Внеурочная деятельность "Шахматы"
Оценка 4.9

Внеурочная деятельность "Шахматы"

Оценка 4.9
pdf
25.12.2020
Внеурочная деятельность "Шахматы"
Шахматы.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Шахматы» разработана на основе ФГОС НОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательного учреждения «Средняя школа №25»  с учётом Примерной программы начального общего образования по курсу «Шахматы» и авторской программы «Шахматы - школе» под редакцией  И.Г.Сухина. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014   

 

Общие цели учебного предмета

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. 

 

Задачи на учебный год

Ø   создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных); 

Ø   формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого  воображения, умения производить логические операции).    

Ø   воспитывать потребность в здоровом образе жизни. 

 

Согласно учебному плану на изучение предмета «Шахматы»  в 4 классе отводится  34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Рабочая программа ориентирована на УМК  «Школа России», «Шахматы в школе» Е.И.Прудникова, Е.И.Волкова. – М.: Просвещение, 2017. 

 

Срок реализации рабочей программы 1 год.

 

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:

-   формирование основ российской гражданской идентичности;

-   ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации; - наличие чувства прекрасного;

-   формирование основ шахматной культуры;

-   понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

-   наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

-   готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

-   уважительное отношение к иному мнению;

-   приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; - воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания ми;

-   умение управлять своими эмоциями;

-   дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-   формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

-   оказание бескорыстной помощи окружающим.

 

Метапредметные результаты Регулятивные УУД

       Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

       Проговаривать последовательность действий.

       Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

       Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

       Учиться совместно с учителем и другими  воспитанниками  давать  эмоциональную 

оценку  деятельности на занятии.

 

Познавательные УУД

       Умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

       Владение способом структурирования шахматных знаний;

       Способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

       Умение находить необходимую информацию;

       Способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

       Умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

       Способность сроить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

 

Коммуникативные УУД:

       Умение   донести          свою   позицию         до        других:           оформлять     свою мысль. Слушать и понимать речь других.

       Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

       Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

       Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

       Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Предметные результаты

 Предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:

       Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

       В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

2. Содержание учебного предмета.

 

Теоретические основы и правила шахматной игры.

История шахмат.

                              История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.

Базовые понятия шахматной игры.

 Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

 Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, цент, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападении, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии,  атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эншпилей.

 

Практико-соревновательная деятельность.

 Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.  

 

Тематическое планирование

 

п/п

Вид деятельности

Кол-во часов

 

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры – 23ч.

1.

Сведения из истории шахмат.

2.

Базовые понятия шахматной игры.

22ч

 

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность – 11ч.

3.

Конкурсы решения позиций.

4.

Соревнования.

5.

Шахматные праздники.

 

Всего

34ч

 

 

Виды контроля:

       текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

       промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование программного материала. (34 часа, 1 час в неделю)

 

п/п

 

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

(план

)

Дата  (факт)

Примечание,  причина

корректиров ки

 

Раздел I. Теоретические основы и правила шахматной игры – 23ч.

1.          

1.1

История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России.

04.09

 

 

2.          

1.2

Основные принципы игры в дебюте.

11.09

 

 

3.          

1.3

Перевес в развитии фигур.

18.09

 

 

4.          

1.4

Атака на короля.

25.09

 

 

5.          

1.5

Перевес в пространстве.

02.10

 

 

6.          

1.6

Оценка позиции.

09.10

 

 

7.          

1.7

План игры.

16.10

 

 

8.          

1.8

Выбор хода.

23.10

 

 

9.          

1.9

Открытые дебюты.

30.10

 

 

10.        

1.10

Полуоткрытые дебюты.

13.11

 

 

11.        

1.11

Закрытые дебюты.

20.11

 

 

12.        

1.12

Гамбиты.

27.11

 

 

13.        

1.13

Тактический прием «мельница».

04.12

 

 

14.        

1.14

Тактический прием «перекрытие».

11.12

 

 

15.        

1.15

Тактический прием «рентген».

18.12

 

 

16.        

1.16

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

25.12

 

 

17.        

1.17

Анализ шахматной партии: выбери ход.

15.01

 

 

18.        

1.18

Шахматный турнир.

22.01

 

 

19.        

1.19

Шахматный турнир.

29.01

 

 

20.        

1.20

Шахматный турнир.

05.02

 

 

21.        

1.21

Шахматный турнир.

12.02

 

 

22.        

1.22

Простейшие ладейные эндшпили: ладь с пешкой и королем против ладьи и короля. 

19.02

 

 

23.        

1.23

Простейшие ладейные эндшпили: ладь с пешкой и королем против ладьи и короля.

26.02

 

 

 

Раздел II. Практико-соревновательная деятельность – 11ч.

24.        

2.1

Простейшие ладейные эндшпили: ладь с пешкой и королем против ладьи и короля.

05.03

 

 

25.        

2.2

Простейшие ладейные эндшпили: ладь с пешкой и королем против ладьи и короля.

12.03

 

 

26.        

2.3

Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю.

19.03

 

 

27.        

2.4

Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю.

02.04

 

 

28.        

2.5

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

09.04

 

 

29.        

2.6

Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом.

16.04

 

 

30.        

2.7

Шахматный турнир.

23.04

 

 

31.        

2.8

Шахматный турнир.

28.04

 

 

32.        

2.9

Шахматный турнир.

07.05

 

 

33.        

2.10

Шахматный турнир.

14.05

 

 

34.        

2.11

Шахматный праздник.

21.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

Внеурочная деятельность "Шахматы"

Внеурочная деятельность "Шахматы"

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Шахматы» разработана на основе

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Шахматы» разработана на основе

Метапредметные результаты Регулятивные

Метапредметные результаты Регулятивные

Личностными результатами программы деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений: •

Личностными результатами программы деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений: •

Календарно-тематическое планирование программного материала

Календарно-тематическое планирование программного материала

Простейшие ладейные эндшпили: ладь с пешкой и королем против ладьи и короля

Простейшие ладейные эндшпили: ладь с пешкой и королем против ладьи и короля

Внеурочная деятельность "Шахматы"

Внеурочная деятельность "Шахматы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2020