Технологическая карта внеурочного занятия
Класс: 4
Тема занятия: Человечность — это способность участвовать в судьбе других людей.
Разработала: Четверткова Ольга Юрьевна МБОУ СОШ 1 г. Мичуринска
Цель |
Формировать представление учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе |
Задачи |
• Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к окружающим. • Раскрытие нравственного содержания доброты, способствование развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков. • Развитие стремления к самопознанию и самовоспитанию. • Осознание понятий “доброта” и “человечность”. |
Планируемые результаты |
Предметные: сформировать знания учащихся по теме внеклассного занятия, использовать полученные знания в конкретных ситуациях. Метопредметные УУД: Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания. Личностные УУД: испытывать чувства сострадания и ответственности. |
Оборудование |
Интерактивная доска, презентация для SMART доски, видеофрагменты, музыкальные сопровождение |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах |
Методы обучения |
Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения. |
Интрернет-ресурсы |
https://learningapps.org, https://www.youtube.com |
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
Мотивационный этап. Постановка проблемы. |
Добрый день! Наше занятие предлагаю начать с игры.
- Что вы ощутили, ребята? - Я ощутила тепло ваших сердец через прикосновение, и моё сердце наполнилось добротой. Слайд 2. Предлагаю вашему вниманию стихотворение неизвестного автора. Оно мне очень понравилось. В кроватке тёплой, с кулачком под щёку Спит маленькая крошка – моя дочь. И я грущу. Вот вырастет до срока И упорхнет, как утро сменит ночь. Умчится в мир, подросшая малютка, - Махнув мне на прощание крылом. Моя душа, встревоженная жутко, Отправится за ней, оставив дом. Ты не робей, моя дочурка, не сдавайся. Храни тебя, Господь, от разных бед. Иди вперёд и от мечты не отступайся. Моя любовь тебя убережет. |
Обучающиеся выполняют упражнение по заданию учителя.
Ответы учащихся.
|
|
Формулирование цели и задач мероприятия. |
- Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о человеке, о его будущем и самых важных качествах человека. - А какие качества должен иметь человек (доброта, честность, взаимоуважение и др.) Слайд 3. В качестве подсказки предлагаю рассмотреть кроссенс (ассоциативная головоломка). - Вы все правильно назвали. Все эти качества необходимо иметь человеку. Стремление помочь людям, причем, не требуя за это благодарности. Сегодня мы с вами поговорим о свойстве души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку…. Ребята, что ЭТО? (ученики отвечают). Как много вариантов ответов и все определяют тему нашей беседы сегодня. Слайд 4. У японцев есть пословица: Одно доброе слово может согревать три зимних месяца. А немецкий философ Иммануил Кант говорил: Слайд 5. Человечность — это способность участвовать в судьбе других людей. Вы согласны с этими высказываниями? А поговорим мы сегодня с вами о самом прекрасном качестве человека, которое делает нас действительно человеком. Темой нашего разговора являются слова философа И. Канта. Слайд 6. Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите это слово человечность? Я начну, а вы продолжите: человечность – сочувствие, … Просмотр слайда. Человечность – это Слайд 7. - Какие задачи мы может поставить перед собой на этом занятии? Формирование… (вдумчивого отношения к общечеловеческим ценностям.) Развитие… (внимательно слушать, анализировать, задавать вопросы, делать умозаключения.) Воспитание …(человечности, сострадания, милосердия, уважения к людям и всему живому, что нас окружает.) Слайд 8. В
жестокий двадцать первый век,
А что дают человечность и доброта человеку? Конечно, уважение и любовь близких, хорошие отношения с друзьями и одноклассниками. |
Высказывания учащихся.
Высказывания учащихся.
Формулирование задач учащимися.
Рассуждение учащихся |
|
Работа с притчей |
Слайд 9. Просмотр видео-притчи. - Есть такая притча: Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир - такой большой, а Зуси - такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город - такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей с десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, - самого себя. - О чем говорит нам эта притча? |
Рассуждение учащихся |
|
Инсценировка по рассказу Э. Мошковской «Суслик, который хотел быть похожим на человека». Беседа – рассуждение. |
Слайд 10. Герой нашего следующего рассказа тоже решил начать изменения с самого себя. Узнаем, как это было. Жил-был Суслик. Ему очень хотелось быть похожим на человека. Он надел на себя брюки, рубашку, пиджак и спросил: - Я похож на человека? - Нет, ты похож на суслика, который надел брюки, рубашку и пиджак. - А, - сказал суслик, - я же забыл про галстук! И он надел галстук. - Вот теперь я похож на человека! - Э-э-э… Ты не похож на человека! Суслик ударил себя в грудь, подскочил и закричал: - Знаю, знаю! Он раздобыл себе портфель, очки и шляпу. - Ну, а теперь, то я – человек! - сказал Суслик и важно пошел по делам. Но, когда он вернулся, - на нём не было ни пиджака, ни брюк, ни очков, ни шляпы. - Что с тобой? – спросил Человек. Слайд 11. - Это не со мной случилось, - сказал Суслик, - а вот котёнок упал в колодец! Он плакал. Ему было плохо в холодном колодце, очень страшно и мокро… И не было верёвки, ни одной верёвки, и хорошо, что были брюки, пиджак и рубашка, потому что надо же было сделать верёвку. - И ты сделал веревку?! - Сделал. Но теперь … Теперь я ничем не похож на человека. Да… я еще уронил очки, портфель, шляпу... - О! – сказал Человек, глядя не на Суслика, а на небо… - О, как ты похож, как ты похож на человека!
- Ребята, как вы думаете, почему Человек сказал, что Суслик похож на человека? - Да ребята, вы все правильно ответили. Все эти качества, как милосердие, как желание помочь бедствующим – самые лучшие качества человека, это то, что украшает человека, то, что делает человека по-настоящему человеком. И такое качество называется «человечность». Не зря это слово произошло от слова «человек». |
Учащиеся смотрят инсценировку рассказа.
Рассуждение учащихся |
|
Ситуации. |
- Ребята, давайте ещё порассуждаем. Рассмотрим несколько ситуаций. А вы подумаете: как надо поступить? И как бы в таких ситуациях поступили Вы? Показ фото и видеоролика. Слайд 12. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. Слайд 13, 14. Видео о мальчике инвалиде. - Как бы вы поступили в этих ситуациях? Слайд 15. Человечность – это синоним слова гуманности. Гуманное отношение - значит, великодушное, доброе, уважительное по отношению к другим людям. Готовность понять другого, стремление видеть в нем равного себе, достойного уважения человека. |
Рассуждение учащихся |
|
Игра «Законы доброты». |
На интерактивной доске задание. У доброты есть свои законы. Перед вами пословицы. Слова в них перепутались. Восстановите законы доброты - соберите пословицу из словосочетаний и скажите, в чем заключается ее смысл. (Дети в группах собирают пословицы) https://learningapps.org/view17835352 Проверим составленные «Законы доброты».
Тот
в жизни многого добьется,
Добрые и человечные поступки бывают разные. Часто доброта проявляется настолько бескорыстно, что человек, совершивший добрый поступок, даже остаётся неизвестным. Для него главное – помочь другим. |
Учащиеся в группах составляют пословицы.
Учащиеся по очереди называют пословицы. |
|
Упражнение «Чаша доброты» |
- Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты». Оказывается, делать добрые поступки не так уж и сложно, а надо лишь иметь большое и доброе сердце! Мы с вами живём не на необитаемом острове, а среди людей, поэтому мы должны думать не только о себе, но и об окружающих нас людях, вести себя так, чтобы с нами приятно было общаться и все бы радовались тому, что мы рядом. |
Учащиеся выполняют упражнение. |
|
Рефлексия. Составление синквейна. |
Слайд 17. Пора подводить итог нашего занятия. Я предлагаю вам составить синквейн со словом человек.
Слайд 18. Творите добро, и оно обязательно вернётся к вам, даже со стороны порой совсем чужих вам людей! Человеком быть не просто, Человеческое сердце – Человеком будь всегда! Лучик солнца навсегда! |
Учащиеся составляют в парах синквейн. Пары зачитывают синквейны. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.