Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Молчановская средняя общеобразовательная школа № 2»
Внеурочный курс по математике
«Действия над функциями» для 8 классов.
Выполнила: Савченко Мария Анатольевна
-учитель математики 1 категории
Молчаново 2017 г.
Курс «Действия над функциями» позволит углубить знания учащихся
по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания
построения графиков. Курс углубит знания о геометрических
преобразованиях графиков, выходящие за рамки школьной программы.
Графики суммы ,разности, произведения и частного двух функций
также можно построить без применения методов математического
анализа, используя определенные правила. Особенно эффективен этот
метод в случае, когда исходные функции являются элементарными.
Курс подается в лекционно- практической форме.
Тема: Действия над функциями.
Цель: Создание условий для интеллектуального развития учащихся,
формирования качеств мышления, характерных для математической
деятельности и необходимых человеку для жизни в современном
обществе.
Задачи:
- закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;
- расширение представлений о свойствах функций;
- формирование умений «читать» графики и называть их свойства;
- формирование основ новых знаний о построении графиков функций и
функционально-графического подхода к решению различных задач;
- строить графики функций путем геометрических преобразований и
новым способом, исследовать функцию на наименьшее и наибольшее
значения с помощью функционально-графического подхода .
Ход занятия:
1. Сообщение об истории возникновения функции. Найти в интернет-
ресурсах или дать возможность учащимся самим найти материал и
сделать сообщение на занятии.
2. Элементарные функции ,их графики и свойства. Повторение.
3. Устная работа на занятии. «Чтение» графика функции , указание
свойств. Можно использовать задания из КИМов.
4. Записываем в чем заключается процесс построения графика суммы
(разности, произведения, частного ) двух функций: строим два графика
для обеих функций ,а затем складывают(вычитают, умножают, делят)
ординаты этих кривых при одних и тех же значениях х. По полученным
точкам строят искомый график и выполняют проверку в нескольких
контрольных точках. Привлечь презентацию и построенные графики в
Microsoft Excel. Сумму, разность, произведение, частное функций
рассматриваем на простых примерах, опираюсь на знания учащихся об
элементарных функциях школьной программы. Познакомить с
алгоритмом построения графика новым способом. По этим точкам построить график данной функции.
Представим данную функцию в виде суммы (разности, произведения,
Составим таблицу значений этих функций.
Найти сумму (разность, произведение, частное) соответствующих
Алгоритм построения:
1.
частного )двух элементарных функций.
2.
3.
ординат для одних и тех же значений абсцисс.
4.
Пример 1. Рассмотрим функцию у=х2+х, представим ее как сумму двух
элементарных функций у1=х2 иу2=х. Имея дело с любой функцией действуем
по плану: формула-таблица-график. Только мы не будем составлять таблицу
отдельно для каждой функции, а составим следующую таблицу для х€[-4;4] с
шагом 0,5 ( с помощью Microsoft Excel заполним таблицу и построим график
см. приложения).
-
-
х
3
2,5
9 6,2
0 0,5 1 1,5 2 2,5 3
-
-
1
0,5
1 0,2
-
-
2
1,5
4 2,2
-4 -3,5
4 6,2
0 0,2
1 2,2
3,5
9
у=x2 1
6
-4 -3,5
12,2
5
y=x
y=x2
+x
1
2
5
-
2,5
8,75 6 3,7
-
3
5
5
-
-
2
1,5
2 0,7
5
5
-
0,5
-
1
0 -
0,2
5
4
1
6
4
12,2
5
3,5
5
5
5
0 0,5 1 1,5 2 2,5 3
0 0,7
5
2 3,7
5
6 8,7
5
1
2
15,7
5
2
0
(Если нет возможности использовать Microsoft Excel, то взять шаг=1 и
сосчитать значения у1=х2 и у2=х, а значения в третьем столбце сосчитать так:
у= у1+у2 (при х=-4,у=16+(-4)=12 и т. д.). Строим все три графика , показываем
как получить ординату нужной нам функции - складываем ординаты двух
предыдущих элементарных функций. С помощью Microsoft Excel графики
моментально «строятся» (см. приложения). Затем учащиеся самостоятельно
строят график функции у=-3/х +х2
[ у=х2+2х-1],опираясь на разобранный пример, находят наибольшее и
наименьшее значения функции на отрезке [-2;0). Заполним таблицу для этих
значений х с шагом =1.
Вариант 1
х
У1=-3/х
У2=х2
У=у1+у2
Без построения графика из таблицы видно, что унаим.=нет, унаиб.=5 ½.
Вариант 2
х
-2
3/2
4
5 1/2
-1
3
1
4
0
-
0
-
-1
-2
0 У1=х2
У2=2х-1
У=у1+у2
4
-5
-1
1
-3
-2
0
-1
-1
Без построения графика из таблицы видно, что унаим.=-2, унаиб.=-1
1,5
6
1,5
7,5
2
4,5
2
6,5
3
3
3
6
4
2 1/4
4
6 1/4
4,5
2
4,5
6,5
2,5
18/5
2,5
6,1
3,5
18/7
3,5
6 1/14
Рассмотрим 12 задание ЕГЭ (профильный уровень): «Найдите наименьшее
значение функции у=9/х + х на отрезке [1;4,5]. Представим функцию в виде
суммы двух элементарных функций у1=9/х и у2=х, первая функция убывает на
заданном отрезке, вторая - возрастает, поэтому возникают трудности при
выполнении этого задания, лучше составить таблицу для этих значений х с
шагом=0,5.
х
1
9
у1=9/х
1
у2=х
у=9/х
10
+х
Из таблицы видно, что унаим.=6 в точке х=3, унаиб.=10 в точке х=1.
Контрпример: найдите наименьшее значение функции у=х2+х на отрезке
[1;4,5], У=у1+у2, У1=х2 возрастает на данном промежутке, y=x тоже
возрастает на данном промежутке ,значит наша функция возрастает на
данном промежутке и наименьшее значение функция будет иметь на левом
конце отрезка ,т.е. в точке х=1 ,унаим.=2,а наибольшее значение на правом
конце отрезка, т.е. в точке 4,5,унаиб.=24,75.
Примеры на разность двух функций:
1.у=х2-х (таблицу и график см. в приложении)
2.у=х3-10(для самостоятельного решения)
3.Найти наибольшее и наименьшее значения функции у=2/х – х на отрезке [-
4;-1] (задание повышенной сложности)
Примеры на произведение двух функций:
1.у=х(х+1) (таблицу и график см. в приложении)
2.у=х2(х+1) (для самостоятельного решения)
3.Найти наибольшее и наименьшее значения функции .у=х2(х+1) на отрезке
[-2;2] (задание повышенной сложности)
Примеры на частное двух функций:
1.у=х2/10 (таблицу и график см. в приложении)
2.у=х2/х (для самостоятельного решения) 3.Найти наибольшее и наименьшее значения функции .у=х2 /(х+1) на отрезке
[0;4] (задание повышенной сложности)
Рассмотрим задание повышенной сложности : «Построить график функции
у=(х2+2х-3)/(х-3) и исследовать на наибольшее и наименьшее значения».
Выделим целую часть : разделить уголком многочлен х2+2х-3 на многочлен х-
3, получаем функцию у=(х+5) +12/(х-3), где (х+5) – целая часть, 12/(х-3) –
дробная часть, разобьем эту функцию на сумму двух элементарных функций
у=х+5 и у=12/(х-3) и строим график этой функции по нашему способу. Из
таблицы увидим наибольшее и наименьшее значения функции, без
нахождения производной. Или построить график функции у=sinx+cosx новым
способом . Учитель по своему усмотрению подбирает примеры.
Описание учебно-методического и материально-
технического обеспечения образовательного процесса:
1. А. Г. Мордкович, Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.
Г. Мордкович. М.: Мнемозина, 2015.
2. А. Г. Мордкович, Алгебра. 8 класс: задачник для общеобразовательных учреждений.
М.: Мнемозина, 2015.
3. Л. А. Александрова, Алгебра 8 класс: самостоятельные работы для
общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2010.
4. А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчинская Алгебра: тесты для 79 классов
общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2013.
5. КИМы поматематике 9,11 классы, графические задания (чтение графиков, задания на
нахождение наименьшего и наибольшего значения функции)
6.Интернетресурсы, навыки работы в Microsoft Excel
Список литературы:
1.Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике. М.,1978.
2.Ершов Л.В., Райхмист Р.Б. Построение графиков функций: Книга для
учителя. М., 1994.
3.Егерев В. К., Радунский Б.А., Тальский Д. А.. Методика построения
графиков функций. М., 1967.
4.Шилов Г.Е. Как строить графики? М., 1982.
Внеурочный курс по математике для 8 классов по теме: "Действия над функциями"
Внеурочный курс по математике для 8 классов по теме: "Действия над функциями"
Внеурочный курс по математике для 8 классов по теме: "Действия над функциями"
Внеурочный курс по математике для 8 классов по теме: "Действия над функциями"
Внеурочный курс по математике для 8 классов по теме: "Действия над функциями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.