Внеурочное занятие по литературному чтению. Тема: "Путешествие по миру рассказов Н. Н. Носова". Класс: 4.
Оценка 4.6

Внеурочное занятие по литературному чтению. Тема: "Путешествие по миру рассказов Н. Н. Носова". Класс: 4.

Оценка 4.6
docx
24.01.2021
Внеурочное занятие по литературному чтению. Тема: "Путешествие по миру рассказов Н. Н. Носова". Класс: 4.
Вн.зан.чт._Носов Н.Н..docx

министерсво образования, НАУКИ и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

Технологическая карта

Внеурочного занятия по литературному чтению

Студентки 332 группы

Социально-школьного отделения

Друговой Дарьи Алексеевны

Место проведения урока:

Школа № 16 , класс 4 «г»

Дата проведения урока:12.12.19

Начало урока: 08:50.

ФИО учителя школы:

Забоева Елена Владимировна

ФИО преподавателя-консультанта:

Макарова Екатерина Игоревна

Допуск к проведению урока:

________________________

 

 

Тема внеурочного занятия: «Путешествие по миру рассказов Н.Носова»

Учебный предмет:

Класс:

Внеклассное чтение

4

Цели урока:

Деятельностная:  Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Актуализировать знания детей о Н.Н.Носове; актуализировать знания детей о рассказах Н.Носова, пополнять словарный запас учеников.

Технологии, методы:

путешествие по станциям, беседа, блиц-опрос

Основные понятия, термины:

Н.Н. Носов, рассказ, иллюстрация, отрывок

Тип урока:

урок - путешествие

Планируемый результат:

Предметный:

·         Знают содержание рассказов Н.Носова

·         Знают факты биографии Н. Носова

·         Умеют работать с иллюстрациями к произведениям Н. Носова

Личностный:

·         Анализируют и контролируют свои результаты; ·

·         Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Метапредметный:

·         Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач (к.)

·         Слушают и вступают в диалог, формулировать собственное мнение и позицию( к.)

·         Воспринимают на слух и понимают различные виды сообщений(п.)  

·         Работают с информацией, представленной в разных формах(п.)

·         Принимают и сохраняют цель и учебную задачу(р.)

·         Высказывают свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находят варианты решения учебной задачи(р.)

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

·         Фронтальная

 

Ресурсы:

·         Мультимедийная презентация.

·         Учебник Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.;

 

 

 

 

 

Этапы урока

Задачи этапа

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Организационный  момент

Задачи:

Замотивировать

учащихся в учебной

деятельности(л.)

 

 

 

 

 

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Алексеевна и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по литературному чтению. Приведите рабочие места в порядок, сядьте красиво, приготовьтесь работать.

 

- Здравствуйте.

 

2.Актуализация знаний. Постановка темы урока.

Задачи:

Учить формулировать тему урока (р.)

Учить слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию (к.)

Учить слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию (к.)

Актуализировать знания детей о рассказах Николая Носова (пр.)

 

- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Для того, чтобы узнать, в какое же путешествие мы с вами отправимся, я буду говорить вам названия рассказов, а вы назовёте имя человека, который написал эти рассказы.

- «Автомобиль», «Бенгальские огни», «Витя Малеев в школе и дома», «Дружок», «Живая шляпа», «Замазка», «Заплатка», «Клякса», «Метро», «Мишкина каша», «На горке».
- Ребята как же зовут человека, который написал эти рассказы? Кем был этот человек? Не забывайте, что, если вы хотите ответить на вопрос, нужно поднять руку.

 

- Правильно, ребята, это писатель Николай Николаевич Носов.

- А какие его рассказы вы читали?

 

 

 

 

 

- А есть ли у вас любимые рассказы Николая Носова?

 

- Молодцы, ребята, вы прочли много рассказов Николая Носова.

 

- Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Сегодня мы отправимся в путешествие по миру рассказов Н. Носова.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Человека, который написал эти рассказы зовут Николай Носов. Он был писателем.

 

- «Бенгальские огни», «Витя Малеев в школе и дома», «Дружок», «Живая шляпа», «Замазка», «Мишкина каша», «Огородники», «Телефон», «Шурик у дедушки», «Фантазёры», «Федина задача» и др.

- Называют любимые рассказы Николая Носова.

 

 

 

- Мы сегодня на уроке будем говорить про Николая Носова и его рассказы.

3.Основной этап

Задачи:

Учить слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию (к.)

Формировать знание биографии Н.Н.Носова(пр.)

Принимают и сохраняют цель и учебную задачу(р.)

Формировать умение работать с информацией, представленной в разных формах(п.)

Учить адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (к.)

Формировать умение слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию( к.)

 

 

 

 

Портрет писателя

Выставка книг

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1747618/87132bea-3bbd-4f01-ab6f-39cfdee11fbd/s1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1630242/f565284c-67d3-4750-9a61-e43106524774/s1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1528118/cc42581c-d9c5-473b-84cd-26f159dd7061/s1200

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по рассказам Николая Николаевича Носова.

- А что вы можете рассказать о жизни Николая Носова?

 

- Верно. Н.Н. Носов родился 23 ноября в 1908 году в г. Киеве в семье киноартистов. Коля Носов был таким же как и все мальчики его возраста, но его отличала безграничная любознательность и богатая фантазия. Он рос послушным мальчиком. В школе хорошо учился. 

Николай Носов был настолько любознательным, что увлекался музыкой, фотографией, шахматами и даже химией. Но любовь к книгам была у него намного сильнее. Когда у Носова родился ребенок, а это был мальчик, ему приходилось рассказывать сказки и много сочинять разных рассказов и историй, и он понял, что придумывать рассказы для детей это самое лучшее, что может быть. И он стал писать. Самый первый рассказ был «Затейники». Николай Носов написал его в возрасте тридцати лет.  А первая тоненькая книжка называлась  «Тук-тук-тук». Этот дружеский и дружелюбный стук услышали и дети, и издатели. Следующим был сборник рассказов «Ступеньки». Ну а дальше как по ступенькам появлялись и все остальные его рассказы. Носова называли «веселым писателем». Он умеет рассказывать весело, шутливо даже о серьезных и важных делах.

- Итак, ребята, пора отправляться в путешествие. А что нам ещё для этого понадобится вы узнаете, отгадав загадку.

- Я ходил по разным странам,
  Плыл по рекам, океанам,
  По пустыне шёл отважно –
  На одном листе бумажном.

- Что это такое?

- Правильно, ребята, это карта. А для чего нам она необходима?

 

 

- Верно, ребята, для этого карта и предназначена.

- Давай рассмотрим нашу карту и определим, откуда мы начнём своё путешествие. Давайте начнём вот от этого флажка с надписью «Старт». На нашем пути «Мастерская художников».

- Ребята, кто пишет книги?

- Верно, писатель пишет книги.

- А что делают художники?

- Правильно, ребята, всем этим занимаются художники.
- Ребята, один неизвестный художник сделал рисунки к произведениями Николая Носова. Давайте рассмотрим их и попытаемся определить, к каким произвдениям они нарисованы.

- Первый рисунок. Что на нём изображено?

 

- К какому рассказу подходит этот рисунок?

- Второй рисунок. Что на нём изображено?

 

 

- К какому рассказу подходит этот рисунок?

- Третий рисунок. Что на нём изображено?

 

 

 

- К какому рассказу подходит этот рисунок?

- Четвертый рисунок. Что на нём изображено?

 

 

 

- К какому рассказу подходит этот рисунок?

- Пятый рисунок. Что на нём изображено?

 

 

- К какому рассказу подходит этот рисунок?

- Ребята, вы правильно определили к каким рассказам подходит каждый рисунок. Первый рисунок подходит к рассказу « На горке», второй – «Затейники», третий – «Живая шляпа», четвертый – «Фантазёры» и пятый – «Мишкина каша». Теперь мы можем отправиться в другую точку на нашей карте. Этой точкой будет «Бюро находок».

- Ребята, вы знаете, что такое бюро находок?

- Давайте мы заглянем в «Бюро находок» и определим, из каких произведений Н.Носова потерялись предметы. Я буду называть вам предмет, а вы рассказ, в котором были эти предметы.

 

 

- Шляпа.

- Кастрюля, удочка, крупа.

- Нитки, иголки, ткань.

- Огурцы.

- Лопата, песок.

- Правильно, ребята, мы прошли и эту точку, определив, что шляпа встречается в рассказе «Живая шляпа», кастрюля, удочка, крупа – «Мишкина каша», нитки, иголки, ткань – «Заплатка», огурцы – «Оргуцы», лопата, песок – «На горке».
- Следующей точкой на нашей карте будет «Угадай-ка».

- Ребята, сейчас я буду зачитывать вам отрывки из рассказов, а вы должны будете сказать название этого произведения.

- Итак, ребята, первый отрывок.
– Давай верёвку. – А её нет, верёвки.
– Где же она?
– Там.
– Где – там?
– Ну, в колодце.
– Так ты, значит, с верёвкой ведро упустил?

– Ну да. (Н. Носов "Мишкина каша")

- Из какого рассказа этот отрывок?

- Второй отрывок.

─ Чистое наказанье с этой Дианкой! Каждое лето она щенков приносит! Что с ними делать, не знаю. Придётся их утопить.
Мы с Мишкой говорим:
─ Зачем топить? Они ведь тоже хотят жить. Лучше отдать соседям.
─ Да соседи не хотят брать, у них своих собак полно, ─ сказала тётя Наташа. ─ А мне ведь тоже не надо столько собак.
Мы с Мишкой стали просить:
─ Тётечка, не надо их топить! Пусть они подрастут немножечко, а потом мы сами их кому-нибудь отдадим.

( «Дружок»)

- Из какого рассказа этот отрывок?

- Третий отрывок.

- Он включил телевизор, достал из сумки задачник и стал искать заданную на дом задачу. На экране телевизора появился диктор.
─ Передаем концерт по заявкам, ─ объявил он.
─ Концерт ─ это хорошо, ─ сказал Федя. ─ Веселей будет делать уроки.
Он отрегулировал телевизор, чтоб было погромче слышно, и сел за стол.
─ Ну-ка, что тут нам на дом задано? Задача номер шестьсот тридцать девять? Так… «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом…» («Федина задача»)

- Из какого рассказа этот отрывок?

- Четвертый отрывок.

- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - раз! - и раздавил в лепешку.

- Ха-ха-ха! Вот это враки!

- А вот и не враки!

- Как же ты мог раздавить автобус?

- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.

- Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.

- Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.

- Не веришь? Честное слово!

- На чем же ты летал?

- На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!

- Что же ты там на Луне видел?

- Ну, что... - замялся Стасик. - Что я там видел? Ничего и не видел.

- Ха-ха-ха! - рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!

- Конечно, летал.

- Почему же ничего не видел?

- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся...

- А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне. («Фантазёры»)

- Из какого рассказа этот отрывок?

- Пятый отрывок.

─ Давайте ещё пугало сделаем, чтоб вороны огород не клевали.
Эта затея всем очень понравилась. Взяли мы жердь и к ней крест-накрест палку привязали, достали старый мешок и сшили из него рубаху. Потом натянули эту рубаху на жердь, а сверху глиняный горшок надели. На горшке Мишка нарисовал углём нос, рот, глаза. Страшная рожа получилась! Поставили это пугало посреди двора. Все смотрели на него и смеялись.
Мишка отвёл меня в сторону и говорит:
─ Вот что я придумал: давай, когда все лягут спать, удерём на огород и вскопаем свой участок. Оставим на утро кусочек маленький, завтра быстро вскопаем и получим знамя. («Огородники»)

- Из какого рассказа этот отрывок?

-Верно, ребята. Вы правильно определили, что первый отрывок подходит к рассказу «Мишкина каша», второй – «Дружок», третий – «Федина задача», четвертый – «Фантазёры», пятый – «Огородники».

- Следующая точка – «Блиц-вопросы».

- Ребята, сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечать. Напоминаю, что, если вы хотите ответить, необходимо поднять руку.

1. Назовите имя и отчество Носова.

2. Где и когда родился Носов?

3. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”? (Картофель.)

4. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”.)

5. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)

6. Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка.)

7. На что обменял Виталик рыбку. (Милицейский свисток.)

8. Как звали котенка в рассказе «Живая шляпа»?

- Тузик

- Шарик

- Васька

9. Какая из этих деталей есть у автомобиля?

- капор

- капот

- пузо

10. Что мастерили ребята из снега во дворе?

- горку

- полку

- елку

11. Что не садил, не растил, не имел права выбрасывать Котька?

- репку

- морковь

- огурцы

12. Кого больше всего на свете боялся Алик?

- пенсионеров

- миллионеров

- милиционеров

13. Вспомните рассказ, название которого состоит из 3 слов? («Тук-тук-тук»)

14. Феде Рыбкину никак не удавалось решить задачу по арифметике. Ему мешали король с блохой, титулярный советник, колокольчик. Что нужно было сделать Феде, чтоб решить задачу? (выключить радио).

15. В рассказе «На горке» мальчик Колька решил покататься с горки. Но он все время падал. Почему? (Он посыпал горку песком).

16. Кто испугался волка под кроватью? Назови имя героя и рассказ. (Валя «Затейники»)

17. Кто уронил в колодец чайник и ведро, назови рассказ и имя героя. (Мишка, «Мишкина каша»)

18. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? («Приключения Незнайки и его друзей»).

19. Что мастерили Винтик и Шпунтик? (Пылесос)

- Правильно, ребята, вы молодцы, вы ответили на все вопросы.
- На этом наше путешествие закончилось. Мы прошли все точки, обозначенные на нашей карте.

 

 

- Николай Николаевич Носов – знаменитый детский писатель…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Карта.

- Она необходима для того, чтобы знать маршурт, по которому нам нужно пройти.

 

 

 

- Писатель.

 

- Рисует иллюстрации, создают рисунки, пишут картины.

 

 

 

- На первом рисунке изображены ребята, которые строят горку.

- «На горке».

- На втором рисунке изображены мальчик и девочка. Видимо, они во что-то играют.

- «Затейники».

- На третьем рисунке изображены два мальчика.Они кидают картошку в шляпу, которая лежит на полу. Из под шляпы виднеется хвост кота.

- «Живая шляпа».

- На четвертом рисунке изображены два мальчика, которые о чём-то беседуют. За ними наблюдают и внимательно их слушают две собаки.

- «Фантазёры».

- На пятом рисунке изображены два мальчика. Они варят кашу, которая вываливается из кастрюли.

- «Мишкина каша».

 

 

 

 

 

 

 

- Бюро находок – это организация, которая занимается возвратом утерянных вещей.

 

 

- «Живая шляпа».

- «Мишкина каша».

- «Заплатка».

- «Огурцы».

- «На горке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Из рассказа «Мишкина каша».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Из рассказа «Дружок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Из рассказа «Федина задача».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Из рассказа «Фантазёры».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Из рассказа «Огородники».

 

 

 

 

 



 

 

 

 

1. Николай Николаевич Носов.

2.23 ноября в г. Киеве.

3. Картофелем.

 

4. «Фантазёры».


5. Огурцы.

6. Бобка.

7. Милицейский свисток.

8. Васька.

 

 

 

9. Капот.

 

 

 

10. Горку.

 

 

 

11. Огурцы.

 

 

 

12. Милиционеров.

 

 

 

13. «Тук-тук-тук».

 

14. Выключить радио.

 

 

 

15. Он посыпал горку песком.

 

16. Валя, рассказ «Затейники».

 

17. Мишка, рассказ «Мишкина каша».

18. «Приключения Незнайки и его друзей».

19. Пылесос.

4. Рефлексия

Учить анализировать и контролировать свои результаты (л.)

Формировать умение слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию(к.)

Учить делать выводы в результате совместной работы класса и учителя(р.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, чем мы занимались на сегодняшем занятии?

- Рассказы какого писателя мы сегодня повторили?

- Какие герои этих рассказов? (Озорные, веселые, дружные, трудолюбивые, добрые).

- Ребята, в заключении нашего занятия я хочу сказать вам:
Ребята, ходить в библиотеку
Любимей дела нету.
Там можно помечтать
И оказаться в сказке.
В таинственном лесу.
Увидеть волка, зайца,
И рыжую лису.
А прочитав всю книжку,
Подумать головой -
Какой герой хороший,
Какой из них плохой.
Она всегда подскажет,
Где как себя вести,
Помжет и расскажет,
Как друга нам найти
И что-то в этой жизни
Начнём мы понимать,
Любить родную землю
И слабых защищать.

- Ребята, читайте разные книги, берегите их и дорожите ими.
- Всем спасибо за занятие, до свидания!

 

 

Список использованной литературы:  

1.      https://www.miloliza.com/nosov-rasskazy-dlya-detej-chitat

2.      https://lektsii.org/7-21720.html

3.      https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-puteshestvie-po-knigam-nosova-3201856.html

4.      https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2017/09/18/puteshestvie-po-rasskazam-n-nosova

5.      https://www.maam.ru/detskijsad/kratkosrochnyi-proekt-puteshestvie-po-raskazam-n-n-nosova.html

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

НАУКИ и молодёжной политики республики коми

НАУКИ и молодёжной политики республики коми

Тема внеурочного занятия: «Путешествие по миру рассказ ов

Тема внеурочного занятия: «Путешествие по миру рассказ ов

Этапы урока Задачи этапа

Этапы урока Задачи этапа

Учить слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию (к

Учить слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию (к

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по рассказам

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по рассказам

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по рассказам

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по рассказам

Из какого рассказа этот отрывок? -

Из какого рассказа этот отрывок? -

Мишкина каша», второй – «Дружок», третий – «Федина задача», четвертый – «Фантазёры», пятый – «Огородники»

Мишкина каша», второй – «Дружок», третий – «Федина задача», четвертый – «Фантазёры», пятый – «Огородники»

В рассказе «На горке» мальчик Колька решил покататься с горки

В рассказе «На горке» мальчик Колька решил покататься с горки

Рефлексия Учить анализировать и контролировать свои результаты (л

Рефлексия Учить анализировать и контролировать свои результаты (л
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2021