В статье представлен опыт работы образовательного учреждения в рамках работы по здоровьесбережению. Главным в данном опыте является форма работы - волонтёрство. Данная форма - уместна, актуальна, удобна. Её можно использовать как в работе с обучающимися, так и в работе с родителями.
ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФОРМА МОТИВАЦИИ
К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
О.В Ладанова, заместитель директора по воспитательной работе
МОУСОШ № 13,
г.о. Клин, Московская область
Научить ребёнка быть здоровым, сформировать желание сохранить своё здоровье,
мотивировать его к здоровому образу жизни — это одни из главных задач воспитательного
процесса любой школы. И, если важность их — это аксиома, то с вопросом о формах и
методах решения этих задач дело обстоит гораздо сложнее. Вопрос об их здоровье детям
кажется неактуальным, так как ребёнок живёт настоящим. Окружающие соблазны доступны и
приятны, а охрана здоровья требует сил, времени, ограничений. Поэтому для нас поиск форм
мотивации к здоровому образу жизни стал первоочередным.
Как привыкли? Учитель рассказал, лектор выступил, кино посмотрели.. То есть,
получили от взрослых людей готовую информацию о возможных (то есть, по мнению
учащихся, маловероятных) проблемах, даже запомнили. И всё. Задав несколько лет назад
себе вопрос о причинах такого поведения, поняли: мы для них другое поколение. И дети
скорее поверят другим детям, прислушаются к сверстникам, чем даже к авторитетным
взрослым. Учитывая это, решили развивать у себя в школе волонтёрство.
Принципы сформулировали так:
1.Знаю сам — расскажу другому!
2. Умею сам — научу другого!
3. Могу сам — помогу другому.
Так примерно 8 лет назад у нас стали активно использоваться формы волонтёрства при
формировании здорового образа жизни, и не только. Как это работает?
Знаю сам — расскажу другому!
Учащиеся — волонтёры изучают какойто вопрос или тему, готовят элементарные
визуальные сопроводительные элементы, раздаточный материал, отрабатывают его и выходят
на разные детские аудитории. Это и индивидуальные проекты, и агитбригады. Готовят такие
программы учащиеся с 1 по 11 класс. Учителя помогают, в большей степени, консультациями
и сопровождением. С каждым годом их участие уменьшается. Аудитория для выступления
— младшие учащиеся или ровесники. Но, порой, не менее интересно, когда, например,
малыши приходят в 11 класс. И рассказывают им и о вреде курения. Не менее интересен и
обратный вариант,
слушают
старшеклассников, которые, безусловно, являются авторитетом.
когда учащиеся начальных классов,
например,
Тимуровская работа с воспитанниками МДОУ включает в себя вопросы
здоровьесбережения. Выступления перед малышами вызывают большой интерес и восторг.
Темы — самые разные: от зарядки до телефона доверия. По времени программы
делаем короткими. Не более 57 минут. По опыту большая информация не воспринимается.
И волонтёры готовят свой КОРОТКИЙ раздел, разобрав его вдоль и поперёк. Трудно позже
после 1 15 выступлений забыть информацию. Дети видят, что их слушают, лишь в томслучае, если они сами понимают, что говорят, и верят в это! Такой контакт, глаза в глаза,
очень действенен.
Умею сам — научу другого!
При реализации данного принципа волонтёрство очень удобная форма. Например,
обучение навыкам мытья рук, правильному выполнению физических упражнений, алгоритму
чистки зубов гораздо интереснее и результативнее, если в нём участвуют ученики и в роли
обучающихся и в роли тьюторов.
Могу сам — помогу другому!
Не всегда, к сожалению, наше здоровье — только в наших руках. И тогда нужна
помощь: реальная и конкретная. В нашей школе обучаются дети с ограниченными
возможностями: и инклюзивно и в надомном отделении. В связи с этим, и педагогический и
детский коллективы очень толерантные. Постоянно находясь рядом с детьми с ДЦП и
прочими нарушениями здоровья, никто не видит разницы между ними и остальными
учениками. Чаще всего, есть проблемы с опорнодвигательным аппаратом. Вот тут и нужна
помощь. Так, в одном из классов мальчик Андрей Д., ребёнок с ДЦП, став полноправным
членом коллектива, постоянно сопровождается учащимися класса. Дети сами договорились о
негласном «дежурстве» и деликатно помогают ребёнку, страхуют во время движения по
школе, в частности, на лестничных пролётах..
Совместно с волонтёрами, обучающиеся с ОВЗ даже участвуют в спортивных
соревнованиях, дискотеках, конкурсах. Это возможно лишь тогда, когда исчезают социальные
барьеры. Волонтёрство этому способствует.
Роль педагогов в подобных случаях — это, безусловно, грамотное педагогическое
сопровождение и психологическая подготовка.
Говоря о такой форме работы, как волонтёрство, нельзя не обратить внимание на
общую организацию воспитательного процесса. Так, безусловно, уместны и разовые Акции,
которые могут быть как запланированными, так и проводимыми по необходимости. Однако
более интересны и целесообразны тематические Недели, Декады и месячники. Это позволяет
более глубоко погрузиться в тему, уделить больше внимания подготовке, работать в системе.
Например, Во время проведения Недели здоровья в рамках Дня борьбы с курением, готовятся
несколько разновозрастных программ, в том числе, для педагогов и родителей. Один и тот же
ребёнок одновременно является и участником и выступающим в разных мероприятиях.
Активное привлечение родителей, в первую очередь, через подготовку раздаточного
материала, позволяет работать с семьёй. Администрация имеет возможность оказывать в
полной степени методическое сопровождение. Школа формирует общий план мероприятий с
учетом особенностей образовательной и воспитательной среды. Системный подход даёт
больший результат. И волонтёрство, в данном контексте, становится важным элементом,
позволяющим охватить активной работой весь коллектив.
Таким образом, волонтёрство – действительно, очень удачная форма для
формирования у обучающихся положительной мотивации к здоровому образу жизни.
Вопервых, ребёнок является непосредственным участником воспитательного
процесса, что позволяет ему не только получать знания по теме «Здоровье», но и лучше их
усваивать.Вовторых, объясняя правила здорового образа жизни другому, лучше понимаешь их
сам. Объяснить доступно, понятно и убедительно можно лишь то, что понимаешь и
принимаешь сам.
Втретьих, в волонтёрстве чаще используется командная работа. Стремление к
успешности, минимальная конкуренция, в то же время, взаимопомощь и взаимовыручка
помогают ребёнку не только усваивать, но и применять правила здорового образа жизни.
Вчетвёртых, получая информацию, помощь от сверстников, обучающийся быстрее с
ней соглашается и принимает как должное.
Впятых, волонтёрство – это ещё и творчество. Программы часто содержат элементы
праздника: стихи, песни, танцы. Это интересно, весело и доступно и посильно каждому, так
как ребёнок делает то, что может, хочет.
Вшестых, волонтёрство – это важный элемент социализации, позволяющий учиться
проявлять, демонстрировать себя, свои навыки перед другими.
Есть ли проблемы? Безусловно. Волонтёрству, тоже, надо учить и учиться. На
начальном этапе роль педагога велика, как никогда. Инициатива, навыки подобной работы у
обучающихся проявляются далеко не сразу. Кроме того, не всегда удаётся привлечь всех
детей. Много внимания педагогам приходится уделять информационной работе с
родителями.
На данном этапе в нашей школе волонтёрство служит мощным объединителем. Смело
могу сказать, что отношение к здоровому образу жизни у обучающихся меняется. А, главное,
нашим ученикам это очень нравится. Значит, мы на правильном пути.