МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОШЕШМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА НОВОШЕШМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ШМО __________ Протокол № _______ от « ____» _________201_ г. |
«Согласовано» Заместитель директора школы по УР__________ « ____» _________201_ г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «Новошешминская СОШ» ____________ Лазарева О.И. Приказ №____ от «__»_________201_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для 9 класса
на тему «Русский язык надо знать»
основного общего образования
(учебный предмет, курс)
____________________________________2019-2020 гг_______________________
(срок реализации)
Составитель: Павлова Г.Л.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2019-2020
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы обучению по ФГОС, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ОГЭ также является элементом нового обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.
Программа включает также работу над заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает воспитанника к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние воспитанники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Таким образом, научить решать задания ОГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.
Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить воспитанников к итоговой аттестации (обязательному экзамену в форме ОГЭ).
Задачи курса:
- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;
- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста,
- совершенствовать речевую практику воспитанников;
- совершенствовать навык работы с тестами.
Общая характеристика учебного курса
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для воспитанников 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения воспитанники должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
говорение и письмо:
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Критерии оценивания
Применяются критерии проверки сжатого изложения, сочинения и тестов ОГЭ-2020
Содержание учебного курса «Русский язык надо знать»
9 КЛАСС (34 ч.)
Раздел 1. Сжатое изложение
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий.
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ.
Часть 1.Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
Структурные особенности сжатого изложения. Главная и второстепенная информация в тексте
Основные приёмы компрессии исходного текста
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.
Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.
Раздел 2. Задания с кратким ответом.
Синтаксический анализ. Простое осложненное предложение.
Предложение. Грамматическая основа предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
Односоставные предложения.
Виды односоставных предложений
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в простых предложениях
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Словосочетание
Орфографический анализ
Правописание корней. Правописание словарных слов
Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Правописание суффиксов различных частей речи.
Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи.
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.
Анализ средств выразительности. Выразительные средства лексики и фразеологии.
Лексический анализ.
Раздел 3. Сочинение – рассуждение
Задание 9. Структура сочинения-рассуждения.
Строим тезис. Пишем комментарий к определению
Аргументы к сочинению –рассуждению 9.3
Заключение сочинения
Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.
Самостоятельная работа – написание сочинения 9.3
Работа с вариантом ОГЭ.
Тематическое планирование
№ |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Сжатое изложение |
10 ч. |
2. |
Задания с кратким ответом |
17 ч. |
3 |
Сочинение - рассуждение |
7 ч |
|
Итого |
34 ч. |
Календарно-тематическое планирование
9 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п.п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
По плану |
Факт. |
|
Раздел 1. Сжатое изложение |
|
|
|
1. |
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. |
1 |
|
|
2. |
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
1 |
|
|
3 |
Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ. |
1 |
|
|
4 |
Часть 1.Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. |
1 |
|
|
5 |
Структурные особенности сжатого изложения. Главная и второстепенная информация в тексте |
1 |
|
|
6 |
Основные приёмы компрессии исходного текста |
1 |
|
|
7 |
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение. |
1 |
|
|
8 |
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. |
1 |
|
|
9 |
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение. |
1 |
|
|
10 |
Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста. |
1 |
|
|
|
Раздел 2. Задания с кратким ответом |
|
|
|
11 |
Синтаксический анализ. Простое осложненное предложение. |
1 |
|
|
12 |
Предложение. Грамматическая основа предложения. |
1 |
|
|
13 |
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения |
1 |
|
|
14 |
Односоставные предложения. |
1 |
|
|
15 |
Виды односоставных предложений |
1 |
|
|
16 |
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в простых предложениях |
1 |
|
|
17 |
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
1 |
|
|
18 |
Словосочетание |
1 |
|
|
19 |
Орфографический анализ |
1 |
|
|
20 |
Правописание корней. Правописание словарных слов |
1 |
|
|
21 |
Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. |
1 |
|
|
22 |
Правописание суффиксов различных частей речи. |
1 |
|
|
23 |
Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи. |
1 |
|
|
24 |
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени |
1 |
|
|
25 |
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. |
1 |
|
|
26 |
Анализ средств выразительности. Выразительные средства лексики и фразеологии. |
1 |
|
|
27 |
Лексический анализ |
1 |
|
|
|
Раздел 3. Сочинение- рассуждение |
|
|
|
28 |
Задание 9. Структура сочинения-рассуждения. |
1 |
|
|
29 |
Строим тезис. Пишем комментарий к определению |
1 |
|
|
30 |
Аргументы к сочинению –рассуждению 9.3 |
1 |
|
|
31 |
Заключение сочинения |
1 |
|
|
32 |
Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. |
1 |
|
|
33 |
Самостоятельная работа – написание сочинения 9.3 |
1 |
|
|
34 |
Работа с вариантом ОГЭ. |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.