«Особенности организации волонтерской деятельности в образовательной организации»
1. Теоретические аспекты создания волонтерских организаций в ОУ.
2. Возможность использования приложения «Дорожная карта волонтера» и курса «Обучение заботой» при организации волонтерской деятельности в ОУ.
3. Опыт волонтерской деятельности на примере исследовательского клуба «Поиск».
3
Теоретические аспекты создания волонтерских организаций в ОУ
Немного истории
1. В1920 во Франции, под Страсбургом, был проведен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой Войной фермы.
2. Зарождение волонтерского движения в России многие связывают с монахинями Свято-Никольской обители из Москвы, которые отправились на фронт помогать раненым во время Крымской войны.
3. В новой истории России впервые волонтеров определили в 1995 году. В Указе президента Б.Н.Ельцина указывалось, что «добровольцы — это те, кто в безвозмездной форме осуществляет благотворительную деятельность».
5. Указом Президента РФ установлен день волонтеров – 5 декабря.
4
Базовые принципы волонтерской деятельности
Принцип 1. Безвозмездность, добровольность, равноправие и законность деятельности добровольцев (волонтеров).
Принцип 2. Свобода в определении целей, форм, видов и методов в выборе добровольческой (волонтерской) деятельности.
Принцип 3. Гласность и общедоступность информации о добровольческой
(волонтерской) деятельности
Принцип 4. Гуманность, соблюдение прав и свобод человека при осуществлении
добровольческой (волонтерской) деятельности
Принцип 5. Равенство всех независимо от пола, вероисповедания, национальности,
языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности
Принцип 6. Солидарность, добросовестность, сотрудничество участников добровольческой (волонтерской) деятельности
Принцип 7. Безопасность для своей жизни и жизни окружающих
Принцип 8. Равноправное и взаимовыгодное сотрудничества в этой сфере
5
Теоретические аспекты создания волонтерских организаций в ОУ
Волонтер – физическое лицо, осуществляющее в свободное от учебы время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность в формах и видах, предусмотренных Федеральным законом «О добровольчестве (волонтерстве)», без получения денежного или материального вознаграждения.
Волонтерский труд — отличный способ разнообразить деятельность школьника. Волонтерство помогает отвлекать школьников от рутинных дел и наполнять жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями.
Волонтерская деятельность способствует формированию самоуважения. Здоровой самооценки, активной гражданской позиции
6
Мотивы волонтерской деятельности для школьников
реализация личностного потенциала;
общественное признание,
чувство социальной значимости;
самовыражение и самоопределение;
профессиональное ориентирование;
приобретение полезных социальных и практических навыков;
возможность общения, дружеского взаимодействия с
единомышленниками;
приобретение опыта ответственного лидерства и социального
взаимодействия;
выполнение общественного и религиозного долга и организация
свободного времени.
реализация личностного потенциала;
общественное признание,
чувство социальной значимости;
самовыражение и самоопределение;
профессиональное ориентирование;
приобретение полезных социальных и практических навыков;
возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками;
приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия;
выполнение общественного и религиозного долга и организация свободного времени
7
Мотивация волонтерской деятельности для педагогов
возможность участия в инновационной деятельности;
развитие новых форм и способов работы, направленных на достижение личностных результатов;
усиление мотивации учащихся к образованию и самообразованию;
получение информации для разработки собственных рабочих, вариативных программ воспитания, в соответствии с Примерной программой воспитания, в т.ч. с учетом ФГОС;
увеличение взаимодействия с родителями для организации внеурочной работы;
реализация личных социальных проектов,
расширение круга общения, найти новых друзей;
участие в различных конкурсах и проектах, в т.ч. по общественному признанию
8
Мотивы школьной волонтерской деятельности
реализация личностного потенциала;
общественное признание,
чувство социальной значимости;
самовыражение и самоопределение;
профессиональное ориентирование;
приобретение полезных социальных и практических навыков;
возможность общения, дружеского взаимодействия с
единомышленниками;
приобретение опыта ответственного лидерства и социального
взаимодействия;
выполнение общественного и религиозного долга и организация
свободного времени.
реализация личностного потенциала;
общественное признание,
чувство социальной значимости;
самовыражение и самоопределение;
профессиональное ориентирование;
приобретение полезных социальных и практических навыков;
возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками;
приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия;
выполнение общественного и религиозного долга и организация свободного времени
9
Основная идея и задачи методики «Обучение заботой»
«Обучение заботой» - программа совмещения обучения и общественно полезной добровольческой деятельности детей и молодежи, объединяющая оба компонента так, чтобы они повышали эффективность друг друга.
Автор-разработчик методики «Обучение заботой» - Фонд «Созидание».
В 2015-2018 г.г. методика прошла тестирование в 14 российских регионах на базе средних учебных заведений и получила статус экспериментальной площадки Федерального института развития образования. (Свидетельство ФИРО № 562.2 от 25.06.2018).
В 2019-2020 гг. созданы в электронном виде методические материалы занятий, комплекты для проведения развивающей части занятий: интерактивные игры, творческие, логические задания и т.д.
В комплект входит перечень и образцы раздаточных материалов для преподавателя и выполнения домашних заданий, слайды для каждого занятия с подстрочным текстом, Рабочая тетрадь для учащихся.
10
Основная идея и задачи методики «Обучение заботой»
Формы проведения занятий:
1. Факультатив
2. Элективные курсы
3. Каникулярный период
4. Классные часы в свободное от уроков время на базе центров дополнительного образования, библиотек и т. д.
Особенности методики «Обучение заботой»:
1. Учащиеся самостоятельно выбирают тот проект, который они хотят коллективно (например, своим классом или своей группой) организовать и выполнить.
2. Педагог выступает в роли координатора, консультанта, помощника.
11
Результаты применения методики «Обучение заботой»
1. Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся.
2. Усиление мотивации учащихся к образованию и самообразованию.
3. Повышение качества образования и уровня воспитательной работы в школе.
4. Оказание содействия в области профориентации молодежи.
5. Сокращение разрыва между теоретическим содержанием учебной программы и жизненными реалиями.
6. Вовлечение учащихся в решение социальных проблем.
7. Повышение уровня знаний педагога и школьников в области взаимодействия представителей различных секторов экономики для решения социально значимых задач.
12
Содержание методики «Обучение заботой»
Выделяют три базовых компонента методики«Обучение заботой».
1. Предварительная подготовка: определение социальных задач, планирование проекта (предполагается приобретение навыков, необходимых для эффективного выполнения общественно важной работы).
2. Практическая общественно полезная деятельность.
3. Рефлексия (направлена на анализ полученного опыта, обсуждение проекта, осмысление общественно-полезной деятельности). Рефлексия предполагает возможность обсуждения полученного практического опыта с экспертом, преподавателем.
Занятия могут проводиться для всего класса, допускается работа в смешанной группе, например, состоящей из учеников нескольких классов.
13
Формы проведения занятий курса «Обучение заботой»
лекции;
презентации;
фото и видео материалы;
работа в малых группах;
дискуссии, обсуждения;
приглашение наставников;
деловые игры;
опросы и анкетирование;
раздаточные и наглядные материалы;
рабочие тетради для учащихся;
творческие задания;
обмен опытом;
изучение документов и литературы;
использование данных статистики, исследований;
работа в социальных сетях;
практическая волонтерская деятельность,
рефлексия
14
Тематическое планирование занятий по методике «Обучение заботой»
№ п/п | Тема, цель занятия | Краткое описание занятия | Основные понятия |
1 | Знакомство с определениями. | Учащиеся знакомятся с определениями и | сообщество, |
2 | Знакомство с определениями и общественно полезной деятельностью. Объяснение концепции добровольческой деятельности. | Учащиеся поймут преимущества оказания и получения помощи, определят причину, почему они помогают или хотят помогать. | Обучение заботой |
3 | Составление плана местного | В рамках занятия | Активы и нужды |
15
Тематическое планирование занятий по методике «Обучение заботой»
№ п/п | Тема, цель занятия | Краткое описание занятия | Основные понятия |
4 | Определение проекта и | Систематизация при планировании событий позволяет их организаторам | Видение. Миссия. |
5 | Стратегическое планирование: | В рамках занятия исследуются аспекты, требуемые для подготовки | Сотрудничество, |
6 | Стратегическое планирование: | Ключевым моментом | Сотрудничество, |
16
Тематическое планирование занятий по методике «Обучение заботой»
№ п/п | Тема, цель занятия | Краткое описание занятия | Основные понятия |
7 | Стратегическое планирование: | Рассматриваются разные | Ресурсы, доноры, фандрайзинг, меценатство, спонсорство |
8 | Вовлечение сообщества в | Укрепляются стратегии получения поддержки проекта. Обсуждают то, что должно войти в чек-лист. | Вовлечение |
9 | Реклама и гласность. | Возможность оповещения сообщества о результатах деятельности молодежных групп. | Реклама, |
17
Тематическое планирование занятий по методике «Обучение заботой»
№ п/п | Тема, цель занятия | Краткое описание занятия | Основные понятия |
10 | Заключительная подготовка к социальному проекту. | Учащиеся поймут, чего | Ответственное |
11 | Реализация волонтерских | Обсуждают итоги проекта. | Благополучатели |
12 | Завершающие размышления. | Школьники думают о том, как отметить завершение проектов, обсуждают их дальнейшее развитие | Проект |
Библиографический список
27
1. Материалы электронного курса «Обучение заботой», проекта «Дорожная
карта волонтера» www.fondsozidanie.ru
2. Методические материалы курса «Обучение заботой». Сборник материалов.
Фонд «Созидание», М., 2016.
3. Обучение действием: внедрение инновационных моделей просоциального
и толерантного поведения детей и молодежи в местном сообществе. Фонд
«Созидание», М., 2015.
4. Обучение заботой: программа совмещения процесса образования и
общественно полезной деятельности. Фонд «Созидание», М., 2013.
5. Добровольческая активность социально ориентированных некоммерческих
организаций: лучшие практики. Фонд «Созидание», М., 2012. 4.
6. Материалы курса «Обучение действием» для средних и средних
специальных образовательных учреждений /Авторы: творческий коллектив
Фонда «Созидание» под общ.ред. Е.А. Захаровой. – 44 с.
7. Service-Learning - программы совмещения процесса образования и
общественно полезной деятельности. - 272 стр. Фонд «Созидание», Ростовна-Дону, Изд. «Старые русские», 2003. 10.
8. Service-Learning - Обучение действием. 166 стр. Фонд «Созидание», 2006.
9. Сборник, Обучение служением, АВЦ, 2020 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.