Волонтёрство как форма мотивации

  • Культурные мероприятия
  • Мероприятия
  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • Особые потребности
  • docx
  • 31.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье представлен опыт работы образовательного учреждения в рамках работы по здоровьесбережению. Главным в данном опыте является форма работы - волонтёрство. Данная форма - уместна, актуальна, удобна. Её можно использовать как в работе с обучающимися, так и в работе с родителями.
Иконка файла материала Ладанова О.В. ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФОРМА МОТИВАЦИИ.docx
ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФОРМА МОТИВАЦИИ  К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ О.В Ладанова, заместитель директора по воспитательной работе  МОУ­СОШ № 13,  г.о. Клин, Московская область Научить   ребёнка   быть   здоровым,   сформировать   желание   сохранить   своё   здоровье, мотивировать его к здоровому образу жизни — это одни из главных задач воспитательного процесса любой школы. И, если важность их — это аксиома, то с вопросом о формах и методах решения этих задач дело обстоит гораздо сложнее. Вопрос об их здоровье детям кажется неактуальным, так как ребёнок живёт настоящим. Окружающие соблазны доступны и приятны, а охрана здоровья требует сил, времени, ограничений. Поэтому для нас поиск форм мотивации к здоровому образу жизни стал первоочередным. Как   привыкли?   Учитель   рассказал,   лектор   выступил,   кино   посмотрели..   То   есть, получили   от   взрослых   людей   готовую   информацию   о   возможных   (то   есть,   по   мнению учащихся, маловероятных) проблемах, даже ­ запомнили. И всё. Задав несколько лет назад себе вопрос о причинах такого поведения, поняли:   мы для них другое поколение. И дети скорее   поверят   другим   детям,   прислушаются   к   сверстникам,   чем   даже   к   авторитетным взрослым. Учитывая это, решили развивать у себя в школе волонтёрство.  Принципы сформулировали так:  1.Знаю сам — расскажу другому! 2. Умею сам — научу другого! 3. Могу сам — помогу другому. Так примерно 8 лет назад у нас стали активно использоваться формы волонтёрства при формировании здорового образа жизни, и не только. Как это работает?  Знаю сам — расскажу другому! Учащиеся   —   волонтёры   изучают   какой­то   вопрос   или   тему,   готовят   элементарные визуальные сопроводительные элементы, раздаточный материал, отрабатывают его и выходят на разные детские аудитории. Это и индивидуальные проекты, и агитбригады. Готовят такие программы учащиеся с 1 по 11 класс. Учителя помогают, в большей степени, консультациями и сопровождением. С каждым годом их участие уменьшается.  Аудитория для выступления —   младшие   учащиеся   или   ровесники.   Но,   порой,   не   менее   интересно,   когда,   например, малыши приходят в 11 класс. И рассказывают им   и о вреде курения.  Не менее интересен и обратный   вариант,   слушают старшеклассников, которые, безусловно,  являются авторитетом.   когда   учащиеся   начальных   классов,   например,   Тимуровская   работа   с   воспитанниками   МДОУ   включает   в   себя   вопросы здоровьесбережения. Выступления перед малышами вызывают большой интерес и восторг.   Темы   —   самые   разные:   от   зарядки   до   телефона   доверия.   По   времени   программы делаем короткими. Не более 5­7 минут. По опыту ­  большая информация не воспринимается. И волонтёры готовят свой КОРОТКИЙ раздел, разобрав его вдоль и поперёк. Трудно позже после 1­   15 выступлений забыть информацию. Дети видят, что их слушают, лишь в томслучае, если они сами понимают, что говорят, и верят в это! Такой контакт, глаза в глаза, очень действенен. Умею сам — научу другого! При   реализации   данного  принципа   волонтёрство   очень  удобная   форма.     Например, обучение навыкам мытья рук, правильному выполнению физических упражнений, алгоритму чистки зубов гораздо интереснее и результативнее, если в нём участвуют ученики и в роли обучающихся и в роли тьюторов.  Могу сам — помогу другому! Не   всегда,   к   сожалению,   наше   здоровье   —   только   в   наших   руках.   И   тогда   нужна помощь:   реальная   и   конкретная.   В   нашей   школе   обучаются   дети   с   ограниченными возможностями: и инклюзивно и в надомном отделении. В связи с этим, и педагогический и детский коллективы ­ очень толерантные. Постоянно находясь рядом с   детьми с ДЦП и прочими   нарушениями   здоровья,   никто   не   видит   разницы   между   ними   и   остальными учениками. Чаще всего,  есть проблемы с опорно­двигательным аппаратом. Вот тут и нужна помощь. Так, в одном из классов мальчик Андрей Д., ребёнок с ДЦП, став полноправным членом коллектива, постоянно сопровождается учащимися класса. Дети сами договорились о негласном «дежурстве» и деликатно помогают ребёнку, страхуют   во время движения по школе, в частности, на лестничных пролётах..  Совместно   с   волонтёрами,   обучающиеся   с   ОВЗ   даже   участвуют   в   спортивных соревнованиях, дискотеках, конкурсах. Это возможно лишь тогда, когда исчезают социальные барьеры. Волонтёрство этому способствует. Роль педагогов в подобных случаях   — это, безусловно, грамотное педагогическое сопровождение и психологическая подготовка. Говоря   о   такой   форме   работы,   как   волонтёрство,   нельзя   не   обратить   внимание   на общую организацию воспитательного процесса. Так, безусловно, уместны и разовые Акции, которые могут быть как запланированными, так и проводимыми по необходимости. Однако более интересны и целесообразны тематические Недели, Декады и месячники. Это позволяет более глубоко погрузиться в тему, уделить больше внимания подготовке, работать в системе. Например, Во время проведения Недели здоровья в рамках Дня борьбы с курением, готовятся несколько разновозрастных программ, в том числе, для педагогов и родителей. Один и тот же ребёнок   одновременно   является   и   участником   и   выступающим   в   разных   мероприятиях. Активное   привлечение   родителей,   в   первую   очередь,   через   подготовку   раздаточного материала,   позволяет   работать   с   семьёй.   Администрация   имеет   возможность   оказывать   в полной степени методическое сопровождение. Школа формирует общий план мероприятий с учетом   особенностей   образовательной   и   воспитательной   среды.   Системный   подход   даёт больший   результат.   И   волонтёрство,   в   данном   контексте,   становится   важным   элементом, позволяющим охватить активной работой весь коллектив. Таким   образом,   волонтёрство   –   действительно,   очень   удачная   форма   для формирования у обучающихся положительной мотивации к здоровому образу жизни. Во­первых,   ребёнок   является   непосредственным   участником   воспитательного процесса, что позволяет ему не только получать знания по теме «Здоровье», но и лучше их усваивать.Во­вторых, объясняя правила здорового образа жизни другому, лучше понимаешь их сам.   Объяснить   доступно,   понятно   и   убедительно   можно   лишь   то,   что   понимаешь   и принимаешь сам. В­третьих,   в   волонтёрстве   чаще   используется   командная   работа.   Стремление   к успешности,   минимальная   конкуренция,   в   то   же   время,   взаимопомощь   и   взаимовыручка помогают ребёнку не только усваивать, но и применять правила здорового образа жизни. В­четвёртых, получая информацию, помощь от сверстников, обучающийся быстрее с ней соглашается и принимает как должное.  В­пятых, волонтёрство – это ещё и творчество. Программы часто содержат элементы праздника: стихи, песни, танцы. Это интересно, весело и доступно и посильно каждому, так как ребёнок делает то, что может, хочет.  В­шестых, волонтёрство – это важный элемент социализации,   позволяющий учиться проявлять, демонстрировать себя, свои навыки перед другими. Есть   ли   проблемы?   Безусловно.   Волонтёрству,   тоже,   надо   учить   и   учиться.   На начальном этапе роль педагога велика, как никогда. Инициатива, навыки подобной работы у обучающихся   проявляются далеко не сразу. Кроме того, не всегда удаётся привлечь всех детей.   Много   внимания   педагогам   приходится   уделять   информационной   работе   с родителями. На данном этапе в нашей школе волонтёрство служит мощным объединителем. Смело могу сказать, что отношение к здоровому образу жизни у обучающихся меняется. А, главное, нашим ученикам это очень нравится. Значит, мы на правильном пути.

Посмотрите также