучения занятия имеют свою направленность целеполагания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2020