Волшебная сила похвалы или поощрение как мотивация к обучению.
Королёва Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №3
Имени Ленинского комсомола»
Г.Гагарин Смоленской области
Хочу поделиться опытом использования похвалы и аплодисментов в качестве положительного подкрепления успехов учеников .
К сожалению, зачастую во взаимодействии и общении взрослого и ребёнка, не только учителя и учеников, у взрослых превалирует контролирующая функция : проверить, указать на ошибки , выставить отметку в тетрадь или журнал. Учителям привычно поощрять учеников положительной отметкой, но есть ученики, которым по объективным причинам не удаётся получить заветную «пятёрку» или «четвёрку» . И часто, вместо того, чтобы с рвением исправлять свои ошибки, работать внимательнее, ребёнок гаснет, замыкается и теряет интерес к учебной деятельности.
На своём опыте заметила, что для того, чтобы обучение и воспитание были продуктивными, нужно создавать у учеников положительное эмоциональный настрой, и отметка для этого не всегда оптимальный инструмент
Доброе слово, похвала в работе с детьми имеют огромный педагогический потенциал. Не у всех детей, тем более первоклассников, сразу всё получается правильно , хорошо, красиво… они это видят и расстраиваются, боятся ошибиться, боятся, что их станут ругать. Я не ругаю за ошибки. Я говорю своим ученикам, что каждый имеет право на ошибку , ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает; что не страшно ошибиться ( ведь мы учимся в том числе и на своих ошибках), а страшно не заметить и не исправить своих ошибок, ведь тогда не научишься.
Взаимодействуя с учениками, я стараюсь больше использовать не отрицательное, а положительное подкрепление: обязательно замечать и акцентировать внимание на индивидуальных успехах, проанализировав ошибки, закончить положительными моментами, найти то, за что можно похвалить ребёнка.
На уроке хвалю конкретных детей за быстрое выполнение задания, правильную посадку , соблюдение дисциплины… И, когда кого-то благодарю поимённо, почти все остальные ребята тут же стараются сделать так, чтобы и их тоже назвали и похвалили. Выразить поощрение можно не только словом. Поблагодарить можно жестом, улыбкой, кивком головы, главное показать, что учитель заметил старание ученика.
А ещё в качестве поощрения можно использовать аплодисменты класса. В классе мы все аплодируем ученику, который впервые добился успеха в проблемной для него работе. Эта традиция родилась в моём самом первом наборе первоклассников.
В классе был ребёнок с логоневрозом. Первые несколько месяцев Никита отказывался на уроке читать вслух. Полгода я дала ребёнку на адаптацию, оставляла после уроков на неколько минут для индивидуальных занятий, показывала упражнения на дыхание и обязательно отмечала его малейшие успехи. Месяца через три Никита начал читать вслух и на уроке, но стихотворения наизусть не учил, точнее, боялся рассказывать, ему было проще сказать, что не выучил. Побеседовала с мамой, чтобы та помогла, поддержала сына, договорились мотивировать ребёнка: «А вот пусть учитель и все ребята удивятся, что ты выучил!».
Когда Никита вызвался к доске рассказывать стихотворение, не знаю, кто из нас больше переживал и волновался. Он справился, прочитал выразительно и без ошибок . Я похвалила его, и попросила весь класс поаплодировать Никите . До сих пор помню его светящиеся радостью и гордостью глаза. Мальчик буквально расцвёл.
С тех пор Никита начал рассказывать стихи наизусть не только на уроках, он был самым активным и артистичным юным актёром во всех наших инсценировках, которые мы ставили и в классе, и на школьной сцене. А аплодисменты класса с тех пор стали у меня одним из обязательных приемов поощрения.
Похвала- это волшебная живая вода для наших учеников, которая помогает им справиться со страхами и сомнениями, поверить в свои силы и достигнуть успехов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.