Рабочая программа курса «Шахматы» разработана на основе ФГОС НОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательного учреждения «Средняя школа №25» с учётом Примерной программы начального общего образования по курсу «Шахматы» и авторской программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014
Общие цели учебного предмета
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи на учебный год
Ø создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
Ø формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
Ø воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Согласно учебному плану на изучение предмета «Шахматы» в 4 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Рабочая программа ориентирована на УМК «Школа России», «Шахматы в школе» Е.И.Прудникова, Е.И.Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации; - наличие чувства прекрасного;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; - воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания ми;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
• Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
• Проговаривать последовательность действий.
• Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
• Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
• Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную
оценку деятельности на занятии.
• Умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
• Владение способом структурирования шахматных знаний;
• Способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
• Умение находить необходимую информацию;
• Способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
• Умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
• Способность сроить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
• Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
• Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
• Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
• Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:
• Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
2. Содержание учебного предмета.
Теоретические основы и правила шахматной игры.
История шахмат.
История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, цент, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападении, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эншпилей.
Практико-соревновательная деятельность.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
№ п/п |
Вид деятельности |
Кол-во часов |
|
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры – 23ч. |
|
1. |
Сведения из истории шахмат. |
1ч |
2. |
Базовые понятия шахматной игры. |
22ч |
|
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность – 11ч. |
|
3. |
Конкурсы решения позиций. |
2ч |
4. |
Соревнования. |
8ч |
5. |
Шахматные праздники. |
1ч |
|
Всего |
34ч |
Виды контроля:
• текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
• промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.
Календарно-тематическое планирование программного материала. (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п
|
Номер раздела и темы урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата (план ) |
Дата (факт) |
Примечание, причина корректиров ки |
|
Раздел I. Теоретические основы и правила шахматной игры – 23ч. |
|||||
1. |
1.1 |
История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. |
1ч |
04.09 |
|
|
2. |
1.2 |
Основные принципы игры в дебюте. |
1ч |
11.09 |
|
|
3. |
1.3 |
Перевес в развитии фигур. |
1ч |
18.09 |
|
|
4. |
1.4 |
Атака на короля. |
1ч |
25.09 |
|
|
5. |
1.5 |
Перевес в пространстве. |
1ч |
02.10 |
|
|
6. |
1.6 |
Оценка позиции. |
1ч |
09.10 |
|
|
7. |
1.7 |
План игры. |
1ч |
16.10 |
|
|
8. |
1.8 |
Выбор хода. |
1ч |
23.10 |
|
|
9. |
1.9 |
Открытые дебюты. |
1ч |
30.10 |
|
|
10. |
1.10 |
Полуоткрытые дебюты. |
1ч |
13.11 |
|
|
11. |
1.11 |
Закрытые дебюты. |
1ч |
20.11 |
|
|
12. |
1.12 |
Гамбиты. |
1ч |
27.11 |
|
|
13. |
1.13 |
Тактический прием «мельница». |
1ч |
04.12 |
|
|
14. |
1.14 |
Тактический прием «перекрытие». |
1ч |
11.12 |
|
|
15. |
1.15 |
Тактический прием «рентген». |
1ч |
18.12 |
|
|
16. |
1.16 |
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
1ч |
25.12 |
|
|
17. |
1.17 |
Анализ шахматной партии: выбери ход. |
1ч |
15.01 |
|
|
18. |
1.18 |
Шахматный турнир. |
1ч |
22.01 |
|
|
19. |
1.19 |
Шахматный турнир. |
1ч |
29.01 |
|
|
20. |
1.20 |
Шахматный турнир. |
1ч |
05.02 |
|
|
21. |
1.21 |
Шахматный турнир. |
1ч |
12.02 |
|
|
22. |
1.22 |
Простейшие ладейные эндшпили: ладь с пешкой и королем против ладьи и короля. |
1ч |
19.02 |
|
|
23. |
1.23 |
Простейшие ладейные эндшпили: ладь с пешкой и королем против ладьи и короля. |
1ч |
26.02 |
|
|
|
Раздел II. Практико-соревновательная деятельность – 11ч. |
|||||
24. |
2.1 |
Простейшие ладейные эндшпили: ладь с пешкой и королем против ладьи и короля. |
1ч |
05.03 |
|
|
25. |
2.2 |
Простейшие ладейные эндшпили: ладь с пешкой и королем против ладьи и короля. |
1ч |
12.03 |
|
|
26. |
2.3 |
Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю. |
1ч |
19.03 |
|
|
27. |
2.4 |
Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю. |
1ч |
02.04 |
|
|
28. |
2.5 |
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
1ч |
09.04 |
|
|
29. |
2.6 |
Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом. |
1ч |
16.04 |
|
|
30. |
2.7 |
Шахматный турнир. |
1ч |
23.04 |
|
|
31. |
2.8 |
Шахматный турнир. |
1ч |
28.04 |
|
|
32. |
2.9 |
Шахматный турнир. |
1ч |
07.05 |
|
|
33. |
2.10 |
Шахматный турнир. |
1ч |
14.05 |
|
|
34. |
2.11 |
Шахматный праздник. |
1ч |
21.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.