Внеурочное занятие по окружающему миру: "Разнообразие растений".
Оценка 5

Внеурочное занятие по окружающему миру: "Разнообразие растений".

Оценка 5
docx
24.01.2021
Внеурочное занятие по окружающему миру: "Разнообразие растений".
Вн.зан.окр.мир_Разнообразие растений.docx

 

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта внеурочного занятия по окружающему миру

ТЕМА:

«Разнообразие растений»

 

Составила студентка 332 группы

Другова Дарья Алексеевна

МАОУ СОШ № 36, класс 3 «б» каб. черчения и изо

Дата проведения занятия: 24.10. 2019 год

Смена 2 Номер урока 2

Начало урока: 14:20

ФИО учителя школы:

Невидомая Ирина Александровна

ФИО преподавателя-консультанта:

Фотиева Светлана Владимировна

Допущена к проведению урока:

____________________дата ________

(Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

(Подпись учителя)

 

 

 

 

 

Цели урока:

- Познакомить учащихся с разнообразием растений

- Познакомить учащихся с наиболее распространёнными видами лекарственных, хвойных, ядовитых растений

Задачи:

Личностные:

- формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- формировать  мотивацию к обучению и познанию;
- формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
- формировать уважительное отношения к иному мнению.

Метапредметные:

Регулятивные:

- владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные:

- осознание целостности окружающего мира
- формировать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
- установить причинно - следственные связи, построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Коммуникативные:

- формировать умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
- формировать умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формировать умения слушать и вступать в диалог.

Оборудование:

У учителя: мультимедийная презентация, мешочек с хвоинками, карточки

У учащихся: карточки

 

 

 

Образовательные ресурсы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход внеклассного занятия:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный.

- Здравствуйте ребята, присаживайтесь.

- Меня зовут Дарья Алексеевна, и сегодня внеурочное занятие по окружающему миру проведу у вас я.

 

- формировать умения слушать и вступать в диалог (К.)

2. Выход на тему.

- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите?

- Внимательно прочитайте их и найдите лишнее. (На доске: подорожник, ель, река, вороний глаз, ромашка)

- Почему вы так считаете?

 

 

- Правильно, река является водоёмом, а все остальное – растения.
- В нашем мире очень много разнообразных растений и с некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Для этого мы отправимся на экскурсию и посетим несколько станций.

- Слова.

- Река.

 

- Река – это водоём, а всё остальное – растения.

формировать  мотивацию к обучению и познанию (Л.);

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера (Р);

-формировать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи (П.);

- формировать умения слушать и вступать в диалог (К.)

3.Новая тема.

- Ребята, посмотрите на доску. На ней изображен маршрут, который мы сегодня пройдём во время нашей экскурсии. Давайте хором прочитаем названия станций. Первая станция называется  «Лекарственные растения», вторая – «Хвойные растения» и третья – «Ядовитые растения».

- Итак, первая станция – «Лекарственные растения».

- Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?

 

 

 

- Ребята, совершенно верно! Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружают много растений, которыми можно лечиться. Многие лекарственные растения известны нам с самого детства. Рассмотрим наиболее известные из них.

- Итак, ребята, сейчас я буду вам загадывать загадки, а ваша задача их отгадать.

1. Эту травку ты не тронь:
    Жжется больно, как огонь. (Крапива)

- Правильно, это крапива. А почему же всё-таки она обжигает?

- На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков находится едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы.

- А что вы знаете об этом удивительном растении?

- Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующая загадка.
  2. Стоит в саду кудряшка —

     Белая рубашка,

     Сердечко золотое.

     Что это такое? (Ромашка)

- Правильно, ромашка.

- Ребята, а какими лечебными свойствами обладает ромашка?

 - Настои и отвары из этого растения помогают при лечении простуды. Ими полощут горло, промывают нос, глаза, снимают жар; а также лечат аллергию, воспаления, заболевания желудка.

Слушаем следующую загадку.

3. Путнику он верный друг – 
    Лечит ранки ног и рук.
    Маленький, но сил в нем много.
    Всем растет он на подмогу. (Подорожник)

- Молодцы, все верно, подорожник!

- Ребята, как вы думаете, почему подорожник так назвали?

- Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками. У него густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник - великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А кто знает, какими лечебными свойствами обладает подорожник?

- Подорожник называют зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисть от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

- Итак, с какими растениями мы познакомились на этой станции? (на слайде)

- Ребята, соотнесите растение и его лечебное свойство.

- крапива  ------------ хорошо останавливает кровь

- ромашка ------------ помогает при простуде

- подорожник --------- заживляет рану

- Ну что, ребята, пора нам отправляться на следующую станцию.

 И, какая будет следующая станция, нам поможет угадать волшебный мешочек. Узнайте на ощупь, что в нём спрятано. Но, когда вы потрогаете мешочек, не говорите вслух, что в нём находится.
- Ребята, предположите, что в нём находится.

- Это иголки.

- А как их можно назвать по-другому?

- Значит, о каких растениях мы будем говорить на этой станции?

- Молодцы, ребята, о хвойных растениях.

- Хвойными называются деревья, у которых листья имеют форму игл. Свое название – «хвойные» они получили от слова «хвоя». Хвоя – это множество зеленых игл, покрывающих ветки деревьев. Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму. Семена у них образуются в больших деревянистых шишках. Самые распространенные из наших хвойных деревьев – это ель и сосна. Листья у них узкие, иглистые.

- Ребята, взгляните, а какому дереву принадлежат эти хвоинки?

- Правильно, сосне.

- Сосна – это вечнозеленое дерево, покрытое корою бурого цвета. У нее – длинные иглы и округлые шишки. С давних времен прочное бревно сосны служило и топливом, и материалом для строительства. Сосна светолюбива. Она старается быть выше всех деревьев, чтобы быть поближе к солнцу.

- А, теперь, ребята, посмотрим на эти хвоинки. Как вы думаете, а они, к какому дереву принадлежат?

- Совершенно верно, ели.

- Это дерево знакомо нам с самого раннего детства. Каждый Новый год оно появляется во многих домах. Мы украшаем его нарядными игрушками и мишурой. И называем его елкой.

Это высокое вечнозеленое дерево. Живет в среднем до 250-300 лет. Хвоинки у ели короткие, расположены на веточках поодиночке, шишки у ели вытянутые. Древесина мягкая, используется в строительстве и из неё делают музыкальные инструменты.

- А, теперь, ребята, возьмите карточки под номером 1 и самостоятельно сравните хвоинки сосны и ели, а после мы все вместе проверим.

- Итак, первый критерий – размер.
- У какого дерева хвоинки длинные, а у какого короткие? (У сосны длинные, у ели короткие.)

- Второй критерий – цвет.
- У какого дерева хвоинки светлые, а у какого темные? ( У сосны светлые, у ели темные.)

- Третий критерий – твердость.
- У какого дерева хвоинки мягкие, а у какого твердые? ( У сосны  мягкие, у ели твердые.)

- Четвертый критерий – расположение хвоинок на ветке.
- Как расположены на ветке хвоинки у сосны? (По паре).
- Как расположены на ветке хвоинки у ели? (Поодиночке).

- Возьмите чистый листочек на столах и нарисуйте расположение хвоинок на ели и на сосне.

- Давайте сделаем вывод. Чем отличаются хвоинки сосны и ели?

- Хвоинки сосны и ели отличаются размером: у сосны хвоинки длинные, а у ели короткие. Хвоинки сосны и ели отличаются цветом: у сосны хвоинки светлые, а у ели тёмные. Хвоинки сосны и ели отличаются твёрдостью: у сосны хвоинки мягкие, а у ели твердые. Хвоинки сосны и ели отличаются расположением на ветке: хвоинки сосны расположены попарно, а хвоинки ели – поодиночке.

- Ну что, пора нам отправляться на следующую станцию.

- Ребята, посмотрите на доску, у меня здесь рассыпались слова, помогите мне их собрать: дышлан, оривонй лзаг, чьевол колы, зинабу, шинакру .

- Какие слова получились?

 

- Ребята, а как их можно назвать одним словом? Они какие?

- На других станциях о растениях рассказывала вам я, а теперь вы сами попробуете мне о них рассказать. Сейчас вы в парах составите паспорт ядовитого растения. У каждой пары это растение будет разным. В паспорте вы должны будете указать основные характеристики растения. К ним относятся: название, среда обитания, т.е. где растёт, вредность, т.е. чем он опасен для человека и его польза, т.е чем он полезен для человека

- Паспорт у детей.
 1.Бузина черная.
Растет в хвойных и лиственных лесах вдоль дорог и  на свалках. Из молодых листьев делают витаминный чай, цветки помогают при болезнях лёгких, а корни - при опухолях внутренних органов. При употреблении в пищу незрелых ягод появляется головокружение, головная боль, тошнота, рвота, боли в животе.
 2. Волчье лыко.
Это растение любит места, где мало света, растет в хвойных и смешанных лесах, по берегам рек и на склонах гор. При попадании сока растения на кожу появляется боль, краснота, отек, а затем волдыри. При попадании вовнутрь приводит к расстройству желудка. Настойку из волчьего лыка применяют при простудах, ангине, желтухе, иногда при зубной боли.

3. Вороний глаз.

Вороний глаз – темнолюбивое растение и растёт там, где меньше солнечного света. Его можно найти в оврагах, на склонах гор. Ягоды могут вызывать сильные головные боли, тошноту и иногда потерю сознания. Сушеные ягоды и листья применяются в медицине – при воспалении горла, потери зрения, головной боли.
4. Крушина.
Растет на сухих лесных опушках и полянах, на обочинах дорог, по окраинам болот. Отвар крушины обладает слабительным воздействием. Применяется при запоре. При отравлении крушиной появляются боли в животе, тошнота, рвота.
- Ребята, посмотрите на доску.
- Я покажу вам паспорт на примере ядовитого растения, которое называется ландыш.
Текст.
 Растет в тенистых смешанных и лиственных лесах, на опушках и полянах.
Употребление ягод ландыша приводит к отравлению, боли в животе, тошноте, головной боли. Несмотря на это, ландыш обладает лечебными свойствами. Лекарства из цветков ландыша лечат многие сердечные болезни.     
- Название: Ландыш.
  Среда обитания: смешанные и лиственные леса, опушки и поляны.
  Вредность: употребление ягод ландыша приводит к отравлению, боли в животе, тошноте, головной боли.
  Польза: лекарства из цветков ландыша лечат многие сердечные болезни.
- Итак, ребята, теперь приступаем к заданию. Делаем паспорт растения, которое у вас представлено на листочках. Не забываем, что это задание вы делаете в парах.
- Когда вы составите паспорт, некоторые из вас представят своё ядовитое растение.

 

 

 

 

 

 

- Растения, которые предназначены для лечения различных заболеваний.

 

 

 

 

 

 

 

- Крапива.

 

 

 

 

 

- Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы.

 

 

 

 

- Ромашка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Подорожник.

 

- Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками. У него густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник - великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места.

 

 

 

 

- Крапива, ромашка, подорожник.

 

 

 

 

 

 

 

 

- иголки

 

- хвоинки

- о хвойных растениях

 

 

 

 

 

 

 

 

- сосне

 

 

 

 

 

 

- ели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- У сосны длинные, у ели – короткие.

 

- У сосны светлые, у ели – темные.

 

- У сосны  мягкие, у ели твердые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  Ландыш, вороний глаз, волчье лыко, бузина, крушина.

- Ядовитые.

- формировать умения слушать и вступать в диалог (К.);

-установить причинно- следственные связи, построение логической цепи рассуждений, доказательств (П.);

-владеть способностью принимать, и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления (Р.);

- формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию (Л.)

- формировать умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач (К).

4. Рефлексия.

- Вот и закончилась наша экскурсия, и мы возвращаемся домой.

- Ребята, скажите, пожалуйста, с какими видами растений вы сегодня познакомились?
- А какие вы уже знали?

- Приведите примеры лекарственных растений.

- Молодцы!
- Назовите примеры хвойных растений.

- Приведите примеры ядовитых растений.

- С какой информацией вы бы поделились со своими друзьями или  родственниками?

- Ребята, на этом наше занятие окончено! Большое спасибо вам за внимание! До свидания!

Дети отвечают на вопросы.

- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии (Р.);

-установить причинно- следственные связи, построение логической цепи рассуждений, доказательств (П.);

-владеть способностью принимать, и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления (Р).

 


 

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Оборудование: У учителя: мультимедийная презентация, мешочек с хвоинками, карточки

Оборудование: У учителя: мультимедийная презентация, мешочек с хвоинками, карточки

Ход внеклассного занятия:

Ход внеклассного занятия:

Эту травку ты не тронь:

Эту травку ты не тронь:

Ребята, как вы думаете, почему подорожник так назвали? -

Ребята, как вы думаете, почему подорожник так назвали? -

Значит, о каких растениях мы будем говорить на этой станции? -

Значит, о каких растениях мы будем говорить на этой станции? -

Четвертый критерий – расположение хвоинок на ветке

Четвертый критерий – расположение хвоинок на ветке

При попадании вовнутрь приводит к расстройству желудка

При попадании вовнутрь приводит к расстройству желудка

Рефлексия. - Вот и закончилась наша экскурсия, и мы возвращаемся домой

Рефлексия. - Вот и закончилась наша экскурсия, и мы возвращаемся домой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2021