«Во саду ли, в огороде выросла картошка!». Конспект занятия.
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
3 кл
13.04.2018
Речь пойдет о картошке, да, да, о той самой простой незаменимой картошке, которая приходит к нам каждый день. Может быть, я не права? Ребята, в какой семье обходятся без картошки? Не зря картошку называют «вторым хлебом». Картошка, картошечка, картофелина, картофелинка, мисс Картошка! Картофель каждый день нужен хозяйкам для приготовления самых разных блюд. А было время о существовании картофеля вообще не знали в России.Речь пойдет о картошке, да, да, о той самой простой незаменимой картошке, которая приходит к нам каждый день. Может быть, я не права? Ребята, в какой семье обходятся без картошки? Не зря картошку называют «вторым хлебом». Картошка, картошечка, картофелина, картофелинка, мисс Картошка! Картофель каждый день нужен хозяйкам для приготовления самых разных блюд. А было время о существовании картофеля вообще не знали в России.
Ах картошка.doc
Во саду ли, в огороде выросла картошка!
Цель:
Создание положительных эмоций у детей.
Обогащать и систематизировать знания детей о
Уточнить и дополнить знания детей о картофеле,
Дать представление о происхождении картофеля;
Расширить знания детей о картошке.
некоторых исторических сведений о картофеле.
как о продукте питания, а также продукте, необходимом
для лечения некоторых заболеваний.
картофеле.
закладывать основы экологической культуры личности,
экологического сознания.
Задачи :
продукта крахмала.
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому,
Воспитывать любознательность, развивать речь, память.
Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.
Совершенствовать ориентировку в мире овощей.
Уточнить и дополнить знания о картофеле как о продукте питания и получения нового
Показать пользу овощей при лечении некоторых заболеваний.
Развивать любознательность, желание узнать чтото новое.
Коррекционные задачи:
Учить слушать друг друга, не перебивая.
Способствовать развитию связной речи, учить поддерживать диалог.
Способствовать развитию мелкой моторики.
Словарная работа:
Активизировать и обогащать словарный запас детей ( клубни, крахмал, рассыпчатая)
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Оформление: Загадки о картошке, пьедестал (дед и баба картофель в
платочке и шапочке), карточки с изображением картофеля для штриховки.
Предварительная работа:
Подбор и систематизация материала.
Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок.
Изготовление картофельных куколок.
Географическая карта мира
«Эти забавные картошки» (выставка корнеплодов)
Разработка конспекта занятия.
Методы и приемы:
Вопросы к детям;
использование дидактических пособий, наглядного материала;
использование стихотворных форм, загадок;
Физминутка игра; релаксация; игровая ситуация.
1 Ход занятия.
Организационный момент.
Представьте себе, что вы выглянули в окно, а солнышко очень ярко
светит. Вы сощурились,
солнышко за тучку спряталось – лицо у вас спокойное.
Опять солнышко выглянуло – поднесите руку ко лбу,
посмотрите на солнышко изпод руки,
улыбнитесь солнышку, а потом друг другу.
Давайте подарим друг другу наши улыбки, чтобы создать
хорошее настроение.
Сощурились
Лицо спокойное
Поднесите руку ко лбу,
Смотрят из – под руки
улыбаются
Улыбаются друг другу
Воспитатель: А чтобы много узнать надо быть внимательными, не кричать, не перебивать, слушать
друг друга и поднимать руки. Договорились? Вот и замечательно.
Воспитатель: Послушайте загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется? (Осенью)
Воспитатель: Что осенью собирают с огорода? (Ответы детей)
Воспитатель: На этот раз пойдет рассказ о той, что
Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.
Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная … (Дети хором проговаривают отгадку)
Воспитатель: Вы, наверное, уже догадались, что речь пойдет сегодня о картошке, да, да, о той самой
простой незаменимой картошке, которая приходит к нам каждый день. Может быть, я не права?
Ребята, в какой семье обходятся без картошки? Не зря картошку называют «вторым хлебом».
Картошка, картошечка, картофелина, картофелинка, мисс Картошка!
Воспитатель: Картофель каждый день нужен хозяйкам для приготовления самых разных блюд. А
было время………… (задумывается, вспоминает). Мне рассказывала моя прабабушка, а ей ее
бабушка, что давнымдавно о существовании картофеля вообще не знали в России. А дело было так
(подзывает детей к географической карте мира и рассказывает)
В некотором государстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
Физминутка "Шли с картошкой пирожки. "
Шли с картошкой пирожки,
Шли с морошкой пирожки,
Шли окрошка и гуляш,
Шли коржи
и шел грильяж,
Очень вкусная конфета,
После сытного обеда.
ходьба на месте
прыжки
приседания
хлопки в ладоши
киваем головой
прыжки на одной ноге
садимся на места
Воспитатель: Пятьсот лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Да и
откуда было знать, если до родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов еще
не доплывал. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба,
2 отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, были семена,
клубни, зерна новых, не известных Европе растений.
Сейчас три растения считаются кормилицами человечества – пшеница, рис и кукуруза. Была у
индейцев еще и другая кормилица – папа. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь
папы устраивали праздники урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки
из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.
Воспитатель: В старину женщины вечерами делали куколки с картошки. Мы тоже с вами
постараемся большие картошки нарядить. (Наряжают картофелины).
Воспитатель: Раньше картошку в России не выращивали, люди не сразу поняли, что у картошки
главное клубни. Когда путешественники впервые увидели эти плоды, они назвали их «чёртовы
яблоки». А завёз картофель в Россию Пётр I. Люди не хотели выращивать картошку, так как считали,
что она ядовитая. Цветки картофеля использовали в качестве украшения: нашивали на шляпы, платья;
делали бусы, браслеты.
Один английский богач решил угостить друзей заморской диковиной, посаженной у него в саду.
Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что
повисают на стеблях после того, как картофель отцветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля
на серебристом блюде были поданы гостям. Ктото из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у
когото перекосило лицо, ктото выбежал изза стола… Ведь ели гости картошку не с того конца.
Воспитатель: А теперь физминутка :
Попрошу всех встать,
Что скажу, то повторять:
Руки вверх и подтянулись,
Наклонились разогнулись,
Вдох и выдох улыбнитесь,
Потихонечку садитесь.
Однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в
костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни.
Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная.
Воспитатель: А картошка для нас и для всех других народов Европы стала вторым хлебом.
Картофель полезный овощ из него можно приготовить много блюд.
Воспитатель: Действительно, картофель – это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти
чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем. Какие блюда можно
приготовить из картофеля? (ответы детей: варенный, печенный, жареный, пюре, картофель в
«мундире» чипсы, пироги, зразы и котлеты, супы).
Воспитатель: Картофель известен всем, но мне кажется, что вы об этом овоще не все знаете.
Например, знаете ли вы из чего состоит картофель? (Кожуры, воды, питательных веществ). А
почему сваренный картофель рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в
нём содержится крахмал.
Воспитатель: Что содержится в картофеле, Юля, Полина? А как вы думаете для чего нужен
крахмал? (варить кисель, крахмалить бельё, оно становится красивее и долго не линяет).
Воспитатель: Правильно крахмал нужен для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки
для красоты.
Воспитатель: Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если
простудился надо подышать над паром сваренной картошки и станет легче. А еще сырой картошкой
лечат ожоги вот такой удивительный овощ!
Воспитатель: Игра с мячом «Отгадай загадку»
Пришло время отгадывать загадки.
Вот соль тебе,
Вот хлеб и ложка –
Сварилась к ужину …….. (картошка)
Что копали из земли, жарили, варили,
Что в земле мы напекли, ели да хвалили?
3 Неуклюжа, шишковата, а придет на стол она,
Скажут весело ребята: Ну, рассыпчата, вкусна!
Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.
Зоркий глаз, богатырь Тарас в подземелье ушел,
Десять братцев нашел. Вышли братья на свет,
Собрались на совет, все глазастые да щекастые.
Посмотрика, посмотрика, каковы богатыри!
Между гор лежит толстый Егор.
Курочкапустодом свила гнездо за двором,
Яйца несет – в землю кладет.
Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет….
В поле большом
Под зеленым кустом
Лежат в земле яички,
Снесли их не птички.
Цветы в светлице, а плоды в темнице.
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покапай немножко: под кустом ……..
Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землей.
Клубни вытянешь на свет
Вот и завтрак и обед.
Меня единственную в мире,
Не просто варят, а в мундире.
Это чудо плод
Её едим мы круглый год.
Пюре, супы, салат, окрошка –
Везде присутствует ….
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали.
А когда копать пошли,
Сразу десять вдруг нашли.
делаем наклон вперёд
Физминутка «Собери урожай»
Встаньте свободно, картофель положите на поднос.
Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить
картофель.
Лето наступило, солнышко сияет, и картофель
быстро вырастает.
Ветер сильный дует
И грохочет гром
А картофелю это нипочём.
Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель
снова быстро вырастает
Картофель вырос пора собирать урожай
Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.
Воспитатель: А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его. (Даю
некоторое время для рассматривания, потом задаю вопросы).
Поднимите руки, тянитесь вверх –
показываете как растёт картофельный куст.
качайте вытянутыми в стороны руками.
потопаем ногами
тянемся потянемся вверх.
делаем наклоны, убирая картофель.
Какого он цвета?
А какой он формы?
Воспитатель: Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по
форме клубней. Это как у людей, все мы отличаемся друг от друга. У Кати волосы светлые, а у
4 Полины тёмные. Дима высокий, а Алёша пониже. Так и картофельные клубни отличаются друг от
друга.
Картофель какой на ощупь?
Что есть у картофеля?
Воспитатель: Правильно есть выемки. Клубни также отличаются по вкусу и по цвету: есть розовые,
белые, жёлтые. А теперь рассмотрим зелёный клубень. Может это тоже особый сорт? Нет, такой
позеленевший картофель ни в коем случае нельзя использовать для приготовления блюд – он ядовит и
опасен!
Воспитатель:
Чтото засиделись мы немножко
И, вставать уж вроде, силы нет,
Но зовет на поле нас картошка
Подвигаться и поиграть немножко.
Игры с картошкой:
Мы возьмем ведерки, да и в путь – дорожку,
Дружба нам поможет выкопать картошку. (З. Александрова)
1. «Сбор урожая». Картошка рассыпана по комнате. Выбрать 2 –х игроков, за определенный
промежуток времени они собирают картошку в корзины. Можно во время сбора картошки завязать
глаза. Собирать картошку по одной.
2. «Пронеси картошку в ложке». (Положить картошку в ложку и пробежать до обруча и обратно).
3. «Гусеница». В корзине лежит заранее приготовленный картофель. На столе выбраны самые
большие (маленькие) 2 картошки. Дети по очереди должны найти в корзине картошки разные по
величине (от большой к маленькой или наоборот).
4. «Пронесем картошку». Два участника встают друг против друга и лбами зажимают картошку, а
затем по сигналу ведущего двигаются на другой конец площадки.
5. «Чудесный мешочек». Предложить участникам игры отгадать, сколько штук картофелин
уместилось в целлофановом пакете. Кто назовет точное количество, тот и победитель.
6. Подвижная игра «Огородник»
Ах, картошка, ты, картошка.
Кормишь ты честной народ!
Если есть картошка в доме,
Будешь сытым целый год!
Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза. Дети идут по кругу и
проговаривают слова. После этого огородник стучит ногой об пол. Дети спрашивают: «Кто там? »
«Огородник» «Зачем пришёл? » «За картошкой». Водящий указывает на кого – нибудь из детей и
этот ребёнок говорит: «Я». Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв
повязку с глаз.
Воспитатель: Давайте выполним штриховку картошки. Конкурс детского рисунка «Мисс
Картофелина»
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, с каким овощем мы сегодня познакомились поближе?
Воспитатель: Сегодня на занятии вы много нового узнали о таком обычном и привычном для нас
растении как картошка, о том, что картошку можно не только употреблять в пищу, но из неё также
получают крахмал.
Воспитатель: Давайте вспомним, где применяют крахмал?
Воспитатель: Когда можно использовать картофель как лекарство?
Воспитатель: Что должен делать человек, чтобы вырастить хороший урожай картофеля?
(Вскопать землю, посадить картошку, окучивать, удобрять, бороться с вредителями, поливать,
потом выкопать картошку).
Литература:
5 Н. Надеждина Где щи, там и нас ищи! – М.: Малыш, 1989., С. 13 – 15
Акимушкин И.И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. –2е изд., испр. и доп. –М.:
Мысль, 1988. – 445 (1) с.: ил.
Багрова Л.А. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения. –М.: АСТ, 1996. –512с.
Каука Р. «Медвежонок Миша». Открываем мир: Пособие для игрового обучения. Пер. с нем.
М.В. Медведевой. М.:ЭКСМО, 1997. – 96 стр.
Фифилова Е. П., Поторочина Е. А. «Окружающий мир» изд.2е, испр. и доп. Азбука природы в
стихах, загадках, считалках, подвижных играх. М:. «ВАКО», 2006, 320 стр.
6
«Во саду ли, в огороде выросла картошка!». Конспект занятия.
«Во саду ли, в огороде выросла картошка!». Конспект занятия.
«Во саду ли, в огороде выросла картошка!». Конспект занятия.
«Во саду ли, в огороде выросла картошка!». Конспект занятия.
«Во саду ли, в огороде выросла картошка!». Конспект занятия.
«Во саду ли, в огороде выросла картошка!». Конспект занятия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.