Водный урок по МХК "Что такое художественная культура"
Оценка 5

Водный урок по МХК "Что такое художественная культура"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
МХК
8 кл
07.04.2017
Водный урок по МХК "Что такое художественная культура"
Урок вводит в изучение предмета "мировая художественная культура", который является продолжением предметов эстетического цикла ИЗО и музыки. Учитель знакомит учащихся с понятиями "культура", "художественная культура", "художественный образ"., а также приводит убедительные примеры влияния искусства на человека, показывает непреходящую роль в его воспитании.
ВВОДНЫЙ УРОК.docx
ВВОДНЫЙ УРОК Что такое художественная культура Цель: познакомить учащихся с предметом «Мировая художественная культура» Задачи:      раскрыть понятие слова культура; пробудить интерес к произведениям искусства; помочь разобраться в вопросах  о назначении искусства; показать роль искусства в жизни человека. Оборудование урока:    репродукции картин известных мастеров живописи, ксерокопии или фотографии известных скульптур, архитектурных сооружений /на усмотрение учителя/;  вариант:   презентация   репродукций   картин   известных   художников:   Леонардо   да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Веласкеса, Рембрандта и других /на усмотрение учителя/  музыкальные произведения «Лунная соната» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта Ход урока          I. Музыкальный эпиграф (прослушивание небольшого фрагмента из «Лунной сонаты» Людвига ван Бетховена. Во время лекции учителя учащиеся записывают определения и основные положения лекции в виде тезисов ).       II. Лекция.              Слова  культура  многоозначно.   Оно  является   производным   от   латинского   слова «cultura» – первоначально – возделывание земли, позднее ­ в трудах Цицерона  (I  в. до н. э.) ­ появилось более расширенное значение – «обработка, совершенствование души».           В   настоящее   время   существует   несколько   сот   определений   культуры.   Самое   распространённое понимание культуры – совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития, уровень таких достижений в определённую эпоху какого­либо народа.        Культура не существует вне человека. История зарождения человеческого общества –  это история зарождения и развития самой культуры.         Культура – это, во­первых, система материальных и духовных ценностей, во­вторых, деятельность   человека   по   созданию   этих   ценностей,   в­третьих,   потребление   этих ценностей, означающее изменение, развитие человека. Таким образом, культура – основной отличительный признак, разделяющий человека и животный мир.           Культура   имеет   две   формы:   материальную   и   духовную.   Материальная   культура охватывает   всю   сферу   материально­производственной   деятельности   человека   и   её результаты: орудия труда, жилище, предметы быта, одежда и т. д. К духовной культуре относится сфера   духовного производства и его результаты, т. е. сфера сознания: наука, нравственность, воспитание, просвещение, право, философия, религия, искусство. Всё, что относится к духовной культуре, есть духовные ценности. В реальной жизни материальная и духовная культуры практически неразделимы.         Что же представляют собой духовные ценности в области искусства? Это различные произведения   искусства:   произведения художественной   литературы,   то   есть   то,   что   создаётся   с   помощью  художественного образа.  Художественный   образ   –   это   такое   изображение   события,   явления,   которое наглядно передаёт их черты, суть. Это как в капле воды можно увидеть солнце.   музыкальные   произведения,   картины, Пример художественного образа. Русский писатель А. П. Чехов делится секретами своего мастерства: «Желая описать бедную девушку, не говорите, что по улице шла бедная девушка и т. п., а намекните, что непромокаемый плащ её был потрёпан и рыжеват, ­ и картина выиграет». Чехов советует вместо длинных описаний одним – двумя штрихами оставить в сознании читателя картину происходящего.          На уроках мировой художественной культуры вы будете знакомиться с мировыми достижениями   духовной   жизни   человечества,   которые   вошли   в   золотой   фонд сокровищницы культуры: произведениями  живописи,  музыки, литературы, архитектуры, скульптуры,   театра,   кино   и   их   творцами.   Созданные   в   разное   время   произведения искусства   уже   не   принадлежат   какому­то     одному   народу   –   они   принадлежат   всему человечеству.      III. Влияние искусства на человека и его жизнь.           О силе красоты слагают легенды, поют песни и хранят предания. Одно из них – об индийской   девушке,   созданной   «божественным   зодчим   и   ваятелем»   Вишвакарманом   из драгоценных   камней   и   самоцветов.   «Выбрав   всё,   что   было   самого   прекрасного   в   трёх мирах, ­ как гласит предание, ­ он сотворил небесную деву столь совершенной красоты, что не было в её лице и теле ни единой чёрточки или частицы, которая ни приковывала бы с неотвратимой силой взор каждого, кто смотрел на неё».         Даже   боги,   мнимые   повелители   Вселенной,   были   бессильны   перед   загадочной   незнакомкой   –   красотой.   «Когда   Тилоттама,   ­   читаем   вновь   древних   индусов,   ­ поклонившись   смиренно   Прародителю,   стала   обходить   почтительно   слева   направо собрание   небожителей…   никто   из   богов   и   святых   мудрецов   не   мог,   глядя   на   неё, оставаться бесстрастным, и все поворачивали головы вслед за нею…      Только сам царь богов и великий Шива устояли и не повернули головы, кода Тилоттама проходила мимо. Но кода она обходила Шиву с той стороны, где он не мог её видеть, у него возникало новое лицо. Он восседал, повернувшись лицом к востоку; и новые лица появились у него с южной, и с западной, и северной стороны; так Шива стал четырёхликим. А у Индры, который тоже не мог оторвать от неё взгляда, появилась тысяча глаз, которые покрыли всё тело владыки неба; с той поры Индра стал тысячеглазым».      Вы можете сказать, что это,  может быть, неправда. А вот это уже быль. Кто не знает Митрофанушки из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? Известно, что написан он был с реального лица, дворянского сына Алексея Оленина. В 1782 году шла премьера пьесы, на которой он присутствовал. Оленин узнал себя в спектакле и был настолько потрясён, что всерьёз принялся за учёбу. Прошло некоторое время, и Алексей Николаевич Оленин стал одним   из   образованнейших   людей   своего   времени.   Он   был   археологом,   историком, палеографом,   художником   и   даже   членом   Государственного   совета,   директором Петербургской публичной библиотеки, а с 1817 года – президентом Академии художеств.       Казалось бы, не было недостатка в уговорах старших. Но душа подростка была глуха. И только   искусство,   этот   верный   источник   и   носитель   прекрасного,   перевернуло   все   его помыслы и поведение, саму жизнь.      Примеров влияния искусства на человека и его жизнь множество. Учащимся предлагается привести  примеры влияния искусства на жизнь человека из своего жизненного опыта и жизни  своих знакомых и близких.          У  Виктора  Петровича  Астафьева,  одного  из   крупнейших  современных  писателей. Лауреата   Государственных   премий   РСФСР   и   СССР,   бывшего   фронтовика,   среди   его воспоминаний из книги «Посох памяти» есть рассказ о первых послевоенных годах. Жизнь была тяжёлая, и молодому, израненному на войне парню порой приходилось так трудно, что он жалел, что демобилизован. Далее – слово самому Астафьеву:        «С сорок седьмом году мы с женой, тоже недавно демобилизованной, жили в старом флигеле. Как­то я прибежал на обед раньше, распахнул двери, да так и застыл с охапкой дров на пороге. По флигелю разносился голос певца, и такой раздольный, что мне казалось: сейчас   наш   старый   клееный   репродукторишко   рассыплется   в   прах.   Но   «сооружение» сдюжило, и голос певца сотрясал нашу халупу.       И виделось мне синее­синее море, и он, певец, в лодке среди ослепительных волн. И где­ то на далёком берегу, тоже облитая солнцем, вся пронизанная лучами девушка, а вокруг такой изумительный, такой светлый мир!        Я сидел и слушал, забыв про всё на свете. Мне кажется, тогда души моей коснулась впервые нежность, и война для меня кончилась хотя бы наяву.       Я знаю несколько бывших фронтовиков, которые так или иначе сократили свою жизнь. Верю, что если бы они хоть раз слышали того певца, Джильи, они бы больше ценили и любили жизнь.       Он бы уберёг их от беды, как уберёг в своё время меня, наново открывши мне тот мир, которым я грезил в юности и о котором постепенно забыл на войне.       Прекрасное, оно способно воскресить человека, оно проникает в самое сердце, где и хранятся настоящие чувства…»      Думается, что в этих словах писателя содержится необходимый ответ на вопрос: «Как искусство влияет на человека и его жизнь» После третьего рассказа можно включить запись одной из песен итальянского певца Робертино Лоретти.       IV. Беседа на выявление восприятия материала урока.  Что обозначает слово культура?  Что называют культурными ценностями?  Какой смысл  вкладывается в понятие художественный образ?  Как искусство влияет на человека?  V. Музыкальный эпилог /прослушивание «Аве Мария»  Ф. Шуберта/      V. Домашнее задание. Вспомнить или найти из художественных произведений примеры влияния искусства на человека. Для поиска материала можно воспользоваться книгой Б. Лукьянова «В мире  эстетики».

Водный урок по МХК "Что такое художественная культура"

Водный урок по МХК "Что такое художественная культура"

Водный урок по МХК "Что такое художественная культура"

Водный урок по МХК "Что такое художественная культура"

Водный урок по МХК "Что такое художественная культура"

Водный урок по МХК "Что такое художественная культура"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017