Хочу поделиться своими наблюдениями и показать как занятия вокалом влияют на становление личности ребенка и способствуют ее самовыражению.
Занятия вокалом системы дополнительного образования школы входит в комплекс художественного развития детей.Приобщение к образцам народной, классической и эстрадной музыке, способствуют раскрытию разносторонних способностей ребенка.
Вокальное искусство как
способ самореализации личности ученика
(анализ наблюдений и рассуждений)
Автор: Волкова Маргарита Игоревна
Педагог дополнительного
образования
ГБОУ «Центр
образования «Бескудниковский»Москва, 2017г.
Пояснительная записка
Цель представленной работы показать, как занятия вокалом влияют
на становление личности и способствуют ее самовыражению.
Я четвертый год веду вокальный ансамбль. Прием в коллектив
осуществляется на добровольной основе. Возрастной состав ансамбля –
это учащиеся 5 – 11 классов. Форма обучения индивидуально –
групповая.
Хочу поделиться, как влияют занятия вокалом на развитие детей. Для
примера поделюсь своими наблюдениями за ученицей 7в класса,
которая занимается в коллективе второй год.
Социальный статус: растет в не полной семье. При этом воспитана,
доброжелательна, отзывчива и стремится к развитию. В коллектив
пришла за компанию.
Наблюдения последних лет показали, что людям стало как- то не до
песен (особенно в семьях). В связи с этим у многих у детей
наблюдается голод в самовыражении. А самым доступным, на их
взгляд, является исполнение песен. И только в процессе обучения они
понимают, что настоящее исполнение требует определенных знаний,
умений и эмоциональных затрат. З. Фрейд отмечал, что в детях при
рождении уже заложены способности к пению, танцам и рисованию.
Дело в другом – занимаются родители развитием детей или нет. И то,
что дети тянутся к искусству – это замечательно и я рада каждому
пришедшему. Возвращаясь к ученице, сразу отмечу, что она в процессе
работы «услышала» свой голос, научилась правильно интонировать и
это всего за три месяца. От природы стеснительна, она поначалу не
могла даже извлекать звуки в присутствии других участников.
Пришлось с ней поработать индивидуально. И постепенно
систематические занятия дали свои плоды. У неё развились в полном
объёме музыкальные данные (слух, память, ритм). Она постоянно
преодолевает себя, но уверенно чувствует себя только в коллективе,
хотя рассматривая исполнение, вполне может выступать как солистка.
В силу внутренней неуверенности в себе, застенчивости она до сих пор
боится микрофона. Безусловно, на это нужно время и я уверенна, что с
возрастом, посредством многократных выступлений, благодаря
доброжелательной обстановке, в которой проходят занятия, она
преодолеет внутренний зажим и приобретёт уверенность в себе. Таких
детей постоянно надо похваливать.
Рефлексией в сфере искусства являются выступления, т.к. исполнителю
всегда необходим слушатель. А получение одобрений, наград,
поощрений всегда способствует повышению мотивации и ощущениюуспешности. Наш ансамбль много выступает и в школе и в окружных
мероприятиях. Наши успехи – всех и каждого - это Дипломы лауреата II
и III степени. Предлагаю рассмотреть великую силу искусства, которое
воспитывает и обучает, развивает и является социальным партнером,
«лечит» и духовно обогащает.
Актуальность:
Занятия вокалом системы дополнительного образования
общеобразовательной школы входит в комплекс художественного
развития детей. Приобщают к образцам народной и эстрадной музыки,
способствуют раскрытию разносторонних способностей.
Целесообразность:
Занятия развивают музыкальные способности детей, формируют
эстетический вкус, улучшают физическое и эмоциональное состояние
детей.
Значение музыки:
Приобщение к вокальному искусству способствует воспитанию
нравственно – эстетических чувств, формированию взглядов,
убеждений и духовных потребностей детей.
Основной задачей образования в современных условиях является
воспитание человека как культурно - исторического объекта,
способного к творческому саморазвитию и самореализации.
Цель:
*приобщение ребенка к занятиям сольным пением и пением в
вокальной группе (ансамбле);
*развитие мотивации к творчеству
Задачи:
Обучающие:
* Сформировать навыки певческой установки детей;
* Научить использовать при пении мягкую атаку;
* Сформировать вокальную артикуляцию;
* Сформировать вокально – хоровые навыки: пение без сопровождения,
пение в унисон и 2 голоса, пение в ансамбле;
Развивающие:
* Развить гармонический и мелодический слух;* Совершенствовать речевой аппарат;
* Развить вокальный слух;
* Развить певческое дыхание;
* Развить музыкальную память;
* Развить певческое дыхание;
* Развить преодоление певческих зажимов;
* Развить артистические качества;
* Расширить диапазон голоса;
* Развить силу звучания голоса;
* Развить умение держаться на сцене
Воспитательные:
* Воспитать эстетический вкус у детей;
* Воспитать интерес к вокальной музыке и музыке в целом;
* Воспитать чувство коллективизма;
* Способствовать формированию таких качеств как: воля, дисциплина;
* Воспитание нравственных качеств: настойчивость, трудолюбие,
выдержку, целеустремленность;
По учебному плану на одного ученика полагается 1академический час
в неделю или 36 часов в год. Однако опыт работы показал, что
целесообразнее проводить занятия чаще (два раза в неделю по 0,5
часа).
Программа работы с детьми составлена из расчета 1 час в
неделю – 36 часов в год.