Военный флот Древнего мира
Оценка 4.7

Военный флот Древнего мира

Оценка 4.7
docx
22.11.2021
Военный флот Древнего мира
трирема.docx

 

 

                         ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

           БОЕВОЙ КОРАБЛЬ РИМЛЯН

           “ТРИРЕМА”

CОДЕРЖАНИЕ:

1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

1.1   Выбор темы

1.2   Цели и задачи

  2.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

         2.1 Историческая справка

         2.2 Схема и чертеж триеры

         2.3 Материалы и инструменты

         2.4 Техника безопасности

         2.5 Маршрутная карта изготовления модели

 

     3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

1.1 Выбор темы

       Я занимаюсь различным моделированием, особенно мне нравиться работать с деревом. Много раз я останавливался около макета парусника “Сан – Франциско” в кабинете технологии, который был сделан ребятами, занимающихся в кружке “Юный техник”. Мне все время хотелось попробовать себя в этой области. Поэтому при выборе темы проекта я остановился на судомоделировании. Но при этом необходимо учитывать не только своё желание, но и свои собственные возможности. Например, есть ли возможность достать необходимый материал, или хватит ли навыков и умений при изготовлении проекта. Подумав, я решил, что оптимальным вариантом изделия для меня может стать боевой корабль древних римлян. Мой выбор модели получился не случайным, потому что простые корабли, типа “Ладьи”, мне приходилось мастерить, а вот  парусник требует немного больше опыта. Задуманный мной проект тоже из разряда не легких, в нем большое количество деталей с которых он состоит, но с ним я постараюсь справиться. Ознакомившись с флотом древней Греции и Рима, выбор пал на “Трирему”, потому что чем сложнее изделие, тем интереснее, это по мне.  Изученный материал по курсу технологии поможет мне решить эту задачу, с теоретическими знаниями моделирования кораблей, мне помогут мой руководитель и специальная литература.

 

 

 

 

 

 

1.2  Цели и задачи

 

Цель – освоить и применить на практике навыки по стендовому моделизму, построить  макет корабля.

Задачи:

     a)    Изучить литературу по теории судомоделизма.

б)   Ознакомиться с особенностями строения трирем.

в)   Оценить свои возможности в процессе проектной деятельности.

г)   Применить знания и умения, полученные на уроках технологии.

    д)   Рассмотреть варианты чертежа для модели.

    и)  Cоставить технологическую карту

    з)   Закрепить приемы и навыки работы  по дереву.

             ж)   Оценить проделанную работу

 

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Историческая справка

         Трире́ма — класс боевых кораблей, которые использовались античными цивилизациями   Средиземноморья, в особенности финикийцами, античными греками и древними римлянами.
Триремы получили своё название из-за трёх рядов вёсел, которые, предполагается, располагались одно над другим в шахматном порядке; каждым веслом управлял один человек. Ранние триремы являлись результатом эволюции унирем — античных боевых кораблей с одним рядом вёсел, от 12 до 25 с каждой стороны, и бирем — боевых кораблей с двумя рядами вёсел. Возможно, что первыми построили трирему финикийцы. Являясь самым быстрым и манёвренным боевым кораблём, трирема доминировала в Средиземноморье с 7-го по 4-й век до н. э., пока не появились более крупные боевые корабли — квадриремы и квинквиремы (пентеры). Триеры играли важную роль в Греко-персидских войнах, в становлении морской империи Афин и её падении в результате Пелопоннесской войны.

Описание

Триремы имели следующие характеристики:

    Водоизмещение 80 — 100 тонн, длина 30-40 метров, ширина 4-6 метров.

    На уровне воды или над водой на носу триремы находился заострённый брус (таран), который изготавливали из железа или меди. Таран мог быть сделан и из дерева; в этом случае его оковывали железом. Прямой или загнутый кверху таран использовался в качестве наступательного оружия. Иногда ему придавали форму животного или птицы.

Основными отличиями римской триремы от греческой триеры были парус на форштевне, абордажный ворон. В вооружение корабля входил подъёмный кран, к которому крепился крюк или гиря для разрушения башен и палубы вражеского судна, и башня для стрелков. За счёт отсутствия тяжёлых приспособлений на верхней палубе древнегреческая триера двигалась быстрее, достигая в бою скорости более 12 узлов.

 

 

Боевое применение

      В бою трирема шла на всех вёслах, достигая скорости 8 узлов, в походе использовался один ряд вёсел, при попутном ветре ставились паруса, передний парус позволял частично использовать и боковой ветер.  Скорость в походе большую часть времени достигала 4-5 узлов. Триеры комплектовались морской пехотой (эпибатами), но главным и важнейшим оружием триеры был таран. Тактика морского боя была достаточно разнообразной и предполагала не только таранные атаки в корпус и по вёслам противника, но и использование «круглых» (транспортных) кораблей как линии защиты триер (Фукидид).

 

2.2 Схема и чертеж триеры

     Важным этапом конструирования и моделирования, является разработка чертежей.  Чертежи составляются как всего изделия, так и отдельных узлов и соединений. Тип моего корабля уходит в глубокую древность, поэтому я и не надеялся  найти подробный чертеж триеры. Воспользовавшись интернет-ресурсами я нашел основную схему корабля.  Этого было достаточно  для начала работы.  Проанализировав  фотографии триер, выложенные в интернете судомоделистов, пришел к выводу, что общий вид у всех один, но выполнены в зависимости от индивидуальности и мастерства моделиста. Поэтому моя модель будет выполнена с соблюдением всех особенностей конструкции  и деталей данного типа корабля.

 

  2.3 Материалы и инструменты

 

Для создания хорошего макета необходим качественный подбор используемых материалов и инструментов, что наряду со способностями и стараниями учащегося, является залогом успеха в изготовлении макетов.

Свою модель корабля я решил сделать из самого доступного материала для меня, это фанера.  К тому же  с ней у меня хороший опыт работы. Выпиливанием лобзиком я увлекался ранее.  Само выпиливание не столь сложное, но чтобы работу эту выполнить качественно, необходимо сразу приготовить все материалы и инструменты, строго следовать несложным правилам и рекомендациям.

1.     Фанерный лист. Необходимо выбирать материал, который больше всего соответствует требованиям работы. Обычно применяется тонкий лист, состоящий из многослойной древесины лиственных пород. В зависимости от сложности работ может использоваться обычная или влагостойкая фанера любого подходящего сорта.

2.     Для выпиливания может использоваться обычный ручной лобзик, если работы не очень масштабные, заключаются в выпиливании тонких художественных деталей. Но можно применять и электрический инструмент, который пригоден для большого объема работы.

3.     Шило используется для того, чтобы можно было сделать отверстия для пропилов. В точках аккуратно прокалывается отверстие с диаметром достаточным, чтобы можно было вставить пилку. После этого начинается процесс выпиливания. Вместо шила можно использовать дрель со сверлом необходимого диаметра, так получится намного быстрее подготовить отверстия. Выбор того или иного варианта зависит от удобства работы.

4.     Выпиливание лобзиком не обходится без покупки набора напильников. Они необходимы для того, чтобы правильно зачистить все края пропилов. Часто случается так, что у не очень опытного мастера края получаются немного рваными. В этом случае выбирается напильник, который больше других соответствует материалу, все края и торцы аккуратно зачищаются.

5.     Упорная дощечка используется для того, чтобы можно было укрепить материал и инструменты. Для работы с тонкими и мелкими деталями важно, чтобы рабочая поверхность держалась ровно, не расшатывалась.

6.     Есть и другие инструменты, которые могут потребоваться. Обычно это столярный молоток, плоскогубцы, острый нож со сменными лезвиями, циркуль и карандаш, ножницы, столярный клей.

7.     Материал , для пошива парусов, иголка с ниткой, капроновая нить для натяжных канатов.

8.     Морилка , лак для покрытия, кисти и гуашь.

Обычно при наличии опыта мастера сразу наносят рисунки на поверхность. Но для новичков понадобится специальная клейкая бумага, калька. В таком случае получится сделать рисунок на фанере максимально аккуратным и красивым, а линии будут ровными.        

 

2.4 Техника безопасности

 

Для художественной резки по фанере необходимо знать специальные приемы и методы работы с лобзиком, они позволят значительно облегчить работу. Кроме того, пользоваться инструментом необходимо правильно и аккуратно, чтобы избежать травматизма.

Начинать работу надо только при хорошем освещении, все инструменты и материалы требуется приготовить заранее. Выпиливание лобзиком художественных деталей отличается некоторыми особенностями, тут нельзя спешить, работа должна выполняться аккуратно и четко. Если не соблюдать установленных рекомендаций, то распил будет неровным, срезы получатся «рваные».

Рекомендации для работы с лобзиком:

 1.       Инструмент надо держать строго вертикально, движения во время работы надо осуществлять вверх-вниз, ни в коем случае нельзя раскачивать пилку, наклонять ее. Если не соблюдать это условие, то пилка застрянет в дереве, а сам срез будет косым. Еще одна проблема – разрыв пилки, а это уже может привести к травмам.

2.       Когда из фанеры выпиливаются внутренние контуры, то необходимо сначала сделать отверстие сверлом или шилом.    После этого в приготовленное отверстие вставляется пилка, начинается процесс распилки. Важно, чтобы зубья находились в правильном положении, поворот требуется делать, не прерывая процесса резки.

3.  Необходимо следить, чтобы пилка была натянута ровно, хорошо закреплена, в противном случае возможен травматизм. Это обязательное условие работы с любым инструментом. Да и сама работа станет неудобной и некачественной.

4.    Во время резки нельзя допускать, чтобы пилка вибрировала, так как лист фанеры начнет раскалываться, обламываться. Края получатся не столь ровными, работу придется начинать заново. Если лобзик применяется для тонкой фанеры, то надо дополнительно взять брусок для фиксации рабочей поверхности на верстаке.

5.  По мере распила необходимо двигать фанеру навстречу лобзику, но слишком спешить нельзя. Сам лобзик должен передвигаться в вертикальном положении, наклонять его нельзя.

         2.5 Маршрутная карта изготовления модели

         Постройка корабля началась без имеющих точных размеров деталей,  поэтому вся работа велась, если так можно сказать, на глаз. Изначально я определил длину – 500мм, и ширину – 200мм, все остальные детали наращивались и приклеивались без нарушения пропорций, естественно размеры я не записывал.

№п-п

Наименование операций

1.1

Изготовление шаблонов. Чертеж носа с тараном, кормы, киля, палубы на ватмане. Вырезание.

1.2

Обведение шаблонов на фанере.

1.3

Выпиливание каркаса лобзиком, обработать наждачной бумагой, подгоняем детали между собой при помощи надфеля.

1.4

Нарезать из шпона полосок шириной 6мм на длину корабля. Обработать наждачной бумагой. Обклеиваем бока полосками в нахлест. После высыхания клея выравниваем края при помощи надфеля и наждачной бумаги.

1.5

Особенность строения триеры в боковых надстройках для гребцов. Поэтому следующий этап, в изготовлении шаблонов этих надстроек, выпиливании их, обработки наждачной бумаги и приклеивании.

1.6

 На боках корпуса и надстроек делаем разметку для сверления отверстий под весла. Просверливаем . Получилось с обеих сторон три ряда отверстий, диаметром 6мм.

1.7

После того как корпус готов, покрываем его морилкой и приступаем к надпалубным надстройкам.

2.1

В первую очередь выстругиваем мачту и рею для паруса. Просверливаем в середине палубы отверстие диаметром 10мм, вставляем мачту, для надежности, соединения промазываем клеем, но т. к. имеется небольшой парус в носовой части корабля, готовим и бля него мачту с реей.

2.2

Приступаем к военной оснащенности триеры. Помимо основного оружия- тарана, имелся “абордажный крюк”, который находился в носовой части корабля. Представлял собой не хитрую конструкцию – трап с железным крюком, для высадки морпехов на вражеский корабль. Выпиливаем лобзиком трап из фанеры, из тонких реечек делаем поручни, приклеиваем. Выстругиваем столбик, на котором он крепился, соединяем их между собой.  Просверливаем в передней части палубы отверстие, и вставляет в него всю конструкцию.

2.3

В задней части корабля имелась башня для стрелков. Выпиливаем из фанеры четыре стенки башни, склеиваем их. Размеры произвольные, в зависимости от места на палубе.

2.4

Изготовление шатра на корме не составит трудности. Из фанеры выпилить каркас и обклеить его кусочком белой материи.

2.5

Последние детали – поручни, руль и якоря, также выпиливаем из фанеры.

2.6

Устанавливаем паруса, натягиваем растяжки.

2.7

В завершении работы раскрашиваем нос корабля красками и вставляем в борта весла.

 

 

 

 

 

 

 

  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Результатом моей роботы является изготовление модели  древнеримской боевой триремы. На начальном этапе и в процессе всей работы, мне пришлось изучить много литературы по судомоделизму,  а особенно по древнему флоту. Углубился в историю кораблестроения, боевого применения их. Посещая различные сайты интернета ознакомился с работами моделистов моего направления.

Итогом проделанной работы я остался доволен.  Для меня корабль получился идеальным. На протяжении всей работы я столкнулся не один раз с трудностями, не все получалось с первого раза, пришлось затратить больше времени, чем я планировал. Но теперь все осталось позади, и моя модель красуется рядом с фрегатом  “Сан – Франциско”.


 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА 1.1 Выбор темы

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА 1.1 Выбор темы

Цели и задачи Цель – освоить и применить на практике навыки по стендовому моделизму, построить макет корабля

Цели и задачи Цель – освоить и применить на практике навыки по стендовому моделизму, построить макет корабля

Триеры играли важную роль в Греко-персидских войнах, в становлении морской империи

Триеры играли важную роль в Греко-персидских войнах, в становлении морской империи

Тактика морского боя была достаточно разнообразной и предполагала не только таранные атаки в корпус и по вёслам противника, но и использование «круглых» (транспортных) кораблей как…

Тактика морского боя была достаточно разнообразной и предполагала не только таранные атаки в корпус и по вёслам противника, но и использование «круглых» (транспортных) кораблей как…

Проанализировав фотографии триер, выложенные в интернете судомоделистов, пришел к выводу, что общий вид у всех один, но выполнены в зависимости от индивидуальности и мастерства моделиста

Проанализировав фотографии триер, выложенные в интернете судомоделистов, пришел к выводу, что общий вид у всех один, но выполнены в зависимости от индивидуальности и мастерства моделиста

После этого начинается процесс выпиливания

После этого начинается процесс выпиливания

Для художественной резки по фанере необходимо знать специальные приемы и методы работы с лобзиком, они позволят значительно облегчить работу

Для художественной резки по фанере необходимо знать специальные приемы и методы работы с лобзиком, они позволят значительно облегчить работу

Да и сама работа станет неудобной и некачественной

Да и сама работа станет неудобной и некачественной

Особенность строения триеры в боковых надстройках для гребцов

Особенность строения триеры в боковых надстройках для гребцов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Результатом моей роботы является изготовление модели древнеримской боевой триремы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Результатом моей роботы является изготовление модели древнеримской боевой триремы
Скачать файл