Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» Технологическая карта внеурочного занятия по окружающему миру ТЕМА: «Разнообразие растений»
Составила студентка 332 группы Другова Дарья Алексеевна МАОУ СОШ № 36, класс 3 «б» каб. черчения и изо Дата проведения занятия: 24.10. 2019 год Смена 2 Номер урока 2 Начало урока: 14:20 ФИО учителя школы: Невидомая Ирина Александровна ФИО преподавателя-консультанта: Фотиева Светлана Владимировна Допущена к проведению урока: ____________________дата ________ (Подпись преподавателя) _____________________ дата _______ (Подпись учителя)
|
Цели урока: - Познакомить учащихся с разнообразием растений - Познакомить учащихся с наиболее распространёнными видами лекарственных, хвойных, ядовитых растений Задачи: Личностные: - формировать готовность и
способность обучающихся к саморазвитию; Метапредметные: Регулятивные: - владеть способностью принимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные: - осознание целостности окружающего мира Коммуникативные: - формировать умения строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной форме; |
Оборудование: У учителя: мультимедийная презентация, мешочек с хвоинками, карточки У учащихся: карточки
Образовательные ресурсы:
|
|
Ход внеклассного занятия:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|
1.Организационный. |
- Здравствуйте ребята, присаживайтесь. - Меня зовут Дарья Алексеевна, и сегодня внеурочное занятие по окружающему миру проведу у вас я. |
|
- формировать умения слушать и вступать в диалог (К.) |
|
2. Выход на тему. |
- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? - Внимательно прочитайте их и найдите лишнее. (На доске: подорожник, ель, река, вороний глаз, ромашка) - Почему вы так считаете?
- Правильно, река является водоёмом, а все остальное –
растения. |
- Слова. - Река.
- Река – это водоём, а всё остальное – растения. |
формировать мотивацию к обучению и познанию (Л.); - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера (Р); -формировать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи (П.); - формировать умения слушать и вступать в диалог (К.) |
|
3.Новая тема. |
- Ребята, посмотрите на доску. На ней изображен маршрут, который мы сегодня пройдём во время нашей экскурсии. Давайте хором прочитаем названия станций. Первая станция называется «Лекарственные растения», вторая – «Хвойные растения» и третья – «Ядовитые растения». - Итак, первая станция – «Лекарственные растения». - Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
- Ребята, совершенно верно! Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружают много растений, которыми можно лечиться. Многие лекарственные растения известны нам с самого детства. Рассмотрим наиболее известные из них. - Итак, ребята, сейчас я буду вам загадывать загадки, а ваша задача их отгадать. 1. Эту
травку ты не тронь: - Правильно, это крапива. А почему же всё-таки она обжигает? - На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков находится едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. - А что вы знаете об этом удивительном растении? - Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы.
Следующая
загадка. Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка) - Правильно, ромашка. - Ребята, а какими лечебными свойствами обладает ромашка? - Настои и отвары из этого растения помогают при лечении простуды. Ими полощут горло, промывают нос, глаза, снимают жар; а также лечат аллергию, воспаления, заболевания желудка. Слушаем следующую загадку. 3. Путнику он верный
друг – - Молодцы, все верно, подорожник! - Ребята, как вы думаете, почему подорожник так назвали? - Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками. У него густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник - великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места.
- А кто знает, какими лечебными свойствами обладает подорожник? - Подорожник называют зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисть от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране. - Итак, с какими растениями мы познакомились на этой станции? (на слайде) - Ребята, соотнесите растение и его лечебное свойство. - крапива ------------ хорошо останавливает кровь - ромашка ------------ помогает при простуде - подорожник --------- заживляет рану - Ну что, ребята, пора нам отправляться на следующую станцию. И, какая
будет следующая станция, нам поможет угадать волшебный мешочек. Узнайте на ощупь,
что в нём спрятано. Но, когда вы потрогаете мешочек, не говорите вслух, что в
нём находится. - Это иголки. - А как их можно назвать по-другому? - Значит, о каких растениях мы будем говорить на этой станции? - Молодцы, ребята, о хвойных растениях. - Хвойными называются деревья, у которых листья имеют форму игл. Свое название – «хвойные» они получили от слова «хвоя». Хвоя – это множество зеленых игл, покрывающих ветки деревьев. Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму. Семена у них образуются в больших деревянистых шишках. Самые распространенные из наших хвойных деревьев – это ель и сосна. Листья у них узкие, иглистые. - Ребята, взгляните, а какому дереву принадлежат эти хвоинки? - Правильно, сосне. - Сосна – это вечнозеленое дерево, покрытое корою бурого цвета. У нее – длинные иглы и округлые шишки. С давних времен прочное бревно сосны служило и топливом, и материалом для строительства. Сосна светолюбива. Она старается быть выше всех деревьев, чтобы быть поближе к солнцу. - А, теперь, ребята, посмотрим на эти хвоинки. Как вы думаете, а они, к какому дереву принадлежат? - Совершенно верно, ели. - Это дерево знакомо нам с самого раннего детства. Каждый Новый год оно появляется во многих домах. Мы украшаем его нарядными игрушками и мишурой. И называем его елкой. Это высокое вечнозеленое дерево. Живет в среднем до 250-300 лет. Хвоинки у ели короткие, расположены на веточках поодиночке, шишки у ели вытянутые. Древесина мягкая, используется в строительстве и из неё делают музыкальные инструменты. - А, теперь, ребята, возьмите карточки под номером 1 и самостоятельно сравните хвоинки сосны и ели, а после мы все вместе проверим. - Итак,
первый критерий – размер. -
Второй критерий – цвет. -
Третий критерий – твердость. -
Четвертый критерий – расположение хвоинок на ветке. - Возьмите чистый листочек на столах и нарисуйте расположение хвоинок на ели и на сосне. - Давайте сделаем вывод. Чем отличаются хвоинки сосны и ели? - Хвоинки сосны и ели отличаются размером: у сосны хвоинки длинные, а у ели короткие. Хвоинки сосны и ели отличаются цветом: у сосны хвоинки светлые, а у ели тёмные. Хвоинки сосны и ели отличаются твёрдостью: у сосны хвоинки мягкие, а у ели твердые. Хвоинки сосны и ели отличаются расположением на ветке: хвоинки сосны расположены попарно, а хвоинки ели – поодиночке. - Ну что, пора нам отправляться на следующую станцию. - Ребята, посмотрите на доску, у меня здесь рассыпались слова, помогите мне их собрать: дышлан, оривонй лзаг, чьевол колы, зинабу, шинакру . - Какие слова получились?
- Ребята, а как их можно назвать одним словом? Они какие? - На других станциях о растениях рассказывала вам я, а теперь вы сами попробуете мне о них рассказать. Сейчас вы в парах составите паспорт ядовитого растения. У каждой пары это растение будет разным. В паспорте вы должны будете указать основные характеристики растения. К ним относятся: название, среда обитания, т.е. где растёт, вредность, т.е. чем он опасен для человека и его польза, т.е чем он полезен для человека -
Паспорт у детей. 3. Вороний глаз. Вороний глаз – темнолюбивое растение и
растёт там, где меньше солнечного света. Его можно найти в оврагах, на
склонах гор. Ягоды могут вызывать сильные головные боли, тошноту и иногда
потерю сознания. Сушеные ягоды и листья применяются в медицине – при
воспалении горла, потери зрения, головной боли. |
- Растения, которые предназначены для лечения различных заболеваний.
- Крапива.
- Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы.
- Ромашка.
- Подорожник.
- Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками. У него густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник - великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места.
- Крапива, ромашка, подорожник.
- иголки
- хвоинки - о хвойных растениях
- сосне
- ели
- У сосны длинные, у ели – короткие.
- У сосны светлые, у ели – темные.
- У сосны мягкие, у ели твердые.
- Ландыш, вороний глаз, волчье лыко, бузина, крушина. - Ядовитые. |
- формировать умения слушать и вступать в диалог (К.); -установить причинно- следственные связи, построение логической цепи рассуждений, доказательств (П.); -владеть способностью принимать, и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления (Р.); - формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию (Л.) - формировать умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач (К). |
|
4. Рефлексия. |
- Вот и закончилась наша экскурсия, и мы возвращаемся домой. - Ребята, скажите, пожалуйста, с какими видами растений
вы сегодня познакомились? - Приведите примеры лекарственных растений. - Молодцы! - Приведите примеры ядовитых растений. - С какой информацией вы бы поделились со своими друзьями или родственниками? - Ребята, на этом наше занятие окончено! Большое спасибо вам за внимание! До свидания! |
Дети отвечают на вопросы. |
- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии (Р.); -установить причинно- следственные связи, построение логической цепи рассуждений, доказательств (П.); -владеть способностью принимать, и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления (Р). |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.