Волшебные сказки первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение, были своего рода заклинаниями. С течением времени в них сохранились лишь отдельные элементы мифологического мышления. Мораль волшебной сказки определяется представлениями народа о добре и зле, его оптимизмом, народными идеалами, стремлением к счастью. Эти представления воплощаются в образах положительных героев, неизменно выходящих победителями в борьбе против носителей зла и несправедливости. Мировое распространение получили волшебные сказки о змееборстве (в русских сказках это Чудо-Юдо, змей многоголовый) – о чудесной жене (Елена Премудрая, Царевна-лягушка), о мачехе и падчерице (Мороз Иванович, Золотой башмачок, Хаврошечка), о добывании чудесных предметов (Волшебное кольцо, Чудесная Рубашка) и приключениях людей у людоеда (Лихо одноглазое). Русские народные волшебные сказки отличаются богатой словесной орнаментикой, им свойственны затейливые присказки и концовки, сказочные формулы, многочисленные повторы.
Волшебные предметы в русских сказках.doc
Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования Белоярского района
«Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский»
Волшебные предметы в русских
народных сказках
Автор проекта:
Калибаба Александра Алексеевна
Класс 4
Руководитель проекта:
Трапезникова Галина Николаевна
МАУДО ДДЮТ
Педагог дополнительного образования 2015
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Разновидности русской народной волшебной сказки……………………………...
5
Глава 2. Волшебные предметы………………………………………………………………...
Заключение ……………………………………………………………………………………..
10
13
Литература ……………………………………………………………………………………... 14
2 Введение
Актуальность темы и проблемы исследования обусловлена противоречивым
отношением к сказке. С одной стороны, это отношение критическое. "Пора сбросить сказку с
пьедестала" — под таким лозунгом состоялись два международных симпозиума в западной
Европе, где говорилось, что сказочная "действительность" ни в коей мере не отражает
экономических взаимоотношений эпохи, в то время как дети должны быть в курсе
современных событий, новейшего состояния науки и техники, особенностей человеческих
отношений. С другой стороны, наблюдается небывалый рост сказочной продукции в виде
книг, пластинок, фильмов, а также активизация исследовательской деятельности по
изучению сказок. Подобное противоречие исследователи сказок отмечают во всех странах.
Мы живем в России, и будем говорить о русских народных сказках.
Долгие века русские народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в
наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, Интернет и другие распространенные
источники информации. Сказки это настоящая бытовая энциклопедия прошлого,
настоящего, и даже, возможно, будущего.
Волшебная сказка самая традиционная и самая популярная разновидность русской
народной сказки, в ней во всей полноте раскрываются возможности этого жанра, создаётся
целостный художественный мир. Неудивительно, что говоря "сказка", мы чаще всего имеем в
виду именно волшебную сказку, и именно она остаётся с читателем на протяжении многих
лет. Все мы отлично представляем себе, что такое волшебная сказка. И всётаки стоит
присмотреться к ней ещё раз и попытаться понять, в чём же секрет её вечного очарования.
На основании анализа актуальности, была сформулирована проблема исследования,
которая заключается в применении знаний о волшебных предметах русских народных
сказок, как средства развития интереса к чтению у младших школьников.
Актуальность выявленной проблемы и ее социальная значимость определили тему
исследования: «Волшебные предметы в русских народных сказках».
Цель исследования: создать классификацию волшебных предметов.
Объект исследования – русские народные сказки.
Предмет исследования – волшебные предметы.
3 Исходя из анализа актуальности, цели, объекта и предмета исследования, мы выдвинули
следующую гипотезу: количество волшебных предметов
ограничено, они повторяются в
разных сказках.
Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи
исследования:
1. Прочитать русские народные волшебные сказки.
2. Определить количество волшебных предметов в них.
3. Выявить общие признаки волшебных предметов и разделить их на группы.
4. Оформить результаты исследования в виде слайдпрезентации,
текста
исследовательской работы.
В работе 14 страниц, она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 7
источников.
4 Глава 1. Разновидности русской народной волшебной сказки.
Волшебные сказки первоначально были связаны с мифами и имели магическое
значение, были своего рода заклинаниями. С течением времени в них сохранились лишь
отдельные элементы мифологического мышления. Мораль волшебной сказки определяется
представлениями народа о добре и зле, его оптимизмом, народными идеалами, стремлением к
счастью. Эти представления воплощаются в образах положительных героев, неизменно
выходящих победителями в борьбе против носителей зла и несправедливости. Мировое
распространение получили волшебные сказки о змееборстве (в русских сказках это Чудо
Юдо, змей многоголовый) – о чудесной жене (Елена Премудрая, Царевналягушка), о мачехе
и падчерице (Мороз Иванович, Золотой башмачок, Хаврошечка), о добывании чудесных
предметов (Волшебное кольцо, Чудесная Рубашка) и приключениях людей у людоеда (Лихо
отличаются богатой словесной
одноглазое). Русские народные волшебные сказки
орнаментикой, им свойственны затейливые присказки и концовки, сказочные формулы,
многочисленные повторы.
Русские народные волшебные сказки можно разделить по тематическому принципу
сказки героические, чудесные и авантюрные.
Предметом героических сказок является тема защиты богатырем “своего” мира,
живущих в нем людей от врагов, выраженная в мотиве борьбы героя со страшным
чудовищем, “змеем”.
Чудесные сказки повествуют о чуде и связанных с ним необычных (“чудесных”)
существах – чудесных женихах и женах, обладающих сверхъестественными
способностями и живущих на границе двух миров – человеческого и природного,
чудесных детях и разного рода волшебных предметах (диковинках).
Авантюрные сказки лежат на границе между сказками волшебными и социально
бытовыми, сочетая в себе их основные черты: хотя они и не повествуют ни о чуде, ни
5 о диковинках, сюжет их так же занимателен и увлекателен, как сюжет чудесных
сказок; хотя их события кажутся невероятными, нереальными, они всегда
мотивированы в бытовом и социальном плане, как в сказках социальнобытовых.
Исследователи сказок предлагают свои классификации. Сюжетную классификацию
волшебных сказок, которую разрабатывают параллельно с тематической, предлагает В.Я.
Пропп. Он выделил сказки шести сюжетных типов:
сказки о змееборстве (борьбе героя с чудесным противником);
сказки о поиске и освобождении от плена или колдовства невесты или жениха;
сказки о чудесном помощнике;
сказки о чудесном предмете;
сказки о чудесной силе или умении;
прочие чудесные сказки (сказки, которые не укладываются в рамки первых пяти
групп).
Работа в данном направлении была продолжена Т.В. Зуевой и К.Е. Кореповой, которые
приведенную выше классификацию дополнили следующими сюжетножанровыми
разновидностями:
сказки о чудесной задаче;
сказки о чудесных женихах и невестах;
сказки о чудесных детях;
сказки о брачных испытаниях;
сказки о детях, ведьмах и людоедах;
сказки о невинно гонимых;
героические сказки.
Многие волшебные сказки построены по единой композиционной схеме, имеют
ограниченный набор персонажей со строго определенными функциями. Но среди сюжетов
волшебных сказок немало и таких, которые не укладываются в заданную схему и даже не
имеют традиционного для сказки счастливого конца. Основная особенность мира волшебных
сказок – его членение на “наш” и “не наш” (“тридевятое царство” русских сказок). Герой
отправляется в иной мир за невестой или чудесными предметами. Он вступает в контакт с
дарителем, получает чудесный предмет или приобретает чудесного помощника, выполняет
трудные задачи и благополучно возвращается в свой мир. Действие сказки протекает в
неопределеннопрошлом времени. С одной стороны, указывается на его давность и полную
6 неопределенность (“давнымдавно”), с другой же – на вечность этого бесконечно длящегося
действия (“стали житьпоживать и добра наживать, и теперь живут и нас переживут”).
Герой волшебной сказки обычно подвергается двум испытаниям – предварительному (и
за это получает волшебный дар) и основному (победа над драконом, змеем, Кощеем или иным
чудесным противником, чудесное бегство с превращениями и бросанием магических
предметов). В сказке он может быть представлен как герой чудесного или благородного
происхождения, необычной физической силы или как герой “дурак”. Но желанной цели
добиваются равно и царевич, и дурак. Свойственный волшебным сказкам счастливый финал
выражает веру в торжество идеалов добра и справедливости, мечту о том, что любой человек
достоин счастья и может его добиться.
Сказки о чудесной задаче.
Цикл сказок о чудесной задаче представлен такими сказками, как “Василиса
Прекрасная”, “Синяя Свита”, “Звериное молоко”, “Ведун”, “Пойди туда – не знаю куда,
принеси то – не знаю что”, “Братец у Бабы Яги”, “Летучий корабль”, “Сивкобурка”,
“Торбочкасамобранка” и др.
Сказки этого цикла особенно ярко выражают представления людей о загробном мире, в
их основе лежит идея бессмертия живого и единства океана жизни. Поэтому для некоторых
героев данных сказок характерно оборотничество, перевоплощение. Однако главными их
героями являются обыкновенные люди: она – царевна, он – обычно царский или купеческий
сын, но иногда и Ивандурак или запечник Емеля.
Сюжет этих сказок связан с тем, что герой отправляется в “тридевятое царство,
тридесятое государство”, где находится все чудесное. Чудесное царство может быть
расположено под водой, под землей, в далеком лесу. При этом всегда имеется в виду
мифическое царство мертвых, проводником в которое чаще всего бывает БабаЯга. От
“своего” мира “иное” царство всегда отделено какой либо границей: это может быть тяжелый
камень, столб с надписью, высокая и крутая гора, река или море; чаще всего на границе двух
царств стоит избушка БабыЯги. Центральными событиями сюжета являются чудесная задача
и ее решение.
Сказки о детях, ведьмах и людоедах.
Примерами сказок данного типа могут служить “Девочка и медведь”, “Ивашко и
ведьма”, “Учитель и ученик”, “Ольшанка”, “Мальчикспальчик”, “Морозка” и др.
7 Герои сказок – мальчик или девочка, или мальчик и девочка, или группа мальчиков (“семь
братьев”). В сказках рассказывается о пребывании детей в лесу у страшного существа,
которое может их погубить, – Бабы Яги, Морозки, лешего, медведя и т.п.
Сюжет их прост и однотипен: дети попадают в лес; в лесу они проходят своеобразное
испытание; выдерживают это испытание; награждаются; возвращаются домой. Некоторые
сказки состоят из двух повторяющихся сюжетных ходов; отличие их в том, что в одном
рассказывается о герое, который удачно проходит испытание и возвращается домой с
подарками, а второй ход – это неудачное подражание первому: герой не выдерживает
испытания и погибает. Сопоставление правильного и неправильного поведения придает сказке
нравоучительный характер.
Сказки о невинно гонимых.
Сказками данного типа являются “Золотое веретено”, “Крошечка Хаврошечка”,
“Замарашка”, “Падчерица”, “Конская голова”, “Косоручка” и др.
Героями сказок о невинно гонимых чаще всего бывают младший брат, или младшая сестра,
или падчерица. Образы главных героев, как правило, идеализируются и противопоставляются
соответственно образам старших братьев, сестер, родной дочери. В результате центральным
оказывается мотив соперничества между братьями (сестрами), в котором побеждают
младшие, обездоленные, гонимые.
Наиболее популярной и любимой героиней в русских народных сказках этого типа
оказалась падчерица. Она страдает от жестокости и жадности мачехи, которая заставляет ее
работать с утра до вечера, а своих родных дочерей жалеет и лелеет. Обычно падчерице
помогает тотемное животное, покойная мать или “куколка”, оставленная матерью.
Сказки о чудесных героях.
К сказкам о чудесных героях относятся “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”,
“Снегурочка”, “Иван–Медвежье Ушко”, “Царевна Лягушка”, “Чудо Морское – Зверь
Лесной”, “Кривая уточка” и др.
Сказки этого цикла связаны с древними тотемистическими верованиями; они
рассказывают о чудесной жене, чудесном муже или чудесном ребенке. Чудесным супругом в
сказке может быть как жена (женалягушка, девушкаптица, женазмея), так и муж (мужуж,
мужрак, мужчудище; Ворон, Орел, Сокол из сказки “Чудесные зятья”). Чудесные дети в
сказке – это чаще всего дети, рожденные от брачной связи с тотемным животным; такой
ребенок был необыкновенным, наследовал чудесные возможности своего родителя, а иногда и
внешние черты (как Иван – Медвежье Ушко).
8 Звериный облик одного из супругов или ребенка в сказке объясняется временным
превращением человека в зверя, оборачиванием, заклятием, порчей, насылаемой злыми
духами. Герой животного облика воспринимался как обиженный судьбой, требующий
сострадания, и сказка вставала на его защиту.
Это самые поэтические сказки в русском фольклоре. В них воспевается любовь,
преобразующая возлюбленного, женское терпение и преданность, способность сознательно
пойти на трудности, износить “три пары железных башмаков”, чтобы найти и вернуть домой
любимого.
Героические сказки.
Данный тип представлен в русском фольклоре такими текстами, как “Бой на
Калиновом мосту”, “Иван – Медвежье Ушко”, “Анастасия Прекрасная и Иван – русский
богатырь”, “Подземные царства”, “Сказка о молодильных яблочках и живой воде”,
“Никита Кожемяка”, “Звериное молоко”, “Иванцаревич и Марья Краса Черная Коса” и
др.
В основе этих сказок лежат древние мифы, в которых человек вступал в борьбу с
могучими силами природы. Обычно сказки этого типа изображают не одно событие из жизни
героя, а всю его биографию от рождения до женитьбы. Героя сказки отличает от других
персонажей чаще всего огромная физическая сила и чудесное рождение: он может быть
наполовину звериной породы, как Иван – Медвежье Ушко (“Иван – Медвежье Ушко”), или
зачат от съеденной рыбы, как братья Иваны, рожденные царицей, кухаркой и коровой (“Бой
на Калиновом мосту”), или происходить от домашних животных (Кобылий сын, Быкович,
Коровий сын и т.п.). Противники героя – Змей, Кощей Бессмертный, Морской царь, Чудо–
Юдо, Вихрь – враждебные силы, связанные с огнем, молнией, громом, водой, горами т. д.
Сказки о чудесных помощниках и волшебных предметах.
В данном разделе мы объединили две сюжетные группы сказок – сказки о чудесных
помощниках и сказки о волшебных предметах, полагая, что между ними много общего. К
названному циклу мы отнесли сказки “Волшебное кольцо”, “Иванцаревич, серый волк и
Елена Прекрасная”, “Иванцаревич и богатырка Синеглазка”, “Иванцаревич и девица
царица”, “Жарптица”, “Молодильные яблоки”, “Семь Симеонов”, “Двенадцать молодцов
из табакерки”, “Конь, сумка и дубиночка”, “Петух и жерновцы” и др.
Суть сказок этого цикла составляют события, связанные с чудесным помощником или
волшебным предметом. Их героем, как правило, является Иванцаревич или Иванушка
дурачок. Чаще всего это Иванушкадурачок – герой внешне непривлекательный, обиженный,
9 презираемый братьями, но имеющий большие нравственные достоинства, смекалистый,
хитрый, лукавый, бесстрашный, ласковый и добрый.
В роли чудесных помощников могут выступать животные – конь, волк, ворон,
богатыривеликаны – Дубыня, Горыня, Усыня, повстречавшиеся герою чудесные искусники –
Объедало, Опивало, стихии – Вихрь, Ветер, Морозтрескун. Сходные функции выполняют в
сказке и волшебные предметы и растения. В связи с тем, что в сказочном тексте
переосмыслены предметы, встречающиеся в реальной жизни, необходимо специально
остановиться на их символическом значении и роли в волшебной сказке.
Эти сказки можно разделить на две группы сказок – сказки о добывании волшебного
предмета (напр., “Жарптица”, “Молодильные яблоки”) и сказки о получении волшебного
предмета и его использовании (напр., “Двое из сумы”, “Волшебное кольцо”). Сказки первой
группы напоминают мифы о культурном герое: герой отправляется из дому на поиски
диковинок, проходит разнообразные испытания, добывает или похищает волшебный предмет
и возвращается в “свой” мир. Во второй группе в начале сказки герой получает волшебный
предмет в награду от благодарного животного, хозяина стихии, однако противник похищает
у него диковинку, и герой должен разными способами вернуть себе утраченное диво.
Глава 2. Волшебные предметы.
Волшебная сказка это торжество вымысла, она соткана из чудес.
Говорящая щука Ведра, которые ходят сами
10 Гуслисамогуды
Коверсамолет
Волшебный клубочек
Печь Избушка на курьих ножках
11 Скатерть самобранка
Мечкладенец
Летучий корабль Сани
Число волшебных предметов в сказке так велико, что кажется нет такого предмета,
который не мог бы фигурировать как предмет волшебный.
Составим классификацию по группам предметов:
предметы одежды (шапка, рубашка, сапоги, пояс)
украшения (кольцо, шпильки)
орудия и оружие (меч, дубина, клюка, лук, ружье, кнут, палка, тросточка)
всякого рода сумки, мешки, кошельки, сосуды (бочки)
части тела животных (волосы, перья, зубы, голова, сердце, яйца)
музыкальные инструменты (свистки, рожки, гусли, скрипка)
12
различные предметы обихода (огниво, кремень, полотенца, щетки, ковры,
клубочки, зеркала, книги, карты)
напитки (вода, зелье)
плоды и ягоды
Таким образом, волшебные предметы мы смогли классифицировать по группам предметов,
прочитав 27 сказок и проанализировав информацию исследователей сказок. Выводы:
Количество волшебных предметов счету не поддается. Это связано с огромным
количеством русских народных волшебных сказок.
Волшебные предметы «переходят» из сказки в сказку.
Герой волшебной сказки обычно подвергается двум испытаниям – предварительному
(и за это получает волшебный дар) и основному (победа над драконом, змеем, Кощеем
или иным чудесным противником, чудесное бегство с превращениями и бросанием
магических предметов.
Классификацию волшебных предметов нельзя считать решенной. Причина этого
заключается, прежде всего, в богатстве и разнообразии материала, который
необходимо систематизировать.
Заключение
В ходе выполнения исследования мы выполнили задачи: прочитали 27 русских
народных волшебных сказок, описали волшебные предметы, выявили общие признаки и
разделили их на группы. Результаты исследования оформили в виде слайдпрезентации и
текста исследовательской работы.
13 Целью нашего исследования было создание классификации волшебных предметов. Мы
создали классификацию, однако, изза разнообразия сказок и большого их количества
классификацию можно дополнить.
Гипотеза не подтвердилась. Количество волшебных предметов не поддается счету
изза богатства и разнообразия русских народных волшебных сказок. Следующим этапом
исследования будет знакомство одноклассников с результатами работы. Составляется
анкета. Мы планируем заинтересовать ребят проведенным исследованием и привлечь к новой
работе по описанию и систематизации героев русской народной волшебной сказки.
1. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки // НШ. 1988. № 4.
Литература
14 2. Зуева Т.В.
Чудесный мир сказки и историческая действительность
//
Восточнославянские волшебные сказки. М., 1992. С. 328.
3. Корепова К.Е. Волшебный мир // Русская волшебная сказка: Антология. М., 1992.
4. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991. Вып. 4. С. 115
5. Пропп В.Я. Указатель сюжетов // Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., 1957.
6.
Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Глаголъ и добро: Волшебные и бытовые сказки.
Тверь, 1994
http://www.nelidovo.edu.ru/filialtgu/Babushkina/skazka/wc05.htm
15
Волшебные предметы в русских народных сказках.
Волшебные предметы в русских народных сказках.
Волшебные предметы в русских народных сказках.
Волшебные предметы в русских народных сказках.
Волшебные предметы в русских народных сказках.
Волшебные предметы в русских народных сказках.
Волшебные предметы в русских народных сказках.
Волшебные предметы в русских народных сказках.
Волшебные предметы в русских народных сказках.
Волшебные предметы в русских народных сказках.
Волшебные предметы в русских народных сказках.
Волшебные предметы в русских народных сказках.
Волшебные предметы в русских народных сказках.
Волшебные предметы в русских народных сказках.
Волшебные предметы в русских народных сказках.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.