Внеурочная деятельность обучающихся на этапе НОО
Оценка 4.9

Внеурочная деятельность обучающихся на этапе НОО

Оценка 4.9
Лекции
docx
воспитательная работа +1
Все классы
16.03.2019
Внеурочная деятельность обучающихся на этапе НОО
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) гласит, что организация занятий по направлениям внеурочной деятельности должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса, что «позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования». Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Важно понимать, что внеурочная деятельность не является добавкой к общему образованию, компенсирующей недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Важно осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
38.docx
Кириллова Надежда Степановна – учитель начальных классов МБОУ «Школа 117 с углубленным изучением иностранного языка» Советского района городского округа город Уфа РБ. Внеурочная деятельность обучающихся на этапе НОО  Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО)  гласит, что организация занятий по направлениям внеурочной деятельности должна стать  неотъемлемой частью образовательного процесса, что «позволит в полной мере реализовать  требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».  Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в  формах, отличных от классно­урочной, и направленная на достижение планируемых  результатов освоения основной образовательной программы. Важно понимать, что внеурочная  деятельность не является добавкой к общему образованию, компенсирующей недостатки  работы с отстающими или одаренными детьми. Важно осуществить взаимосвязь и  преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты  и цельности образования.  Внеурочная воспитательная деятельность является неотъемлемой частью образовательного  процесса, которая организуется в разнообразных формах по направлениям развития личности,  таким как спортивно­оздоровительное, духовно­нравственное, социальное,  общеинтеллектуальное и общекультурное направления.   Внеурочная воспитательная деятельность относится к вариативной части основной  образовательной программы, выбирается самими обучающимися в соответствии со своей  индивидуальной программой образования и не входит в максимально допустимую учебную  нагрузку. Ее содержание складывается из совокупности направлений развития личности  школьников и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом  образовательного учреждения совместно с социальными партнерами – учреждениями  дополнительного образования, культуры и спорта. Особенно важно обеспечить вариативность внеурочной воспитательной деятельности, в процессе которой должны использоваться  различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения.  Основным документом, регламентирующим вопросы внеурочной деятельности, является  Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая  2011 г. № 03­296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального  государственного образовательного стандарта общего образования» (далее ­ Письмо).  1. Организационные модели внеурочной деятельности  В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего  образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную  деятельность.  Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных  задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную  нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и  индивидуальные особенности обучающихся.  Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в  рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования  определяет образовательное учреждение. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.  Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве  базовой может быть рассмотрена организационная модель (см. Приложение).  Внеурочная деятельность может осуществляться через учебный план образовательного  учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса  (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные  научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);  дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения  (внутришкольная система дополнительного образования); образовательные программы  учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;  организацию деятельности групп продленного дня; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); деятельность иных  педагогических работников (педагога­организатора, социального педагога, педагога­ психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями  квалификационных характеристик должностей работников образования; инновационную  (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых  образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.  Опираясь на базовую организационную модель реализации внеурочной деятельности, в Письме  предлагаются несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:  •  модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной  системы дополнительного образования детей);  •  модель "школы полного дня";  •  оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);  •  инновационно­образовательная модель.  Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного  дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного  образования детей. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием  детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в  художественную, техническую, эколого­биологическую, спортивную и другую деятельность.  Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей  выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества,  объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем  внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего  образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию  дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения  той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой  деятельности, а также ее содержание и методы работы. Реализация внеурочной деятельности  на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС  НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующ культуры и спорта. Данная модель предполагает создание общего программно­методического  пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление  перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными  программами. Модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной,  социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в  предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских  объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных  специалистов, а также практико­ориентированная и деятельностная основа организации  образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.  Модель "школы полного дня". Основой для модели "школы полного дня" является реализация  внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня. Данную  модель характеризует: создание условий для полноценного пребывания ребенка в  образовательном учреждении в течение дня, в том числе через поляризацию образовательной  среды школы и выделением разноакцентированных пространств; содержательное единство  учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и  основной образовательной программы образовательного учреждения; создание  здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно­эпидемиологических  правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию  рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа  жизни; создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с  активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического  самоуправления; построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального  графика пребывания ребенка в образовательном учреждении; опора на интеграцию основных и  дополнительных образовательных программ. Преимуществами данной модели являются:  создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение  всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.  Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех  внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации  принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог­ организатор, социальный педагог, педагог­психолог, учитель­дефектолог, учитель­логопед,  воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие). В этом случае координирующую роль  выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими  функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно­ вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе  образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности  обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему  отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых  расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического  пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве  всех его структурных подразделений.  Инновационно­образовательная модель опирается на деятельность инновационной  (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального,  муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном  учреждении. В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых  образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.  Инновационно­образовательная модель предполагает тесное взаимодействие  общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального  педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования,  научными организациями, муниципальными методическими службами. Преимуществами  данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического  инструментария программ внеурочной деятельности, научно­методическое сопровождение их  реализации, уникальность формируемого опыта.  2. Содержание видов и направлений внеурочной деятельности В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ выделены основные  направления внеурочной деятельности: спортивно­оздоровительное, художественно­ эстетическое, научно­познавательное, военно­патриотическое, общественно полезная и  проектная деятельность.  Для реализации в школе используются следующие виды внеурочной деятельности:  1) игровая деятельность;  2) познавательная деятельность;  3) проблемно­ценностное общение;  4) досугово­развлекательная деятельность (досуговое общение);  5) художественное творчество;  6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);  7) трудовая (производственная) деятельность;  8) спортивно­оздоровительная деятельность;  9) туристско­краеведческая деятельность.  Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.  Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно­оздоровительная,  познавательная деятельность, художественное творчество).  Военно­патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в  любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные  приоритеты при организации внеурочных занятий.  Общественно­полезная деятельность может найти реализацию в таких видах внеурочной  деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.  Познавательная деятельность может быть организована в форме интеллектуальных клубов,  кружков познавательной направленности, факультативов, научного общества учащихся,  библиотечных вечеров, познавательных экскурсий, викторин, олимпиад, дидактических  театров.  Формы проблемно­ценностного общения – это дебаты, этические беседы, проблемно­ ценностные дискуссии, тематические диспуты.  Досуговое общение организуется для приобретения школьниками социальных знаний,  первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Этого можно достичь в  рамках такой хорошо известной формы, как культпоход в музей, театр, концертный зал,  галерею.  Основной формой игровой деятельности является игра с ролевым акцентом, социального  творчества – форма социальной пробы, коллективного творческого дела, социально­ образовательного проекта.  Спортивно­оздоровительная деятельность организуется в форме занятий в спортивных  секциях, бесед о здоровом образе жизни, участия в оздоровительных процедурах.  Понимая взаимосвязь результатов и форм организации внеурочной деятельности школьников,  педагоги смогут:  ­ разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким  представлением о результате;  ­ подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые смогут гарантировать достижение результата определенного уровня;  ­ выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;  ­ оценивать качество программ внеурочной деятельности;  ­ диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.  Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как  содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а  разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать  на видах деятельности.  3. Создание условий для реализации внеурочной деятельности Для успешного введения ФГОС НОО, в том числе и внеурочной деятельности необходимо  проведение ряда мероприятий по следующим направлениям: организационному;  нормативному; финансово­экономическому; информационному; научно­методическому;  кадровому; материально­техническому.  Организационное обеспечение, кроме рассмотренных уже базовой и основных типов  организационных моделей внеурочной деятельности, может в себя также включать создание  ресурсных центров, например, для научно­технического творчества, интеграцию в открытое  образовательное пространство на основе современных информационно­коммуникационных  технологий, сетевое взаимодействие образовательных учреждений различных типов и видов  для обеспечения максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей  обучающихся.  В рамках проектирования взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования  детей в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования можно предложить вариативную модель этого  взаимодействия, включающую целый комплекс возможных моделей, каждая из которых  выбиралась бы (и в случае необходимости корректировалась) исходя из реально  складывающихся условий существования образовательных учреждений.  В качестве первой составляющей может выступать "узловая" модель, когда учреждение  дополнительного образования детей (далее – УДОД) использует имеющуюся у него  материально­техническую базу для осуществления образовательного процесса для обучающихся нескольких общеобразовательных учреждений, которые "аккумулируются" в  УДОД. Данный вариант взаимодействия может быть реализован в том случае, когда  количество обучающихся, выбравших ту или иную специализацию в одном  общеобразовательном учреждении, не превышает нескольких человек и, поэтому, создание  малочисленных учебных групп на 2­4 ученика в каждом из этих учреждений является  неэффективным.  Вторая составляющая вариативной модели также является традиционным подходом к  организации взаимодействия, когда обучающиеся учреждений общего образования посещают  кружки, секции, клубы по интересам и т.д. учреждений дополнительного образования детей,  действующие на базе этого общеобразовательного учреждения. Дальнейшее развитие этой  модели в случае большого количества обучающихся приводит к открытию на базе учреждения  общего образования соответствующего филиала УДОД.  Третья составляющая вариативной модели взаимодействия ­ это модель с использованием  стажировочной площадки на базе учреждения дополнительного образования детей. В этом  случае УДОД ­ это своеобразный организационно­методический центр и базовое учреждение  для повышения квалификации для педагогов системы общего образования.  В данной модели обязательным элементом (за исключением случая наличия соответствующей  лицензии у УДОД) является учреждение дополнительного профессионального образования,  например, институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, с  которым согласуется план мероприятий по повышению квалификации и которое осуществляет  научно­методическую поддержку создания и функционирования самой стажировочной  площадки. Данная модель может быть наиболее перспективной в условиях ограниченности  ресурсов учреждений дополнительного образования детей.  Во всех случаях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей  должно быть создано общее программно­методическое пространство, а целевые ориентиры  реализуемых в рамках такого взаимодействия программ внеурочной деятельности должны  быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной  программы начального общего образования конкретного общеобразовательного учреждения. Нормативное обеспечение реализации внеурочной деятельности должно создавать  соответствующее правовое поле для организации взаимодействия школы с другими учреждения и организациями, деятельности ее структурных подразделений, а также  участников образовательного процесса, должно регулировать финансово­экономические  процессы и оснащенность объектов инфраструктуры образовательного учреждения.

Внеурочная деятельность обучающихся на этапе НОО

Внеурочная деятельность обучающихся на этапе НОО

Внеурочная деятельность обучающихся на этапе НОО

Внеурочная деятельность обучающихся на этапе НОО

Внеурочная деятельность обучающихся на этапе НОО

Внеурочная деятельность обучающихся на этапе НОО

Внеурочная деятельность обучающихся на этапе НОО

Внеурочная деятельность обучающихся на этапе НОО

Внеурочная деятельность обучающихся на этапе НОО

Внеурочная деятельность обучающихся на этапе НОО

Внеурочная деятельность обучающихся на этапе НОО

Внеурочная деятельность обучающихся на этапе НОО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2019