ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 34 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
Внеурочная деятельность как условие воспитания музыкальной культуры школьников и как одна из форм организации свободного времени учащихся для удовлетворения их потребностей в содержательном досуге
Учитель музыкального искусства
Чигрина Виктория Валериевна
Внеурочная деятельность как условие воспитания музыкальной культуры школьников и как одна из форм организации свободного времени учащихся для удовлетворения их потребностей в содержательном досуге
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.
Начало формы
Конец формы
Моменты, когда учитель сумел вызвать окрылённость и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются для него поистине самыми счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблённо, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности. Широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе.
Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования – воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством.
· Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством.
· Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников:
· углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности;
· способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;
· организация досуга учащихся в свободное от учебы время.
· Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают большие возможности в этом направлении: музыкальные гостиные, игры - путешествия, викторины, конкурсы, выпуск газеты «В мире прекрасного», фестивали, музыкально-литературные композиции, турниры, концерты, праздники. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора.
Внеурочные занятия направлены на формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. В наибольшей степени, на мой взгляд, на занятиях формируются коммуникативные действия, т.к. в работе можно использовать такие виды деятельности, как:
· пение в ансамбле;
· инструментальное музицирование;
· инсценирование;
· импровизация;
· работа в паре, группе.
К формам, широкое использование которых
является целесообразным во внеклассной работе по музыке, относятся игровые
формы занятий - соревнования, конкурсы. Большой интерес вызывает у ребят
«Музыкальный турнир». Участие в этой игре принимают команды от классов одной
параллели - это знатоки музыки. Конкурсанты этого музыкального состязания
проявляют музыкальные способности, творчество, инициативу. А для учителя такой
конкурс - отличная возможность проверить знания учащихся по предмету. Вопросы
повышенной сложности выявляют самых эрудированных в мире музыки (конкурс «Гонка
за лидером»). Эмоциональная атмосфера таких мероприятий приносит ученику те
переживания, о которых Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно
желание быть умнее, лучше и догадливей.
Организация музыкально-театральной деятельности открывает перед
школьниками возможность для творческого самовыражения. В театрализованных
постановках с помощью таких выразительных средств, как интонация, пение,
мимика, жест, разыгрываются музыкальные сказки. Дети не только знакомятся с
содержанием произведения, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко
чувствовать события, взаимоотношения между героями спектакля. Театрализованные
представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех
видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,
танцевального, сценического).
Театр может перенести зрителей в далёкое прошлое, будущее, и в сказку…
А сказка - это чудесный, волшебный мир, в котором добро всегда побеждает зло. В
сказке могут заговорить не только люди, но и животные, и птицы. Герои
музыкальной сказки «Где же солнышко живёт?» (сценарий М. Пляцковского, музыка
М. Минкова) на собственном примере показали - как преодолевать трудности и что
значит настоящая дружба. Занятия в театре имеют большое воспитательное
значение: дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами
и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость,
стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Постановка музыкальных спектаклей способствует расширению и углублению
знаний в области музыки. Например, в спектакле «Там, где музыка живёт» действие
происходит в музыкальном королевстве: «Это домик, в котором живут нотки. В нём
пять этажей - ступенек, и называются они нотный стан. Каждая нотка на своём
месте… У нашей матушки королевы Мелодии два сына. Одного зовут Минор, другого -
Мажор. Чтобы их не обидеть, она отдала каждому принцу по половине королевства».
Сказочный сюжет с первых минут захватывает зрителей. В музыкальное королевство
пытается проникнуть неизвестный, чтобы украсть несколько нот и нарушить
порядок. Дети знакомятся с такими «музыкальными героями», как Нотки, принцы
Мажор и Минор, Королева Мелодия, Реприза. «Вхождение» в мир музыки происходит в
интересной, увлекательной форме.
В Древней Руси говорили «Пойте хором – и вы познаете красоту мира!». «Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение! Как оно оживляет утомлённые силы детей!» – слова К. Ушинского
Именно хоровое, коллективное творчество даёт в большей степени основы общения, развивает специфические музыкальные способности (голос, слух), но ещё дороже и выше награда – желание стремиться к красоте и гармонии. Поэтому важно, в период детства реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к этому виду искусства, которое способствует развитию творчества и является весьма действенным методом эстетического образования.
Пробовать свой «инструмент» желает
практически каждый ребенок и очень важно заинтересовать его, показать красоту
звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным и успешным.
Вместе с тем необходимо убедить ребёнка в определенном трудолюбии,
настойчивости и внимании. В процессе многолетнего труда у большинства ребят к
старшему школьному возрасту формируется устойчивая потребность певческой
деятельности, определенный интерес к концертной деятельности в составе хора,
группы или в качестве солистов, возникает чувство ответственности за коллектив.
Как и в любой другой школе, в нашей есть замечательные традиции. Мне
кажется, что приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать
дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные
праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая
разнообразная: «Посвящение в 5, 10 классники», «День Учителя», « Осенний бал», «День
Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость,
объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен?
Выступление вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники
эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение - один
из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в
котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная
отзывчивость на музыку, ладовое чувство,чувство ритма.
Одно из интересных мероприятий - фестиваль военной песни, посвященный
Дню Победы в Великой Отечественной войне. Это мероприятие отличается большой
инициативностью учащихся. Ребятам нужно выбрать песню, продумать инсценировку.
Фестиваль даёт возможность реализовать себя в качестве певца и художника,
сценариста и ведущего. А ведь всему этому не учат на уроках. Время подготовки
становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих
возможностей. Песенные фестивали воспитывают не только исполнительскую, но и
слушательскую культуру школьников. Из многолетнего опыта проведения фестиваля
виден результат - дети знают и любят песни военных лет. На уроках музыки они с
желанием исполняют песни, прозвучавшие на фестивале. Подобные фестивали и
конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить
собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников.
Особое место в подготовке и проведении Дня Победы занимают литературно-музыкальные
композиции - «Жестокая правда войны», «На войне детей не бывает», «Тропой
войны». В таких постановках главным средством воздействия является совместное,
преимущественно эстетическое, переживание. Главное здесь - вызвать сильные,
глубокие и коллективные эмоции. Взаимосвязь разных видов искусства создает
благоприятные условия для большего проявления познавательного интереса
учащихся, способствует формированию нравственных ценностей подрастающего
поколения.
Наряду с традиционными формами организации внеурочной деятельности по музыке стоит отметить и нетрадиционныеформы для предмета «Музыка», в частности, проектно-исследовательскую деятельность. Всем известно, что именно проектная деятельность является одним из приоритетов современного образования. Учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Глубоко убеждена, что музыка как искусство и музыка как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы.
Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:
Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает
эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации.
Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку
предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах.
Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных
способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.
Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа,
построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны
решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно
богатой личности.
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии. Учебный процесс и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.