В статье представлен опыт работы образовательного учреждения в рамках работы по здоровьесбережению. Главным в данном опыте является форма работы - волонтёрство. Данная форма - уместна, актуальна, удобна. Её можно использовать как в работе с обучающимися, так и в работе с родителями.
Ладанова О.В. ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФОРМА МОТИВАЦИИ.docx
ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФОРМА МОТИВАЦИИ
К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
О.В Ладанова, заместитель директора по воспитательной работе
МОУСОШ № 13,
г.о. Клин, Московская область
Научить ребёнка быть здоровым, сформировать желание сохранить своё здоровье,
мотивировать его к здоровому образу жизни — это одни из главных задач воспитательного
процесса любой школы. И, если важность их — это аксиома, то с вопросом о формах и
методах решения этих задач дело обстоит гораздо сложнее. Вопрос об их здоровье детям
кажется неактуальным, так как ребёнок живёт настоящим. Окружающие соблазны доступны и
приятны, а охрана здоровья требует сил, времени, ограничений. Поэтому для нас поиск форм
мотивации к здоровому образу жизни стал первоочередным.
Как привыкли? Учитель рассказал, лектор выступил, кино посмотрели.. То есть,
получили от взрослых людей готовую информацию о возможных (то есть, по мнению
учащихся, маловероятных) проблемах, даже запомнили. И всё. Задав несколько лет назад
себе вопрос о причинах такого поведения, поняли: мы для них другое поколение. И дети
скорее поверят другим детям, прислушаются к сверстникам, чем даже к авторитетным
взрослым. Учитывая это, решили развивать у себя в школе волонтёрство.
Принципы сформулировали так:
1.Знаю сам — расскажу другому!
2. Умею сам — научу другого!
3. Могу сам — помогу другому.
Так примерно 8 лет назад у нас стали активно использоваться формы волонтёрства при
формировании здорового образа жизни, и не только. Как это работает?
Знаю сам — расскажу другому!
Учащиеся — волонтёры изучают какойто вопрос или тему, готовят элементарные
визуальные сопроводительные элементы, раздаточный материал, отрабатывают его и выходят
на разные детские аудитории. Это и индивидуальные проекты, и агитбригады. Готовят такие
программы учащиеся с 1 по 11 класс. Учителя помогают, в большей степени, консультациями
и сопровождением. С каждым годом их участие уменьшается. Аудитория для выступления
— младшие учащиеся или ровесники. Но, порой, не менее интересно, когда, например,
малыши приходят в 11 класс. И рассказывают им и о вреде курения. Не менее интересен и
обратный вариант,
слушают
старшеклассников, которые, безусловно, являются авторитетом.
когда учащиеся начальных классов,
например,
Тимуровская работа с воспитанниками МДОУ включает в себя вопросы
здоровьесбережения. Выступления перед малышами вызывают большой интерес и восторг.
Темы — самые разные: от зарядки до телефона доверия. По времени программы
делаем короткими. Не более 57 минут. По опыту большая информация не воспринимается.
И волонтёры готовят свой КОРОТКИЙ раздел, разобрав его вдоль и поперёк. Трудно позже
после 1 15 выступлений забыть информацию. Дети видят, что их слушают, лишь в том случае, если они сами понимают, что говорят, и верят в это! Такой контакт, глаза в глаза,
очень действенен.
Умею сам — научу другого!
При реализации данного принципа волонтёрство очень удобная форма. Например,
обучение навыкам мытья рук, правильному выполнению физических упражнений, алгоритму
чистки зубов гораздо интереснее и результативнее, если в нём участвуют ученики и в роли
обучающихся и в роли тьюторов.
Могу сам — помогу другому!
Не всегда, к сожалению, наше здоровье — только в наших руках. И тогда нужна
помощь: реальная и конкретная. В нашей школе обучаются дети с ограниченными
возможностями: и инклюзивно и в надомном отделении. В связи с этим, и педагогический и
детский коллективы очень толерантные. Постоянно находясь рядом с детьми с ДЦП и
прочими нарушениями здоровья, никто не видит разницы между ними и остальными
учениками. Чаще всего, есть проблемы с опорнодвигательным аппаратом. Вот тут и нужна
помощь. Так, в одном из классов мальчик Андрей Д., ребёнок с ДЦП, став полноправным
членом коллектива, постоянно сопровождается учащимися класса. Дети сами договорились о
негласном «дежурстве» и деликатно помогают ребёнку, страхуют во время движения по
школе, в частности, на лестничных пролётах..
Совместно с волонтёрами, обучающиеся с ОВЗ даже участвуют в спортивных
соревнованиях, дискотеках, конкурсах. Это возможно лишь тогда, когда исчезают социальные
барьеры. Волонтёрство этому способствует.
Роль педагогов в подобных случаях — это, безусловно, грамотное педагогическое
сопровождение и психологическая подготовка.
Говоря о такой форме работы, как волонтёрство, нельзя не обратить внимание на
общую организацию воспитательного процесса. Так, безусловно, уместны и разовые Акции,
которые могут быть как запланированными, так и проводимыми по необходимости. Однако
более интересны и целесообразны тематические Недели, Декады и месячники. Это позволяет
более глубоко погрузиться в тему, уделить больше внимания подготовке, работать в системе.
Например, Во время проведения Недели здоровья в рамках Дня борьбы с курением, готовятся
несколько разновозрастных программ, в том числе, для педагогов и родителей. Один и тот же
ребёнок одновременно является и участником и выступающим в разных мероприятиях.
Активное привлечение родителей, в первую очередь, через подготовку раздаточного
материала, позволяет работать с семьёй. Администрация имеет возможность оказывать в
полной степени методическое сопровождение. Школа формирует общий план мероприятий с
учетом особенностей образовательной и воспитательной среды. Системный подход даёт
больший результат. И волонтёрство, в данном контексте, становится важным элементом,
позволяющим охватить активной работой весь коллектив.
Таким образом, волонтёрство – действительно, очень удачная форма для
формирования у обучающихся положительной мотивации к здоровому образу жизни.
Вопервых, ребёнок является непосредственным участником воспитательного
процесса, что позволяет ему не только получать знания по теме «Здоровье», но и лучше их
усваивать. Вовторых, объясняя правила здорового образа жизни другому, лучше понимаешь их
сам. Объяснить доступно, понятно и убедительно можно лишь то, что понимаешь и
принимаешь сам.
Втретьих, в волонтёрстве чаще используется командная работа. Стремление к
успешности, минимальная конкуренция, в то же время, взаимопомощь и взаимовыручка
помогают ребёнку не только усваивать, но и применять правила здорового образа жизни.
Вчетвёртых, получая информацию, помощь от сверстников, обучающийся быстрее с
ней соглашается и принимает как должное.
Впятых, волонтёрство – это ещё и творчество. Программы часто содержат элементы
праздника: стихи, песни, танцы. Это интересно, весело и доступно и посильно каждому, так
как ребёнок делает то, что может, хочет.
Вшестых, волонтёрство – это важный элемент социализации, позволяющий учиться
проявлять, демонстрировать себя, свои навыки перед другими.
Есть ли проблемы? Безусловно. Волонтёрству, тоже, надо учить и учиться. На
начальном этапе роль педагога велика, как никогда. Инициатива, навыки подобной работы у
обучающихся проявляются далеко не сразу. Кроме того, не всегда удаётся привлечь всех
детей. Много внимания педагогам приходится уделять информационной работе с
родителями.
На данном этапе в нашей школе волонтёрство служит мощным объединителем. Смело
могу сказать, что отношение к здоровому образу жизни у обучающихся меняется. А, главное,
нашим ученикам это очень нравится. Значит, мы на правильном пути.
Волонтёрство как форма мотивации
Волонтёрство как форма мотивации
Волонтёрство как форма мотивации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.