Волшебная сила похвалы или поощрение как мотивация к обучению
Оценка 4.8

Волшебная сила похвалы или поощрение как мотивация к обучению

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
преподавание
1 кл—4 кл
04.02.2024
Волшебная сила похвалы или поощрение как  мотивация к обучению
Описание опыта использования приёмов положительного подкрепления в работе с учениками начальных классов
Волшебная сила похвалы.docx

Волшебная сила похвалы или поощрение как мотивация к обучению.

Королёва Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа №3

Имени Ленинского комсомола»

Г.Гагарин Смоленской области

 

Хочу поделиться  опытом  использования похвалы и аплодисментов в качестве  положительного подкрепления успехов учеников  .

К сожалению,  зачастую во взаимодействии и общении взрослого и ребёнка, не только учителя и учеников,  у взрослых  превалирует контролирующая функция  : проверить,  указать на ошибки , выставить отметку в тетрадь или журнал.  Учителям  привычно поощрять учеников положительной отметкой, но есть ученики,    которым по объективным причинам  не удаётся  получить заветную «пятёрку» или «четвёрку» . И  часто, вместо того, чтобы  с рвением исправлять свои ошибки,  работать внимательнее, ребёнок  гаснет, замыкается и теряет интерес к учебной деятельности.  

На своём опыте заметила, что  для того, чтобы  обучение и воспитание были продуктивными, нужно  создавать у учеников положительное эмоциональный  настрой, и отметка для этого не всегда  оптимальный инструмент

Доброе слово, похвала  в работе с детьми имеют огромный педагогический потенциал. Не у всех детей, тем более первоклассников, сразу всё получается правильно , хорошо, красиво… они это видят и расстраиваются,  боятся ошибиться, боятся, что их станут ругать.  Я не ругаю за ошибки. Я говорю своим ученикам, что  каждый имеет право на ошибку , ведь  не ошибается лишь тот, кто ничего не делает;  что не страшно ошибиться ( ведь мы учимся в том числе и на своих ошибках), а страшно не  заметить и не исправить своих ошибок, ведь тогда не научишься.

Взаимодействуя с учениками, я стараюсь больше  использовать не отрицательное, а положительное подкрепление: обязательно замечать  и акцентировать внимание на индивидуальных успехах, проанализировав ошибки,  закончить положительными моментами, найти то, за что можно похвалить ребёнка.

На уроке хвалю конкретных детей  за быстрое выполнение задания,  правильную посадку , соблюдение дисциплины…   И, когда кого-то благодарю  поимённо,  почти все остальные  ребята тут же стараются сделать так, чтобы и их тоже  назвали и похвалили. Выразить поощрение можно не только словом. Поблагодарить можно  жестом, улыбкой,  кивком головы, главное показать, что учитель заметил  старание ученика.

 А ещё  в качестве поощрения можно использовать  аплодисменты  класса. В  классе мы все аплодируем ученику, который впервые добился успеха в проблемной для него работе. Эта традиция родилась в моём  самом первом  наборе первоклассников.

В классе был ребёнок  с логоневрозом. Первые несколько месяцев Никита отказывался на уроке читать вслух.  Полгода  я дала ребёнку на адаптацию,  оставляла после уроков на неколько минут для индивидуальных занятий,  показывала упражнения на дыхание  и обязательно отмечала  его малейшие успехи.  Месяца через три Никита  начал читать вслух и на уроке, но стихотворения наизусть не учил, точнее,  боялся рассказывать, ему было проще сказать, что не выучил. Побеседовала с мамой, чтобы та помогла, поддержала сына,  договорились мотивировать  ребёнка: «А вот пусть учитель и все ребята  удивятся, что ты выучил!».

                Когда Никита вызвался к доске рассказывать стихотворение, не знаю, кто из нас больше переживал и волновался. Он справился, прочитал выразительно и без ошибок . Я похвалила  его,  и попросила весь класс поаплодировать  Никите . До сих пор помню его светящиеся радостью и гордостью глаза. Мальчик буквально расцвёл.

 С тех пор Никита начал рассказывать стихи наизусть не только на уроках, он был самым активным   и артистичным юным  актёром во всех наших инсценировках, которые мы ставили и в классе, и на школьной сцене. А аплодисменты класса  с тех пор стали  у меня одним из  обязательных приемов поощрения.

Похвала- это волшебная живая вода для наших учеников, которая помогает им справиться со страхами и сомнениями, поверить в свои силы и достигнуть успехов.  


 

Волшебная сила похвалы или поощрение как мотивация к обучению

Волшебная сила похвалы или поощрение как мотивация к обучению

А ещё в качестве поощрения можно использовать аплодисменты класса

А ещё в качестве поощрения можно использовать аплодисменты класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2024