Внеурочное занятие "Жизнь, достойная человека"
Оценка 4.7

Внеурочное занятие "Жизнь, достойная человека"

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
обществознание
7 кл—8 кл
15.05.2019
Внеурочное занятие "Жизнь, достойная человека"
Человеческая жизнь - это жизнь сообща, вместе. В одиночку людям попросту не выжить, не развиваться, не обрести своего главного достоинства - сознания. Этика как наука о нравственной жизни человека способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовной культуры, понять ценностные ориентиры в мире человеческого общения, норм бытия. Жизненный опыт показывает, что отказ от морали в конечном счете пагубно складывается на самой жизни каждого человека.
Внеурочное занятие Жизнь, достойная человека..doc
Внеклассное студийное занятие по обществознанию Тема: "ЖИЗНЬ, ДОСТОЙНАЯ ЧЕЛОВЕКА" г. Братск, МОУ «СОШ № 40» Учитель: Каляцкая Н.Я. Человеческая жизнь ­ это жизнь сообща, вместе. В одиночку людям попросту не выжить, не развиваться, не обрести своего главного достоинства ­ сознания. Самое замечательное время ­ тот миг, в котором мы находимся. Прошлого нет ­ оно прошло,   и   ничего   изменить   в   нем   мы   не   сумеем.   Будущее   ­   не   в   нашей   власти.   Друзья, используйте же текущий миг, чтобы сделать людям добро. Спешите сотворить добро. Звучит песня "Есть только миг между прошлым и будущим, Именно он называется жизнь...". Сколько помнит себя человечество, столько же и пытается ответить на "вечные" вопросы ­ о смысле человеческой жизни, уникальности человека, о надежде на будущее, перспективах человека, прогрессе человечества. Зачем любить и ненавидеть, Растить цветы и звезды видеть, Зачем искать, зачем терять, Зачем былое вспоминать? Зачем живые все живут? В чем смысл жизни заключен, В чем заключен ее закон? И не дает покоя мне, Моей усталой голове Один мучительный вопрос: Зачем родился я и рос? Кто я? Зачем я? Что могу?  Куда по жизни я бегу,  Прожитых лет не замечая,  В бездарной суете дорог?  Такое предстоит мне дело —  Познать себя  И ум, и тело, Что я могу с собою сделать  За п... оставшихся мне лет?  Ну что ж, посмотрим, Жизнь покажет. Основными   ориентирами   в   духовном   самоопределении   человека   являются   ДОБРО, ИСТИНА, КРАСОТА. Пути красоты, добра и истины разошлись и стали тянуть человека в разные стороны. Итак: основание жизни ­ ДОБРО (плакатик на доске). Наиболее часто мы воспринимаем ДОБРО и ЗЛО во взаимоотношениях людей. Сценка трех учащихся Попробуем   представить   беседу   Мудреца   с   учениками   в   старом   саду   над   скалистым обрывом к морю. Сама природа вручает им вечные вопросы. Ученики:   Наставник!   Сегодня   по   дороге   к   вам   мы   видели   неприятную   сцену:   мать ударила по лицу ребенка. Но, видимо, испугавшись того, что сделала, стала просить прощения у своей девочки. Дочь не плакала и первой поцеловала свою мать, оказавшись "на высоте", если можно так сказать о ребенке. Учитель! Что руководило взрослой женщиной в ее поведении? Мудрец: Матери не следовало так поступать, какой бы ни была провинность ее дочери. И дочь действительно оказалась "на высоте", если простила ее. Человек достоин уважения с тех пор, как стал второй плотью, живым существом в материнском организме. Маленький человек еще не совершал зла в жизни. Он чист. И тем более велика ответственность взрослых, поскольку злу, ненависти дети учатся у старших. Ребенку требуется защита и помощь людей, прежде всего близких. Ученики: Но ведь женщина ударила ребенка. Мудрец: В каждом человеке, как и во всем человеческом обществе, идет борьба Добра со Злом. И первого без второго не может быть. Так белое не воспринималось бы как белое, если бы не существовало черного. В каждом из нас заключено такое противоречивое единство. Человека можно представить растущим деревом. Чем более он приобретает добра, чем пышнее становится его крона, тем далее уходят его корни в знание о жизни, добре и зле. Познавая добро, он познает и его противоположность. Но, видимо, женщина, ударившая дочь, оказалась  слабее  внешних обстоятельств, и произошло нарушение равновесия Добра и Зла. Второе захлестнуло первое. Моральный выбор ­ это по существу нравственный конфликт в самом человеке. Чаще всего это борьба эгоизма и альтруизма в каждом из нас. ­ Что вы думаете по этому поводу? "Два мира есть у человека: один, который нас творил, Другой, который мы от века творим  по мере наших сил". "Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь". "Не почитай себя стоящим только здесь вот, в сущем, в настоящем,  А вообрази себя идущим по границе прошлого с грядущим". Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Это вечные  вопросы. Чтобы вы почувствовали, как трудно порой бывает понять, где добро, где зло ­  послушайте короткую старинную повесть. Это   произошло   давно,   в   средневековой   Испании.   Богатый   человек   нашел   маленького бездомного мальчика, пожалел его и взял к себе в замок. Мальчик стал приемным сыном и сводным братом его родной дочери. Дети выросли и горячо полюбили друг друга. Но отец, узнав об их чувствах, прогнал юношу из замка: ведь он был неровней его дочери по происхождению и богатству.   А   вскоре   с   девушкой   случилась   беда:   ее   выкрал   богатый   священник,   старый развратник,   пожелавший   позабавиться   с   очередной   своей   жертвой.   Бедная   девушка   была   на грани   безумия,   день   и   ночь   молила   Бога   спасти   ее   от   унизительного   бесчестия.   А   честь   и достоинство девушки ценились выше самой жизни. Юноша, узнав, где находится возлюбленная, проник в дом священника, нашел ее, и они решили бежать, но были обнаружены и окружены. Положение их стало безнадежным. И тогда, чтобы спасти честь любимой, юноша закалывает ее кинжалом. Она умирает. Его хватают и ведут на казнь. В толпе одни называют его злодеем, а другие считают, что он поступил правильно ­ спас возлюбленную от бесчестия. Как оценить поступок юноши? Мы не беремся судить. Мы только хотели вам показать, как порой трудно разобраться, где добро, а где зло. Если же вы сами захотите прочитать о судьбе влюбленных, откройте драму М.Ю. Лермонтова "Испанцы".  Как добро, так и зло, отданные людям, к тебе же и вернутся. Или, как говорит Библия: "Воздастся каждому по делам его". Добро и зло ­ две неразрывные силы, ведущие постоянную борьбу. Боюсь листать истории страницы,  Там кровь, там море крови над строками,  Хочу добра для всех, как синей птицы,  Но боже упаси, чтоб с кулаками. Добро нельзя заставить принимать,  Добро под страхом никому не нужно,  Не стоит это в жизни забывать,  И если каждый человек, вглядясь в себя,  Заставит зло свое за зеркалом застыть,  То в мире нашем только лишь тогда,  Без кулаков добро будет царить. Итак,   добро   и   зло   являются   основными   понятиями   этики.   Чтобы   добиться   успеха   в жизни, нужно хорошо знать самого себя, научиться заглядывать в глубины своей души, честно видеть   свои   сильные   и   слабые   стороны.   Основа   жизни   ­   ИСТИНА.   Понятие   истины устанавливает отношение соответствия между нашим разумом и внешней действительностью. Идеи красоты, справедливости,  любви  и т.д. составляют  истинное бытие.  Истиной называют хорошо   проверенные   опытом   теоретические   представления,   разделяемые   абсолютным большинством ученых, специалистов. Истинное знание должно пройти практическую проверку. Социальная истина не может быть истиной узкого круга, она – синтез интересов и взглядов всех. Свеча ­ символ истины и света (зажигаем свечи). Истина никогда не принадлежала одному человеку или группе людей.  Что   есть   истина?   Сценка,   на   экране   слайды.   В   белом   плаще   с   кровавым   подбоем, шаркающей кавалерийской походкой ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.  П. П. "Приведите обвиняемого".  Ведущий: (прозвучал тусклый больной голос): "Имя?" ­ Иешуа. ­ Прозвище есть? ­ Га­Ноури. (Ведущий: "Мир узнает этого человека под именем Иисус Христос"). ­ Так ты собирался разрушить здание храма? ­ Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. ­ Зачем рассказываешь про истину, о которой не имеешь представления? Что такое истина? Ведущий: "0, Боги мои, подумал прокуратор, я спрашиваю его о чем­то ненужном. Мой ум не служит мне больше". (Пауза) П. П: Что есть истина? На протяжении всех времен никто еще ­ ни Бог, ни царь и ни герой не дали ответа. Что такое ИСТИНА? Что вы думаете по этому поводу? Показ иллюстраций, фото... Елена   Блаватская   ­   наша   соотечественница,   талантливая   журналистка,   рисовалыцица, музыкантша. "Истина наших дней является ложью и заблуждениями дней вчерашних". Она хотела, чтобы человек задумался о смысле жизни, перестал сверять свой путь по чужому компасу, ибо путь для всех един, но средства достижения цели различны. "Мы познаем в той мере, в какой любим" ­ это изречение Августина Аврелия трудно оспорить. Итак, в познании истины играет существенную роль ЛЮБОВЬ. Ваши мнения по этому поводу, пожалуйста. Сообщения учащихся (на экране фото этих людей): 1. Об Игоре Талькове: Игорь, как камертон, настраивал людские души на высокий лад, на служение идеалам Правды, Добра, Любви, Света... 2. О Льве Толстом: "Я очень люблю истину". Его слова – обращение к молодежи. Его слово "полюблять" ­ то есть с каждым днем все больше и больше любить, постигать ее законы, законы жизни. 3. О нашей стране, где утверждалось, что первична материя. 4. О марксистской теории... Платон видел в любви основной стимул стремления к истине 5. О А. Солженицыне. Так же, как непонятны сами,  Но похожи мы все, как один,  Одиночеством и ожиданьем.  Пусть обманчив уют семьи,  Мы к нему всей душою стремимся,  В ожидании вечной любви  Самых близких людей единства.  Основание жизни ­ КРАСОТА. Под музыку (слайды о природе). "Жить согласно природе!". Как­то странно устроен мир:  В суете торопливых буден  Человек остается один,  Если даже всегда на людях.  Не дано нам понять других. Этот девиз был известен и в глубокой древности. Смысл и назначение человеческой жизни не могут быть найдены вне связи с природой. Сегодня важно изменить в корне отношение к природе, восстановить и развить чувство родства с природой и миром. Что есть истина красоты женщин (показать иллюстрации, слайды, прокомментировать). В   романе   "Дон   Кихот"   дама   спрашивает   у   искусственной   головы,   как   ей   сделаться красивой. Ответ: будь нравственной. Но разве не бывают соединенными вместе красота и безнравственность? Наблюдения  говорят, что бывают. Каждому   из   нас   в   жизни   нужна   нравственная   культура,   которую   можно   выработать только своими духовными усилиями. (стихотворение Заболоцкого "Некрасивая девочка"). Философом   выступает   каждый   размышляющий   о   своей   жизни,   высказывания   каждого нужно принять и понять. Духовно богатый  человек  – красивый  человек. Он всячески сопротивляется  тяжелым жизненным   обстоятельствам,   ошибается,   раскаивается,   для   него   душевное   неряшество   ­ слабость не извинительная, а бедственная. Любовь делает возможным творить красоту и воспринимает  ее. Как говорится, "не в пустыне красота, красота в душе араба". Семья Рерихов, много лет находясь в Индии, всегда внимательно следила за событиями в России. Их мысли... "Самое главное ­ мы должны думать о человеке, строить более красивое будущее. Первая книга Живой Этики "Листы сада Мории" заканчивается словами:  "Спросят: как перейти жизнь?  Отвечайте: как по струне через бездну – Красиво, бережно и стремительно".  Трудно что­либо к этому добавить. Мы должны, прежде всего, сохранять человеческое достоинство, если хотим, чтобы называли нас людьми. Человеческое достоинство ­ это уважение к человеку.  Для человека мысль ­ венец всего живого.  А чистота души есть бытия основа.  По этим признакам находим человека:  Всех тварей на Земле превыше он от века.  А если он живет, не мысля и не веря,  То человек не отличается от зверя. Добро, красота и истина внутренне связаны, они как путеводные звезды ведут человека к Анвари. одной цели ­ обретению подлинной жизни. Характеристики жизни Защищенность (под музыку ­ слайд Библия). Если мы откроем Библию, то мы можем найти такие слова апостола Павла: "Если я говорю языком человеческим и ангельским, а любви не имею, то я медь звенящая, кимвал звучащий, если имею дар пророчества и знаю все тайны, что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я ни что". Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, не бесчинствует, не мыслит зла. Любовь никогда не перестает... А сим существует три вещи: Вера, Надежда, Любовь, Но Любовь из них больше. (стихотворение) Верую Есть неизношенные ценности  Без кривизны и аномалий,  От самой­самой давней древности  И до сегодняшних реалий. Они святые дети вечности,  Не однодневки новомодные,  Звучат в них зовы человечности,  А это голоса природные. И тут не прихоти минутные,  Не акробатика словесности,  Вот почему в годины смутные  Я верю доброте и честности. ­ Что вы можете сказать о защищенности? Настроенность на легкую жизнь губительно действует на душу человека. Нормальный человек фактически всю жизнь формирует себя, пополняет свои знания, культуру.  Характеристика жизни Свобода. Что это? Прежде всего, возможность выбора. Что дает свобода человеку? (мнения учащихся)  Видео   ­   фрагмент   из   фильма   "Бедная   Саша".   Совесть   видит   и   знает   все,   дает   внутреннюю критическую оценку и нашего выбора и наших поступков. Сегодня каждый проходит суровый отбор ­ с кем он, что защищает, кого любит, к чему стремится.  Будем стремиться к прекрасному. Характеристика жизни Наслаждение (стихотворение): "Ну, зачем мы живем? Чтобы есть, чтобы пить? Чтобы вещи красивые Шить и носить? Чтобы дачу, гараж И машину иметь? Чтобы восемь часов На работе сидеть? А потом, ничего не поняв, Умереть!?" ­ Что вы можете сказать о наслаждении? Психолог  Сергей Ковалев  уверен,  что мировая  цивилизация  стоит на пороге великих преобразований. Сергей Ковалев отмечает, что современный человек очень напоминает ребенка, которому дали мощный компьютер, а он играет на нем в "Денди". Он отмечает, что почти все мы умеем работать головой. Мы не используем и сотой доли его мощности. Простой пример, отмечает психолог. Все люди по ориентации деятельности в НЛП (это мастер­практики психологической коррекции) делятся на "людей ОТ" и "людей К". То есть одни строят свою жизнь так, чтобы уйти ОТ чего­то ­ нищеты, горя, конфликта. Вторые идут К ­ богатству, любви, славе, пониманию. Это принципиальное различие. То есть, важна позитивная цель. И цель, и желание ее достичь. И Сергей Ковалев предлагает формулу. Запишите, пожалуйста: Результативность человека равна его способностям, помноженным на его желания и оптимизм: Р = С ЖО Раньше вместо "О" он ставил "У" ­ условия. Но сам убедился, что оптимизм способен преодолевать самые неблагоприятные условия, и человек состоится. 70   лет   тоталитарного   режима   оставили   нам   в   наследство   синдром   приобретенной индивидуальной беспомощности, т.е. СПИБ. Нас приучили к тому, что сам человек ничего не решает. Сегодня очень многие люди не знают, как устроить свою жизнь. Депрессия   сегодня   приобрела   характер   эпидемии.   Ею   страдают   десятки   миллионов человек, причем женщины в два раза чаще мужчин. К тому же она заразна, матери часто передают ее своим детям. Сергей Ковалев советует нам вести маленький дневничок ­ всего из трех граф. Запишите, пожалуйста: Событие Моя оценка Возможные последствия Например: мое деловое  предложение грубо  отбросили Стало быть, я  тряпка, раз не  сумел доказать Когда таких записей наберется за неделю­другую, надо отобрать повторяющиеся мысли из средней графы. Это, как правило, стандартные самооценки ­ их более двух­трех десятков. Психолог   Ковалев   называет   их   негативными   автоматическими   мыслями   (НАМ).   Они   и моделируют поведение человека, степень уверенности в себе, убедительности для окружающих. Несложные упражнения помогают вытеснить НАМ из сознания. Это повышает самооценку. Все наши   проблемы   начинаются   в   нашей   голове.   Сергей   Ковалев   советует   читать   книжки   по психологии,   развивать   свой   мозг,   любить   и   уважать   себя.   Стремиться   к   самопознанию   и самосовершенству ­ к высшим уровням жизни. Жизнь прекрасна настолько, насколько мы способны это понять. Я люблю тебя, жизнь, что само по себе и не ново, Я люблю тебя, жизнь, я люблю тебя снова и снова…

Внеурочное занятие "Жизнь, достойная человека"

Внеурочное занятие "Жизнь, достойная человека"

Внеурочное занятие "Жизнь, достойная человека"

Внеурочное занятие "Жизнь, достойная человека"

Внеурочное занятие "Жизнь, достойная человека"

Внеурочное занятие "Жизнь, достойная человека"

Внеурочное занятие "Жизнь, достойная человека"

Внеурочное занятие "Жизнь, достойная человека"

Внеурочное занятие "Жизнь, достойная человека"

Внеурочное занятие "Жизнь, достойная человека"

Внеурочное занятие "Жизнь, достойная человека"

Внеурочное занятие "Жизнь, достойная человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2019