Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Шахтёрский ясли-сад № 14»
«Волшебница-вода»
(Конспект непосредственно-образовательной деятельности
во второй младшей группе
по экспериментальной деятельности
и развитию коммуникационных навыков)
Подготовила:
воспитатель
2 квалификационной категории
Тимакова О.В.
Шахтёрск 2019
Аннотация: Беседа о значении воды в нашей жизни, ее свойствах и бережном отношении к ней.
Ключевые слова: превращается, прозрачная, без вкуса, без запаха, разноцветная, волшебная.
Тема «Волшебница – вода»
Цель: познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, без вкуса, без запаха, может окрашиваться и превращаться из льдинок в воду.
Образовательные задачи:
Обучающие:
- познакомить детей со свойствами воды (вода – это жидкость, безвкусна, прозрачная, имеет способность окрашиваться, льется, растворяет вещества);
- дать детям знания о свойствах воды через организацию опытов
- закрепить знания детей о значении воды в нашей жизни и жизни всего живого.
- побуждать детей к проведению опытно-познавательной деятельности посредством экспериментирования;
обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни: для кого и для чего она нужна,
- учить различать звуки воды в природе,
- развивать умение выявлять причинно-следственные связи и делать выводы.
- продолжать развивать связанную речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, наблюдательность детей, умение делать выводы и умозаключения.
- обобщить представления детей о свойствах воды, что вода не имеет вкуса, цвета, запаха, формы, вода текучая, может быть в жидкая и менять свой цвет;
- развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений (холодная, теплая, горячая вода),
- развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой; любознательность, мышление, речь, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к воде, подвести детей к пониманию роли человека в этом, а также роли воды для жизни всего мира природы.
- воспитывать умение концентрировать внимание, аккуратность при выполнении опытов.
Словарь: превращается, прозрачная, без вкуса, без запаха, разноцветная, волшебная.
Предварительная работа:
- проведение опытов с водой;
- беседы о воде;
- рассматривание иллюстраций о состоянии воды.
Методические приемы: сюрпризные моменты, проблемная ситуация, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, экспериментальная деятельность, рассказывание потешек, этюд на имитацию, беседа, наблюдение.
Оборудование: аудиозапись «шум воды» и превращений, корона, стаканчики по числу детей (по 2 на каждого, тарелочки, вода, молоко, стаканы с соком на подносе, ложечки, салфетки, тарелочка с льдинками, волшебная палочка, баночки с водой, кисточки, краски, раскраски.
Ход НОД
Психогимнастика «Доброе утро».
Воспитатель: Встаньте дети, встаньте в круг
Ты мой друг и я твой друг
Дружно за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь
Посмотрите сколько у нас гостей. Давайте громко скажем нашим гостям: «Доброе утро!», а теперь повернемся друг к другу лицом и скажем шепотом: «Доброе утро!»
Ребята, а вы любите ходить в гости? (Ответы детей). А когда к нам приходят гости, любите? (Ответы детей).
Попробуйте угадать, дети, кто к нам сегодня придет в гости, и отгадайте загадки:
Слышен «шум воды» - музыкальная загадка.
Воспитатель: Что за шум вы слышите? (Ответы детей). Молодцы. А теперь отгадайте другую загадку:
Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (Вода)
Дети: это вода.
Воспитатель: Правильно, к нам в гости сегодня придет волшебница - вода! Хотите с ней познакомиться? (Ответы детей).
Воспитатель: Сейчас я покружусь и в волшебницу-воду превращусь. А вы пока закройте глаза.
Звучит музыка. Воспитатель надевает корону.
Воспитатель: Я – волшебница – вода. Сегодня вы обо мне узнаете много интересного. А как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети: чтобы пить, мыть руки, готовить еду.
Воспитатель: Действительно, без воды нам никак не обойтись, только просыпаемся и сразу же идём умываться, вода освежает нас, делает чистыми, закаляет нас.
Проблемная ситуация: «Что может случиться, если не будет воды?»
Воспитатель: Правильно, дети. Поэтому воду надо беречь.
- Давайте покажем, как мы умеем умываться и ласково разговаривать с доброй волшебницей-водичкой.
Потешка «Водичка» с показом действий:
Водичка, водичка,
Умой наше личико,
Что бы щечки краснели,
Что бы глазки блестели,
Улыбался роток
И кусался зубок.
Воспитатель: Какие молодцы, вижу, любите водичку. А для чего еще нужна вода?
Дети: Поливать цветы, мыть посуду, стирать вещи.
Воспитатель: А вы и стирать умеете? Тогда покажите волшебнице-воде, как вы умеете стирать.
Проводится пальчиковая гимнастика «Большая стирка»
Буду маме помогать,
Буду сам белье стирать (трем пальчиками друг о друга имитируя стирку)
Мылом мылю я носки (провести кулачком по ладошке)
Крепко трутся кулачки (трем кулачками друг о друга)
Сполосну носки я ловко (двигать кистями рук вправо-влево)
И повешу на веревку (поднять руки вверх кисти согнуть имитация
вывешивания носков)
Воспитатель: Хотите поиграть с волшебницей-водой? Подойдите к столам.
Дети подходят к столам.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам стаканчики. Что в них? (Вода). А какая она? (Прозрачная, светлая). Давайте посмотрим, получится ли у нас спрятать в стакане с водой палочки? Опустите свои палочки в стаканы с водой. Что мы видим?
Дети: Палочку
Воспитатель: Почему мы видим палочку в воде?
Дети: Вода прозрачная и палочку видно.
Воспитатель: А теперь давайте возьмем другой стаканчик. Что находится в стаканах, дети?
Дети: Молоко.
Воспитатель: Какое оно? (Не прозрачное, белое). Давайте проверим, сможем ли мы спрятать палочку в молоке? Возьмите палочки и опустите их теперь в молоко. Видны палочки или нет?
Дети: Нет, не видны
Воспитатель: Почему, мы не видим палочек в молоке? (Ответы детей).
Воспитатель: Молоко не прозрачное и палочку не видно. Сейчас снова подойдем к стаканчикам с водой. Давайте повторим - вода прозрачная.
Воспитатель: Давайте подойдем к этим столам и узнаем, пахнет вода или нет и какая она на вкус?
Воспитатель: давайте возьмем стакан с водой и понюхаем ее? Что можно сказать?
Дети: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Теперь возьмем стакан с соком и понюхаем его. Чем пахнет сок?
Дети: Пахнет! Сладким! Вкусным! У сока есть запах.
Воспитатель: Значит, чистая вода не имеет запаха.
Воспитатель: А теперь определим на вкус. Попробуйте сок. Какой он на вкус?
Дети пьют сок.
Дети: Сладкий, приятный, вкусный.
Воспитатель: А теперь попробуем воду.
Дети пьют воду.
Воспитатель: Что можно сказать?
Дети: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Молодцы!
Этюд на имитацию «Снежинки на ладошке»
Воспитатель: «Какое сейчас время года? (Зима) Смотрите, снег пошел. Посмотрите, за окошком идет снег, давайте и мы с вами полетаем как снежинки, а теперь покружимся.
- Давайте поймаем снежинки. Одну, еще одну. (Подпрыгивают).
Воспитатель: Слышите, кто-то к нам идет в гости. Давайте же посмотрим, кто это?
Звучит скрип шагов по снегу. Заходит Снеговик
Снеговик: Здравствуйте, ребята! (здороваются дети) Ребята, я принес вам волшебные «снежки» (шар от куклы LOL, внутри льдинка). А в чем их волшебство, вы узнаете сами. (Передает ведерко с снежками воспитателю)
Снеговик: До свидания, ребята!
Воспитатель: Спасибо, Снеговик!
(проходят к столам, на столах тарелочки и салфетки)
Воспитатель: Ребята, давайте же посмотрим, в чем волшебство «снежков». Мне кажется, что внутри снежных комочков что-то есть. Давайте их потрясем и подумаем, что бы это могло быть? (Ответы детей) Давайте откроем «снежок» и посмотрим, что внутри? (открывают). Что это?
Дети: Лед, льдинка.
Воспитатель: Да-да, они тоже волшебные и умеют превращаться. Мы сейчас посмотрим во что же превратятся льдинки. Давайте сначала погреем наши ручки (трем ладошку об ладошку) Возьмите свои льдинки и спрячьте их в своей ладошке. Держите ручки над тарелочками. Что мы с вами видим? Наша льдинка заплакала.
Проводят опыт. Дети берут льдинки в руки - капает вода.
Дети: Они тают, превращаются в воду.
Воспитатель: А почему, вода капает, дети? (Ответы детей).
Воспитатель: Руки тёплые и от нагревания лед тает. Во что он превращается?
Дети: В воду.
Воспитатель: А вода состоит из капелек. Хотите быть моими капельками? Я волшебница-вода и превращаю вас в капельки.
Воспитатель: Веселые капельки любят играть. Давайте, поиграем.
Дети выходят из-за стола.
Физкультурная минутка «Прогулка»
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети. шагать на месте
Ручки согревают, хлопки руками
Ручки потирают. трут рука об руку
Чтоб не зябли ножки,
Потопаем немножко. топают ногами
Нам мороз не страшен,
Весело мы пляшем. приплясывают
Воспитатель: Вот мы с вами и прогулялись. А вы знаете, почему еще воду называют волшебницей? (Ответы детей).
Воспитатель: Хотите узнать? Вода может окрашиваться в разные цвета. Давайте все вместе скажем волшебные слова:
Стань вода-водица
Не прозрачной, а разноцветной!
Проводят опыт с окрашиванием воды.
Воспитатель: Подойдите к столу с прозрачной водой. Какая в стаканчике вода?
Дети: светлая, прозрачная.
Воспитатель: А теперь сядьте за столы и с помощью кисточки добавьте в воду краску.
Воспитатель: Что мы видим?
Дети: Вода окрасилась. Стала разноцветная.
Воспитатель: Какого цвета? (перечисляют: желтый, красный, зелёный, синий). Значит, вода может окрашиваться в различные цвета.
Понравилось вам быть волшебными капельками? И мне очень понравилось быть волшебницей-водой. Я хочу подарить вам волшебные раскраски. Что бы рисунки стали разноцветными краски не нужны, необходима только вода-волшебница.
А сейчас,1,2,3 - капельки покружитесь и в ребяток превратитесь.
Звучит музыка превращений.
1,2,3 – волшебница-вода, покружись, в Ольгу Викентьевну превратись! (снимает корону)
Итог: Воспитатель: Так что интересного вы сегодня узнали, дети?
Дети: Вода прозрачная, волшебная, без запаха, без вкуса, может окрашиваться в разные цвета. Может превращаться из льдинок в воду. Без воды мы никак не можем обойтись в жизни, поэтому воду надо беречь, кран не оставлять открытым, когда мы заканчиваем умываться.
Воспитатель: Понравилось вам сегодня играть с водой? А что понравилось? Что не понравилось? Что мы делали?
- А теперь возьмитесь за руки, давайте сделаем круг и поблагодарим наших гостей, пожелаем удачного дня и скажем: «До свидания!»
Список литературы:
1. Акимова, Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М. : Творческий Центр Сфера 2007.
2. Веракса, Н. Е., Галимов, О. Р. Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. М. : Мозаика-синтез 2011.
3. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М.: АРКТИ, 2004
4. Поддъяков, Н. М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1998.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.