Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"
Оценка 4.7

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
14.04.2017
Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"
Берёза - символ Родины.docx
Интегрированное занятие  Русская берёзка – символ Родины моей.    Цель: способствовать воспитанию любви к Родине,  родной природе через стихотворные произведения,  музыку, картины известных русских художников о березе; написать сочинение­размышление «Русская  берёзка…». Задачи: 1. Образовательные:  ­ уметь самостоятельно ставить учебные задачи по теме (регулятивные УУД); ­ уметь организовывать исследование по теме (познавательные УУД). ­ повторить, что такое текст, тема текста, основная мысль, типы речи. 2. Развивающие: ­ развивать интеллектуальные способности и активную позицию юных патриотов (коммуникативные УУД), ­ развивать интерес к традициям и обычаям русского народа;            ­ расширять знания ребят о березе.  3. Воспитательные: ­ формировать бережное отношение к природе; ­ помочь увидеть, что любовь к березке ­ это любовь к  Родине(личностные УУД); ­ вызвать духовно­нравственные чувства: отзывчивость, доброту, присущую души русского  человека. Интеграция:  1. Русский язык (тест, стиль,  типы речи, предложения по типу высказывания, создание собственного  текста). 2. Литература (стихотворения, размеры стиха, загадки). 3. История (памятники павшим в ВОв, праздник Троицы). 4. Биология, экология (польза берёзки, охрана природы). 5. Музыка (песни о берёзке). 6. Изобразительное искусство (картины русских художников и фото). Оборудование: ноутбук  мультимедийный проектор, интерактивная доска. Песня Г.Струве "Моя Россия", группа «Любэ» песня «Берёзы», «Растёт в Волгограде берёзка» Планируемые результаты. 1. Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику предложения по цели  высказывания, зависимость цели высказывания от речевой ситуации; уметь определять вид предложения по цели  высказывания. 2. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного опыта/приобретённая компетентность):овладение  приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск  информации, получено в результате чтения или аудирования. 3. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,  творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения  школьного образования Ход занятия. 1 1. Рефлексия. Эмоц. настрой.   Здравствуйте, ребята и уважаемые гости, посмотрите , как солнышко радуется весне и улыбнитесь  друг другу, послушайте фрагмент песни. Звучит песня  группы «Любэ ». 2. Отгадайте загадку. По всем странам славится   Стройная красавица:   Белые одежки, золото – сережки,   С расплетенною косой,   Улыбается росой. – Надеюсь, вы уже догадались, о каком дереве идет речь? (О березе.) Число, тема урока. 3. Слово учителя. Прочитайте эпиграф.                                            Храните родину мою!                                                   Её снегов не отвергайте,                                                Её берез не забывайте.                                                                          К. Некрасова    Русь, родина, отчизна, Россия… Произнося эти слова, в памяти всплывает тонкая березка, стоящая у  реки. Легкий ветерок играет ее шелковыми зелеными косами. Простор неоглядный, глубокое голубое небо и белые­белые облака. Это наша родина ­  Россия. – Образ России немыслим без русской белоствольной  березки:    Наряд её лёгок, чудесен,    Нет дерева сердцу милей.    А сколько задумчивых песен    Поётся в народе о ней. ­ Кто не восхищался весной светло­изумрудной зеленью распускающихся листочков березки! А ее осенний золотой наряд так украшает хмурый пейзаж! Какое великолепное зрелище представляет береза в зимнем  серебристом уборе! А сколько песен сложено о берёзке! ­ Какой, по вашему мнению,  должна быть музыка? Спокойная, нежная, торжественная.  – М. И. Глинка – великий русский композитор жил за границей и когда возвращался домой, остановил свой экипаж, вышел и низко поклонился березе. Ты до того, берёзонька, красива 2 И в жаркий полдень, И в часы росы, Что без тебя немыслима Россия. ­ Действительно, мы не представляем нашу Родину без берёзки.  Береза – удивительно красивое дерево, которое можно отличить от других деревьев по белой коре, на ней  есть черные черточки, которые называются чечевичками. Они нужны берёзе, чтобы дышать. А еще берёзку  называют няней ели, потому что она укрывает под своими ветвями молоденькие побеги ели, и они не  гибнут от заморозков и солнца. ­  Как вы думаете, умеет ли  берёзка плакать?  – Да. Это происходит весной во время сокодвижения, люди наносят  раны, из которых сочится  сок. Ранки  не замазывают, и дерево гибнет.  4. – Ребята, послушайте экологическую сказку “Плач березы”.    Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал речную гладь,  шелестел в ветвях одинокой березы.     Зимой березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали желтую листву,  и только летом она отдыхала. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве.  Береза перешептывалась с соснами и елями.    По лесу шел мальчик, он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень  устал. Он увидел одинокую березу. Он присел под березу, прислонился к стволу и уснул в ее тени. Ему  понравилось место, и, желая его запомнить, он достал ножик и на стволе березы вырезал свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по ее стволу. Затрепетала она от раны, потянулась к мальчику,  прося защиты. Но не было помощи. Тогда рванулась она ветвями к соснам, елям, но и они молчали,  поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, а через некоторое время пожелтела и осыпалась  листва, засохли ветки, почернел белый ствол. Только имя мальчика огромными буквами сияло на нем.    РАБОТА В ГРУППАХ. 1 группа. ­ Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? ­ К какому стилю речи относится данный текст? Почему? ­ Сделайте синтаксический анализ предложения:  Он качал высокие травы и волновал речную гладь,  шелестел в ветвях одинокой березы. 2 группа. ­ Какова основная мысль текста? ­ К какому типу речи относится данный текст? ­ Какие предложения по цели высказывания использованы в тексте? 3 ­ Выпишите все словосочетания из предложения: Он качал высокие травы и волновал речную гладь,  шелестел в ветвях одинокой березы. – Ребята, как вы думаете, почему погибло дерево? Как надо относиться к окружающей нас природе? ­ Как можно было помочь берёзке? = Работа с нетбуками в группе, на интерактивной доске. Тест (пульты) Физкультминутка.   Представьте, что вы превратились в березы. Березки расправили нежные листочки, потянули тонкие  веточки к солнышку. Улыбнулись березки солнышку.  5. ­ Поэт В. Боков обращается к нам:  Не руби березы белой,   Не губи души лесной.   Не губи и зла не делай,   А особенно весной.         Работа в группах. 1 группа. ­ О чём это стихотворение? Какова его основная мысль? ­ Чем отличаются стихи от прозы? ­ В чём необычность построения предложений? (инверсия) 2 группа. ­ Какие предложения по цели высказывания использовал автор? ­ Каким размером оно написано?  (хорей) ­ Какие средства выразительности есть в этом стихотворении? (метафора: душа лесная)  Загадки тоже, как правило, в  стихах? Отгадайте загадки. По группам. 1 группа.     Первое дело ­ мир освещать,                     Второе дело ­ крик утешать,        Третье дело ­ больных исцелять              Четвертое дело ­ чистоту соблюдать. 2 группа.           Это дерево мир освещало,  4 Соблюдать чистоту помогало,                              От болезней от разных лечило,                              В его почках целебная сила. ­ О чём говорится в загадках? ­  Значит, береза – это еще и лекарственное растение. 6. Ученик: Береза — лекарственное растение. Все в ней имеет целительную силу. Почки березы помогают  при заболеваниях почек и печени. Настои из листьев уменьшают боли, улучшают общее состояние  человека. Сок березы содержит большое количество витаминов, его применяют как общеукрепляющее  средство при различных заболеваниях. В народной медицине используется также и деготь березовый. На  старых деревьях встречается березовый гриб — чага. В народной медицине он также находит применение  — им лечатся от рака. ­ А сейчас будьте очень внимательны. Наши юные экологи познакомят вас со многими интересными  сведениями о березе. Эти знания пригодятся вам в жизни. Сообщение о пользе берёзы. ­  В глубокой древности  пришла в  жилища людей, стала для них источником света и тепла — самой  светлой лучиной, самыми жаркими дровами в печи. В древней Руси на бересте писали грамоты.   ­  За что березу называют « вестницей далеких эпох»? (Когда не было бумаги , писали на бересте. Она  принесла нам весть о жизни людей 12­14 веков) В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, как мы сейчас, а …  березой. ­ В какое время года заготавливают берестяную кору, и опасно ли это для березы? ( В конце весны и в  начале лета. Во время сокодвижения кора легко отделяется. Для березы это неопасно:  кора нарастает  вновь, если снять ее умело, не повреждая дерево)  ­  Милая наша березка  ­ универсальный врачеватель и предсказатель погоды. Это дерево может заменить  собою компас, если  заблудишься в лесу: с северной стороны ствола кора грубее и темнее, на ней больше  трещин и наростов. – Кора березы обладает очень сильными антисептическими свойствами. Она содержит особое вещество,  которое используется в медицине для пропитки бинтов. Известно, например, что в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Эти бактерицидные свойства обусловили применение  берестяных изделий для хранения продуктов. В них хранили, например, молоко, которое могло не  прокисать две недели, а также рыбу, мясо, грибы, которые тоже долгое время оставались свежими. В  крупе и муке, хранящейся в берестяном туеске, никогда не заведется жучок, кроме того, береста обладает  свойством забирать из этих продуктов излишнюю влагу. 5 ­  А русская баня с ее щедрым жаром! Березовый веник — символ чистоты, хорошее лекарственное  средство. Листья у березового веника широкие, мягкие; хорошо запаренный, он выделяет эфирные масла и другие целебные вещества, благотворно действует на кожу человека. – Ребята, а вы знаете, какие удивительные поделки делают из березы?  – А хотите увидеть эти поделки и узнать об их назначении. Давайте послушаем экскурсовода. Экскурсовод. ­  Из белоствольной красавицы получают тысячи вещей. Само дерево успешно используют как  строительный и поделочный материал. Древесина березы очень крепкая и идет на изготовление мебели,  лыж, лучших сортов фанеры. ­ Некоторые даже приспособились хранить в бересте меха (шубы, шапки), тем самым предохраняя их от  моли. А в последнее время берестяные туески применяют даже для хранения донорской крови! Стихотворение  Н.И.Птухина «Ода Берёзе». Благодатная берёза, Ты символ Родины моей, О тебе стихи и проза,  Ты свет и радость для очей.    Утешала вдов берёза,    Хранила тайны, чью­то боль,    Согревала всех в морозы,    Гнала из тела в бане хворь. Разгоняла тьму ­  лучина, Лечила язвы ран – кора, Уходила прочь кручина; Берёза – лекарь. Это да!    Исцеляют  ­ сок и почки,    И лист и дёготь бересты,    От любой болезни точно    Отыщешь в ней лекарство  ­ ты.  Береста пригодна в деле: Плели корзины и ковры,  Туеса и туфли смело, 6 Кто в чём нуждался – всё могли.    Из берёзы – поварёшки,    Телеги, сани, портсигар,    Топорища, оси, ложки.    Берёза – людям божий дар. Благодатная Берёза –  России символ, красоты, Ты кладезь сил и доброты. 7.– Друзья, а вы знаете, что березка может предсказывать погоду? Что вы об этом знаете? ­ Если хотите узнать, какое будет лето, то внимательно присмотритесь к березам. Береза перед ольхой  лист распустит – лето будет сухое, ольха перед березой – мокрое.   Если весной из березы течет много сока, то лето будет дождливое. А какой будет весна, березы  рассказывают осенью. Листья начинают желтеть с верхушки — ждите ранней весны, снизу — поздней. И  зиму березы могут предсказать: в начале октября с них лист не опал — снег ляжет поздно. 8.– Много прекрасных песен сложено про березу, много написано замечательных стихотворений. Но и  русские художники не забыли о ней. – Давайте вспомним наиболее знакомые картины русской природы, где запечатлена березка. Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов.  Писатель В. Гаршин, глядя на картину И. Левитана «Март», сказал: «Я назвал эту картину “Чувство  Родины”». И действительно, когда  смотрим на это полотно, то испытываем  чувство единения со своим  Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки — все это такое знакомое и такое  родное. И эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине. Россия, сторонка веселая,  Дорогой бежит проселочной, Тонкой березой качается, В светлых дождях купается. ­ Перед картиной «Березовая роща» Левитана испытываем особую радость. Так бывает, когда в летний  день входим в березовую рощу и ощущаем красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и  молчаливые березки. Ты так мила мне, до любой росинки, В твоих просторах дремлет тишина. Березовая русская Россия —  7 Ромашковая добрая страна. 9.­ Как красива берёзка в начале лета! А какой праздник связан с берёзкой?      В июне в первый летний месяц, на 50­й день после Пасхи, на Руси отмечается    другой христианский праздник — праздник Троицы. До сих пор сохранился обычай украшать дома, жилища зеленью, цветами, веточками берез. Праздник Троицы был любимым праздником земледельцев. Он знаменовал окончание весенних полевых работ — пахоты и посева. Но, заботясь о будущем урожае, древние славяне связывали с березой магические свойства, способные воздействовать на лесных и полевых духов, от которых, как они думали, во многом зависит урожай, плодородие земли. – Мы услышали много интересного и полезного о березе. Надеюсь, что  полученные знания вам пригодятся в жизни.     10.  Великая Отечественная война.     В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь  продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березы у Вечного огня в любом уголке России,  потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны. — Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии  Великой Отечественной войны! Лучших свидетелей не найти. Последний привет умирающие солдаты  посылали ей, как символу Родины. Ученик  (в военной форме). За селом, вдали, на перекрестке Полевых, едва заметных троп Я узнал солдатские березки, У которых рыл себе окоп. И невольно вспомнил, как стонали Ветки их от взрывов и огня... Возле тех березок подобрали  Чуть живым товарищи меня. С той поры с любовью о березах Говорили часто мне бойцы: «Ты бы злую смерть не пересилил, Ты бы тяжких ран не перенес, Если б мы тебя не напоили Светлыми слезинками берез...» 8 Сообщения учащихся. ­ Берёза ­  символ Родины, воспоминание о детстве, символ памяти. ­ К 100­летию Бородинского сражения около деревни Шевардино были посажены в  форме гигантского  креста сотни берез. ­ Хатынь. Ее дотла сожгли фашисты. Она не единственная. В Великой Отечественной войне в Белоруссии  погиб каждый четвертый её житель. Сейчас на месте Хатыни ­мемориал. В центре  его тоже посажены 3  березки. Они символизируют жизнь. А узкое белое пламя Вечного огня на месте четвертого деревца. ­ Война не дошла до алтайского села Ключи, но в парке села посажена 451 березка. Это столько воинов не  вернулись с войны. ­ Растет в Волгограде березка, растет на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Она помнит  разрушенный город, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих. Здесь насмерть стояли солдаты,  выстояли и победили. Мы попросим всех встать и почтить память погибших.  Песня «Растёт в  Волгограде берёзка» ­  Учитель:  ­ В годы войны наши солдаты освобождали от фашистов Польшу, Чехословакию, Югославию, Венгрию.  Многие из них погибли и там похоронены. И стоят памятники русским солдатам в освобожденных  странах, и низко кланяется им освобожденный народ. (На экране фото ­ Трептов парк в Германии)  В Трептов­парке белые берёзы,  Словно вдовы русские, стоят  И роняют слёзы, а не росы  На могилы братские солдат.  Берёзы! Вы печаль России…  Вдовья неизбывная тоска.  Сквозь ненастья, горем залитые,  Привела  сюда издалека.  Привела, поставила навеки  У ступеней скорбной тишины.  С той поры вы, не смежая веки,  Навеваете солдатам сны.  О берёзы! Белые берёзы!  Часть России, часть моей души! Учитель. 9 ­ Где бы ни росла русская березка, везде она приносит людям радость и свет. Многое могут люди! И  посадить березку и сохранить ее и даже послать зеленую русскую березку в заоблачные выси Вселенной.  Космонавты в свои рейсы брали вымпелы, значки, а Борис Волынов взял с собой веточку подмосковной  березки.  11. Вывод – итог:   Березка ­ память, березка – любовь наша к прошлому, будущему, настоящему. Наша  нерассказанная любовь к Родине.     Русская берёзка – символ Родины.   12. Написание сочинения ­ миниатюры.  Вот и подошли мы к тому моменту, когда сами должны изложить на бумаге мысли.  Березка русская… ­ О чем будете писать? ­ О чем хотите рассказать про березку? ­ Какой запомнилась вам березка? 13. Д/З. 1. Записать четверостишие о берёзе, указать грамматические основы     предложений.               2. Выписать пять пословиц  о берёзе.               3. Сочинение­размышление «С чего начинается Родина»? 14. Рефлексия.   Продолжите фразу: ­ сегодня я узнал… ­ меня удивило… ­ мне понравилось… ­ мне захотелось… ­ я понял, что… ­ мне захотелось… ­ мне на уроке было… ­ урок дал мне для жизни… ­ было интересно… На полянке, на пригорке,             Под окном, среди полей  10 Белокурая березка –           Символ Родины моей. Песня “Моя Россия” Г. Струве ученик читает на фоне музыки стихотворение (Стихотворение «Белоствольная берёзка – символ Родины моей»)  БЕРЁЗА  Белоствольная берёза –   Символ Родины моей.  Нету деревца другого  Сердцу русскому милей.  Изумрудная весною,  А зимою – в серебре,  Машет веткой золотою  Всем детишкам в сентябре.  Каждый листик, как сердечко,  Полюбуйся, погляди.  У родимого крылечка  Ты берёзку посади. (И. Агеева) Пословицы о берёзе  Бела береста – да дёготь чёрен. Берёза не угроза – где стоит, там и шумит. Берёза ума даёт (о розгах). Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких. Берёзой обогреешься, а не оденешься. Где дубняк, там и березняк. Для врага и берёза – угроза. 11 И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут. Каковы берёзки, таковы и отростки. Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.       О. Шестинский Без березы не мыслю России – Так светла по­славянски она, Что, быть может, в столетья иные От березы – вся Русь рождена. Под березами пели, женили, Выбирали коней на торгах; Дорогих матерей хоронили Так, чтоб были березы в ночах. Потому, знать, березы весною Человеческой жизнью живут: То смеются зеленой листвою, То сережками слезы прольют. ­ Почему поэт не мыслит жизни без березы?  ­ Почему утверждает, что от березы вся Русь рождена? ­Как связана жизнь человека с березой?  ­ Так почему же березы живут человеческой жизнью? Как это понять?  12 13

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"

Внеурочное занятие по русскому языку "Берёза - символ Родины моей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017