«Волшебный листочек» (бумагопластика)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 05.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для детей 5-6 лет
Иконка файла материала программа 5-6 лет.docx

 Муниципальное АВТОНОМНОЕ учреждение дополнительного образования

«Спектр»

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МАУ ДО «Спектр»

___________Н.П. Сорокина

приказ № ___ от  07.09.2020 г.

Протокол  заседания педагогического

совета № 1 от 07.09.2020 г.

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волшебный листочек»

(бумагопластика)

Направленность: художественная

Возраст: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год (70 часов) 

 

 

 

 

 

Составитель  Яворская Руслана Анатольевна

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

 

Раздел № 1. Основные характеристики программы

 

1.1.  Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена с учетом:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;

Концепции развития дополнительного образования детей // утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р

Письма Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор: Л.Н. Буйлова/Москва: 2015. (ГАОУВО «Московский институт открытого образования», подготовлены в рамках государственной работы Департамента образования г. Москвы).

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный листочек» (далее - Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью образования.

Актуальность программы

Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.

 

Отличительные особенности программы

 Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.

 

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся 5-6 лет.

Год обучения

Возраст детей

Контингент (кол-во)

1

5-6лет

9  чел

Объем программы Срок освоения программы

1 год обучения. Программа учитывает возрастные особенности,   старшего   дошкольного возраста.

1 год обучения:  70часов

Формы обучения и виды занятий

 Групповые, подгрупповые. индивидуальные

Режим занятий

 Занятие проводятся 1 раза в неделю по 2 часу.

1.2. Цель и задачи программы

Цель

Всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.

 

Задачи

 Обучающие:

- формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

- осваивать навыки организации и планирования работы;

Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;

- развивать художественный и эстетический вкус;

- развивать аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности;

Воспитательные:

- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность;

- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися;

- прививать культуру труда.

 

1.3. Содержание программы по  бумагопластике 1 года обучения  педагог  Яворская Р.А.

Учебный план

 

Наименование разделов

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

теор

пр

всего

1.      11

Вводное занятие

2

-

2

 

2.      2

Мозаичная аппликация

1

7

8

выставка работ

3.      3

Бумажный комочек

1

7

8

выставка работ

4.      4

Бумажная полоска «петля»

1

7

8

выставка работ

5.      5

Торцевание

1

13

14

выставка работ

6.      6

Оригами из кругов

1

13

14

выставка работ

7.      7

Оригами из квадратов

1

13

14

выставка работ

8.       

Итоговое занятие

-

2

2

выставка работ

 

                                                      Итого часов

8

62

70

 

1.      Вводное занятие.

Знакомство с программой «Волшебный листочек», с планом работы объединения на год. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами.

2.      Мозаичная аппликация

Теория:

Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация.

Практика:

Учить детей   бумаги на квадраты. Составлять изображение из частей.  Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали.

 

3.      Бумажный комочек

Теория:

Познакомить детей с новой техникой: Бумажный комочек. Показать способы применения бумажного комочка: поделка на бумаге, объемная поделка.

Практика:  

Учить детей с помощью пластичного материала (салфеток) изображать предметы, скатывать из салфеток шарики, жгутики; упражнять в работе с клеем, развивать творческое воображение детей и интерес к изобразительной деятельности, воспитывать аккуратность в работе с клеем, салфетками

4.      Бумажная полоска «петля»

Теория: Показать детям новое использование бумажной полоски – складывание в форме «петли» и выполнение из нее поделок.

Практика: Учить детей вырезать полоски бумаги, складывать полоски в петли. Развивать умение создавать красивую композицию, аккуратному обращению с клеем и ножницами. Учить соотносить детали поделки по размеру и цвету.

5.      Торцевание

Теория: Познакомить ребят с новой техникой: торцевание. Познакомить различными способами торцевания.

Практика: Формировать умения выполнять детали для торцевания (обжимать квадратики вокруг тупого стержня ручки). Упражнять в приклеивании торцовок к картону, развивать умение аккуратно тонким слоем наносить клей, добиваться плотного приклеивания торцовок друг к другу.  Развивать точность движения руки и силу нажима. Развивать художественные способности, фантазию, воображение.

6.      Оригами из кругов

Теория: Познакомить с техникой оригами из кругов, показать несколько поделок в технике оригами. Познакомить с условным обозначением «долина» (линия, по которой следует делать сгиб на себя).

Практика: учить детей вырезать круг из квадрата, работать с круглым листом бумаги, закрепить умение складывать круг пополам и еще раз пополам. Учить работать с технологическими картами. Формировать композицию, дополняя ее разными деталями.

7.      Оригами из квадратов

Теория: Познакомить с историей оригами, с техникой оригами, показать несколько поделок в технике оригами.

Практика: Упражнять в отработке основных элементов складывания, складывания базовых форм: треугольник, двойной треугольник, воздушный змей, квадрат, двойной квадрат. Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией, технологической картой. Развивать воображение, помогать видеть разное из одной и той же фигуры. Украшать готовое изделие, дополняя его деталями.

8.      Итоговое занятие

Самостоятельный поиск приемов и средств изображения. Развивать восприятие окружающего мира, познавательные и творческие способности детей. Воспитывать аккуратность во время работы с клеем и ножницами

1.4. Планируемые результаты

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

умения сравнивать поступки сверстников со своими собственными поступками.

Метапредметные результаты: 

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации; 

формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

- умет применять различные приемы работы с бумагой

- составляет аппликационные композиции из разных материалов;

- следует устным инструкциям педагога;

- создает коллективные композиции;

-выбирает бумагу для работы;

- дополнять поделку различными деталями

- аккуратно работать с ножницами, клеем: 

 

Раздел 2.        Организационно-педагогические условия

2.1. Календарный учебный график.

2 час в неделю  - 70 часа в год при 35 учебных неделях. Приложение1 к программе «Календарно-тематическое планирование».

Начало учебного года- 7 сентября 2020, конец обучения -31мая 2021. 

Праздничные дни: 

1 января - 8 января - Новый год

7 января - Рождество Христово

23 февраля - День защитника Отечества

8 марта - Международный женский день

1 мая - Праздник Весны и Труда

9 мая - День Победы

12 июня - день России

4 ноября - День народного единства

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое  обеспечение:  групповая комната,  музыкальный зал МБДОУ «Варьеганский ДС КВ «Олененок»

цветную бумагу, цветная креповая бумага, гофрированный картон; картон белый и цветной, клей (наилучшим является клей ПВА), бумажные полоски шириной 5-7 мм, стержни для шариковой ручки с расщепленным концом, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка., технологические и инструкционные карты

Информационное обеспечение - аудио-, видео-, фото-, интернет источники - детская литература

2.3. Формы аттестации

Текущий контроль

проводится в конце изучения каждой темы -   выставка  творческих работ

Промежуточная аттестация

диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся - вводная - сентябрь, итоговая - май;

Итоговая аттестация

оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе) -  выставка работ.

2.4. Оценочные материалы

Методика изучения уровня дошкольников  (Методика  Н.А. Ветлугина, В.П. Анисимов)

2.5. Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса – очная,  дистанционная,  в  условиях  сетевого взаимодействия и др.

Методы  обучения

1.      Словесные (рассказ-объяснение, беседа, пальчиковая гимнастика, стихи, загадки);

2.      Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей);

3.      Игры, игровые ситуации (обыгрывание поделок детьми, физкультминутки);

4.      Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы с бумагой и инструментами);

Методы   воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

формы  организации  образовательного  процесса:          

- фронтальный  - одновременная работа со всеми детьми;

- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

 - групповой - организация работы в группах.

 - индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

-   формы  организации  учебного  занятия  -   беседа,    игра,  конкурс,        наблюдение,     праздник,  практическое  занятие,  экскурсия.

- педагогические  технологии  -  технология  группового  обучения , технология  развивающего обучения,  технология  проблемного  обучения, технология игровой  деятельности,  коммуникативная  технология  обучения, технология  коллективной  творческой  деятельности,     здоровьесберегающая технология,   и др.

-  алгоритм  учебного  занятия  –  краткое  описание  структуры занятия и его этапов;

дидактические  материалы  –  раздаточные  материалы, инструкционные,  технологические  карты,  задания,  упражнения, образцы изделий и т.п.

2.6 Рабочая программа   бумагопластике  

1.      Вводное занятие

1

Вводная часть.  Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами.

1

-

1

2.       

 Познакомить детей со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т.д;

Показать, что можно сделать из бумаги (аппликации, оригами, цветы и пр.). Вспомнить, что мы делали при помощи бумаги, побеседовать на тему для чего еще нам нужна бумага. Развивать творческое воображение и фантазию

-

1

1

2.  Мозаичная аппликация

3.       

Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты.   

 1

 -

1

4.       

«Осенние листья»

Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой. Составлять изображение из частей. Учить подбирать цвета, правильно располагать части аппликации, аккуратно наклеивать детали, используя салфетку. Развивать творческие способности, воображение, самостоятельность.

-

3

3

5.       

 «Грибы»

 Продолжать закреплять умения нарезать полоски на квадраты. Учить формировать из частей целое, правильно наносить клей, аккуратно наклеивать детали. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

-

4

4

3. Бумажный комочек                                                                                   

6.       

Познакомить ребят с новой техникой: Бумажный комочек. Научить детей отрывать от целого листа

кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. Показать детям способы применения бумажного комочка: поделка на бумаге, объемная поделка. Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание.

1

-

1

7.       

 «Земля наш общий дом»

Продолжать учить детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Вызывать желание работать в коллективе, формировать положительное отношение к созданной работе. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и работ своих товарищей.

-

3

3

8.       

«Флаг России»

 Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон..   Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали

-

4

4

4.Бумажная полоска «петля»                                                               

9.       

Показать детям новое использование бумажной полоски – складывание в форме «петли» и выполнение из нее поделок. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами.   

1

-

1

10.   

 «Портрет мамы»

Продолжать учить детей вырезать полоски бумаги Продолжать учить    складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки.

-

5

5

11.   

 «Рыбки в аквариуме»

Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Наклеивать готовые петли на эскиз композиции.  Развивать эстетическое чувство, желание доводить начатое дело до конца.

-

2

2

5. Торцевание

12.   

Познакомить ребят с новой техникой: торцевание. Познакомить различными способами торцевания. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Воспитывать любовь к работе с бумагой.

1

-

1

13.   

«Танец снежинок»

Формировать умения выполнять детали для торцевания (обжимать квадратики вокруг тупого стержня ручки). Развивать точность движения руки и силу нажима. Воспитывать наблюдательность, аккуратность.

-

3

3

14.   

 «Символ года»

 Продолжать учить выполнять аппликацию в технике торцевания, закрепить знания по технике безопасности с ножницами. Развивать мелкую моторику, развивать творческое воображение детей и интерес к изобразительной деятельности;  воспитывать умение работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи.

 

4

4

15.   

«Зимующие птицы»

Расширять и уточнять знания дошкольников в области торцевания. Упражнять в приклеивании торцовок к картону, развивать умение аккуратно тонким слоем наносить клей, добиваться плотного приклеивания торцовок друг к другу. Развивать мелкую моторику рук, воображение, эстетическое суждение.

-

2

2

16.   

Животные жарких стран

Продолжать учить дошкольников самостоятельно выполнять аппликацию в техники торцевания; упражнять в скручивании торцовок, приклеивании на бумагу плотно друг к другу.   Развивать мелкую моторику рук, ориентировку на листе. Поощрять самостоятельность и инициативность детей. Развивать творческое воображение, фантазию. 

-

4

4

6. Оригами из кругов                                                                                 

17.   

 Познакомить ребят с техникой оригами, показать несколько поделок в технике оригами. Познакомить с условным обозначением «долина» (линия, по которой следует делать сгиб на себя).

-

1

1

18.   

 «Страна веселых человечков»

Научить детей складывать круг пополам, правильно располагать части на листе, формируя композицию.

 

-

1

1

19.   

«Подарок для папы»

Закрепить умение складывать круг пополам. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. Формировать композицию, дополняя ее разными деталями. Воспитывать аккуратность.

 

-

4

4

20.   

«Подарок для мамы»

Учить детей складывать круг пополам, и еще раз пополам, получая при этом ¼ круга; складывать в виде цветка из нескольких четвертинок кругов.

Развивать пространственное воображение.

Способствовать созданию игровых ситуаций,

расширять коммуникативные способности детей.

-

4

4

21.   

«Весенняя композиция»

Продолжать учить детей работать с круглым листом бумаги, закрепить умение складывать круг пополам и еще раз пополам. Формировать композицию, дополняя ее разными деталями. Учить работать

совместно, делая одно общее дело.

-

4

4

7. Оригами из квадратов                                                              

22.   

Познакомить с историей оригами. Познакомить с терминами принятыми в оригами.

1

-

1

23.   

«Базовые формы»

учить детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали, учить сгибать треугольник по схеме, воспитывать у детей внимание и терпение

-

1

1

24.   

 «Космические просторы»

Учить детей сгибать лист прямоугольной формы пополам, совмещая углы и противоположные стороны, расправлять квадрат в треугольник, закреплять уже знакомые условные обозначения оригами: долина, линия перегиба, познакомить с еще одним условным обозначением «переворот» развивать уверенность в своих силах и способностях. Учить творчески подходить к выполнению задания, работать вместе, уметь договариваться.

-

4

1

25.   

«Стаканчик»

Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовых форм «простой треугольник». Совершенствовать умение детей работать со схемами при выполнении поделок в технике оригами. 

-

2

2

26.   

 «Солонка»

Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовых форм «квадрат». Совершенствовать умение детей работать со схемами при выполнении поделок в технике оригами.  Развивать стремление к самостоятельным действиям, к доведению начатого дела до конца, преодолевать возникающие трудности

-

2

2

27.   

«Корзинка»

Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовых форм «двойной треугольник». Совершенствовать умение детей работать со схемами при выполнении поделок в технике оригами.

-

2

2

28.   

«Голубь»

Продолжать учить складывать квадрат по диагонали. Развивать воображение, помогать видеть разное из одной и той же фигуры. Украшать готовое изделие, дополняя его деталями. Развивать эстетическое чувство.

-

2

2

8. Итоговое занятие

29.   

Инициировать самостоятельный поиск приемов и средств изображения. Развивать восприятие окружающего мира, познавательные и творческие способности детей. Воспитывать аккуратность во время работы с клеем и ножницами

-

2

2

 

                                                   Итого часов

8

62

70

Список литературы

 

  1.  Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. - М: Из-во Оникс, 2010 г.
  2. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. - М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
  3. Долженко Г.И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. -Ярославль: Академия развития, 2011 г.
  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.  Средняя группа..- М: Мозайка- Синтез, 2016 г.2.  Ханна Линд. Бумажная мозаика. - М: Айрис-Пресс, 2007 г.
  5. Ольга Гре.  Модульная аппликация. -М: Аст-пресс книга.2013 г.
  6. Просова Н.А.  Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. - М.: Эксмо
  7. Румянцева Е. А. Простые поделки.-М: Айрис-пресс.2012 г.
  8. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. - М: Айрис-пресс, 2012 г.
  9. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. -М: Айрис-пресс.2016 г.
  10. http://irinaryabikina.umi.ru/uslugi/kruzhok/
  11. https://stranamasterov.ru/node/77849?c=popular_inf_1636
  12. https://stranamasterov.ru/content/popular/inf/1636

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также