Литературно- музыкальная композиция
ЦЕЛИ: формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине-Донском крае. Расширять знание детей о Донском крае. Повышать познавательную активность. Знакомить с традициями и обычаями донских казаков. Прививать любовь к народной песне и народному танцу. Воспитывать патриотизм.
СЛАВЕН ДОН.docx
СЛАВЕН ДОН
Литературно- музыкальная композиция
ЦЕЛИ: формирование у детей младшего школьного возраста целостного
представления о малой Родине-Донском крае. Расширять знание детей о
Донском крае. Повышать познавательную активность. Знакомить с
традициями и обычаями донских казаков. Прививать любовь к народной песне
и народному танцу. Воспитывать патриотизм.
Хозяин:
- Добрый день гости званные и желанные
Хозяйка:
- Милости просим к нашему куреню. Ждёт вас здесь угощение знатное и
времяпрепровождение приятное. И по старому донскому обычаю дорогих
гостей встречаем хлебом – солью. А главный хлеб на дону – это, конечно,
каравай
(выходит каравайщица с караваем)
Каравайщица:
- здорово ночевали казаки и казачки. Милости просим к нашему куреню. Слово
каравай происходит от слова кара – круг, поэтому каравай означает круглый
хлеб. А наши предки в понятие круг вкладывали большой смысл- круглое
красное солнышко, круглый годовой цикл. Вселенная нашими предками
представлялась тоже замкнутой в виде круга, да и вся жизнь , как считали
развивается по кругу.
(несёт каравай)
Поэтому после уборки урожая девушки водили хороводы , прославляя наш
донской хлеб.
ХОРОВОДНЫЙ ТАНЕЦ ОЙ САД ВО ДВОРЕ
1 ученица
В давние времена собирались люди на праздники, устраивали пиры. И к этому
дню пекли особый хлеб- он получил название пирог от слова пир.
( звучит лирическая музыка)
Наиболее древние пироги - пироги из пресного теста . дрожжевое тесто
готовили простое , а сдобное – только по большим праздникам.
Каравайщица:
Слоёное тесто появилось позднее. В старину начинки пирогов отличались
большим разнообразием. Готовили пироги с мясом, грибами, яблоком, маком,
рыбой, даже с кислицей. Овощная начинка тоже была самая разнообразная.
Были даже огуречники – пироги с солёными огурцами.
2 ученица
Были и хлебальные пироги. С них срезали корку и начинку ели ложками.
Готовили такие пироги – тарелки с начинками из лука, капусты и моркови. ( музыка затихает)
Каравайщица:
По форме пироги делились на круглые,долгие и треухи. В круглый пирог
вкладывался большой смысл.
3 ученица
В нашей области кроме пасхальных куличей, вознесенских рогулек, модников,
картофельников, пекли уризники и сочники с картошкой, капустой, топтаники
из гороховой муки и многое другое.
Хозяин:
- а мы приглашаем гостей в казачий курень, в самое лучшее место – горницу.
Хозяйка:
Окончены дневные работы. После вечери расходится не хочется, начинается
самое интересное- разговор.
- о чём он сегодня?
- давайте послушаем.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ ДОНСКИХ КАЗАКОВ
Старый казак:
Ох, добре песню играют! Любо!
Ученик
- деда, а я вот как слышу песню нашу, казачью, так вроде Дон наш, батюшка,
волною серебрится, казаки гутарят, а то конь намётом пошёл… и так сладко
делается, как жеребёнок до мамки тянется.
Старый казак:
Да сынку, такие песни игратьумеют казаки, потому как народ наш красивый,
сильный, добрый, как Дон родимый. А руки, руки у людей золотые.
ТЁТКА ЛУКЕРЬЯ:
- девчата, а вы огород сегодня пололи ал прогутарили с казаками? Надо
наведаться да проверит вашу работу.
Ученица:
- Тётка Лукеря , вы что, не верите, что ли? Мы ж управились! Мы гутарили и
работали. Вот послушайте как
ПЕСНЯ МОЛОДА Я МОЛОДА
ТЁТКА ЛУКЕРЬЯ:
- Вот окаянные, всё- таки с казаками встречались ! А кстати вы хоть знаете ,
кто такой казак?
Ученик: А как же! Казак – это слово нерусское. Так называли у тюркских народов
удалых, вольных людей. Жили они на дону во время владычества татар . это
случилось приблизительно в 1500 году.
ТЁТКА ЛУКЕРЬЯ:
Верно. Донской край стал родиной вольного казачества, знаменитого войска
Донского, ставшего защитником южных границ государства Российского.
Старый казак:
В каких только походах не участвовали отважные сыны казачьего Дона.
Сражаясь под командованием великого полководца Суворова, они
штурмовали Азов и Измаил, воевали в Альпах – били там Наполеона и его
маршалов. Тысячи донских казаков сложили головы на чужой и на своей,
милой сердцу, земле.
УЧЕНИКИ читают стихотворение И. С.Никитина
Русь помнит те былые годы,
Когда свой гибельный удар
Сын дикой степи и свободы
Бросал наш предок на татар.
Когда от Дона и Урала
И вдоль днепровских берегов
Внезапной молнией сверкала
Казачья сабля меж врагов.
И помнит Русь тот день великий,
Когда бесстрашный богатырь
К подножью грозного владыки
Поверг обширную Сибирь.
И подвиг дивный и кровавый,
Которым в летопись веков
На память вечную и славу
Внесён разрушенный Азов.
Привет донцам! Увековечен
Ваш сильный, доблестный народ.
И знает мир, как вами встречен
Войны Отечественный год:
Весь Дон восстал на голос чести .
И день, и ночь казак летел
И крови в битвах грозной мести Последней капли не жалел.
Хозяин:
До сих пор поют на Дону походные песни. Вот давайте вспомним одну такую
песню
« Донцы – молодцы»
ТЁТКА ЛУКЕРЬЯ
- а я совсем не согласна , что одни казаки храбрые. А казачки? Да не было б
казаку удачи, если б на ратное дело его казачка не благословила – матушка
родная, сестрица – краса, невеста ненаглядная, жена верная. Вся сила казака
от женских рук. Ёщё тот казак в люльке гулит, а руки мамины да бабины силу
в него вливают, да добрость, да ум, да красу! Вот как! А что это про казачек
мало гутарят?
( ЗВУЧИТ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ)
Хозяин:
Когда у казаков появлялась свободная от службы минута ,они любили
погулять немного, пошалить , но любимых в родном краю не забывали, были
им всегда благоверными мужьями, матушек добрым словом почитали, невест
не забывали.
ТЁТКА ЛУКЕРЬЯ:
Казаки прежде всего были воинами ловкими, смелыми, находчивыми,
отличными всадниками. Казаки воспевали любовь к своему верному другу –
доброму коню.
Старый казак:
Не случайно возникли об этом пословицы: « Казак сам не поест , а коня
накормит», «Казаку конь себя дороже», « Без коня казак кругом сирота»,
«Казак без коня , что казак без ружья»
ТЁТКА ЛУКЕРЬЯ:
А как же не помнить. Из музыкальных инструментов бытовали на Дону
русская гармонь, бубен, балалайка, ложки. Ох, играли ж красиво! А давайте и
мы попробуем сыграть.
ИГРАЮТ НА ЛОЖКАХ
ПОД МУЗЫКУ ВЫХОДИТ ДЕД ЩУКАРЬ
Старый казак:
Здорово, дед Щукарь, Седай! Ты сказывать мастак. Так может расскажешь
миру, как Дон наш знаешь,что про речку нашу великую деды тебе
пересказали? А может ещё что?
Дед Щукарь: А и скажу. Но сначала загадку мою разгадайте. Только ты дед помолчи. Ты
может и знаешь, коли голова не дырява. Я вот мальцов спрошу. Вот ты казак
без усов скажи мне , что такое станица? Что зажурились?
Ученик:
Станица – первоначально так у казаков назывался небольшой отряд ,который
посылался в степь на разведку, они ставили там свои станы в неприступных
местах. В конце 17 века станицами стали называться казачьи городки. Только
донская станица Черкасск называлась городом. Станицами до сих пор
называются крупные сёла на Дону и Кубани.
Дед Щукарь:
- Ишь какие грамотные!
ТЁТКА ЛУКЕРЬЯ:
Погодь дед, не расстраивайся. Загадай им ещё одну загадку.
Дед Щукарь:
- что ж будет называтся курень?
- Любо! Любо, казачата!
Ученик:
Дедунь! Да хватит загадок. Пойдём лучше спляшем!
Дед Щукарь:
Эх, решили позабавиться над дедом!
ВСЕ :Дедунь, спляши!
ТАНЕЦ: казачий перепляс
Дед Щукарь:
- эх, танцор из меня никудышний. Вы мне лучше скажите , кто такие поречни?
Что зажурились?
Даа… испакостили речку нашу, перевелись в ней поречни, много всякой
живности было, да мало стало. В обиде на нас природа – мать, Дон Иванович,
травы разные, да зверьё. Притеснили их люди недобрые. Вот и не стало с
нами поречни.
Ученик:
- Погодь дед, дак что ж за загадка твоя , что ж за поречни такие?
Дед Щукарь:
- Жил тут у нас по берегам да ерикам зверёк махонький, мохнатенький,
шустрый да ловкий, бегать да плавать мастак. По реке жил, поречней и
прозвли.
ТЁТКА ЛУКЕРЬЯ: Верно, верно деду! Дон нас и кормил, и поил,и красотой своей душу нашу
радовал. А как красиво описал наш тихий Дон Пётр Лебеденко в сказке
«Петрусь – мальчонка русский»
(ЗВУЧИТ ЛЁГКАЯ МЕЛОДИЯ)
«Тихий Дон , река раздольная, плещется и шепчет что – то , будто мать
родная сынка убаюкивает. На воинах солнечные блёстки сверкают, будто
золотые крупинки рассыпал кто –то. В светлой воде рыбёшка резвится,
вёсёлой игрой забавляется.
Над Доном воздух тёплый, прозрачными струйками плывёт, чайки
белокрылые летают. Можно иногда увидеть , как в глубине реки вдруг что-то
заблестит, засверкает, загорится золотыми огонькам . это наверно идёт
богатырь Тихий Дон. Идёт он по своим владениям, охраняет покой края
привольного, поля широкие, луга и леса зелёные»
Ученица:
- Ой,тётка Лукерья, убаюкала сладкими речами, на душе так тепло и приятно.
Пора и по домам расходиться. А то завтра на зорьке в поле идти, ведь
весенний день – год кормит!
Внеурочное занятие "Славен Дон".
Внеурочное занятие "Славен Дон".
Внеурочное занятие "Славен Дон".
Внеурочное занятие "Славен Дон".
Внеурочное занятие "Славен Дон".
Внеурочное занятие "Славен Дон".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.