"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"
Оценка 4.8

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
4 кл
15.05.2018
"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"
Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка" "Внимание-ключ к знаниям".Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира. К. Д. Ушинский. Актуальность данной работы заключается в том, что проблема внимания является одной из ключевых в развитии познавательной деятельности школьника, так как внимание - важнейшее условие успешного школьного обучения.
ВНИМАНИЕ-КЛЮЧ к ЗНАНИЯМ.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  "Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка"  Бологовского района Тверской области Исследовательская работа ВНИМАНИЕ ­  КЛЮЧ  К  ЗНАНИЯМ Авторы: Аношко Дарья,                                                                                                  Бодрова Яна,                                                                                                  Осипова Сабрина,                                                                                                   Прокофьева Карина,                                                                                               Чуринов Арсений,                                                                                           Шувалова Валерия                  учащиеся 4­Б класса Руководитель:   Макарова Л. Б. учитель начальных классов п. Березайка 1 2018 Содержание Введение...................................................................................................................3 1. Основная часть. Первая глава (теоретическая)      1.1 Основные источники получения информации, понятия и термины.......8      1.2 Внимание как условие сознательной деятельности ...............................10       1.3 Что такое внимание? Виды внимания .....................................................11      1.4  Свойства внимания и их характеристики...............................................11      1.5 Возрастные особенности развития внимания..........................................15  2.  Вторая глава (практическая часть) ...............................................................17         2.1 Анкетирование " Роль внимания в нашей жизни"...............................20         2.2 Проведение диагностических   исследований "Свойства внимания              дошкольников  и   учащихся   4 класса"......................................................22        2.3 Сравнительный анализ полученных данных исследования.................24        2.4 Зависимость успеваемости и характеристик внимания .......................26        2.5 Нарушения внимания и упражнения на развитие внимания...............26 Выводы по главе 1 и 2...........................................................................................31 Заключение.............................................................................................................33 Список литературы................................................................................................34 Приложения...........................................................................................................35    2 Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира. К. Д. Ушинский. Введение Часто   в   школе   на   занятиях   по     физической   культуре,     на   уроках математики, чтения, русского языка от учителей  и от родителей мы слышим: "Будь   внимательнее!", "Ты   не   справился,  потому   что   был   невнимателен!», «Ты   рассеян,   соберись!",   "Читай   внимательно!",   "Пишите   внимательно!", "Какой   ты   невнимательный...",   "Обратите   внимание...",   "Минуточку внимания...", "Не отвлекайся в школе!", " Внимательно слушай   учителя!", "Без внимания нет знания!", "Внимание­ключ  к  знаниям".  Задумывались ли вы когда­нибудь над тем,  почему  мы  чаще всего слышим   и   что   оно   означает? слово   "внимание"   именно   в   школе, Мы   задумались   над   этим   вопросом   и   решили   его   изучить. В современном мире  внимание  имеет большое значение, так как его роль  в   жизни   человека,   в   отборе   содержания   сознательного   опыта, запоминании   и   научении   очевидна.  Увеличение   потока   информации, расширение возможностей коммуникации между людьми,   ускорение темпа жизни   приводят   к   росту   объема   знаний,   необходимых   для   жизни 3 современному   человеку.   Происходящие   изменения   в   обществе   оказывают влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот современной бурной   жизни.   Одним   из     условий   успешного   обучения   в   школе   является развитие внимания  в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования  к вниманию в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям учителя и контролировать     результат своих дейст­вий.     Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеян­ ности или неразвитости своего внимания, допускают обидные ошибки из­за невнимательности и получают плохие отметки.  Развивать      внимание   так же   важно, как и учиться чтению, счету, письму.   Внимание   выражается   в   точном   выполнении     заданных   действий. Действия и образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью.  При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее,   движения   выполняются   более   аккуратно   и   четко. Внимание считается  особым  психическим   процессом,   как   восприятие,   память   и мышление. Оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Именно   потому   внимание   можно   рассматривать   как   основу   успешной познавательной деятельности.  Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется   внутри   восприятия,   мышления.   Оно   ­   сторона   всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Только внимание дает возможность   воспринимать   и   познавать   окружающий   нас   мир. Образно говоря, внимание ­ ключ к знаниям. Актуальность данной   работы   заключается   в   том,   что   проблема   внимания является   одной   из   ключевых   в   развитии   познавательной   деятельности 4 школьника, так как внимание ­ важнейшее   условие   успешного   школьного обучения.   Невнимательность   младших   школьников   ­   одна   из   наиболее   Ошибки   по распространённых   причин   пониженной   успеваемости. невнимательности   совершают   все   ученики.   И   получать   плохие   отметки   в данном случае вдвойне обидно. Проблема исследования   Многие взрослые жалуются на невнимательность  детей, их неумение сосредоточиться.   Школьники часто страдают от  рассеянности и неразвитости своего внимания, и как следствие ­ имеют  проблемы в обучении.             Как же стать внимательнее? Цель исследования – доказать, что внимание развивается в процессе  жизнедеятельности  ребёнка (дошкольник ­ ученик 4 класса) и  оказывает  влияние на успешность обучения в начальной школе.   Объектом исследования   является   процесс   развития   внимания   младших школьников. Предмет исследования –   свойства внимания.   Гипотеза: если  успешность обучения  зависит от  уровня развития внимания младших   школьников,   то   использование   специальных     упражнений     на развитие свойств  внимания  позволит  повысить и  успеваемость.  В ходе исследования решались следующие задачи: 1. 2. Изучить       литературу   по   проблеме   исследования   (внимание,   виды   и свойства внимания, диагностика и развитие внимания, нарушения внимания). Рассмотреть   возрастные   особенности   развития   внимания   у дошкольников и  учащихся начальных классов. 5 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Выявить уровень развития внимания дошкольников (подготовительная к школе группа) и младших школьников (4 класс). Установить связь между  уровнем  развития внимания и успеваемостью.  Подобрать упражнения на развитие свойств внимания  у дошкольников (подготовительная к школе группа)  и младших школьников.   Изучить виды нарушений внимания. Методологическая основа исследования. Значительный   вклад   в   изучение   проблемы   развития   внимания   в   процессе обучения   внесли   такие   известные   отечественные   психологи,   как:   Л.С. Выготский,       А.Н.   Леонтьев,   П.Я.   Гальперин,   а   также   такие   авторы   как: Ю.К. Бабанский,    Н.К. Винокурова,  А.Н. Гоноблин,  В.В. Давыдов и др. Для  решения  поставленных  задач  и проверки  гипотезы  использованы следующие теоретические и практические  методы исследования:  Изучение и анализ психологической,  педагогической и справочной   литературы, поиск информации по теме в сети Интернет. Анкетирование  учащихся 4 класса "Внимание в нашей жизни". Беседа с психологом школы по теме исследования. Проведение диагностики свойств внимания и описание результатов:   Методика «Проставь значки» (адаптивный  вариант для  подготовительной к школе группе)  Методика «Домик, листик» (адаптивный  вариант для  подготовительной к школе группе) Б.Бурдона.  Методика «Корректурная проба» (цифровой вариант для 4 класса)  Б.Бурдона.  Методика «Запомни и расставь точки» (вариант для 4 класса). Сравнительный анализ успеваемости учащихся 4 класса и  уровня  развития свойств внимания. Подбор специальных упражнений и игр на развитие внимания. 6 7. Сопоставление результатов, полученных в ходе исследования с  гипотезой, формулирование  выводов. Научная новизна: различные упражнения на развитие внимания детей  младшего школьного возраста   разрабатываются с учетом возрастных  особенностей. Практическая значимость: данные методики могут быть использованы для  изучения уровня внимания, а упражнения ­для  развития свойств внимания  младших школьников.                                                                                                                                      Продукты  проекта: подборка методик изучения уровня развития свойств  внимания дошкольников и младших школьников, упражнения для развития  внимания. Экспериментальная база:  Муниципальное общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15 п. Березайка»  Бологовского района,  подготовительная к школе группа  и  4Б класс  (возраст детей 7, 10 лет). 7 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.                                                                                          ГЛАВА ПЕРВАЯ (теоретическая)   1.1. Источники информации, основные термины и понятия Определим возможные источники информации для реализации проекта:   8 Фото 1,2. Мы в библиотеке. Фото 3, 4. В школьном информационном центре. 9 Печатн ые • энциклопедии • словари • специальная литература Сбор информ а-ции • анкетирование • диагностические исследования • беседы с психологом и педагогом Интерне источни т ки • сайты • картинки • онлайн-библиотеки Ключевые понятия для нашего исследования: нарушения внимания  развитие  внимания,  возрастные  особенности  наука  психология  внимание,  виды и  свойства  внимания  10 На официальном сайте  Википедии  мы нашли следующее определение  термина  «наука психология»:  психология ­ это наука, которая изучает  человека, наука о нашем внутреннем мире; о том, как мы воспринимаем  окружающий   мир,   как мы запоминаем, думаем, фантазируем, что  происходит в нашей голове, когда решаем задачи;  изучает эмоции и чувства  человека, способы человеческого общения.   Основными понятиями, которые  рассматривает общая психология, являются познавательные процессы:  (ощущения, восприятия, внимание, представления,   память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля, рефлексия), психические свойства (способности, мотивация,  темперамент, характер) и психические  состояния.             В   большом   Энциклопедическом   словаре   (1)   термин   "внимание" объясняется   так:   «Внимание­ сосредоточенность   и   направленность психической деятельности на определённый объект» Толковый   словарь   Ожегова   (2)   объясняет   «Внимание как­ сосредоточенность   мыслей   или   зрения,   слуха   на   чём­нибудь». «Внимание   – избирательная   направленность   восприятия   на   тот   или   иной объект».   1.2. Внимание   как  условие  сознательной  деятельности    Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что он воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой­либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит   разговоров,   которые   ведутся   рядом   с   ним,   хотя   звуки   голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше   внимание   направленно   на   что­нибудь   другое.     Напротив,   глубоко сосредоточившись   на   каком­либо   предмете   или   деятельности,   человек 11 подмечает   все   детали   этого   предмета   и   действует   очень   продуктивно.   А фиксируя   свое   внимание   на   ощущениях,   мы   увеличиваем   свою чувствительность.         _____________________________________________________________________________ Википедия  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F (1) Большой Энциклопедический словарь (2) Толковый словарь Ожегова 1.3.Что же такое внимание?     Внимание   –   направленность   и сосредоточенность   сознания   на каком­нибудь   предмете,   явлении или   деятельности.   Направленность сознания   –   выбор   объекта,   а сосредоточенность   предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. 12 Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и   обеспечивает   более   полное   и   отчетливое   отражение   его   в   психике.   Объект внимания   оказывается   в   центре   нашего   сознания,   все   остальное   воспринимается слабо,   неотчетливо,   однако   направленность   нашего   внимания   может   меняться. Во время бодрствования человек постоянно что ­ то слышит, видит, чувствует, о   чём­то   думает   или   с   кем­то   говорит,   что­то   делает.   В   человеческий   мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания   (   своеобразного   фильтра),   наш   мозг   не   смог   бы   избежать   перегрузки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение школьником доступного для него объёма знаний, умений и навыков. 1.3. Виды  внимания. (3) В   психологической науке принято выделять несколько основных видов  внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.   ________________________________________________________________________  (3) Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. В зависимости от участия воли направленность и сосредоточенность психической деятельности   может   носить   непроизвольный   или   произвольный   характер.   Если деятельность целиком захватывает нас и мы занимаемся ею без каких­либо видимых волевых   усилий,   то   направленность   и   сосредоточенность   психических   процессов носит непроизвольный характер.                                                                         Если же мы знаем, что нам надо выполнить определенную работу, и беремся за нее в силу   поставленной   цели   и   принятого   решения,   то   направленность   и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер. 13 Непроизвольное внимание   является   более, древним видом внимания. Его часто называют   пассивным   или   вынужденным   так   как   оно   возникает   и  поддерживается независимо от сознания человека. Причина непроизвольного внимания всегда лежит в окружающей   среде.   Но   вместе   с   тем   имеются   и   внутренние   предпосылки   для непроизвольного   внимания:   инстинктивные   схемы   поведения,   эмоциональные факторы. Та или иная деятельность захватывает человека как бы сама по себе, в силу своей   значимости,   увлекательности,   занимательности   или   неожиданности.   Причин этой   значимости­занимательности   несколько.   Их   называют  "Характер   внешнего раздражителя". Прежде   всего   это   сила,   интенсивность,   неожиданность   раздражителя.   Всякое достаточно   сильное   раздражение   —   громкие   звуки,   яркий   свет,   сильный   толчок, резкий запах — невольно привлекает внимание. Значима   не   абсолютная   сила   раздражителя,   а   относительная.   Днём   можно полностью   игнорировать   сильный   шум   (например   автомобильного   транспорта   за окном). Ночью же, когда мы отдыхаем, можем очень чутко реагировать на малейшие шорохи и скрипы, раздающиеся в ночной тишине. Привычность раздражителя тоже имеет большое значение. Слабый, но незнакомый  звук может привлечь наше внимание, в то время как сильный, но привычный грохот  даже не заметим. Известно, что во время войны солдаты способны спать под грохот  рядом стоящей стреляющей пушки.  Большое значение имеет контраст между отдельными раздражителями, между величиной,   формой,   цветом,   длительностью   и   иными   параметрами   этих раздражителей. Привлекают внимание эстетические особенности объекта, например необычные дизайнерские (оформительские)  решения  в одежде, архитектуре, интерьере   и т.п. Здесь важен не факт наличия отдельных раздражителей  или физических свойств, сколько умелое сочетание их. На непроизвольность внимания влияет также соответствие внутреннему  состоянию человека. В первую очередь здесь имеются в виду потребности. Сытый и  голодный человек совершенно иначе реагируют на изображения пищи, разговоры о  еде. Если голодный человек идет по улице и видит в витрине или на вывеске  изображение аппетитной жареной курочки, он обязательно обратит на это свое  внимание, хотя бы и на секунду. Если человек находится в состоянии сильного  утомления, его внимание будет чаще останавливаться на объектах, так или иначе  ассоциирующихся с отдыхом: на кроватях, подушках, мягких креслах, уютных кафе  и даже гостиницах.                                                                                                                     Направленность   личности  является   продолжением   потребностной   сферы человека.   В   направленности   личности   находит   отражение   то,   какими   видами деятельности   человеку   нравится   заниматься,   от   каких   занятий   он   испытывает удовольствие, а от каких скуку. В общем­то, потребность в какой­то деятельности это тоже потребность.   Главной   особенностью  произвольного   внимания  является   то,   что   оно управляется сознательной целью, сознательными устремлениями. Этот вид внимания тесно   связан   с   волей   человека   и   был   выработан   в   результате   трудовых   усилий. Иногда этот вид внимания называют еще волевым, активным или преднамеренным. Приняв решение заняться какой­нибудь деятельностью, поставив определенную цель или задачу, мы вырабатываем  некоторый план этой деятельности. Явно или неявно   мы   в   этот   план   включаем   и   внимание   тоже:   "Обратить   внимание   на настроение мамы... Прочитать книгу ...  Досмотреть сериал до конца..." В   некотором   смысле   произвольное   внимание   это   подавление,   это   борьба   с непроизвольным вниманием. Возможно, нам было бы приятнее   слушать шум ветра за окном, просто глазеть по сторонам. Но, сознательно мобилизуясь, мы обращаем свое внимание более полезные, как считаем своим разумом, вещи. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания   психических   процессов.   Не   только   воля   управляет   произвольным вниманием, но и, обращая внимание на те или иные аспекты своего поведения и 15 деятельности, мы регулируем влияем на волевые процессы. Мы думаем не над тем, что нам хочется, а над тем, на что обращаем свое внимание. С помощью внимания мы можем даже менять свое эмоциональное состояние: сознательно обратив внимание, например, на тот или иной сайт в интернете, мы можем вызвать  у себя хорошее настроение, злость или раздражение. Формирование   произвольного   внимания   тесно   связано   с   формированием сознания.   У   маленького   ребенка   1­2   лет   сознание   еще   не   сформировано,   и произвольное внимание также находится еще в зачаточном состоянии. Под  послепроизвольным   вниманием   понимается внимание, которое сначала  было произвольным, вызванным волевым усилием, а потом ­ в силу эмоциональной  значимости деятельности ­ перестало быть произвольным и не требует уже волевых  усилий, то есть стало как бы непроизвольным. Например,   школьник   заставил   себя   сесть   за   выполнение   домашнего   задания. Сначала он прилагал усилия для этого, но потом, постепенно втянувшись, ему стало интересно, и его внимание перестало отвлекаться на посторонние раздражители. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное остается тесно связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В следующий раз школьнику придется опять "втягиваться" в выполнение домашнего задания, хотя это ему будет уже легче (что тоже не факт). Послепроизвольное   внимание   развивается   параллельно   с   произвольным. Произвольное   внимание     имеет   огромное   значение   для   педагогики   ­   науки   о воспитании и обучении человека в детском возрасте. По сути, все  приемы  учителей направлены именно на то, чтобы ввести школьников в состояние послепроизвольного внимания,   дать   почувствовать   тем   самым   удовлетворение   от   самого   процесса выполнения задания. 1.4 Свойства внимания и их характеристики. (3) Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в  разной степени. Итак, свойства:                                                                                            1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление  на него внимания.                                                                                                                   2. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек  длительное время может быть сосредоточен на каком­нибудь предмете или действии. 3. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно.                   4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за  выполнением различных действий.                                                                                        5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект.   Объем   внимания  ­   количество   объектов,   которые   мы   можем   охватить   с достаточной ясностью одновременно. Объем внимания развивается довольно тяжело. У большинства людей он составляет от трех до семи единиц включительно. Следует учесть,   что   это   касается   только   зрительного   восприятия.   В   опытах   с кратковременной   (несколько   десятков   миллисекунд)   демонстрацией   зрительных объектов разным людям был выведен этот диапазон в 3­7 единиц. Объем внимания здесь можно рассматривать как  объем восприятия, потому что одно отделить от другого невозможно. Устойчивость внимания ­ способность определенное время сосредоточиваться на   одном   и   том   же   объекте,   не   отвлекаясь   на   другие   объекты.   Устойчивость внимания ­ системообразующее его свойство. При полной неустойчивости внимания была   бы   невозможна   любая   интеллектуальная   деятельность.   На   устойчивость внимания оказывает влияние: ­ индивидуальные особенности человека, ­ степень трудности материала, ­ степень знакомства с материалом, ­ понятность его, ­ субъективное отношение. 17 Переключение  ­ сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта   на     другой.   В   целом   переключаемость   внимания   означает   способность быстро     ориентироваться   в   сложной   изменяющейся   ситуации.   Если   бы   внимание было сверхустойчивым,   тогда   человек   не   смог   бы   обратить   свой   взор   на   более важное   в   настоящий   момент.   Именно   поэтому   без   переключения   внимания   не обойтись. Степень развитости переключения внимания неодинакова у людей, зависит от  целого ряда условий: ­ индивидуальных особенностей, ­ соотношения между предшествующей и последующей деятельностью, ­ субъективного отношения к каждому из двух направлений деятельности. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. Однако известно, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств. Переключаемость тренируется, например, у летчиков и водителей транспорта. Однако   устойчивости   и   переключения   внимания   недостаточно   для   сложных видов   деятельности.   Существует   еще  распределение   внимания  ­   в   буквальном смысле   это   способность   распределить   ресурсы   внимания   между   несколькими параллельно   исполняемыми   действиями.   Как   компьютер   может   одновременно выполнять   сразу   несколько   приложений,   так   и   человек   может   быт   занят   сразу несколькими   делами,   каждое   из   которых   требует   внимания.   Пример:   женщина, одновременно   вяжущая   шарф,   разговаривающая   по   телефону,   смотрящая   по телевизору   сериал   и   краем   глаза   следящая   за   готовящимся   на   плите   борщом. Распределение   внимания   тесно   связано   с   общей   интеллектуальной   активностью человека. Для самых сложных видов деятельности требуется предельная мобилизация  интеллектуальных возможностей. И именно в этой связи появляется такое понятие,  как концентрация внимания ­ способность мобилизоваться на восприятие одного  сложного объекта, участие в одной сложной деятельности. 1.5. Возрастные особенности развития внимания. (3)   (См. ПРИЛОЖЕНИЕ №1)     В   первые   месяцы   жизни  у   человека   отмечается   наличие   только непроизвольного   внимания.   Ребенок   вначале   реагирует   только   на   внешние раздражители. Эта реакция к тому же весьма механистична: если раздражитель резко меняется (свет из яркого становится слабым или наоборот, появляется или исчезает громкий звук, резко меняется температура). Начиная с третьего месяца ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью. В пять­семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой­нибудь предмет, исследовать его: ощупывать, брать в рот и т.д. Действие внимания видно в том, что ребенок именно довольно длительное время изучает объект, не переключаясь на иное. Если бы внимания вообще не было, ребенок бы постоянно хаотично болтал головой из стороны в сторону, ни на чем не останавливая взгляд. Считается, что зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу   первого   —   началу   второго   года   жизни.   В   это   время,   пусть   еще   на примитивном уровне, но начинает проявляться, формироваться сознание. В общем­ то, можно утверждать, что произвольное внимание появляется именно тогда, когда у ребенка   появляется   смутное   еще   представление   о   собственном   внимании. Постепенно он начинает понимать, что он видит только то, на что смотрит, что для того,   чтобы   чего­то   добиться,   надо   проявить   свое   внимание.   Например,   ребенок может заметить место, в которое мама спрятала от него конфеты. В следующий раз он будет более внимателен к конфетам и маминым действиям с ними. Пусть ребенок и   не   знает   такого   слова  "внимание",   но   он   уже   начинает   в  уме   строить   цепочки действий, включающих в себя "проявить внимание". Постепенно у ребенка формируется чувство долга. Он начинает понимать, что есть вещи, которые он должен делать. К числу таких действий может принадлежать и 19 внимание.  Например,  от   ребенка   может   потребоваться   обращать   внимание   на  то, чтобы крошки от еды не падали на пол. Большое   значение   для   развития   произвольности   внимания   имеет   игра.   В   ней ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами и условностями. Развитие произвольного внимания происходит в первую очередь за счет развития и усложнения модели мира: знакомство со все большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами — все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание. Основные усилия родителей и педагогических работников по развитию внимания у   дошкольника   должны   быть   направлены   на   развитие   именно   произвольности внимания. Для этого многого не надо, но все же необходимо: ­ быть достаточно последовательным в вопросах воспитания, ­ следить за тем, чтобы ребенка не окружал хаос, ­ быть в меру требовательным, давать мелкие поручения, ­ помогать ребенку проявлять требовательность к самому себе, ­ поддерживать конструктивные интересы ребенка, ­ разнообразить кругозор ребенка, ­ давать возможность играть в разные игры. Так или иначе, но  к началу школьных занятий  большинство детей овладевают произвольностью внимания. С разной долей успеха дети могут на некоторое время сконцентрировать   внимание   на   изучаемом   предмете.   Только   педагогически запущенные   дети   (в   основном   к   этому   числу   относятся   дети,   которых   излишне щадили   их   воспитатели)   не   способны   даже   на   минуту   сконцентрироваться.   В школьные годы в основном происходит развитие отдельных характеристик внимания. То   есть   происходит   дальнейшее       развитие.   Во   время   школьного   обучения   все параметры внимания развиваются "сами собой". Однако никогда не будет лишним выделить специальное время для развития внимания. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта ребенка развивается   и  послепроизвольное   внимание.   Произвольность   внимания   можно развивать в разном возрасте. Но все же именно дошкольные годы имеют основное здесь значение. Низкая произвольность внимания у взрослого человека проявляется в его   отвлекаемости,   неспособности   сосредоточиться   на   важном.   Ему   по   своей инфантильной   привычке   хочется   наблюдать   приятное,   то,   что   тесно   связано   с потребностями. Сложно даются абстрактные размышления. Низкая произвольность внимания накладывает отпечаток и на характер человека, и на весь жизненный стиль. В развитии внимания две большие задачи: добиться, во­первых, произвольности внимания   и   развить   её,   во­вторых,   отдельные   характеристики   внимания   (объем, концентрацию, устойчивость, распределение, переключаемость). 21 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ.  ГЛАВА  ВТОРАЯ (практическая)   2.1.  Анкетирование " Роль внимания в нашей жизни". Теоретический  материал и выдвинутая гипотеза  требует проверки на  практике.  Для того,  чтобы   выяснить   роль  внимания    в   жизни   человека   мы   решили    провести     опрос  "Внимание   в    нашей   жизни" среди  учащихся   нашего класса.  Опрос проводился посредством  анкетирования. В опросе приняли участие 13   учащихся  4б класса. Фото 5. Проведение опроса "Внимание в нашей жизни" в 4б классе. Респондентам были заданы следующие вопросы:   1. Часто ли ты слышишь слово "ВНИМАНИЕ"?      ДА                  НЕТ 2. Где (место, ситуация) и от кого (родители, учителя, друзья и др.) ты слышишь  слово "ВНИМАНИЕ"?   3. Какую роль в нашей жизни имеет внимание? Для чего оно необходимо? 4. Как ты считаешь, у тебя хорошее внимание или ты часто бываешь  невнимателен(а) ? Продолжи фразу: Я считаю, что я/у меня...    Результаты анкетирования представлены в таблице 1.      (См. анкеты в ПРИЛОЖЕНИИ 2.) Таблица 1. ВОПРОС 1. Часто ли ты слышишь слово  "ВНИМАНИЕ"?       Варианты ответа ДА НЕТ 2. Где (место, ситуация) и от кого  (родители, учителя, друзья и др.) ты  слышишь слово "ВНИМАНИЕ"? 10 3 В школе, на уроке ­ 8 чел. От учителей ­ 9 От родителей ­ 5 3. Какую роль в нашей жизни имеет  внимание? Для чего оно необходимо? Большую роль ­ 6 Для безопасности ­ 3 Привлечь внимание­ 5 4. Как ты считаешь, у тебя хорошее  внимание или ты часто бываешь  невнимателен(а) ? Хорошее Очень плохое Немного невнимателен Не знаю 10 1 1 1 5. Зависит ли успеваемость от   внимания? Да   13 Не зависит   0 23 Из анализа анкетирования следует, что  действительно, многие ребята слышат часто слово "внимание"  от родителей и учителей. Ребята считают, что внимание играет большую роль в обеспечении   безопасности   человека   и   для     того, чтобы заставить   человека     воспринимать   и/или     направить деятельность тот или иной объект. Все считают, что успеваемость  зависит  от  уровня     внимания   на   уроке. Большинство   ребят   нашего   класса   (10   из   13)  оценивают   своё   внимание,   как "хорошее",1 ­ как "очень плохое", 1 ­ ответил, что он "немного невнимательный" и    1 анкетируемый  не смог дать оценку своему вниманию.  Попытаемся выяснить  объективно ли ребята нашего класса оценивают  уровень развития своего  внимания,  и действительно ли,  внимание развивается в  процессе школьного обучения. Для этого мы решили провести диагностические  исследования   "Свойства внимания дошкольников  и   учащихся 4 класса".   2.2 Проведение диагностических   исследований "Свойства внимания              дошкольников  и   учащихся   4 класса". Исследование проводилось в двух группах: 1­ая группа ­ дошкольники (группа, проходящая    подготовительные    занятия   по   субботам   в    школе)  и    2 ­ ая группа ­ обучающиеся 4б класса. Фото 6,7,8,9. Проведение диагностического исследования с дошкольниками.                      Фото 10. Проведение диагностического исследования   в  4б классе. В   качестве     диагностических     тестов     для   исследования     мы     взяли общепринятые методики  изучения свойств внимания, учли   возрастные особенности ребят 1­й     и 2­й групп (см. ПРИЛОЖЕНИЯ №3, 4, 5, 6, 7).   Данные методики используются   в   практике   психологов   и   учителей.   Представленные   методики диагностики   внимания   эффективны,   так   как   являются   простыми   в   применении, короткими   по   времени   проведения.   Психолог   нашей   школы   Надежда   Евгеньевна Лагастик помогла нам в обработке результатов.   Итак, после проведения методик, были   получены   следующие   результаты:   группа   №1   (дошкольники   10   чел.), группа №2 (4 кл. 12 чел.) Диагностика объёма внимания Данные по группе №1                             1 уровень ­ 5 человек (50%) 2 уровень ­ 4 чел. (40%) 3 уровень ­ 1 чел. (10%) 25 4 уровень ­ 0 чел.(0%)  Данные по группе №2                             1 уровень ­ 0 чел. (0%) 2 уровень ­ 0 чел. (0%) 3 уровень ­ 4 чел. (33%) 4 уровень ­ 8 чел. (67%) Диагностика переключения внимания Данные по группе №1                             1 уровень ­ 7 человек (70%) Данные по группе №2                             1 уровень ­ 0 чел. (0%) 2 уровень ­ 4 чел. (40%) 3 уровень ­ 0 чел. ( 0%) 4 уровень ­ 0 чел.(0%)                                      2 уровень ­ 1 чел. (8%) 3 уровень ­ 7 чел. (58%) 4 уровень ­ 4 чел. (34%) Диагностика устойчивости  внимания Данные по группе №1                             1 уровень ­ 9 человек (90%) Данные по группе №2                             1 уровень ­ 0 чел. (0%) 2 уровень ­ 2 чел. (20%) 3 уровень ­ 0 чел. (0%) 4 уровень ­ 0 чел.(0%)  2 уровень ­ 3 чел. (8%) 3 уровень ­ 5 чел. (42%) 4 уровень ­ 4 чел. (34%) 2.3 Сравнительный анализ полученных данных исследования.  Проведём сравнительный анализ данных исследования, чтобы установить,  действительно ли  внимание развивается по мере роста ребёнка и  в процессе  обучения? 8 7 6 5 4 3 2 1 0 8 5 4 4 0 1 0 1 уровень 2 уровень 3 уровень 0 4 уровень Дошкольники 4 класс 7 6 5 4 3 2 1 0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 7 7 0 1 уровень 9 0 1 уровень 4 4 1 2 уровень 0 3 уровень 0 4 уровень Дошкольники 4 класс 5 4 3 2 2 уровень 0 3 уровень 0 4 уровень Дошкольники 4 класс 29 У дошкольников  преобладает непроизвольное внимание. В начальной школе происходит   развитие   произвольного   внимания.   Это   связано   с   развитием   волевых качеств, ответственности. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития   его   свойств.  Некоторые   младшие   школьники   невнимательны.   Причины этого   различны:   у   одних   –   леность   мысли,   у   других   –   отсутствие   серьёзного отношения к учению, у третьих – физическое и умственное переутомление. Выводы:  во­первых:   из   диаграмм   видно,   что   действительно,  уровень   развития свойств   внимания   разный  у   дошкольников   и   учащихся   4   класса; во­вторых:  у   школьников   уровень   развития   внимания   более   высокий,   чем   у дошкольников.   Поэтому   мы   можем   утверждать,   что  внимание   действительно развивается в процессе обучения.         2.4 Зависимость успеваемости и характеристик внимания.   Теперь  нам следует установить связь уровня развития внимания школьников  с успеваемостью.   Чтобы   выяснить   это,   мы   провели   беседу   с   нашим   учителем Макаровой Л.Б. и попросили её дать оценку успеваемости учащихся нашего класса и сравнить их уровень развития характеристик внимания. Успевают на "4" и "5"   в классе 5 учеников (Карина П., Алёша С., Илья Д., Сабрина О., Лера Ш.) и, как видно из исследования   имеют высокий (4 уровень) развития внимания; успевают на "4" и "3"  4 учащихся (Яна Б., Вова М., Серёжа Б., Арсений Ч.) и они имеют средний (3 уровень) развития свойств внимания; ученики, имеющие отметки "3"  имеют низкий и средний (2 и 3) уровни внимания. Вывод:  во­первых:    внимание     оказывает   влияние   на   успеваемость   учеников   по предметам;      во­вторых:  чем выше уровень характеристик внимания, тем выше и успеваемость ученика.   Значит, мы имеем полное право утверждать, что  внимание является КЛЮЧОМ к ЗНАНИЯМ,  что доказывает актуальность   выбранной нами темы. 2.5 Нарушения внимания и упражнения на развитие внимания. Выясним,  какие же нарушения внимания существуют и как можно развивать  своё внимание, чтобы улучшить и школьную успеваемость. Существуют так называемые отрицательные стороны процесса внимания или  нарушения внимания ­ отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и  инертность (4) Под нарушениями внимания понимают   изменения направленности, избирательности психической   деятельности,   выражающиеся   при   состоянии   утомления   или   при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители (5) К нарушениям внимания относятся: ­ неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран  при  его выполнении; ­ снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете; ­   повышенная   отвлекаемость:   при   выполнении   заданий   дети   суетятся,   часто переключаются с одного занятия на другое; ­   снижение   внимания   в   непривычных   ситуациях,   когда   необходимо   действовать самостоятельно (5) В   теоретической   части   исследования   мы   выяснили,   что   такое   свойство внимания как  переключаемость­ это  сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания   с   одного   предмета   на   другой.   Только   на   этих   условиях   говорят   о переключаемости.   Когда   же   эти   условия   не   выполняются,   говорят   об отвлекаемости    .  Различают  полное   и   неполное  (завершённое   и   незавершённое) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы.  31 ________________________________________________________________________ (4)  Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.:  Просвещение, 1998. – 374с. (5) Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн. Кн.3:  Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами  математической статистики. ­ М.: ВЛАДОС, 2001. – 640с. Возможные причины отвлечения внимания у ребенка: ­ неполная нагрузка; ­ недостаточная сформированность волевых качеств; ­ привычка быть невнимательным (привычная невнимательность связана с отсут­ ствием серьезных интересов, поверхностным отношением к предметам и явлениям); ­ повышенная утомляемость; ­ монотонная, неинтересная деятельность. (6) Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его в действие, пробудить  интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности! Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам  рассеянности.   Рассеянностью  называется   неспособность   человека   сосредоточиться   на   чём­либо определённом в течение длительного времени. Некоторые психологи выделяют также мнимую     рассеянность —   невнимание   человека   к   окружающей   среде,   вызванную крайней сосредоточенностью его внимания на каком­то предмете. Переключение внимания можно пронаблюдать при помощи часов: если  сосредоточить внимание на их тиканье, то оно будет то появляться, то исчезать. Причины подлинно рассеянного внимания:   ­ ухудшение состояния здоровья; ­ физическое и умственное переутомление и нарушения режима труда и отдыха. ­ эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений  (положительных и отрицательных); ­ недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок, получающий слишком   много   словесных   указаний,   большой   объем   информации,   привыкает   к постоянной   смене   впечатлений,   и   его   внимание   становится   поверхностным,   не формируется   наблюдательность   и   концентрация   внимания); Чрезмерная подвижность внимания  ­ постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности. ______________________________________________________________________   (6) Петровский В.А., Черепанова Е.М. Индивидуальные особенности самоконтроля при  организации внимания // Вопросы психологии. – 1987 ­ №5 – С.48 – 51. Инертность внимания ­ малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей (7) В детском возрасте очень часто отмечается  невнимательность.  Невнимательность требует  коррекции,  если  перечисленные  ниже  признаки  проявляются   у  ребенка  в течение шести и более месяцев: ­ неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности; ­ неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь; ­ частая отвлекаемость на посторонние раздражители; ­ беспомощность в доведении задания до конца; ­   отрицательное   отношение   к   заданиям,   требующим   напряжения,   забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения); ­ потеря предметов, необходимых для выполнения задания. Вот почему наша учительница не даёт нам возможности отвлекаться на уроках! Она стремится развивать наше внимание и использует для этого разные методы  (игры, викторины, упражнения, занимательные задания, тесты на внимание). Мы сделали подборку некоторых упражнений на развитие внимания для   школьников разного возраста.  (СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ 8) Выводы: Важной стороной психической деятельности человека выступает внимание. Оно   является   необходимым   условием   успешного   приобретения   знаний, продуктивности любой деятельности. Уже с первых дней жизни внимание для ребенка играет большую роль. Но оно приобретает   еще   большую   значимость   и   становится   более   необходимым,   когда 33 ребенок поступает в школу, где к уровню развития его внимания предъявляются достаточно   высокие   требования.   Часто   уровень   развития   внимания   младшего школьника не соответствует предъявляемым к нему требованиям, именно поэтому  ______________________________________________________________________ (7) Фридман Л.М., Кулагина М.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 2001. – 287с.  необходимо развивать внимание детей в процессе обучения. В  учебной  деятельности  школьника  обычно  представлены  все три  вида   внимания (произвольное, непроизвольное и послепроизвольное), связанные между собой. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. В   ходе   анализа   литературы   было   рассмотрено   понятие   «внимание». В   социально­психологической   литературе,   внимание   нигде   не   выступает   как самостоятельный процесс. И для себя и внешнему наблюдателю оно открывается как направленность и сосредоточенность любой психической деятельности, только как сторона или свойство этой деятельности. В большинстве же своем ученые остаются сторонниками следующего определения внимания: «Внимание ­ есть свойство или особенность   психической   деятельности   человека,   обеспечивающая   наилучшее отражение   одних   предметов   и   явлений   действительности   при   одновременном отвлечении от других» Итак, подводя итог первой главы, можно с уверенностью сказать, что: 1. Важной стороной психической деятельности человека выступает внимание. Оно является необходимым условием успешного приобретения знаний, продуктивности любой деятельности. Внимание­ключ к знаниям. 2.   С   первых   дней   школьного   обучения   предъявляются   чрезвычайно   высокие требования   к   вниманию,   особенно   с   точки   зрения   его   произвольности, управляемости.   Ребенок   по   указанию   учителя   должен   направлять   и   удерживать внимание   на   таких   предметах,   которые   не   обладают   чертами   непосредственной привлекательности или необычности. 3. Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его в действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.   35 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. В результате исследования особенностей развития внимания в группе детей младшего   школьного   возраста   с   целью выявить   уровень   развития   свойств внимания, непосредственно   определяющих   успешность   обучения   в   младшем школьном возрасте, мы оценили следующие свойства: 1 объем внимания; 2 устойчивость внимания; 3 переключение и распределение внимания. Анализ   данных     этапе   исследования   по   предложенным   методикам,   безусловно, свидетельствует о том, что использование комплекса  упражнений   способствовать развитию свойств внимания у младших школьников. Опираясь на результаты исследования, можно достоверно заключить, что  внимание развивается у ребёнка в процессе школьного обучения и уровень его развития влияет на успеваемость.  Таким образом, нами были выявлены: ­ важные диагностические показатели свойств    внимания; ­ роль развивающих упражнений, применяемых на уроках   в формировании свойств внимания учащихся. По итогам работы над первой и второй главой можно сделать вывод о том, что  наша гипотеза полностью подтвердилась:       успешность обучения   зависит  от   уровня развития внимания младших школьников, и использование специальных  упражнений на  развитие свойств  внимания  влияет  на  успеваемость. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Итак,   в   данной   работе   изучались   и   анализировались   вопросы   развития внимания дошкольников и младших школьников.   Проведённый анализ литературы позволил   выяснить   психологические   особенности   внимания,   а   также   наиболее значимые характеристики внимания, на которые  влияют на успешность обучения в школе. Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу ­ важное приобретение младшего школьного возраста. В данной работе определены основные методы и способы по диагностике и развитию внимания. Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: 1 Чтобы  организовать  внимание  ребенка,  надо включить его  в  действие,  пробудить интеллектуальный   интерес   к   содержанию   и   результатам   деятельности.   Учителю необходимо знать  особенности  внимания  детей  своего  класса, уметь правильно  и строить свои уроки, не давая детям возможности отвлекаться. 37 2 Использование       упражнений   и   дидактических   игр   на   уроках   многократно увеличивает эффективность самого урока, создаёт условия для развития внимания учащихся, что положительно влияет на успеваемость. Таким   образом,   мы   подтвердили   гипотезу,   что   внимание   развивается   в   процессе жизнедеятельности  ребёнка (дошкольник ­ ученик 4 класса) и  оказывает влияние на успешность обучения в начальной школе. Цель исследования достигнута, задачи выполнены.   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., Роспедагенство, 1999. – 71с. 2. Большой Энциклопедический словарь 3. Википедия  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F 4.  Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. – М., 1976. – С.187 - 190. 5. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. 6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. ­ М.: ВЛАДОС, 2001. – 640с.  7.  Петровский В.А., Черепанова Е.М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания // Вопросы психологии. – 1987 ­ №5 – С.48 – 51. 8.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1998. – 374с. 9. Толковый словарь Ожегова. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ Ссылки: Картинки "ПРИЛОЖЕНИЕ № 1" https://go.mail.ru/search_images?fr=chxtn2.0.25&sbmt=1524245274406&q=%D0%BA %D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+ %D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B %D0%B5+++%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA+%D0%B2+ %D0%BF%D0%B5%D0%BB%D1%91% https://go.mail.ru/search_images?fr=chxtn2.0.25&q=%D0%BA %D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA %D0%B8%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD %D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA %D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%B https://go.mail.ru/search_images?fr=chxtn2.0.25&q=%D0%BA %D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA %D0%B8%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD %D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA %D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%B https://go.mail.ru/search_images?fr=chxtn2.0.25&q=%D0%BA %D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA %D0%B8%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD %D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA %D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%B    Анкетирование " Роль внимания в нашей жизни"  Ребята, ответьте ,пожалуйста, на вопросы анкеты. Приложение _ 2_ 1. Часто ли ты слышишь слово "ВНИМАНИЕ"?      ДА                  НЕТ 2. Где (место, ситуация) и от кого (родители, учителя, друзья и др.) ты слышишь  слово "ВНИМАНИЕ"? _________________________________________________ 3. Какую роль в нашей жизни имеет внимание? Для чего оно необходимо?  ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 4. Как ты считаешь, у тебя хорошее внимание или ты часто бываешь  невнимателен(а) ? Продолжи фразу: Я считаю, что я/у меня  39 ____________________________________________________________________      ________________________________________________________________________________ Методика «Запомни и расставь точки». Приложение 3. Цель: оценить объем внимания ребенка. Оборудование: лист с точками к заданию, лист с пустыми карточками к заданию. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются   в   стопку   таким   образом,   чтобы   вверху   оказался   квадрат   с   двумя точками, а внизу ­ квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек) Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно, на 1 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками   сверху   вниз   в   стопке   по   очереди.   После   каждой   очередной   карточки испытуемый   отмечает   на   аналогичном   пустом   бланке   расположение   точек.   На воспроизведение карточки с 2 – 5 точками дается 10 секунд, 6 – 7 точками – 15 секунд, 8 – 9 точками – 20 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке. Оценка   результатов: экспериментатор   подсчитывает   количество   правильно отмеченных   точек   на   каждом   бланке   и   делает   вывод   об   объеме   внимания испытуемого.   Существуют   следующие   нормативы:   на   любой   из   карточек (выбираются   две   карточки,   на   которых   было   воспроизведено   безошибочно   самое большое количество точек). 41 Методика «Корректурная проба» для дошкольников. Задание: нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика Приложение 4. Обработка и интерпретация результатов теста Бурдона Оценка работы школьников производится по количеству пропущенных элементов за единицу времени и общему числу проанализированных знаков. Также учитель может   сделать   выводы   о качестве   и   темпе   выполнения   задания   по сумме отработанных строк и количеству допущенных в них ошибок за 60 секунд. Для оценки концентрации внимания используется следующая формула: К   =   2С/О,  где К —   концентрация, С   —   просмотренные   строки, О   —   ошибки,   к которым относятся пропуски и неверно зачёркнутые элементы. Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет   установленных   числовых   значений,   так   как   зависит   от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины   показателя С (такой   результат   означает,   что испытуемый   обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога). При определении устойчивости внимания используется формула: А = S/t х 10 (S — общее число просмотренных элементов, t — период времени (60 секунд)). Расшифровка показателей: Результат 0–2 3–4 5–6 7–8 9–10 Для анализа переключаемости внимания используется такая формула: Значение Очень высокая устойчивость Высокая Средняя Низкая Очень низкая С   =   (So/S)   х   100  (Sо   —   число   строк   с   ошибками, S   —   общее   количество отработанных строчек). Обратите   внимание,   что   для   исследования   переключаемости   задания   даются   в немного   усложнённом   виде:   детям   нужно   зачёркивать   заданные   элементы   в разных строчках — чётных или нечётных. Результат в % 0–20 21–40 41–60 61–80 81–100 Расшифровка Очень высокая переключаемость Высокая Средняя Низкая Очень низкая Методика «Корректурная проба» для учащихся 4 класса. Приложение 5. Инструкция к тесту:

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"

"Внимание-ключ к знаниям" Исследовательская работа учащихся МБОУ "СОШ №15 п. Березайка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018