Водный урок по МХК "Что такое художественная культура"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок вводит в изучение предмета "мировая художественная культура", который является продолжением предметов эстетического цикла ИЗО и музыки. Учитель знакомит учащихся с понятиями "культура", "художественная культура", "художественный образ"., а также приводит убедительные примеры влияния искусства на человека, показывает непреходящую роль в его воспитании.
Иконка файла материала ВВОДНЫЙ УРОК.docx
ВВОДНЫЙ УРОК Что такое художественная культура Цель: познакомить учащихся с предметом «Мировая художественная культура» Задачи:      раскрыть понятие слова культура; пробудить интерес к произведениям искусства; помочь разобраться в вопросах  о назначении искусства; показать роль искусства в жизни человека. Оборудование урока:    репродукции картин известных мастеров живописи, ксерокопии или фотографии известных скульптур, архитектурных сооружений /на усмотрение учителя/;  вариант:   презентация   репродукций   картин   известных   художников:   Леонардо   да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Веласкеса, Рембрандта и других /на усмотрение учителя/  музыкальные произведения «Лунная соната» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта Ход урока          I. Музыкальный эпиграф (прослушивание небольшого фрагмента из «Лунной сонаты» Людвига ван Бетховена. Во время лекции учителя учащиеся записывают определения и основные положения лекции в виде тезисов ).       II. Лекция.              Слова  культура  многоозначно.   Оно  является   производным   от   латинского   слова «cultura» – первоначально – возделывание земли, позднее ­ в трудах Цицерона  (I  в. до н. э.) ­ появилось более расширенное значение – «обработка, совершенствование души».           В   настоящее   время   существует   несколько   сот   определений   культуры.   Самое   распространённое понимание культуры – совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития, уровень таких достижений в определённую эпоху какого­либо народа.        Культура не существует вне человека. История зарождения человеческого общества –  это история зарождения и развития самой культуры.         Культура – это, во­первых, система материальных и духовных ценностей, во­вторых, деятельность   человека   по   созданию   этих   ценностей,   в­третьих,   потребление   этих ценностей, означающее изменение, развитие человека. Таким образом, культура – основной отличительный признак, разделяющий человека и животный мир.           Культура   имеет   две   формы:   материальную   и   духовную.   Материальная   культура охватывает   всю   сферу   материально­производственной   деятельности   человека   и   её результаты: орудия труда, жилище, предметы быта, одежда и т. д. К духовной культуре относится сфера   духовного производства и его результаты, т. е. сфера сознания: наука, нравственность, воспитание, просвещение, право, философия, религия, искусство. Всё, что относится к духовной культуре, есть духовные ценности. В реальной жизни материальная и духовная культуры практически неразделимы.         Что же представляют собой духовные ценности в области искусства? Это различные произведения   искусства:   произведения художественной   литературы,   то   есть   то,   что   создаётся   с   помощью  художественного образа.  Художественный   образ   –   это   такое   изображение   события,   явления,   которое наглядно передаёт их черты, суть. Это как в капле воды можно увидеть солнце.   музыкальные   произведения,   картины,Пример художественного образа. Русский писатель А. П. Чехов делится секретами своего мастерства: «Желая описать бедную девушку, не говорите, что по улице шла бедная девушка и т. п., а намекните, что непромокаемый плащ её был потрёпан и рыжеват, ­ и картина выиграет». Чехов советует вместо длинных описаний одним – двумя штрихами оставить в сознании читателя картину происходящего.          На уроках мировой художественной культуры вы будете знакомиться с мировыми достижениями   духовной   жизни   человечества,   которые   вошли   в   золотой   фонд сокровищницы культуры: произведениями  живописи,  музыки, литературы, архитектуры, скульптуры,   театра,   кино   и   их   творцами.   Созданные   в   разное   время   произведения искусства   уже   не   принадлежат   какому­то     одному   народу   –   они   принадлежат   всему человечеству.      III. Влияние искусства на человека и его жизнь.           О силе красоты слагают легенды, поют песни и хранят предания. Одно из них – об индийской   девушке,   созданной   «божественным   зодчим   и   ваятелем»   Вишвакарманом   из драгоценных   камней   и   самоцветов.   «Выбрав   всё,   что   было   самого   прекрасного   в   трёх мирах, ­ как гласит предание, ­ он сотворил небесную деву столь совершенной красоты, что не было в её лице и теле ни единой чёрточки или частицы, которая ни приковывала бы с неотвратимой силой взор каждого, кто смотрел на неё».         Даже   боги,   мнимые   повелители   Вселенной,   были   бессильны   перед   загадочной   незнакомкой   –   красотой.   «Когда   Тилоттама,   ­   читаем   вновь   древних   индусов,   ­ поклонившись   смиренно   Прародителю,   стала   обходить   почтительно   слева   направо собрание   небожителей…   никто   из   богов   и   святых   мудрецов   не   мог,   глядя   на   неё, оставаться бесстрастным, и все поворачивали головы вслед за нею…      Только сам царь богов и великий Шива устояли и не повернули головы, кода Тилоттама проходила мимо. Но кода она обходила Шиву с той стороны, где он не мог её видеть, у него возникало новое лицо. Он восседал, повернувшись лицом к востоку; и новые лица появились у него с южной, и с западной, и северной стороны; так Шива стал четырёхликим. А у Индры, который тоже не мог оторвать от неё взгляда, появилась тысяча глаз, которые покрыли всё тело владыки неба; с той поры Индра стал тысячеглазым».      Вы можете сказать, что это,  может быть, неправда. А вот это уже быль. Кто не знает Митрофанушки из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? Известно, что написан он был с реального лица, дворянского сына Алексея Оленина. В 1782 году шла премьера пьесы, на которой он присутствовал. Оленин узнал себя в спектакле и был настолько потрясён, что всерьёз принялся за учёбу. Прошло некоторое время, и Алексей Николаевич Оленин стал одним   из   образованнейших   людей   своего   времени.   Он   был   археологом,   историком, палеографом,   художником   и   даже   членом   Государственного   совета,   директором Петербургской публичной библиотеки, а с 1817 года – президентом Академии художеств.       Казалось бы, не было недостатка в уговорах старших. Но душа подростка была глуха. И только   искусство,   этот   верный   источник   и   носитель   прекрасного,   перевернуло   все   его помыслы и поведение, саму жизнь.      Примеров влияния искусства на человека и его жизнь множество. Учащимся предлагается привести  примеры влияния искусства на жизнь человека из своего жизненного опыта и жизни  своих знакомых и близких.          У  Виктора  Петровича  Астафьева,  одного  из   крупнейших  современных  писателей. Лауреата   Государственных   премий   РСФСР   и   СССР,   бывшего   фронтовика,   среди   его воспоминаний из книги «Посох памяти» есть рассказ о первых послевоенных годах. Жизнь была тяжёлая, и молодому, израненному на войне парню порой приходилось так трудно, что он жалел, что демобилизован. Далее – слово самому Астафьеву:        «С сорок седьмом году мы с женой, тоже недавно демобилизованной, жили в старом флигеле. Как­то я прибежал на обед раньше, распахнул двери, да так и застыл с охапкойдров на пороге. По флигелю разносился голос певца, и такой раздольный, что мне казалось: сейчас   наш   старый   клееный   репродукторишко   рассыплется   в   прах.   Но   «сооружение» сдюжило, и голос певца сотрясал нашу халупу.       И виделось мне синее­синее море, и он, певец, в лодке среди ослепительных волн. И где­ то на далёком берегу, тоже облитая солнцем, вся пронизанная лучами девушка, а вокруг такой изумительный, такой светлый мир!        Я сидел и слушал, забыв про всё на свете. Мне кажется, тогда души моей коснулась впервые нежность, и война для меня кончилась хотя бы наяву.       Я знаю несколько бывших фронтовиков, которые так или иначе сократили свою жизнь. Верю, что если бы они хоть раз слышали того певца, Джильи, они бы больше ценили и любили жизнь.       Он бы уберёг их от беды, как уберёг в своё время меня, наново открывши мне тот мир, которым я грезил в юности и о котором постепенно забыл на войне.       Прекрасное, оно способно воскресить человека, оно проникает в самое сердце, где и хранятся настоящие чувства…»      Думается, что в этих словах писателя содержится необходимый ответ на вопрос: «Как искусство влияет на человека и его жизнь» После третьего рассказа можно включить запись одной из песен итальянского певца Робертино Лоретти.       IV. Беседа на выявление восприятия материала урока.  Что обозначает слово культура?  Что называют культурными ценностями?  Какой смысл  вкладывается в понятие художественный образ?  Как искусство влияет на человека?  V. Музыкальный эпилог /прослушивание «Аве Мария»  Ф. Шуберта/      V. Домашнее задание. Вспомнить или найти из художественных произведений примеры влияния искусства на человека. Для поиска материала можно воспользоваться книгой Б. Лукьянова «В мире  эстетики».