«Особенности организации волонтерской деятельности в образовательной организации»
1. Теоретические аспекты создания волонтерских организаций в ОУ.
2. Возможность использования приложения «Дорожная карта волонтера» и курса «Обучение заботой» при организации волонтерской деятельности в ОУ.
3. Опыт волонтерской деятельности на примере исследовательского клуба «Поиск».
3
Теоретические аспекты создания волонтерских организаций в ОУ
Немного истории
1. В1920 во Франции, под Страсбургом, был проведен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой Войной фермы.
2. Зарождение волонтерского движения в России многие связывают с монахинями Свято-Никольской обители из Москвы, которые отправились на фронт помогать раненым во время Крымской войны.
3. В новой истории России впервые волонтеров определили в 1995 году. В Указе президента Б.Н.Ельцина указывалось, что «добровольцы — это те, кто в безвозмездной форме осуществляет благотворительную деятельность».
5. Указом Президента РФ установлен день волонтеров – 5 декабря.
4
Базовые принципы волонтерской деятельности
5
Теоретические аспекты создания волонтерских организаций в ОУ
Волонтер – физическое лицо, осуществляющее в свободное от учебы время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность в формах и видах, предусмотренных Федеральным законом «О добровольчестве (волонтерстве)», без получения денежного или материального вознаграждения.
Волонтерский труд — отличный способ разнообразить деятельность школьника. Волонтерство помогает отвлекать школьников от рутинных дел и наполнять жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями.
Волонтерская деятельность способствует формированию самоуважения. Здоровой самооценки, активной гражданской позиции
6
Мотивы волонтерской деятельности для школьников
реализация личностного потенциала;
общественное признание,
чувство социальной значимости;
самовыражение и самоопределение;
профессиональное ориентирование;
приобретение полезных социальных и практических навыков;
возможность общения, дружеского взаимодействия с
единомышленниками;
приобретение опыта ответственного лидерства и социального
взаимодействия;
выполнение общественного и религиозного долга и организация
свободного времени.
реализация личностного потенциала;
общественное признание,
чувство социальной значимости;
самовыражение и самоопределение;
профессиональное ориентирование;
приобретение полезных социальных и практических навыков;
возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками;
приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия;
выполнение общественного и религиозного долга и организация свободного времени
7
Мотивация волонтерской деятельности для педагогов
возможность участия в инновационной деятельности;
развитие новых форм и способов работы, направленных на достижение личностных результатов;
усиление мотивации учащихся к образованию и самообразованию;
получение информации для разработки собственных рабочих, вариативных программ воспитания, в соответствии с Примерной программой воспитания, в т.ч. с учетом ФГОС;
увеличение взаимодействия с родителями для организации внеурочной работы;
реализация личных социальных проектов,
расширение круга общения, найти новых друзей;
участие в различных конкурсах и проектах, в т.ч. по общественному признанию
8
Мотивы школьной волонтерской деятельности
реализация личностного потенциала;
общественное признание,
чувство социальной значимости;
самовыражение и самоопределение;
профессиональное ориентирование;
приобретение полезных социальных и практических навыков;
возможность общения, дружеского взаимодействия с
единомышленниками;
приобретение опыта ответственного лидерства и социального
взаимодействия;
выполнение общественного и религиозного долга и организация
свободного времени.
реализация личностного потенциала;
общественное признание,
чувство социальной значимости;
самовыражение и самоопределение;
профессиональное ориентирование;
приобретение полезных социальных и практических навыков;
возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками;
приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия;
выполнение общественного и религиозного долга и организация свободного времени
9
Основная идея и задачи методики «Обучение заботой»
«Обучение заботой» - программа совмещения обучения и общественно полезной добровольческой деятельности детей и молодежи, объединяющая оба компонента так, чтобы они повышали эффективность друг друга.
Автор-разработчик методики «Обучение заботой» - Фонд «Созидание».
В 2015-2018 г.г. методика прошла тестирование в 14 российских регионах на базе средних учебных заведений и получила статус экспериментальной площадки Федерального института развития образования. (Свидетельство ФИРО № 562.2 от 25.06.2018).
В 2019-2020 гг. созданы в электронном виде методические материалы занятий, комплекты для проведения развивающей части занятий: интерактивные игры, творческие, логические задания и т.д.
В комплект входит перечень и образцы раздаточных материалов для преподавателя и выполнения домашних заданий, слайды для каждого занятия с подстрочным текстом, Рабочая тетрадь для учащихся.
10
Основная идея и задачи методики «Обучение заботой»
Формы проведения занятий:
1. Факультатив
2. Элективные курсы
3. Каникулярный период
4. Классные часы в свободное от уроков время на базе центров дополнительного образования, библиотек и т. д.
Особенности методики «Обучение заботой»:
1. Учащиеся самостоятельно выбирают тот проект, который они хотят коллективно (например, своим классом или своей группой) организовать и выполнить.
2. Педагог выступает в роли координатора, консультанта, помощника.
11
Результаты применения методики «Обучение заботой»
1. Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся.
2. Усиление мотивации учащихся к образованию и самообразованию.
3. Повышение качества образования и уровня воспитательной работы в школе.
4. Оказание содействия в области профориентации молодежи.
5. Сокращение разрыва между теоретическим содержанием учебной программы и жизненными реалиями.
6. Вовлечение учащихся в решение социальных проблем.
7. Повышение уровня знаний педагога и школьников в области взаимодействия представителей различных секторов экономики для решения социально значимых задач.
12
Содержание методики «Обучение заботой»
Выделяют три базовых компонента методики«Обучение заботой».
13
Формы проведения занятий курса «Обучение заботой»
лекции;
презентации;
фото и видео материалы;
работа в малых группах;
дискуссии, обсуждения;
приглашение наставников;
деловые игры;
опросы и анкетирование;
раздаточные и наглядные материалы;
рабочие тетради для учащихся;
творческие задания;
обмен опытом;
изучение документов и литературы;
использование данных статистики, исследований;
работа в социальных сетях;
практическая волонтерская деятельность,
рефлексия
14
Тематическое планирование занятий по методике «Обучение заботой»
№ п/п | Тема, цель занятия | Краткое описание занятия | Основные понятия |
1 | Знакомство с определениями. | Учащиеся знакомятся с определениями и | сообщество, |
2 | Знакомство с определениями и общественно полезной деятельностью. Объяснение концепции добровольческой деятельности. | Учащиеся поймут преимущества оказания и получения помощи, определят причину, почему они помогают или хотят помогать. | Обучение заботой |
3 | Составление плана местного | В рамках занятия | Активы и нужды |
15
Тематическое планирование занятий по методике «Обучение заботой»
№ п/п | Тема, цель занятия | Краткое описание занятия | Основные понятия |
4 | Определение проекта и | Систематизация при планировании событий позволяет их организаторам | Видение. Миссия. |
5 | Стратегическое планирование: | В рамках занятия исследуются аспекты, требуемые для подготовки | Сотрудничество, |
6 | Стратегическое планирование: | Ключевым моментом | Сотрудничество, |
16
Тематическое планирование занятий по методике «Обучение заботой»
№ п/п | Тема, цель занятия | Краткое описание занятия | Основные понятия |
7 | Стратегическое планирование: | Рассматриваются разные | Ресурсы, доноры, фандрайзинг, меценатство, спонсорство |
8 | Вовлечение сообщества в | Укрепляются стратегии получения поддержки проекта. Обсуждают то, что должно войти в чек-лист. | Вовлечение |
9 | Реклама и гласность. | Возможность оповещения сообщества о результатах деятельности молодежных групп. | Реклама, |
17
Тематическое планирование занятий по методике «Обучение заботой»
№ п/п | Тема, цель занятия | Краткое описание занятия | Основные понятия |
10 | Заключительная подготовка к социальному проекту. | Учащиеся поймут, чего | Ответственное |
11 | Реализация волонтерских | Обсуждают итоги проекта. | Благополучатели |
12 | Завершающие размышления. | Школьники думают о том, как отметить завершение проектов, обсуждают их дальнейшее развитие | Проект |
Библиографический список
27
1. Материалы электронного курса «Обучение заботой», проекта «Дорожная
карта волонтера» www.fondsozidanie.ru
2. Методические материалы курса «Обучение заботой». Сборник материалов.
Фонд «Созидание», М., 2016.
3. Обучение действием: внедрение инновационных моделей просоциального
и толерантного поведения детей и молодежи в местном сообществе. Фонд
«Созидание», М., 2015.
4. Обучение заботой: программа совмещения процесса образования и
общественно полезной деятельности. Фонд «Созидание», М., 2013.
5. Добровольческая активность социально ориентированных некоммерческих
организаций: лучшие практики. Фонд «Созидание», М., 2012. 4.
6. Материалы курса «Обучение действием» для средних и средних
специальных образовательных учреждений /Авторы: творческий коллектив
Фонда «Созидание» под общ.ред. Е.А. Захаровой. – 44 с.
7. Service-Learning - программы совмещения процесса образования и
общественно полезной деятельности. - 272 стр. Фонд «Созидание», Ростовна-Дону, Изд. «Старые русские», 2003. 10.
8. Service-Learning - Обучение действием. 166 стр. Фонд «Созидание», 2006.
9. Сборник, Обучение служением, АВЦ, 2020 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.