Орг. момент. |
- Здравствуйте, ребята. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. - Давайте улыбнемся друг другу и начнём наше внеурочное занятие. |
Постановка темы и цели |
- Ребята, сегодня к нам в гости пришли герои мультфильма три богатыря. Они решили проверить ваши знания и подготовили для вас задания. Вы готовы их выполнять? - Ребята, посмотрите, перед вами высказывание. Прочитайте его. Не тот образованный человек, который знает всё (хотя это невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос. - Ребята, где мы можем найти ответы на возникшие вопросы (в книгах) - Верно, а где хранятся слова? Как называется эта книга? - Предлагаю вам послушать стихотворение. Есть волшебная страна, Что распахнута пред вами, Та, которая словами, Как людьми, населена. Правит ими государь По прозванию Словарь, И относится он к ним, Словно к подданным своим. Утверждать ему не ново, Как писать какое слово, Как писать и как читать, Как с другими сочетать. - Ребята, а для чего человеку нужен словарь? - Ребята, а какие словари русского языка вам известны? (орфографический, словообразовательный, толковый, ин. слов) - Об этом мы сегодня и будем говорить. - Ребята, попробуйте сформулировать тему внеурочного занятия. (Мои помощники словари) - Ребята, перед вами 3 цели выберите наиболее подходящую. 1. Узнать, какие существуют виды словарей. 2. Изучить энциклопедию о животных. 3. Закрепить знания о словаре иностранных слов. - Верно, ребята, цель сегодняшнего занятия Узнать, какие существуют виды словарей. - Для того, чтобы достичь поставленной цели нам нужно спланировать нашу деятельность. - Мы с вами будем работать по маршруту, который составили для вас герои мультфильма. Предлагаю с ним познакомиться. 1 станция – Что такое словарь? 2 станция – Виды словарей. 3 – Закрепление знаний о словарях. - Но перед тем. Как мы начнём работу, Алёна Попович предлагает вам перейти по QR-коду и показать свой настрой на занятие. Если вы готовы работать и у вас хорошее настроение – нарисуйте зеленую звездочку, если вы готовы работать, но у вас плохое настроение – жёлтую звездочку, если вы не готовы работать и у вас плохое настроение – красную звёздочку. |
Основная часть |
- Итак, первая станция Что такое словарь? - Ребята, скажите, пожалуйста, что такое словарь? - Предлагаю перейти по QR-коду и узнать точное определение. Словарь – это собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. (толковый словарь Ожегова) - А как вы думаете чем человеку может помочь словарь? - Верно, словари помогают нам правильно писать и произносить слова, расширяют кругозор, приобщают к культуре. - Итак, мы узнали, что такое словарь? Значит мы выполнили 1 пункт плана и переходим к следующему – виды словарей. - Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент и узнать, какие же бывают виды словарей. - Итак, о каких словарях говорилось в видеофрагменте? (синонимов, антонимов, омонимов, фразеологический, иностранных слов, этимологический) - Что такое словарь синонимов? (В нём представлены близкие по значению слова, которые можно использовать для текстов или речи) - Что такое словарь антонимов? (В нём представлены противоположные по значению слова) - Что такое словарь омонимов? (В нем можно найти слова, которые совпадают по звучанию и/или написанию и различаются значениями) - Что такое фразеологический словарь? (В нем можно найти значения устойчивых выражений, которые используются в русской речи) - Что такое словарь иностранных слов? (Он включает в себя перечень слов, заимствований из разных языков, которые используются в русском языке) - И что такое этимологический словарь? (Это лингвистический словарь, который содержит информацию про истории слов) - Итак, сейчас я предлагаю вам поработать в парах. - У каждой пары будет индивидуальное задание. - ПОКАЗАТЬ КАК РАБОТАЕТ 1 пара – находит в словаре синонимов 3 синонима к слову «давний». 2 пара – находит в фразеологическом словаре значение фразеологизма «давать честное слово». 3 группа – находит в этимологическом словаре историю слова «броня». - Итак, давайте проверим. - Перейдите по QR-коду и оцените работу друг друга. Зеленая звездочка – работа выполнена хорошо, работали слажено, желтая – работали не слажено, красная – не понравилась их работа, не соблюдали правила работы в парах. - Итак, мы с вами изучили Виды словарей. Значить, к какому пункту мы переходим? Закрепление знаний о словарях - Предлагаю вам поработать в парах и составить схему о видах словарей. ПРАВИЛА работы с клеем - Предлагаю оценить работу друг друга по критериям. |
Подведение итогов |
- Мы выполнили все пункты плана. - Предлагаю вернуться к высказыванию, с которого мы начали урок. Не тот образованный человек, который знает всё (хотя это невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос. - Как вы понимаете её смысл? - Согласны ли вы с ней? - Ребята, а как вы думаете люди каких профессий используют словари? (писатель, журналист, языковед, диктор радио, учитель, юрист) - А как вы думаете нам с вами нужно пользоваться словарями? Для чего? - И не только учителям, писателям и журналистам нужно пользоваться словаря, но и всем людям, для того, чтобы правильно произносить и писать слова. - Давайте вспомним какой теме было посвящено занятие? - Какова была цель занятия? Достигли ли мы её? |
Рефлексия |
- Ребята, перейдите по QR-коду и оцените свою работу на занятии. Если у вас всё получилось нарисуйте зеленую звезду, если почти всё получилось – желтая, если ничего не получилось – красная. - Посмотрите перед вами кубик Рубика. Предлагаю вам по очереди выходить к доске, нажимать на него и продолжать предложения. |
СЛОВАРЬ |
СЛОВАРЬ |
СЛОВАРЬ |
1 пара Словарь синонимов |
2 пара Фразеологический словарь |
3 пара Этимологический словарь |
Словарь синонимов Словарь антонимов Словарь омонимов Фразеологический словарь Словарь иностранных слов Этимологический словарь |
Словарь синонимов Словарь антонимов Словарь омонимов Фразеологический словарь Словарь иностранных слов Этимологический словарь |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.