Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей № 121
Программа принята на заседании Утверждена
Педагогического совета заведующей МДОУ № 121
От «_____» _____________ _____________ Н.А. Якушева
Протокол №___от_________ 2021 г. №____ от _________ 2021 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественно-эстетической направленности
«Волшебные цвета»
Срок реализации: 4 года
Возраст детей: 5-7 лет
Автор программы:
Кузнецова А.С.
Воспитатель
Комсомольск-на-Амуре, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста 3-7 лет и разработана на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Программа реализуется в процессе непосредственной образовательной деятельности в группах детского сада педагогом дополнительного образования: во второй младшей группе – один раз в неделю в старшей – два раза в неделю по 25 мин., в подготовительной - два раза в неделю по 30 мин.
Самостоятельная творческая деятельность детей организуется воспитателями в группах.
Национально-региональный компонент реализуется в процессе знакомства детей с историей, живописью, архитектурой, декоративно-прикладным творчеством, традициями русского народа.
Особенностью программы является использование нетрадиционных техник и способов получения изображений в качестве значимого средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Это даёт возможность детям самовыражаться в творческих работах и развивает креативное мышление
Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:
· «Физическое развитие» Оформление детьми спортивных праздников, развитие мелкой моторики, физкультминутки, тренировка зрения по Базарному, упражнения на релаксацию.
· «Художественно-эстетическое развитие» Изготовление пригласительных билетов; моделирование театральных костюмов; создание декораций. Использование детских рисунков в оформлении зала к праздникам и занятиям; прослушивание музыки для создания настроения и лучшего понимания образа.
· «Речевое развитие» Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ, работ своих товарищей; обогащение словаря художественными терминами. Подбор и чтение стихов по настроению рассматриваемых работ (репродукции картин великих художников и собственных рисунков).
· «Познавательное развитие» Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий; знакомство со строением и свойствами предметов, объектов.
· «Социально-коммуникативное развитие» Формирование гражданской принадлежности к мировому сообществу, патриотических чувств к родной стране, краю. Закрепление навыков творческой деятельности в коллективе, выработка норм поведения. Развитие всех компонентов устной речи дошкольников в различных видах творческой деятельности. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Важной частью работы по изобразительной деятельности является привлечение в процесс родителей дошкольников. Задача развития творчества дошкольников решается через проникновение в первый круг общения ребенка – его семью. Это может быть просвещение родителей через СМИ, публикация полезных советов на сайте детского сада, оформление буклетов. Используются следующие формы работы с родителями:
ü Дни открытых дверей;
ü ежедневные выставки детских работ в группах;
ü консультации: «Как правильно оформить выставку детских работ дома», «Культура детской одежды», «Как помочь ребенку увидеть красоту мира», «С ребёнком в музей»; «Как развить у ребёнка творчество»; «Как рассматривать картину»;
ü открытая непосредственная образовательная деятельность;
ü оформление детских конкурсных и коллективных работ в «Творческой мастерской»;
ü конкурсы рисунков и поделок, изготовленных детьми совместно с родителями;
Задачи художественно-эстетического развития:
Воспитывать у детей:
v эмоциональную реакцию на произведение искусства, сопереживание изображенному, способность выразить чувства словами;
v уважение к искусству как очень ценному общественно признанному делу.
Формировать у детей:
v чувственный образ исследуемого предмета, объекта;
v эстетический вкус, умение не только видеть, но и понимать произведения искусства; способность проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства;
v умение определять жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж;
v умение использовать различные материалы (природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения;
v умение следовать групповым правилам взаимодействия со взрослыми и другими детьми в ситуации совместной художественно-творческой деятельности; разделять радость успеха или неудачу.
Развивать у детей:
v представления о материалах и техниках художественно-изобразительной деятельности;
v умение координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа при изображении предметов ближайшего окружения;
v умение составлять композиции в процессе предметного, сюжетного и декоративного рисования передавая красоту природной и социальной действительности;
v понимание содержания произведений народного искусства и умение выделять средства выразительности, характерные признаки, присущие разным видам.
Задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса:
§ обеспечить включение родителей в образовательный процесс на основе согласования целей, задач, прогнозируемого результата, применение различных форм консультативной помощи и поддержка каждой семьи с целью развития творчески самостоятельной личности;
§ обеспечить единство форм содержания образования детей через партнерское взаимодействие всех специалистов ДОУ.
Словесные методы и приемы:
• Беседа. Цель - вызвать интерес, оживить в памяти ранее воспринятый образ, выявить знания ребенка, объяснить, что и как он будет делать. Беседа краткая и эмоциональная. В беседе используются вопросы - наводящие, уточняющие, обобщающие.
• Художественное слово: сказка-история, рассказанная от лица персонажа или взрослого, стихотворение, загадка, песня, пословицы, поговорки.
• Словесная инструкция (монологовая и диалоговая форма) сопровождает наглядный показ способов и приемов деятельности. Ребенок может повторить этапы работы, рассказанные взрослым, это позволяет тренировать память, внимание, формирует умение четко планировать этапы своей деятельности.
• Советы взрослого, используемые в ходе работы, не превращаются в давление, лишь носят характер наметки, подсказки ребенку.
• Поощрение - мощное средство мотивации на любом этапе деятельности, которое лучше воспринимается детьми, если звучит из уст игрового персонажа, сразу дается совет, как следует исправить ситуацию, оказывается действенная помощь.
Наглядные методы и приемы:
• Дидактические схемы и таблицы, на которых могут быть представлены планы, схемы, модели деятельности. Схемы очень полезны в работе с детьми, так как развивают умения декодировать информацию. Эти умения связаны с развитием логики, абстрактного мышления и умения планировать, проектировать свою деятельность. Схемы широко применяются в уголке для самостоятельной работы ребенка.
• Рассматривание картин, иллюстраций, репродукций объектов, которые невозможно в данный момент увидеть в реальной жизни. Это позволяет уточнить характерные особенности объекта или сюжета.
• Подробный показ взрослым всех этапов изготовления поделки или создания рисунка.
• Показ взрослым отдельных этапов выполнения работы в сочетании с речевой инструкцией и опорой на рисунки-схемы этапов.
• Наблюдения, экскурсии сочетаются с использованием художественного слова, показом иллюстраций.
• Использование образца помогает ребенку увидеть результат. Образец должен быть приближенным к жизни и выполнен в том же материале, что и работа детей. Образец выставляется в начале занятия и остается до его окончания.
• Рассматривание и обследование образца проводится непосредственно перед занятием.
Практические методы:
• Игровые приемы (появление персонажей, просьба о помощи от их имени, развитие игрового сюжета, анализ детских работ от имени персонажа) широко используются с целью создания игровой мотивации, уточнения задания, поощрений и формирования умения давать оценку готовым работам.
• Пальчиковая гимнастика (упражнения, игры с пальчиками) может быть направлена на развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук, на выработку их координации и взаимодействия, на развитие гибкости суставов, а в иных случаях на снятие напряжения и мышечной релаксации. Художественный текст, сопровождающий движения пальцев, соответствует сюжету занятия. Пальчиковая гимнастика может использоваться во всех частях занятия и вне занятий, содержание ее зависит от конкретных целей.
• Упражнения помогают овладеть разнообразными способами и приемами деятельности.
• Мотивация - побуждение к деятельности.
Для реализации поставленных задач при организации образовательного процесса предусматриваются следующие средства:
развивающие игры: настольно-печатные, словесные; театрализованные и режиссерские игры, сюжетно-ролевые;
подвижные игры; с предметами и без;
творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);
экскурсии, посещение выставок, концертов, спектаклей;
исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты);
развлечения; праздники;
проектирование решения проблемы;
познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр, упражнений, заданий);
посещение гостей;
чтение сказок, потешек, стихов, прослушивание музыкальных произведений;
трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).
Ожидаемые результаты:
1. Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
2. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
3. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
4. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
5. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
6. Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
7. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
СЕНТЯБРЬ |
ОКТЯБРЬ |
НОЯБРЬ |
ДЕКАБРЬ |
ЯНВАРЬ |
ФЕВРАЛЬ |
МАРТ |
АПРЕЛЬ |
МАЙ |
Что такое лето? |
О чём и как говорит живопись |
Узор на полосе |
Снежинка– пушинка |
Ёлочка- краса |
Школа безопас-ности |
Подари маме цветы |
Летим на ракете |
Праздничный город |
Осенняя фантазия |
Что ты любишь рисовать |
То берёзка, то рябина… |
Снежная семья |
Праздник ёлки в детском саду |
Опасная игра |
Закладка |
Космические странники |
Алые гвоздики |
Герб города |
Осенний лес (2 занятия) 1-Осеннее небо |
По замыслу детей |
Три царевны Гуашевого царства |
Усатый- полосатый |
Беседа по картине |
Беседа по картине |
По замыслу детей |
Нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить |
Наш город |
2-Царство осенних деревьев |
Как я с мамой иду из дет-ского сада |
Путешествие в страну сказок |
Серые котята |
Белая страна |
Что было интересного в д/саду |
Выставка роботов |
Моя семья |
Пешеходный переход |
Это я |
Сочное, румяное… |
Белый зайчик, серый волк |
Зимний лес (2 занятия) 1-Какого цвета сугробы? |
Городецкая роза |
Весёлые соседи |
Дети делают зарядку |
Весенний пей-заж(2 занятия) 1-Голубые небеса |
На моей улице |
Платочек |
Что созрело в огороде |
Превращение слона |
2-Ели большие и маленькие |
Нарисуй узор |
Любимая игрушка |
Сказочные птицы |
2-Берёзы весной |
О чём рассказывает иллюстрация |
Птичка (дымка) |
Ёжик |
Маски и короны |
Ай, да игрушки! |
Защитники Отечества |
Пожар в лесу |
Мой друг |
Краски радуги |
Разноцветная сказка |
По замыслу детей |
Заяц Хваста |
Искусство гжельских мастеров |
Красивая кукла |
По замыслу детей |
Пожарная машина |
Когда мои друзья со мной |
Бабочка - красавица |
СЕНТЯБРЬ
«Жили-были 100 ребят, все ходили в детский сад»
ЗАНЯТИЕ 1 «Что такое лето»
Учить детей отражать в рисунке впечатления, полученные летом. Рисовать различные деревья, кусты, цветы. Закреплять умение располагать изображение на полосе. Развивать творческую активность.
ЗАНЯТИЕ 2 «Осенняя фантазия»
Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями. Учить способам работы акварелью: смачиванию красок перед рисованием, разведению водой для получения разных оттенков одного цвета, тщательному промыванию кисти.
«Комсомольск-на-Амуре – город, в котором ты родился и растёшь»
ЗАНЯТИЕ 3 «Герб города»
Познакомить детей с изображением герба Комсомольска-на-Амуре, историей его создания. Формировать интерес к малой родине. Повторить приёмы рисования восковыми мелками.
ЗАНЯТИЕ 4 «Наш город»
Учить детей выделять признаки и отличия одних домов от других (жилые, магазин, театр, храм, школа и др.), передавать это в рисунке. Развивать чувство композиции (расположение изображения на листе). Поощрять инициативу.
«Ребёнок на улицах города»
ЗАНЯТИЕ 5 «Пешеходный переход»
Учить детей соблюдать правила дорожного движения (переходить улицу в указанных местах, в соответствии с сигналами светофора). Познакомить с дорожными знаками. Расширять знания детей о пешеходных переходах («зебра», подземный переход, переходный мост). Тренировать в рисовании цветными карандашами.
ЗАНЯТИЕ 6 «На моей улице»
Формировать умение передавать в рисунке несложный сюжет, самостоятельно строить композицию. Побуждать детей придумывать архитектуру домов, рисовать разные машины (грузовые, легковые, автобусы и др.). Упражнять в закрашивании карандашами.
«Книжкина неделя»
ЗАНЯТИЕ 7 «О чём рассказывает иллюстрация» (беседа)
Познакомить детей с работой художников – иллюстраторов. Сравнить две книги: с картинками и без них. Подвести к пониманию значимости иллюстраций. Обратить внимание детей на манеру изображения разных художников.
ЗАНЯТИЕ 8 «Разноцветная сказка»
Учить детей создавать графическое изображение фантастических образов и действий, описанных в сказке, равномерно заполнять весь лист. Развивать инициативу, воображение, творческие способности. Формировать умение радоваться красивым и разнообразным рисункам.
ОКТЯБРЬ
«Все работы хороши – выбирай на вкус»
ЗАНЯТИЕ 1 «О чём и как говорит живопись» (беседа)
Формировать у детей представление о живописи, об особенностях её жанров (пейзаж, портрет, натюрморт) и средств выразительности. Вызывать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен, желание высказываться по поводу увиденного и переживаемого. Развивать эстетические чувства.
ЗАНЯТИЕ 2 «Что ты любишь рисовать»
Помогать детям задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения. Воспитывать стремление доводить замысел до конца. Развивать изобразительное творчество детей. Учить анализировать и оценивать рисунки.
«Золотая осень»
ЗАНЯТИЕ 3, 4 «Осенний лес»
ЗАНЯТИЕ 3 «Осеннее небо»
Создание верхней части подмалёвка для рисования осеннего пейзажа. Побуждать детей изображать небо с ярко выраженным настроением, используя многообразие красок и оттенков, полученных путём смешивания.
ЗАНЯТИЕ 4 «Царство осенних деревьев»
Работа на бумаге с подмалёвком. Учить детей рисовать разнообразные деревья (большие и маленькие, высокие, низкие, прямые и искривлённые). Развивать художественное творчество.
«Познаём свой организм»
ЗАНЯТИЕ 5 «Это я»
Учить детей создавать автопортрет. Познакомить с пропорциями человеческого тела. Побуждать рисовать крупно, во весь лист, передавать особенности своей внешности. Аккуратно закрашивать цветными карандашами.
ЗАНЯТИЕ 6 «Платочек»
Закреплять умение детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину. Отрабатывать приём примакивания. Развивать чувство симметрии, композиции. Продолжать учить рисовать акварельными красками.
«До свидания, птицы, до весны»
ЗАНЯТИЕ 7 «Птичка» (дымка)
Продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Учить выделять её яркий, нарядный колорит, композицию узора: ритмично повторяющиеся линии, их пересечение, мазки, точки, кольца. Учить выполнять эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.
ЗАНЯТИЕ 8 «По замыслу детей»
Учить самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать художественные материалы (краски, фломастеры, восковые мелки). Развивать эстетическое восприятие: чувство композиции, цвета, формы.
НОЯБРЬ
«Моя страна, моя Россия»
ЗАНЯТИЕ 1 «Узор на полосе» (хохлома)
Обогащать представления детей о народном искусстве. Познакомить детей с хохломской росписью. Обратить внимание на её яркость, цвет, составные элементы. Учить рисовать концом кисти тонкие завитки и травинки слитным, плавным движением. Развивать чувство ритма (равномерно чередовать ягоды и листья на полосе), чувство цвета (умение передавать колорит Хохломы).
ЗАНЯТИЕ 2 «То берёзка, то рябина…»
Формировать навыки рисования с натуры, передавать особенности рябинового листа: размер, форму, строение, цвет. Развивать умение сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения.
«Ребёнок и другие люди»
ЗАНЯТИЕ 3 «По замыслу детей»
Побуждать детей самостоятельно выбирать сюжет для своей работы, размещать фигуры людей и предметов на всей поверхности листа. Учить создавать эскиз простым карандашом, закрашивать цветными.
ЗАНЯТИЕ 4 «Как я с мамой иду из детского сада»
Вызывать у детей желание передать в рисунке радость от встречи с родителями. Развивать умение рисовать фигуру человека, передавать различие в величине фигуры взрослого и ребёнка. Закреплять способность легко прорисовывать простым карандашом основные части, а затем закрашивать акварелью.
«Осенние дары»
ЗАНЯТИЕ 5 «Сочное, румяное…»
Учить передавать в рисунке характерную форму и окраску знакомых фруктов, растущих в наших садах. Продолжать развивать композиционные умения, навыки закрашивания красками.
ЗАНЯТИЕ 6 «Что созрело в огороде»
Учить передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей. Развивать умение работать над композицией рисунка - равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа бумаги.
«Как животные готовятся к зиме»
ЗАНЯТИЕ 7 «Ёжик»
Познакомить детей с анималистическим жанром. Учить рисовать ежа способом тычка. Прививать любовь к диким животным.
ЗАНЯТИЕ 8 «Заяц Хваста»
Закреплять умение детей рисовать животных способом тычка. Расширять знания детей о зайцах. Развивать чувство доброты, желание помочь братьям меньшим.
ДЕКАБРЬ
«Здравствуй, гостья Зима!»
ЗАНЯТИЕ 1 «Снежинка - пушинка»
Учить рисовать снежинку на форме розеты. Располагать узор в соответствии с данной формой. Придумывать детали узора по своему желанию. Развивать воображение, чувство симметрии.
ЗАНЯТИЕ 2 «Снежная семья»
Учить рисовать снеговиков разных размеров. Закреплять приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях. Совершенствовать технику рисования тычком. Дорисовывать мелкие детали мягкой кистью.
«Сказкина неделя»
ЗАНЯТИЕ 3 «Три царевны Гуашевого царства»
Подвести детей к пониманию того, что среди всех известных им цветов три являются самыми главными: синий, жёлтый, красный. Заинтересовать смешиванием их для получения новых цветов и оттенков.
ЗАНЯТИЕ 4 «Путешествие в страну сказок»
Вызывать в детях желание создавать в рисунке образ любимого сказочного персонажа. Учить передавать форму тела, головы и другие характерные особенности, рисовать контур простым карандашом (сильно не нажимать, не обводить линии дважды), аккуратно закрашивать в одном направлении, равномерно, без просветов.
«Из жизни животных»
ЗАНЯТИЕ 5 «Белый зайчик, серый волк»
Показать детям возможности смешения белого и чёрного цветов для получения серого, различного по светлоте. Учить создавать изображение по трафарету, аккуратно его закрашивать.
ЗАНЯТИЕ 6 «Превращение слона»
Закрепить понятие "цветовой оттенок". Продолжать формировать навык смешения белой краски с другими для получения нового оттенка или цвета. Побуждать детей использовать чёрную или красную краску в зависимости от настроения слона.
«О русских традициях»
ЗАНЯТИЕ 7 «Маски и короны»
Учить отражать впечатления от праздника, рисовать несколько предметов, объединённых общим содержанием. Формировать умение красиво располагать изображение на листе. Развивать художественное творчество.
ЗАНЯТИЕ 8 «Искусство гжельских мастеров»
Продолжать знакомить с искусством Гжели. Воспитывать уважение, любовь к труду народных мастеров. Учить передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего), изображать декоративные элементы гжельской росписи.
ЯНВАРЬ
«Рождественские каникулы»
ЗАНЯТИЕ 1 «Ёлочка - краса»
Учить передавать в рисунке образ нарядной ёлочки. Рисовать крупно, во весь лист, украшать ель, используя известные приёмы. Развивать образное восприятие, эстетические чувства. Подводить к эмоциональной оценке работ.
ЗАНЯТИЕ 2 «Праздник ёлки в детском саду»
Учить детей самостоятельно намечать содержание своего рисунка. Особое внимание уделить фигурам танцующих детей. Побуждать выполнять разные варианты изображения: с ёлкой или без неё, с Дедом Морозом или Снегурочкой, или одни дети.
«Наши братья меньшие»
ЗАНЯТИЕ 3 «Усатый - полосатый»
Учить рисовать котика, передавать форму, строение, пропорции, характерные особенности. Прививать любовь к домашним животным. Отрабатывать умение рисовать способом тычка.
ЗАНЯТИЕ 4«Серые котята»
Закреплять понятие "анималист”. Отрабатывать технику рисования простым карандашом. Упражнять в передаче разной тональности серого цвета посредством рисования с разной силой нажима на карандаш. Тренировать в аккуратном закрашивании.
«Зимушка-Зима, зима снежная была»
ЗАНЯТИЕ 5, 6 «Зимний лес»
ЗАНЯТИЕ 5 «Какого цвета сугробы»
Обучать навыкам работы одним цветом с добавлением белой гуаши. Познакомить с особенностями монохромной гаммы (светотеневой растяжкой одного цвета). Замечать разницу в оттенках неба и сугробов. Работать на всём листе бумаги, создавая подмалёвок.
ЗАНЯТИЕ 6 «Ели большие и маленькие»
Учить передавать характер образа дерева через строение и выразительные средства изобразительного материала. Располагать изображение на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу).
«Наши любимые игрушки»
ЗАНЯТИЕ 7 «Ай, да игрушки!» (дымка)
Продолжить знакомство с одним из видов народно-прикладного искусства - дымковской глиняной игрушкой. Учить детей украшать дымковским узором животных. Формировать навыки построения композиции узора (вертикальные ряды из колец, кружков и точек), используя цветосочетание, характерное для данной росписи.
ЗАНЯТИЕ 8 «Красивая кукла»
Учить детей рисовать с натуры (точно передавать в рисунке образ куклы, её внешность, одежду). Закреплять умение рисовать фигуру человека, форму частей тела, их относительную величину и расположение.
ФЕВРАЛЬ
«Школа безопасности»
ЗАНЯТИЕ 1 «Школа безопасности» (беседа)
Дать детям сведения об опасных вещах и правилах обращения с ними (иголка, ножницы, электроприборы). Познакомить с таким видом художественного творчества как плакат.
ЗАНЯТИЕ 2 «Опасная игра»
Довести до сведения детей правила поведения при угрозе пожара. Формировать навыки рисования на заданную тему. Побуждать детей создавать изображение крупно, на весь лист. Учить рассматривать чужие рисунки, выбирать понравившиеся.
«Зима в изображении художников и поэтов»
ЗАНЯТИЕ 3 Беседа по картине И. Шишкина «Зима»
Развивать у детей эстетическое восприятие, понимание того, как художник передаёт красоту зимней природы. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ в картине. Учить воспринимать оттенки белого цвета в зависимости от того, что художник изображает.
ЗАНЯТИЕ 4 «Белая страна»
Учить детей придумывать красивые узоры, создавать декоративное изображение ограниченной палитрой. Формировать чувство композиции, заполнять узором всю поверхность листа. Развивать навык рисования разнонаправленных линий концом кисти.
«Об истоках русской народной культуры»
ЗАНЯТИЕ 5 «Городецкая роза»
Продолжать знакомить детей с городецкой росписью. Учить рисовать розу и бутон, используя "оживки" (белые и чёрные штрихи или точки на цветах и листьях). Отрабатывать приёмы рисования кистью и красками. Развивать эстетическое восприятие.
ЗАНЯТИЕ 6 «Нарисуй узор»
Учить детей задумывать и выполнять узор в стиле народной росписи (хохломской, дымковской, гжельской, городецкой), передавать её колорит, элементы. Закреплять умение строить узор в соответствии с формой листа. Развивать чувство ритма, композиционные навыки.
«Папы, дедушки - солдаты»
ЗАНЯТИЕ 7 «Защитники Отечества» (беседа)
Расширять представления детей о Российской армии. Рассказать о трудной, но почётной обязанности – защищать Родину. Познакомить с литературными произведениями о защитниках Отечества.
ЗАНЯТИЕ 8 По замыслу детей»
Развивать инициативу и самостоятельное творчество детей при выполнении работы на тему «Кто такие защитники Отечества?». Побуждать детей заполнять всё пространство листа, формировать композиционные умения.
МАРТ
«Моя любимая мама»
ЗАНЯТИЕ 1 «Подарим маме цветы»
Тренировать детей в изображении пышной веточки мимозы концом мягкой кисти. Формировать навык рисования жёсткой кистью способом тычка (соцветия). Вызывать в детях желание сделать подарок любимому человеку. Побуждать рисовать крупно, во весь лист, красиво располагая изображение.
ЗАНЯТИЕ 2 «Закладка»
Продолжать обогащать представления детей о народном искусстве. Познакомить детей с городецкой росписью. Обратить внимание на её яркость, нарядность, составные элементы, цвет. Учить располагать узор на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью.
«Здравствуй, гостья Весна!»
ЗАНЯТИЕ 3 Беседа по картине К. Юона «Мартовское солнце», А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Вызывать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания. Развивать умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы. Учить понимать, какими средствами художник передаёт красоту весенней поры и своё настроение. Учить художественному видению картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать.
ЗАНЯТИЕ 4 «Что было интересного в первые весенние дни»
Вызывать у детей желание нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта. Учить задумывать содержание своего рисунка на основе полученных впечатлений, подбирать материалы в соответствии с содержанием изображения. Закреплять умение изображать фигуры взрослого и ребёнка, передавать простейшие движения.
«О друзьях и дружбе»
ЗАНЯТИЕ 5 «Весёлые соседи
Закреплять понятие "портрет". Упражнять в изображении элементов портретов. Побуждать детей рисовать разных по характеру людей (весёлых, грустных, задумчивых и т.п.), по возрасту (дети, старики, взрослые). Самостоятельно украшать проёмы окон (шторы, цветы и т.д.).
ЗАНЯТИЕ 6 «Любимая игрушка»
Развивать умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму и размер частей. Формировать бережное отношение к своим друзьям – игрушкам.
«Знает каждый гражданин пожарный номер 01»
ЗАНЯТИЕ 7 «Пожар в лесу»
Формировать у детей основы пожарной безопасности. Учить создавать рисунок в смешанной технике (восковые карандаши и акварель). Закреплять правила поведения в лесу.
ЗАНЯТИЕ 8 «Пожарная машина»
Познакомить детей с разновидностями автомобилей. Обратить внимание на характерные особенности грузовых и легковых машин. Учить рисовать пожарную машину, аккуратно закрашивать, не выходя за контур изображения.
АПРЕЛЬ
«Космическая неделя»
ЗАНЯТИЕ 1 «Летим на ракете»
Вызывать у детей интерес к профессии космонавта. Отрабатывать умение изображать элементы портрета. Развивать воображение, навык рисования комбинированным способом (восковые мелки и акварель).
ЗАНЯТИЕ 2 «Космические странники»
Создавать у детей интерес к общественным явлениям. Закреплять умение передавать свой замысел, располагая изображение на всём листе, подбирать гамму красок, рисуя космос (звёзды, летательные аппараты, космонавтов). Совершенствовать навык работы комбинированным способом.
«Об «умных» предметах»
ЗАНЯТИЕ 3 «Выставка роботов»
Расширять представления детей о предметах и машинах, которые помогают человеку в его труде и быте. Побуждать детей самостоятельно придумать и нарисовать робота, рассказать о его характеристиках и применении. Развивать художественное творчество.
ЗАНЯТИЕ 4 «По замыслу детей»
Учить детей самостоятельно выбирать тему и этапы выполнения рисунка, подбирать наиболее подходящие художественные материалы. Закреплять умение закрашивать полученное изображение без просветов.
«Изучаю свой организм»
ЗАНЯТИЕ 5 «Дети делают зарядку»
Учить детей определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения рук во время упражнений. Закреплять приёмы рисования и закрашивания изображений карандашами. Развивать самостоятельность.
ЗАНЯТИЕ 6 «Сказочные птицы»
Знакомить детей с техникой печати. Учить рисовать птиц, дополняя отпечаток руки декоративными элементами. Красиво располагать изображение на листе. Развивать образное восприятие, технические навыки и умения.
«Когда мои друзья со мной»
ЗАНЯТИЕ 7 «Мой друг»
Закрепить и обобщить знания детей о жанре портрета; познакомить с понятием «поясной портрет». Развивать умение внимательно изучать черты лица и фигуру знакомого человека и передавать особенности в рисунке.
ЗАНЯТИЕ 8 «Когда мои друзья со мной»
Формировать у детей навыки коллективной работы. Развивать умение выполнять часть общего изображения, стараясь сделать как можно лучше. Учить рисовать в нетрадиционной технике – печать ладошками и мятой бумагой (экспериментирование).
МАЙ
«Расскажем детям о Дне Победы»
ЗАНЯТИЕ 1 «Праздничный город»
Закреплять умение детей изображать дома разных видов. Учить передавать в рисунке городской праздник. Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами. Побуждать детей составлять связные рассказы из личного опыта.
ЗАНЯТИЕ 2 «Алые гвоздики»
Познакомить детей с героизмом русских людей в годы Великой Отечественной войны, развивать патриотические чувства. Упражнять в рисовании цветов способом тычка жёсткой кистью.
«Папа, мама, я – дружная семья»
ЗАНЯТИЕ 3 «Нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить»
Формировать умение детей создавать рисунок по представлению. Развивать эстетическое восприятие, воображение, способность самостоятельно передавать характерные особенности предмета.
ЗАНЯТИЕ 4 «Моя семья»
Продолжить работу по закреплению основных закономерностей изображения человека. Учить детей, где разместятся фигуры, и положения, в котором их надо нарисовать. Тренировать в аккуратном закрашивании цветными карандашами.
«Весна пришла – мир разукрасила»
ЗАНЯТИЕ 5, 6 «Весенний пейзаж»
ЗАНЯТИЕ 5 "Голубые небеса"
Закреплять понятия "пейзаж", "линия горизонта". Отрабатывать приёмы рисования акварелью (разбавлять краску водой с целью получения светлого оттенка неба, добиваться плавного перехода от более тёмного к светлому).
ЗАНЯТИЕ 6 "Берёзы весной"
Упражнять в рисовании белоствольных берёзок с тонкими гибкими ветками. Учить создавать ажурный рисунок кроны деревьев жёсткой кистью способом тычка. Воспитывать любовь к родному краю.
«Путешествие по лесу и лугу»
ЗАНЯТИЕ 7 «Краски радуги»
Закрепить знания детей о цвете как средстве выразительности в живописи. Познакомить со способом рисования акварелью "по сырому". Упражнять в правильном назывании цветов радуги в порядке их следования.
ЗАНЯТИЕ 8 «Бабочка - красавица»
Закреплять понятие "симметрия", учить находить в окружающей обстановке симметричные предметы и изображать их в технике "монотипия". Расширять знания детей о насекомых. Обучать умению давать эстетические оценки.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
СЕНТЯБРЬ |
ОКТЯБРЬ |
НОЯБРЬ |
ДЕКАБРЬ |
ЯНВАРЬ |
ФЕВРАЛЬ |
МАРТ |
АПРЕЛЬ |
МАЙ |
Как я провёл лето |
Труд художника (беседа) |
Ветка рябины |
Зимний пей-заж(2занятия) 1-Холодное небо |
Как было весело на празднике ёлки |
Спички – не игрушки! |
Портрет мамы (2 занятия) |
Далёкие планеты (2 занятия) |
Салют над Красной площадью |
Моя группа |
Весёлые клоуны |
Завиток |
2-Зимний лес |
Если б я был вол-шебником |
По замыслу детей |
Цветущая весна |
||
Наш город |
Золотая осень (2 занятия) 1-Какого цвета небо? |
Любимый воспитатель (2 занятия) |
В стране Великании |
Выставка котов |
Беседа по картине |
Пушистая верба |
По замыслу детей (2 занятия) |
Автопорт- рет (2 занятия) |
На набережной |
2- Лес, точно терем расписной |
В стране Лилипутии |
В цирке |
Что нам нравится зимой |
Веснянка |
|||
Не играй на улице (2 занятия) |
Укрась платочек |
Осенний букет |
В мире животных |
Портрет Зимы |
Петушок (дымка) |
Мы играем |
Мы занимаемся в спортзале |
Как цвет помогает понять настроение картины |
По замыслу детей |
Портрет Осени |
На дне морском |
Дворец Зимы |
Чудо- ложка |
Любимая игрушка |
Рисуем музыку |
Ваза с ветками |
|
Царевна Лебедь (2 занятия) |
Осенний закат |
Поможем зайцу найти друзей |
Вологодские кружева |
Матрёшка (2 занятия) |
Защитники Отечества (2 занятия) |
Потуши! |
Мой друг |
Царство деревьев |
Летят пере-лётные птицы |
Белочка |
Синяя птица |
Пожар в горах |
Наши четве-роногие друзья |
Шишки на ветке |
СЕНТЯБРЬ
«Жили-были 100 ребят, все ходили в детский сад»
ЗАНЯТИЕ 1 "Как я провёл лето"
Учить отражать свои впечатления о лете в рисунке, располагая изображения на широкой полосе: выше, ниже по листу (ближе, дальше). Повторить приёмы работы кистью и красками. Развивать связную речь детей, тренировать в составлении рассказа по рисунку.
ЗАНЯТИЕ 2 «Моя группа»
Учить передавать относительную величину предметов и их расположение в пространстве (правее – левее, выше – ниже, посередине); цвет предметов, их форму, строение. Закреплять навыки аккуратного закрашивания карандашами.
«Комсомольск-на-Амуре – город, в котором ты родился и растёшь»
ЗАНЯТИЕ 3 «Наш Комсомольск-на-Амуре»
Знакомить детей с видом искусства – архитектурой. Активизировать словарный запас детей (дать понятие «архитектор», «архитектура»). Воспитывать любовь к родному городу. Научить детей восхищаться красотой зданий и выражать своё отношение к увиденному.
ЗАНЯТИЕ 4 «На набережной»
Рассказать детям о достопримечательностях родного города. Учить рисовать город, стоящий на берегу реки, и его отражение. Продолжать знакомить детей с техникой монотипии.
«Ребёнок на улицах города»
ЗАНЯТИЕ 5,6 «Не играй на улице»
Учить детей соблюдать правила дорожного движения (переходить улицу в указанных местах, не играть вблизи проезжей части и т.п.). Упражнять в композиционном освоении всего пространства листа. Обучать способам передачи движения и частичного загораживания предметов.
«Книжкина неделя»
ЗАНЯТИЕ 7, 8 "Царевна есть, что не можно глаз отвесть"
(Рисование по "Сказке о царе Салтане")
Воспитывать у детей любовь к творчеству А. С. Пушкина. Обогащать восприятие детей через показ иллюстративного материала. Совершенствовать умение рисовать способом тычка, прорисовывать мелкие детали мягкой кисточкой.
ОКТЯБРЬ
«Все работы хороши – выбирай на вкус»
ЗАНЯТИЕ 1 "Знакомство с трудом художника" (беседа)
Развивать у детей видение художественного образа в единстве его содержания и средств выразительности. Подвести детей к пониманию того, что художник в своих картинах изображает то, что он видит, что удивило, порадовало его, о чём ему захотелось рассказать. Активизировать словарь детей.
ЗАНЯТИЕ 2 "Весёлые клоуны"
Упражнять в рисовании портрета. Побуждать детей самостоятельно создавать смешной образ клоуна, украшать его соответствующими декоративными элементами, используя яркие цвета и оттенки. Развивать художественное творчество.
«Золотая осень»
ЗАНЯТИЕ 3, 4 "Золотая осень"
ЗАНЯТИЕ 3 "Какого цвета небо?"
Создание верхней части подмалёвка для рисования осеннего пейзажа. Побуждать детей изображать небо с ярко выраженным настроением, используя многообразие красок и оттенков, полученных путём смешивания.
ЗАНЯТИЕ 4 "Лес, точно терем расписной..."
Работа на бумаге с подмалёвком. Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать её колорит. Закреплять умение рисовать разнообразные деревья. Обратить внимание на размеры деревьев и положение их относительно линии горизонта.
«Познаём свой организм»
ЗАНЯТИЕ 5 "Укрась платочек"
Закреплять умение оформлять декоративную композицию на квадрате, используя элементы хохломской росписи (травку, ягоды, завитки). Упражнять в рисовании кистью разными способами (концом, плашмя и т.д.). Учить использовать цветовую гамму Хохломы. Развивать эстетические чувства.
ЗАНЯТИЕ 6 По замыслу детей
Формировать у детей навыки личной гигиены, учить видеть красоту в чистоте и опрятности. Расширять представления о профессии врача. Побуждать детей создавать рисунок на тему «Познаём свой организм», самостоятельно выбирая предметы изображения и художественные средства.
«До свидания, птицы, до весны»
ЗАНЯТИЕ 7 "Осенний закат"
Закрепить понятие холодных и тёплых тонов. Учить передавать образ явления линией, силуэтом, красочной палитрой в смешанной технике. Формировать способность замечать красоту природы в разное время суток. Развивать наблюдательность, художественное творчество.
ЗАНЯТИЕ 8 "Летят перелётные птицы"
Закреплять знание примет последнего осеннего месяца. Отрабатывать приёмы рисования комбинированным способом, навыки рисования акварельными красками "по-сырому". Развивать композиционные умения. Помогать добиваться хорошего результата.
НОЯБРЬ
«Моя страна, моя Россия»
ЗАНЯТИЕ 1 "Ветка рябины"
Учить детей рисовать с натуры: передавать форму частей, строение ветки и листа, цвет. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании эскиза карандашом и закрашивании акварелью. Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения.
ЗАНЯТИЕ 2 "Завиток"
Тренировать детей в рисовании крупной ветки с завитками (типичным главным элементом многих декоративных изделий). Использовать для украшения ветки различные знакомые элементы: цветы, листья, ягоды. Развивать разнонаправленные движения, лёгкость поворота руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку на листе. Воспитывать чувство композиции.
«Ребёнок и другие люди»
ЗАНЯТИЕ 3, 4 "Любимый воспитатель"
Учить детей создавать портрет любимого воспитателя. Побуждать передавать особенности внешнего вида и характер конкретного человека. Подбирать цветовые оттенки путём смешивания основных цветов гуаши. Развивать наблюдательность, художественное творчество. Помогать добиваться хорошего результата.
«Осенние дары»
ЗАНЯТИЕ 5 "Осенний букет"
Продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования - монотипией. Развивать чувство цвета, умение создавать изображение в определённой цветовой гамме. Формировать образное восприятие.
ЗАНЯТИЕ 6 "Портрет Осени"
Продолжить знакомство с портретом как жанром живописи. Учить украшать женский портрет деталями, характерными для осеннего времени года, использовать "осенние" цвета красок, придумывать название портрету ("Рябинка", "Золотинка", "Грустинка", "Дождинка" и др.).
«Как животные готовятся к зиме»
ЗАНЯТИЕ 7 "Поможем зайцу найти друзей"
Закреплять умение изображать силуэт зайца, состоящий из овальных и круглых форм. Развивать навык рисования способом тычка. Расширять знания детей о диких животных. Вызывать в детях чувство сопереживания и желание помогать братьям нашим меньшим.
ЗАНЯТИЕ 8 "Белочка-затейница"
Вызывать у детей интерес к животным – обитателям леса. Учить создавать выразительный образ белочки из сказки А. С. Пушкина. Закрепить понятие "анималист". Тренировать детей в подборе слов-определений (какая белочка?), давать образную характеристику персонажу.
ДЕКАБРЬ
«Здравствуй, гостья Зима!»
ЗАНЯТИЕ 1, 2 "Зимний пейзаж"
ЗАНЯТИЕ 1 "Холодное небо"
Обучать навыкам работы цветной палитрой с добавлением белой гуаши. Познакомить с приёмом мягкого перехода одного цвета в другой (нюанс). Работать на всём листе бумаги, создавая подмалёвок.
ЗАНЯТИЕ 2 "Зимний лес"
Закреплять умение рисовать пейзаж. Учить детей создавать образ зимней природы, передавать её красоту, разнообразие деревьев. Продолжать развивать навык хорошо располагать части изображения на листе. Отрабатывать приём рисования тонких линий концом кисти. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой.
«Сказкина неделя»
ЗАНЯТИЕ 3 "В стране Великании"
Формировать способности и умения детей рисовать человека. Учить детей изображать себя в виде маленького человечка (гнома) в окружении громадных предметов, насекомых, птиц и т.п. Вызывать желание описывать свои приключения в необычной сказочной стране. Развивать фантазию и воображение.
ЗАНЯТИЕ 4 "В стране Лилипутии"
Совершенствовать умение отражать характерные особенности человеческой фигуры. Учить сопоставлять величину роста человека с окружающими предметами. Развивать способность перевоплощаться в сказочного героя-великана и описывать свои ощущения.
«Из жизни животных»
ЗАНЯТИЕ 5 «В мире животных»
Используя знакомые приёмы рисования, упражнять в изображении диких животных средней полосы. Воспитывать любовь к животным, систематизировать знания детей о том, как животные переносят зиму, с какими трудностями они сталкиваются, и чем люди могут им помочь.
ЗАНЯТИЕ 6 "На дне морском"
Развивать фантазию, воображение при изображении подводного мира. Расширять знания детей о морских обитателях (внешний вид, строение, форма). Вызывать положительные эмоции от рисования комбинированным способом (восковые мелки и акварель). Радоваться получившимся рисункам.
«О русских традициях»
ЗАНЯТИЕ 7 "Декоративное рисование кружев" (вологодские кружева)
Воспитывать у детей интерес к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с лёгкой, воздушной сеткой. Формировать умение выделять повторяющиеся элементы узора. Упражнять в рисовании тонких линий концом кисти.
ЗАНЯТИЕ 8 "Синяя птица" (искусство Гжели)
Продолжить знакомство с искусством гжельских мастеров. Учить выделять основные элементы росписи. Формировать навык рисования декоративной птицы без предварительного наброска карандашом. Побуждать детей использовать различные приёмы рисования кистью (плашмя, концом кисти, примакиванием).
ЯНВАРЬ
«Рождественские каникулы»
ЗАНЯТИЕ 1 "Как весело было на празднике ёлки»
Закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления. Упражнять в рисовании фигур детей в движении. Учить хорошо располагать изображения на листе. Развивать способность анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и объяснять свой выбор.
ЗАНЯТИЕ 2 "Если бы я был волшебником"
Развивать самостоятельность при выборе темы своего рисунка. Учить наиболее полно выражать свой замысел различными художественными средствами, доводить начатое до конца. Побуждать составлять рассказ по рисунку, активизировать речь детей.
«Наши братья меньшие»
ЗАНЯТИЕ 3 "Выставка котов"
Упражнять детей в рисовании животных способом тычка жёсткой кистью. Расширять знания о домашних животных, прививать любовь к ним, желание заботиться о них. Формировать умение создавать выразительный образ.
ЗАНЯТИЕ 4 «В цирке»
Продолжать знакомить детей с анималистическим жанром. Упражнять в соблюдении композиционного равновесия листа, передаче движения. Закреплять технику рисования жёсткой кистью (тычком).
«Зимушка-зима, зима снежная была»
ЗАНЯТИЕ 5 "Портрет Зимы"
Учить передавать в портрете характер персонажа линией, цветом, создавать выразительный сказочный образ. Рисовать ограниченной палитрой ("холодные" цвета). Развивать воображение.
ЗАНЯТИЕ 6 "Дворец Зимы"
Учить детей создавать рисунок сказочного дворца. Закреплять умение рисовать основу здания и придумывать украшающие детали; выполнять изображение в определённой цветовой гамме. Развивать эстетические чувства, творческое воображение.
«Наши любимые игрушки»
ЗАНЯТИЕ 7,8 "Матрёшка"
ЗАНЯТИЕ 7 "Русский народный костюм"
Познакомить детей с историей возникновения русского сувенира - матрёшки. Учить видеть и передавать красоту национального костюма, изучать элементы русского орнамента. Развивать эстетическое восприятие.
ЗАНЯТИЕ 8 "Матрёшки - яркие одёжки"
Обучать изображению элементов портрета. Познакомить детей с декоративными композициями (открытой, закрытой). Закреплять умение создавать эскиз простым карандашом и закрашивать рисунок, не выходя за контур.
ФЕВРАЛЬ
«Школа безопасности»
ЗАНЯТИЕ 1 «Спички – не игрушки!»
Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме. Объяснить причины пожара и обратить внимание на его последствия. Учить детей создавать рисунок на заданную тему.
ЗАНЯТИЕ 2 По замыслу детей
Продолжать учить детей самостоятельно выбирать тему рисунков и художественные средства. Отрабатывать навыки рисования цветными карандашами.
«Зима в изображении художников и поэтов»
ЗАНЯТИЕ 3 Беседа по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на художественный образ пейзажной картины, отклик на поэтические произведения о зимней берёзке. Обратить внимание детей на способы передачи характерных признаков берёзы. Вызывать интерес к тому, как изобразил снег художник. Дать представления о влиянии погоды и освещённости на цвет снега.
ЗАНЯТИЕ 4 "Что нам нравится зимой"
Закрепить знание признаков зимы. Учить составлять рассказ из личного опыта. Побуждать детей самостоятельно выбирать тему рисунка, этапы выполнения работы и необходимые художественные средства. Развивать инициативу.
«Об истоках русской народной культуры»
ЗАНЯТИЕ 5 "Петя-петушок" (роспись силуэтов дымковских игрушек)
Закрепить представления о последовательности росписи дымковских игрушек, о составлении узора из колец в сочетании с мелкими элементами. Учить использовать сочетания цветов, характерных для данной росписи.
ЗАНЯТИЕ 6 "Чудо-ложка"
Продолжать знакомство с хохломской росписью. Учить создавать декоративный рисунок на чёрном фоне. Развивать разнонаправленные слитные, плавные движения руки; умение подбирать краски в соответствии с хохломским колоритом.
«Защитники Отечества»
ЗАНЯТИЕ 7,8 «Защитники Отечества»
Рассказать детям о трудной, но почётной обязанности – защищать Родину. Познакомить с родами войск в российской армии, военным обмундированием и техникой. Закреплять умение детей рисовать фигуру человека в движении, правильно передавать пропорции человека. Тренировать в закрашивании изображения цветными карандашами, развивать мелкую моторику.
МАРТ
«Моя любимая мама»
ЗАНЯТИЕ 1, 2 «Портрет моей мамочки»
Закрепить знание детьми жанра изобразительного искусства – портрета. Учить детей передавать черты лица, цвет глаз, губ, волос своей мамы, её причёску, одежду; прорисовывать украшения. Тренировать в получении различных оттенков путём смешивания красок. Вызывать желание рассказывать о маме, подбирать ласковые слова.
«Здравствуй, гостья Весна!»
ЗАНЯТИЕ 3 "Пушистая верба"
Вызывать у детей радостное ощущение от прихода весны, тёплого солнышка, цветения вербы. Учить изображать характерные особенности кустарника вербы с её пушистыми серёжками; использовать цвет как средство передачи весеннего настроения.
ЗАНЯТИЕ 4 "Веснянка"
Закреплять умение детей создавать портрет. Учить рисовать девочку, соблюдая пропорции человеческой фигуры. Побуждать детей дополнять изображение деталями, характерными для весеннего времени года. Вспомнить признаки ранней весны, названия первоцветов. Развивать фантазию, образное восприятие явлений окружающего мира.
«О друзьях и дружбе»
ЗАНЯТИЕ 5 «Мы играем»
Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, привычку играть, заниматься сообща. Учить рисовать детей, играющих в детском саду, передавать положение фигур, кто что делает. Развивать художественное творчество.
ЗАНЯТИЕ 6 «Любимая игрушка»
Вызывать желание нарисовать по памяти любимую игрушку, передавая отчётливо форму основных частей и характерные детали. Упражнять в закрашивании карандашами. Учить оценивать свой рисунок в соответствии с замыслом.
«Знает каждый гражданин пожарный номер 01»
ЗАНЯТИЕ 7 «Потуши!»
Формировать у детей основы пожарной безопасности, повторить правила поведения в лесу. Познакомить с плакатом как видом художественного творчества. Учить создавать рисунок в смешанной технике (восковые карандаши и акварель), экспериментируя с их свойствами.
ЗАНЯТИЕ 8 «Пожар в горах»
Познакомить детей со способами тушения пожаров. Развивать умение строить композицию рисунка, красиво располагая изображение на листе. Продолжать экспериментирование с восковыми мелками и акварелью, закреплять навыки рисования комбинированным способом.
АПРЕЛЬ
«Космическая неделя»
ЗАНЯТИЕ 1, 2 «Далёкие планеты»
Познакомить детей с новым видом пейзажной живописи – космическим. Дать представление о планетах Солнечной системы. Учить создавать многослойное изображение гуашевыми красками, продолжать экспериментировать с ними (смешивать с целью получения новых цветов и оттенков). Развивать фантазию, воображение при передаче космических объектов, поверхности разнообразных планет.
«Об «умных» предметах»
ЗАНЯТИЕ 3 «За компьютером»
Расширять представления детей о предметах и машинах, которые помогают человеку в его труде и быте. Познакомить с профессиями людей, которые используют в своём труде компьютеры. Формировать навык создания сюжетного рисунка.
ЗАНЯТИЕ 4 «Машина времени»
Побуждать детей самостоятельно продумывать содержание и этапы выполнения работы. Выбирать художественные средства по своему желанию. Развивать фантазию, художественное творчество.
«Изучаю свой организм»
ЗАНЯТИЕ 5 "Мы занимаемся в спортзале"
Упражнять в изображении фигуры человека (ребёнка): передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры, изменение положения рук при выполнении физических упражнений. Развивать композиционные умения, навыки рисования цветными карандашами.
ЗАНЯТИЕ 6 "Рисуем музыку"
Развивать слуховое и зрительное восприятие детей, умение анализировать характер музыкального произведения и подбирать цветовую палитру рисунка, сопоставляя вызываемые ими ощущения, настроение. Формировать навыки эмоционального освоения листа.
«Когда мои друзья со мной»
ЗАНЯТИЕ 7 "Мой друг"
Закреплять умение детей передавать пропорции и строение человеческой фигуры графическим способом. Учить составлять рассказ-описание своего друга (как выглядит, во что одет, чем любит заниматься) и отражать это в рисунке. Тренировать в аккуратном закрашивании.
ЗАНЯТИЕ 8 «Наши четвероногие друзья»
Закреплять знание особенностей анималистического жанра. Вызывать интерес к способу изображения штрихом. Показать особенности штриховых движений при изображении различных пород собак. Развивать мелкую моторику рук.
МАЙ
«Расскажем детям о Дне Победы»
ЗАНЯТИЕ 1 "Салют над Красной площадью"
Познакомить детей с национальным праздником русского народа - Днём Победы. Воспитывать уважение и любовь к ветеранам войны. Вызывать желание изображать в рисунке явления общественной жизни. Учить передавать картину вечернего города, его цветовой колорит: дома светлее неба. Закреплять умение рисовать комбинированным способом.
ЗАНЯТИЕ 2 "Цветущая весна"
Вызвать у детей эмоциональный отклик на весеннее радостное оживление природы, цветение фруктовых деревьев. Развивать зрительное и цветовое восприятие. Закреплять умение строить пейзажную композицию на прямоугольном формате листа, вытянутом по горизонтали, с высокой линией горизонта. Использовать различные приёмы изображения цветущих деревьев.
«Папа, мама, я – дружная семья»
ЗАНЯТИЕ 3, 4 "Автопортрет"
Учить детей создавать автопортрет. Закрепить умение правильно передавать пропорции лица. Побуждать рисовать крупно, во весь лист. Развивать наблюдательность при изображении характерных особенностей своего лица (размеры и форму глаз, губ, носа, длину и цвет волос, причёску), настроение. Продолжать экспериментирование с гуашевыми красками.
«Весна пришла – мир разукрасила»
ЗАНЯТИЕ 5 "Как цвет помогает понять настроение картины" (беседа)
Развивать у детей умение эмоционально воспринимать цвет, вызывая адекватный отклик на настроение живописных пейзажей. Обратить внимание на то, что цвет в живописи - это основное средство выразительности, и что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать время года, время суток, состояние погоды; показать настроение, которое вызвало у него общение с природой. Побуждать детей высказываться по поводу увиденного, соотносить его с личным опытом и чувствами.
ЗАНЯТИЕ 6 "Ваза с ветками"
Продолжать учить рисовать с натуры, передавать форму вазы, конструкцию веток, красиво располагать изображение на листе. Закреплять умение создавать эскиз простым карандашом, затем закрашивать красками. Формировать способность оценивать свой рисунок, сравнивая его с натурой.
«Путешествие по лесу и лугу»
ЗАНЯТИЕ 7 "Царство деревьев"
Знакомить детей с графикой. Учить изображать разные по форме деревья (толстые, тонкие, стройные и корявые, искривлённые и т.д.). Давать им образные характеристики: дуб - великан, ива - плакса, берёзка - стройная красавица и др., замечать и отражать в рисунке их особенности. Развивать наблюдательность, образное восприятие.
ЗАНЯТИЕ 8 "Шишки на ветке"
Расширять знания детей о природе, о хвойных деревьях. Учить рисовать ветку ели с шишками. Совершенствовать технику рисования тычком. Развивать художественное творчество.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. Москва. Мозаика-Синтез 2011 г.
2. Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. / Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2006г.
3. С.Д. Сажина. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. / Творческий Центр «Сфера», Москва 2009г
4. А.К. Беневольская. Культура цвета у ребенка // Детский сад со всех сторон. 2000 №6.
5. Г .Григорьева. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Москва 2000г.
6. Коллективное творчество дошкольников / под редакцией А.А. Грибовской. Москва 1985г.
7. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. / Москва: «Карапуз – дидактика» 2007 г.
8. С.Д. Сажина. Технология интегрированного занятия в ДОУ / Методическое пособие, Творческий Центр «Сфера», Москва 2008г.
9. О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. Знакомство с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации. / Творческий Центр «Сфера», Москва 2009г.
10. Азбука русской живописи. Под редакцией Л. Жукова. / Издательство «Белый город» 2008г.
11. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Художественно-творческая деятельность. Развернутое тематическое планирование. / Издательство «Учитель» 2009 г.
12. О.А. Белобрыкина. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей , воспитателей ДОУ. Новосибирск 1993 г.
13. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги. / «Академия развития» 1999 г.
Приложение 1
«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
(методика Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой)
1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности:
1) искренность, непосредственность;
2) увлеченность;
3) интерес;
4) творческое воображение;
5) характер вхождения в образ;
6) специфические способности.
2. Характеристика качества способов творческой деятельности:
1) применение известного в новых условиях;
2) самостоятельность в нахождении способов (приемов), новых для ребенка;
3) нахождение оригинальных способов (приемов) создания образа;
4) создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.
3. Характеристика качества продукции:
1) нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа;
2) соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям;
3) проявление индивидуального «почерка» как особой манеры исполнения и характера образа.
Уровень подготовки знаний дошкольников
Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества (Т.С.Комарова)
Анализ продукта деятельности
1. Форма
· 3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;
· 2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;
· 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
2. Композиция
· 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
· 2 балла на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;
· 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
3. Цвет
· 3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;
· 2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,
· 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна
· 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;
· 2 балла – справляется при помощи взрослого;
· 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0 – 8 – низкий уровень; 9 - 16 – средний уровень; 17 – 21 – высокий уровень.
Педагогический анализ
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:
1. Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.
2. Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.
3. Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
4. Индивидуальный «почерк» детской продукции.
5. Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
6. Общая ручная умелость.
Ожидаемый результат
1. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
2. Расширение и обогащение художественного опыта.
3. Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
4. Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и т.п.).
5. Формирование навыков трудовой деятельности
Диагностическая карта
0 – не соответствует возрасту; 1 – частично соответствует возрасту; 2 – соответствует возрасту полностью.
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного возраста |
Уровень развития |
||||||||||||||||
Эстетическая компетентность |
Творческая активность |
Эмоциональность (возникновение «умных эмоций») |
Креативность (творческос) |
Произвольность и свобода поведения |
Инициативность |
Самостоятельность и ответственность |
Способность к самооценке |
||||||||||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0-6 баллов – низкий уровень;
7-13 баллов – средний уровень;
14-16 баллов – высокий уровень
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.