Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и действующих во благо развития личности и общества людей. Поэтому социальный заказ общества – развитие у детей творческих способностей, умения мыслить не по шаблону, не бояться высказывать мнение отличающиеся от общепринятого, видеть необычное в обычном. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития мышления, воображения – психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач дошкольного образования и воспитания. Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.Паспорт программы.
Название программы Дополнительная образовательная программа.
Кружок по организации развития творческого потенциала детей через использование нетрадиционной техники в изобразительной деятельности (рисование).
Тема: «Волшебные ладошки».
Составитель: Олибаш Любовь Владимировна, воспитатель
Вид: Адаптированная.
Направление программы: Познавательная, организация развития творческого потенциала детей через использование нетрадиционной техники в изобразительной деятельности (в рисовании).
Цель программы: Основная цель занятий - формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования. Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формирование художественного мышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
Задачи программы: – Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
– Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
-Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
- Развивать творческие способности детей.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 5-7 лет.
Срок реализации: 1 год.
Основные блоки: «Выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.»
«Овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.»
«Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.»
«Сопереживать настроению, переданному в рисунке.»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад № 16 г. Азова.
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ № 16 г. Азова
_______________ Стрельцова Н.П.
«___» ____________ 2015г.
К ружок по организации развития творческого
потенциала детей через использование
нетрадиционной техники в изобразительной
деятельности (рисование).
Тема: «Волшебные ладошки».
Старшая группа (возраст 57 лет.)
Воспитатель: Олибаш Л.В.
Срок освоения: 1 год.
120152016г.
Паспорт программы.
Название программы
Дополнительная образовательная
программа.
Кружок по организации развития
творческого потенциала детей через
использование нетрадиционной
техники в изобразительной
деятельности (рисование).
Тема: «Волшебные ладошки».
Составитель:
Олибаш Любовь Владимировна,
Вид:
Направление программы:
Цель программы:
воспитатель
Адаптированная.
Познавательная, организация развития
творческого потенциала детей через
использование нетрадиционной
техники в изобразительной
деятельности (в рисовании).
Основная цель занятий формировать
художественное мышление и
нравственные черты личности через
различные способы рисования.
Развитие самостоятельности,
творчества, индивидуальности детей,
художественных способностей путем
экспериментирования с различными
материалами, нетрадиционных техник;
формирование художественного
мышления и нравственных черт
личности, эмоциональной
2Задачи программы:
отзывчивости к прекрасному.
– Вызвать интерес к различным
изобразительным материалам и
желание действовать с ними.
– Побуждать детей изображать
доступными им средствами
выразительности то, что для них
интересно или эмоционально значимо.
– Создавать условия для освоения
цветовой палитры. Учить смешивать
краски для получения новых цветов и
оттенков.
Обучать приемам нетрадиционной
техники рисования и способам
изображения с использованием
различных материалов.
Учить детей видеть и понимать
прекрасное в жизни и искусстве,
радоваться красоте природы,
произведений классического
искусства,
Подводить детей к созданию
выразительного образа при
изображении предметов и явлений
окружающей деятельности.
Формировать умение оценивать
созданные изображения.
Развивать эмоциональную
отзывчивость при восприятии
картинок, иллюстраций. Обращать
внимание детей на выразительные
средства, учить замечать сочетание
цветов.
Развивать творческие способности
детей.
3Возраст детей, на которых рассчитана
программа:
Срок реализации:
Основные блоки:
Воспитывать у детей интерес к
изобразительной деятельности.
Воспитывать культуру деятельности,
формировать навыки сотрудничества.
57 лет.
1 год.
«Выбирать материал для
нетрадиционного рисования и умело
его использовать.»
«Овладеть различными техническими
навыками при работе
нетрадиционными техниками.»
«Прививать интерес к рисованию
нетрадиционными техниками.»
«Сопереживать настроению,
переданному в рисунке.»
Пояснительная записка.
Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и действующих во
благо развития личности и общества людей. Поэтому социальный заказ
общества – развитие у детей творческих способностей, умения мыслить не по
шаблону, не бояться высказывать мнение отличающиеся от общепринятого,
видеть необычное в обычном. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к
творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это
получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать
художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием
учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя
уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет
детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное
рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает
новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
4Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка,
позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для
себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие
способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в
этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками
программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов
рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в
рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои
знания и умения в различных ситуациях.
По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст наиболее
благоприятен для развития мышления, воображения – психического процесса,
составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие
творчества – одна из главных задач дошкольного образования и воспитания.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной
активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению,
сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной,
художественной техники изобразительного искусства дает возможность для
развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы
заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста
позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить
речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из
наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии
формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах
ее становления.
Цель кружковой работы:
Формировать художественное мышление и нравственные черты личности
через различные способы рисования. Развитие самостоятельности,
творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем
экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник;
формирование художественного мышления и нравственных черт личности,
эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
Основные задачи кружка:
5 Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание
действовать с ними.
Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности
то, что для них интересно или эмоционально значимо.
Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски
для получения новых цветов и оттенков.
Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам
изображения с использованием различных материалов.
Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться
красоте природы, произведений классического искусства.
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении
предметов и явлений окружающей деятельности.
Формировать умение оценивать созданные изображения.
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить
замечать сочетание цветов.
Развивать творческие способности детей.
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование
ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой.
Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная.
Чернобелый грата. Цветной грата. Клякс графия. Клякс графия с трубочкой.
Набрызгав. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.
результативности программы : проводится по методике
Оценка
Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».
Ожидаемый результат работы кружка:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в конкурсах в течение года.
6Срок
проведения: с 1.10.2015 по 31.05.2016 года.
Форма проведения
индивидуальных особенностей детей (с подгруппой или индивидуально).
занятия: занятия проводятся в игровой форме с учётом
Занятие
проводится: один раз в неделю.
Время
проведения: 2я половина дня.
Место
проведения: Старшая группа «Лукоморье» МБДОУ №16 г.Азова .
Перспективный план занятий кружка «Волшебные ладошки»
в старшей группе.
№ Тема занятия
Нетрадиционн
ая техника
Программное
содержание
Оборудование
Октябрь
1 Осенние листья
(первое занятие)
Тиснение
2 Осенний пейзаж
(второе занятие)
Тычкование
Познакомить с
техникой тиснения.
Учить обводить
шаблоны листьев
простой формы,
делать тиснение на
них. По желанию
рисовать на общем
листе пейзаж осени
(без листьев)
Закрепить умение
вырезать листья и
приклеивать их на
деревья, прием
тычкования — учить
делать ежика,
грибочки для него.
Развивать чувство
7
Шаблоны листьев разной
формы, простой карандаш,
цветные карандаши, матери
ал для тиснения (предметы
с различной фактурой), ват
ман, гуашь, кисти
Ножницы, клей, карандаш,
квадраты (2x2 ем) из газет
ной бумаги (около 40 шт.),
красная, коричневая и белая
бумага для грибов (прямо
угольники), листья, изготов
ленные на предыдущих3 Астры или
георгины в вазе
(с натуры)
4 По замыслу
Различные
композиции
занятиях
Букет осенних цветов, лист
бумаги темного цвета,
пастель
Все имеющиеся в наличии
Учить анализировать
натуру, выделяя ее
особенности (форму
вазы, вид и величину
цветов, форму
лепестков).
Закрепить приемы
рисования пастелью.
Развивать чувство
композиции. Учить
обращаться к натуре
в процессе
рисования,
подбирать цвета в
соответствии с
натурой
Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
экспериментировани
и с материалами,
необходимыми для
работы в нетра
диционных
изобразительных
техниках. Закрепить
умение выбирать
самостоятельно
технику и тему
5 Я шагаю по
ковру из осенних
листьев.
Печатание
листьями,
печать или
набрызг по
Познакомить с
техникой печатания
листьями. Закрепить
умение работать с
Листы формата A3 черного
цвета, опавшие листья, гу
ашь, кисти, поролоновые
8трафарету
6
Роспись
дымковского
коня.
7 Мое любимое
платье или
свитер.
Оттиск
печатками,
рисование
пальчиками
8 По замыслу.
Различные
тампоны, трафареты
Вылепленные из глины или
вырезанные из бумаги фи
гурки дымковского коня,
дымковские игрушки,
гуашь, кисти
Платья и свитера, вырезан
ные из бумаги, разные пе
чатки, гуашь в мисочках,
рисунки одежды, одежда
кукол
Все имеющиеся в наличии
техникой печати по
трафарету. Разви
вать
цветовосприятие.
Учить смешивать
краски прямо на
листьях или
тампоном при печати
Закрепить умение
украшать
дымковским узором
простую фигурку.
Развивать умение
передавать колорит
дымковских узоров,
чувство композиции.
Воспитывать
аккуратность
Закрепить умение
украшать платье или
свитер простым
узором, используя в
центре крупное
одиночное
украшение (цветок и
др.), а по вороту—
мелкий узор в
полосе
Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
экспериментировани
и с материалами,
необходимыми для
работы в нетра
диционных
9Ноябрь
1 Мое любимое
дерево осенью.
Оттиск
печатками,
набрызг по
трафарету,
монотипия
Уголь, сангина, печатки,
трафарет, жесткая кисть,
бумага формата А4
голубого и серого цвета,
кисти, гуашь, иллюстрации,
эскизы пейзажей осени (по
месяцам)
изобразительных
техниках. Закрепить
умение выбирать
самостоятельно
технику и тему
Учить отражать
особенности изобра
жаемого предмета,
используя различные
нетрадиционные
изобразительные
техники (дерево в
сентябре :—
монотипия, в
октябре — набрызг
по трафарету, в но
ябре — печатание
печатками). Учить
соотносить
количество листьев и
цвет (в сентябре
листьев много, они
желто зеленые, в
ноябре листьев мало,
зеленых нет).
Развивать чувство
композиции,
совершенствовать
умение работать в
данных техниках
2 Я люблю
пушистое, я
люблю колючее.
Тычок жесткой
кистью, оттиск
скомканной
бумагой,
поролоном
Совершенствовать
умение детей в
различных
изобразительных
техниках. Учить
10
Тонированная или белая
бумага, жесткая кисть,
гуашь (для графики —
только черная), скомканная
бумага, поролоновые3 Узор на
разделочной
доске (горо
децкая роспись).
4 По замыслу.
Различные
5 Первый снег.
Монотипия.
Рисование
пальчиками
тампоны, тарелочка для
печати бумагой или
поролоном, эскизы,
фотографии, иллюстрации
Изделия с городецкой рос
писью, разделочные доски
разной формы из бумаги,
гуашь, кисти
Все имеющиеся в наличии
Лист формата А4 темно
голубого, темносерого,
фиолетового цветов, черная
гуашь или тушь, белая гу
ашь в мисочках, салфетки,
эскизы и иллюстрации
отображать в
рисунке облик
животных наиболее
выразительно.
Развивать чувство
композиции
Закрепить знания
детей о городецкой
росписи, ее колорите
и элементах. Учить
украшать
разделочную доску
простым узором.
Развивать чувство
композиции
Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
экспериментировани
и с материалами,
необходимыми для
работы в
нетрадиционных
изобразительных
техниках. Закрепить
умение выбирать
самостоятельно
технику и тему
Учить рисовать
дерево без листьев в
технике монотипии,
сравнивать способ
его изображения с
изображением
дерева с листьями
(см. занятие №17).
116 Натюрморт из
овощей «Что нам
осень подарила»
(с натуры).
7 Узор на та
релочке
(городецкая
роспись).
8 По замыслу.
Различные
Закрепить умение
изображать снег,
используя рисование
пальчиками.
Развивать чувство
композиции
Закрепить умение
составлять
натюрморт,
анализировать его
составляющие и их
расположение,
упражнять в
рисовании пастелью
торцом мелка и всей
его поверхностью.
Развивать чувство
композиции
Продолжать
закреплять знания
детей об элементах и
колорите городецкой
росписи. Учить
составлять простой
узор в круге.
Развивать чувство
композиции
Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
экспериментировани
и с материалами,
необходимыми для
работы в нетра
диционных
изобразительных
12
Овощи или муляжи, бумага
темного цвета, пастель,
эскизы и картины
(репродукции) с
изображением натюрморта
Изделия с городецкой
росписью, тарелочки,
вырезанные из бумаги,
гуашь, кисти
Все имеющиеся в наличиитехниках. Закрепить
умение выбирать
самостоятельно
технику и тему
Декабрь
1 Животные,
которых я сам
придумал.
Кляксографи,
«знакомая
форма — новый
образ»
2
Зимняя ночь.
Чернобелый
граттаж
3 Мои любимые
снежинки
(декоративные).
Черная и цветная тушь,
листы бумаги (20x20 см),
пластмассовая ложечка,
гуашь или фломастеры,
простой карандаш,
различные предметы
(ножницы, кольца, ложки и
др.), восковые мелки
Лист полукартона или плот
ной бумаги, свеча, тушь +
жидкое мыло, кисть, заост
ренная палочка, эскизы, ил
люстрации
Тарелочки и подносы, выре
занные из черной бумаги,
белая, синяя, фиолетовая
Познакомить с
нетрадиционной
художественной
техникой
кляксографии. За
крепить умение
работать в технике
«старая форма —
новое содержание».
Развивать
воображение
Познакомить с
нетрадиционной
изобразительной
техникой черно
белого граттажа.
Учить передавать
настроение тихой
зимней ночи с
помощью графики.
Упражнять в
использовании
таких средств
выразительности,
как линия, штрих
Учить украшать
тарелочки и
подносы узором из
снежинок различной
134 По замыслу.
Различные
5 Сухой букет (с
натуры).
гуашь, иллюстрации, эскизы
Все имеющиеся в наличии
Уголь, тушь, лист формата
A3, сухой букет в вазе,
эскизы
формы и размера.
Упражнять в
рисовании концом
кисти. Закрепить
умение смешивать в
мисочке белую
гуашь с синей,
фиолетовой. Раз
вивать воображение,
чувство композиции
Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
экспериментировани
и с различными
материалами,
необходимыми для
работы в
нетрадиционных
изобразительных
техниках. Закрепить
умение выбирать
самостоятельно
технику и тему
Продолжать учить
использовать
выразительные
средства графики
(пятно, штрих,
линия). Учить
продумывать
расположение
рисунка на листе,
обращаться к натуре
в процессе рисо
вания. Закрепить
умение пользоваться
такими
146 Птицы вол
шебного сада
(городецкая рос
пись).
7 Елочка
нарядная.
Рисование
пальчиками,
акварель +
восковые мелки
Гуашь, кисти, предметы с
городецкой росписью, лист
формата A3, эскизы
Различные вырезанные из
бумаги фигуры, елочка,
акварель, восковые мелки,
гуашь в мисочках, елочные
игрушки
материалами, как
тушь и уголь
Продолжать
закреплять знания
детей о городецкой
росписи.
Познакомить с
приемами
изображения
городецких птиц.
Учить рисовать
птицу в волшебном
саду (из цветов и
листьев городецкой
росписи). Развивать
чувство композиции
Учить изготовлять
плоскостные
елочные игрушки (в
технике акварель +
восковой мелок) для
украшения елочки
(коллективная
работа, выполненная
обрыванием).
Закрепить умение
украшать различные
геометрические
формы узорами, как
на елочных
игрушках. Учить
украшать елку
бусами, используя
рисование паль
чиками
8 По замыслу.
Различные
Совершенствовать Все имеющиеся в наличии
15умения и навыки в
свободном
экспериментировани
и с материалами,
необходимыми для
работы в
нетрадиционных
изобразительных
техниках. Закрепить
умение выбирать
самостоятельно
технику и тему
Совершенствовать
умение в
нетрадиционных
графических
техниках (черно
белый граттаж,
печать поролоном
по трафарету).
Учить в работе
отражать облик елей
наиболее
выразительно.
Развивать чувство
композиции
Совершенствовать
умение в
художественных
техниках печатания
и рисования паль
чиками. Развивать
цветовое
восприятие, чувство
ритма. Закрепить
16
Бумага белая формата А4 и
A3, картон для граттажа,
свечка, палочка для
процарапывания, черная
тушь, уголь, кисти,
поролоновые тампоны,
иллюстрации, эскизы
Бумага формата A3,
печатки, поролон,
пенопласт, тарелочки для
краски, гуашь, кисти,
образцы обоев
Январь
1 Я в волшебном
еловом лесу.
Чернобелый
граттаж, печать
поролоном по
трафарету
2 Обои в моей
комнате.
Оттиск
печатками,
поролоном,
пенопластом,
рисование
пальчиками3 Филин.
Тычок
полусухой
жесткой кистью
4 По замыслу.
Различные
5 Мой портрет.
Чернобелый
граттаж,
акварель + вос
ковые мелки
умение составлять
простые узоры
(полоска, клетка)
Учить создавать
выразительный
образ филина,
используя технику
тычка и уголь.
Развивать умение
пользоваться
выразительными
средствами
графики. Закрепить
навыки работы с
данными
материалами
Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
экспериментировани
и с материалами,
необходимыми для
работы в нетра
диционных
изобразительных
техниках. Закрепить
умение выбирать
самостоятельно
технику и тему
Дать знания о
портрете как жанре
изобразительного
искусства.
Закрепить умение
рисовать портрет
человека. Учить
17
Бумага формата A3, уголь,
жесткая и мягкая кисти,
черная гуашь, иллюстрации,
эскизы, рисунки детей за
прошлые годы
Все имеющиеся в наличии
Репродукции портретов (ав
топортреты), зеркало,
бумага формата A3,
акварель, восковые мелки,
полукартон формата А4,
тушь черная с жидким
мылом, свеча, палочка для6
Растения в
нашей группе (с
натуры).
7 Сказочные
цветы.
8 По замыслу.
Различные
процарапывания
Комнатные растения (сан
севьера, декабрист,
хлорофи тум), пастель,
темная бумага формата A3,
эскизы, иллюстрации
натюрмортов
Пастель, бумага разных цве
тов формата А4, A3, фото
графии, иллюстрации
Все имеющиеся в наличии
отображать в
рисунке свое
настроение, особен
ности внешности
(прическа и др.)
Развивать чувство
композиции
Продолжать учить
анализировать
натуру, определять
и передавать в
рисунке форму
вазона,
относительную
величину вазона и
растения, форму и
расположение
листьев. Закрепить
приемы работы с
пастелью
Закрепить умение
рисовать необычные
цветы, используя
разные приемы
работы пастелью.
Развивать
воображение,
чувство ритма,
цветовосприятие
Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
экспериментировани
и с материалами,
необходимыми для
работы в нетра
18Февраль
1 Я в подводном
мире.
Рисование
ладошкой,
восковые мелки
+ акварель
2 Пингвины на
льдинах (два
занятия). Первое
занятие — снег,
лед и полярная
ночь.
диционных
изобразительных
техниках. Закрепить
умение выбирать
самостоятельно
технику и тему
Совершенствовать
умение в
нетрадиционной
изобразительной
технике восковые
мелки + акварель,
отпечатки ладоней.
Учить превращать
отпечатки ладоней
в рыб и медуз,
рисовать различные
водоросли, рыб
разной величины.
Развивать
воображение,
чувство композиции
Учить изображать
снег, лед и
полярную ночь,
используя гуашь
различных цветов,
смешивая ее прямо
на бумаге.
Закрепить понятие
о холодных цветах.
Упражнять в
аккуратном
закрашивании всей
19
Голубой или белый лист
формата A3, восковые
мелки, акварель, кисти,
салфетки, эскизы,
иллюстрации
Листы формата A3, гуашь,
кисть, работы детей за про
шлые годы, иллюстрации3 Пингвины на
льдинах. Второе
занятие пин
гвины.
4 По замыслу.
Различные
5 Семеновские
матрешки (мама
с дочкой).
Первое занятие.
Подготовленные ранее пей
зажи, гуашь, кисти, иллюст
рации, рисунки детей за
прошлые годы
Все имеющиеся в наличии
Семеновские матрешки, бу
мага формата A3, гуашь или
черный маркер, акварель
поверхности листа
Совершенствовать
умение в
смешивании белой и
черной красок
прямо на листе
бумаги. Учить
рисовать семью
пингвинов,
передавая разницу в
величине птиц. Раз
вивать умение
отображать в
рисунке несложный
сюжет
Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
экспериментирован
ии с материалами,
необходимыми для
работы в нетра
диционных
изобразительных
техниках.
Закрепить умение
выбирать
самостоятельно
технику и тему
Познакомить детей
с семеновскими
матрешками. Учить
определять
колорит, элементы
росписи и
украшения.
206 Семеновские
матрешки (мама
с дочкой).
Второе занятие.
Рисование
пальчиками
7 По замыслу.
Различные
8 Ветка с первыми
листьями (с нату
ры).
Оттиск
печатками
Упражнять в
рисунке силуэтов
матрешек разной
величины
Продолжать
знакомить с
семеновскими
матрешками.
Упражнять в
рисунке несложной
композиции на
фартуках ранее
нарисованных
матрешек.
Развивать цвето
восприятие
Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
экспериментирован
ии с материалами,
необходимыми для
работы в нетра
диционных
изобразительных
техниках.
Закрепить умение
выбирать
самостоятельно
технику и тему
Продолжать учить
анализировать
натуру, определять
и передавать в
рисунке форму и
величину вазы,
21
Семеновские матрешки, ра
нее нарисованные детьми
матрешки, гуашь или
черный маркер и акварель,
гуашь в мисочках, салфетки
Все имеющиеся в наличии
Лист формата A3, гуашь,
кисти, печатки, зеленая гу
ашь в мисочках, веточки с
полураскрывшимися
листьями в вазе, эскизыМарт
1 Открытка для
мамы (мамины
любимые цветы).
Печать по
трафарету,
рисование паль
чиками
2 Моя мама.
веточки. Закрепить
умение рисовать
полураспустившиес
я и только
проклюнувшиеся
листья с помощью
печатания,
передавать их цвет.
Развивать чувство
композиции
Учить украшать
цветами и рисовать
пальчиками
открытку для
мамы. Закрепить
умение
пользоваться
знакомыми
техниками для
создания
однотипных
изображений. Учить
располагать
изображения на
листе поразному
Продолжать
знакомить детей с
жанром портрета.
Закрепить умение
изображать лицо
(фигуру) человека,
пользуясь раз
личными приемами
рисования
сангиной,
22
Лист формата A3, согнутый
пополам, гуашь в мисочках,
зеленая гуашь в банке,
кисти, трафареты цветов,
поролоновые тампоны,
салфетки, иллюстрации,
открытки
Листы бумаги формата А4,
A3, сангина, репродукции
женских портретов3 Чудесные
платки.
4 По замыслу.
Различные
Черная бумага (20x20 см),
пастель или гуашь, павлово
посадские платки, эскизы
Все имеющиеся в наличии
графически
выразительными
средствами
(линия/пятно,
штрих). Развивать
чувство композиции
Познакомить с
павлово
посадскими плат
ками, рассмотреть
выставку, выделить
колорит и элементы
узора. Учить
рисовать
несложный
цветочный
орнамент по моти
вам павлово
посадских платков.
Развивать чувство
ритма,
цветовосприятие
Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
экспериментирован
ии с материалами,
необходимыми для
работы в нетра
диционных
изобразительных
техниках.
Закрепить умение
выбирать
самостоятельно
технику и тему
235 Подснежники
для моей мамы.
Акварель +
восковой мелок
6 Чудесные платки
рисуем вместе.
7 Фрукты на блюде
(с натуры).
Восковые мелки
+ акварель
Бумага формата А4, аква
рель, восковые мелки,
иллюстрации, эскизы
Бумага (20x20 см), гуашь,
кисти, павловопосадские
платки, схемы, эскизы
Фрукты или муляжи, тарел
ка (блюдо), бумага формата
А4, восковые мелки или
восковая пастель, кисти,
акварель, эскизы
Учить рисовать
подснежники
восковыми
мелками, обращая
особое внимание на
склоненную
головку цветов.
Учить с помощью
акварели
передавать
весенний колорит.
Развивать
цветовосприятие
Продолжать
знакомить детей с
павлово
посадскими
платками. Учить
договариваться
между собой о
будущем узоре, о
том, где какой
элемент будет
расположен.
Развивать умение
ориентироваться на
листе бумаги,
чувство композиции
Продолжать учить
составлять натюр
морт из фруктов,
определять форму,
величину, цвет и
расположение
различных частей,
отображать эти
признаки в рисунке.
Упражнять в
248 По замыслу.
Различные
Апрель
1 Моя
воспитательница.
Все имеющиеся в наличии
Бумага различного форма
та, сангина, эскизы
аккуратном за
крашивании
восковыми мелками
фруктов, создании
созвучного тона с
помощью акварели
Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
экспериментирован
ии с материалами,
необходимыми для
работы в нетра
диционных
изобразительных
техниках.
Закрепить умение
выбирать
самостоятельно
технику и тему
Продолжать учить
пользоваться
различными
графическими
средствами (линия,
пятно, штрих) для
создания
выразительного
образа человека.
Закрепить умение
передавать
настроение
человека в рисунке.
Упражнять в
пользовании раз
252
Расцвели
чудесные цветы
(жостовский
поднос).
3
Звездное небо. Набрызг, печать
поролоном по
трафарету
4 Красивые букеты
(жостовский
поднос).
Черная бумага формата А4,
пастель или гуашь, кисти,
жостовские подносы,
эскизы
Бумага формата A3, кисти,
гуашь, трафареты,
поролоновый тампон,
жесткая кисть и картонка
для набрызга, эскизы,
иллюстрации
Черная бумага формата A3,
гуашь, кисти, жостовские
подносы, эскизы
личными приемами
рисования сангиной
Познакомить с
жостовским
промыслом.
Рассмотреть
выставку, выделить
колорит и элементы
узора. Учить
рисовать несложную
композицию по
мотивам
жостовских
подносов. Развивать
чувство ритма,
цветовосприятие
Учить создавать
образ звездного
неба, используя
смешение красок,
набрызг и печать по
трафарету.
Развивать цветовос
приятие. Упражнять
в рисовании с помо
щью данных техник
Продолжать
знакомить с
росписью жос
товских подносов.
Учить рисовать
подносы разной
формы, составлять
красивые букеты из
простых цветов.
Развивать чувство
265 Мы гуляем.
Первое занятие
6 Мы гуляем.
Тиснение
Второе занятие
7 Чудесный букет Монотипия
Ватманский лист, пастель,
гуашь, кисти
Тонкая бумага формата А4,
карандаши различных
оттенков зеленого цвета,
простой карандаш,
предметы с разной
фактурой для тиснения,
ножницы, клей
Бумага формата А4, A3, гу
ашь, кисти, иллюстрации,
эскизы, рисунки детей за
прошлые годы
ритма, композиции
Учить создавать
большую
коллективную
композицию,
договариваться
друг с другом, кто
что рисует.
Закрепить ранее
полученные знания
и навыки. Развивать
чувство композиции
Продолжать
знакомить с
техникой тиснения.
Учить рисовать
листья разных видов
и размеров, делать
тиснение
карандашами
различных оттенков
зеленого цвета. За
крепить умение
вырезать листья и
наклеивать на
общую работу
Закрепить знание
детей о
симметричных и
несимметричных
предметах, навыки
рисования гуашью.
Учить изображать
букет в технике
монотипии
278 По замыслу
Различные
Май
1 Наши чере
пахи на про
гулке
Восковой мелок +
акварель, черный
маркер + акварель
2 Как я люблю
одуванчики
Восковой мелок +
акварель, обрыва
ние, тычкование.
Все имеющиеся в наличии
Бумага формата A3, черный
маркер, восковые мелки,
акварель, кисти, иллюстра
ции, эскизы, рисунки детей
за прошлые годы
Белая бумага формата А4,
цветной картон формата
А4, восковые мелки,
акварель, кисти, желтые
салфетки или квадраты (2x2
см) из желтой бумаги (для
тычкования), зеленая
бумага, синтепон, пеноплен
и др., клей
Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
экспериментирован
ии с материалами,
необходимыми для
работы в нетра
диционных
изобразительных
техниках. Закрепить
умение выбирать
самостоятельно
технику и тему
Совершенствовать
умения в данных
изобразительных
техниках. Учить
отображать в
рисунках облик
животных наиболее
выразительно.
Развивать чувство
композиции
Совершенствовать
умения в данных
техниках. Учить
отображать облик
одуванчиков
наиболее
выразительно,
использовать
необычные
материалы для
создания выра
283
Игрушки,
которые мне
нравятся
(дымковские
игрушки и
семеновские
матрешки).
4 По замыслу. Различные
5 Березовая
Рисование свечой
роща
зительного образа
Закрепить знания о
дымковских
игрушках и
семеновских
матрешках, их
колорите и узоре.
Совершенствовать
умение украшать
бумажный шаблон
или готовые
игрушки
подходящим
рисунком.
Развивать чувство
ритма, композиции
Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
экспериментирован
ии с материалами,
необходимыми для
работы в нетра
диционных
изобразительных
техниках.
Закрепить умение
выбирать
самостоятельно
технику и тему
Закрепить умение
рисовать свечой и
акварелью. Учить
создавать
выразительный
образ березовой
29
Бумажные шаблоны или
ранее вылепленные
игрушки, кисти, гуашь,
дымковские игрушки,
семеновские матрешки
Все имеющиеся в наличии
Бумага формата A3, свеча,
акварель, простой
карандаш, гуашь, кисти,
репродукции пейзажей,
эскизы6 Я составляю
букет (пав
ловопосад
ские платки,
жостовские
подносы,
городецкая
роспись)
7 Вишня в
цвету (с
натуры)
Рисование
пальчиками,
тычками
Бумага формата А4, A3,
гуашь, кисти, павлово
посадские платки,
жостовские подносы,
городецкие доски
Цветущая вишня в вазе,
тарелочка для смешивания
красок, тычок (палочка с
ваткой), салфетки, гуашь,
кисти, бумага формата A3
голубого или темно
голубого цвета, педагогиче
ские эскизы
рощи. Развивать
чувство композиции
Продолжать
закреплять знания о
павлово посадских,
жостовских,
городецких рос
писях, их колорите,
узоре.
Совершенствовать
умение выбирать и
рисовать предмет,
украшать его
Закрепить умения
продумывать
расположение
рисунка на листе,
обращаться к
натуре в процессе
рисования,
соотносить размер
вазы и веток.
Совершенствовать
умение
использовать
рисование
пальчиками и
тычком для
повышения
выразительности
рисунка
8 Итоговая выставка рисунков за год
Список используемой литературы:
301. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы. Т. С.
Комаровой, М.А.Васильевой. 3е изд., испр. и доп. – М.: Мозайкасинтез,
2012.
2.Изобразительная деятельность в детском саду. И.А.Лыкова. Издательский
дом «Цветной мир». Москва 2012.
3. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой – М.:ТЦ
Сфера, 2007.
Материал:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые и масляные мелки, свеча;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктельные трубочки;
– палочки или старые стержни для
процарапывания;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти.
31