Муниципальное АВТОНОМНОЕ учреждение дополнительного образования
«Спектр»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МАУ ДО «Спектр» ___________Н.П. Сорокина приказ № ___ от 07.09.2020 г. Протокол заседания педагогического совета № 1 от 07.09.2020 г. |
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волшебный листочек»
(бумагопластика)
Направленность: художественная
Возраст: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год (70 часов)
Составитель Яворская Руслана Анатольевна педагог дополнительного образования МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр» |
Раздел № 1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка |
||||||||||||
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена с учетом: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41; Концепции развития дополнительного образования детей // утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р Письма Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор: Л.Н. Буйлова/Москва: 2015. (ГАОУВО «Московский институт открытого образования», подготовлены в рамках государственной работы Департамента образования г. Москвы). |
||||||||||||
Направленность (профиль) программы |
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный листочек» (далее - Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью образования. |
|||||||||||
Актуальность программы |
Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
|
|||||||||||
Отличительные особенности программы |
Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.
|
|||||||||||
Адресат программы |
Программа рассчитана на обучающихся 5-6 лет. |
|||||||||||
Год обучения |
Возраст детей |
Контингент (кол-во) |
||||||||||
1 |
5-6лет |
9 чел |
||||||||||
Объем программы Срок освоения программы |
1 год обучения. Программа учитывает возрастные особенности, старшего дошкольного возраста. 1 год обучения: 70часов |
|||||||||||
Формы обучения и виды занятий |
Групповые, подгрупповые. индивидуальные |
|||||||||||
Режим занятий |
Занятие проводятся 1 раза в неделю по 2 часу. |
|||||||||||
1.2. Цель и задачи программы |
||||||||||||
Цель |
Всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
|
|||||||||||
Задачи |
Обучающие: - формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой; - отрабатывать практические навыки работы с инструментами; - осваивать навыки организации и планирования работы; Развивающие: - развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка; - развивать художественный и эстетический вкус; - развивать аналитическое мышление и самоанализ; - развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности; Воспитательные: - формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность; - воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе; - создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися; - прививать культуру труда.
|
|||||||||||
1.3. Содержание программы по бумагопластике 1 года обучения педагог Яворская Р.А. |
||||||||||||
Учебный план |
||||||||||||
№ |
Наименование разделов |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
|||||||||
теор |
пр |
всего |
||||||||||
1. 11 |
Вводное занятие |
2 |
- |
2 |
|
|||||||
2. 2 |
Мозаичная аппликация |
1 |
7 |
8 |
выставка работ |
|||||||
3. 3 |
Бумажный комочек |
1 |
7 |
8 |
выставка работ |
|||||||
4. 4 |
Бумажная полоска «петля» |
1 |
7 |
8 |
выставка работ |
|||||||
5. 5 |
Торцевание |
1 |
13 |
14 |
выставка работ |
|||||||
6. 6 |
Оригами из кругов |
1 |
13 |
14 |
выставка работ |
|||||||
7. 7 |
Оригами из квадратов |
1 |
13 |
14 |
выставка работ |
|||||||
8. |
Итоговое занятие |
- |
2 |
2 |
выставка работ |
|||||||
|
Итого часов |
8 |
62 |
70 |
|
|||||||
1. Вводное занятие. Знакомство с программой «Волшебный листочек», с планом работы объединения на год. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами. |
||||||||||||
2. Мозаичная аппликация Теория: Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Практика: Учить детей бумаги на квадраты. Составлять изображение из частей. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали.
|
||||||||||||
3. Бумажный комочек Теория: Познакомить детей с новой техникой: Бумажный комочек. Показать способы применения бумажного комочка: поделка на бумаге, объемная поделка. Практика: Учить детей с помощью пластичного материала (салфеток) изображать предметы, скатывать из салфеток шарики, жгутики; упражнять в работе с клеем, развивать творческое воображение детей и интерес к изобразительной деятельности, воспитывать аккуратность в работе с клеем, салфетками |
||||||||||||
4. Бумажная полоска «петля» Теория: Показать детям новое использование бумажной полоски – складывание в форме «петли» и выполнение из нее поделок. Практика: Учить детей вырезать полоски бумаги, складывать полоски в петли. Развивать умение создавать красивую композицию, аккуратному обращению с клеем и ножницами. Учить соотносить детали поделки по размеру и цвету. |
||||||||||||
5. Торцевание Теория: Познакомить ребят с новой техникой: торцевание. Познакомить различными способами торцевания. Практика: Формировать умения выполнять детали для торцевания (обжимать квадратики вокруг тупого стержня ручки). Упражнять в приклеивании торцовок к картону, развивать умение аккуратно тонким слоем наносить клей, добиваться плотного приклеивания торцовок друг к другу. Развивать точность движения руки и силу нажима. Развивать художественные способности, фантазию, воображение. |
||||||||||||
6. Оригами из кругов Теория: Познакомить с техникой оригами из кругов, показать несколько поделок в технике оригами. Познакомить с условным обозначением «долина» (линия, по которой следует делать сгиб на себя). Практика: учить детей вырезать круг из квадрата, работать с круглым листом бумаги, закрепить умение складывать круг пополам и еще раз пополам. Учить работать с технологическими картами. Формировать композицию, дополняя ее разными деталями. |
||||||||||||
7. Оригами из квадратов Теория: Познакомить с историей оригами, с техникой оригами, показать несколько поделок в технике оригами. Практика: Упражнять в отработке основных элементов складывания, складывания базовых форм: треугольник, двойной треугольник, воздушный змей, квадрат, двойной квадрат. Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией, технологической картой. Развивать воображение, помогать видеть разное из одной и той же фигуры. Украшать готовое изделие, дополняя его деталями. |
||||||||||||
8. Итоговое занятие Самостоятельный поиск приемов и средств изображения. Развивать восприятие окружающего мира, познавательные и творческие способности детей. Воспитывать аккуратность во время работы с клеем и ножницами |
||||||||||||
1.4. Планируемые результаты |
||||||||||||
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; умения сравнивать поступки сверстников со своими собственными поступками. Метапредметные результаты: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации; формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Предметные результаты: - умет применять различные приемы работы с бумагой - составляет аппликационные композиции из разных материалов; - следует устным инструкциям педагога; - создает коллективные композиции; -выбирает бумагу для работы; - дополнять поделку различными деталями - аккуратно работать с ножницами, клеем:
|
||||||||||||
Раздел 2. Организационно-педагогические условия |
||||||||||||
2.1. Календарный учебный график. 2 час в неделю - 70 часа в год при 35 учебных неделях. Приложение1 к программе «Календарно-тематическое планирование». Начало учебного года- 7 сентября 2020, конец обучения -31мая 2021. Праздничные дни:1 января - 8 января - Новый год 7 января - Рождество Христово 23 февраля - День защитника Отечества 8 марта - Международный женский день 1 мая - Праздник Весны и Труда 9 мая - День Победы 12 июня - день России 4 ноября - День народного единства |
||||||||||||
2.2. Условия реализации программы |
||||||||||||
Материально-техническое обеспечение: групповая комната, музыкальный зал МБДОУ «Варьеганский ДС КВ «Олененок» |
||||||||||||
цветную бумагу, цветная креповая бумага, гофрированный картон; картон белый и цветной, клей (наилучшим является клей ПВА), бумажные полоски шириной 5-7 мм, стержни для шариковой ручки с расщепленным концом, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка., технологические и инструкционные карты |
||||||||||||
Информационное обеспечение - аудио-, видео-, фото-, интернет источники - детская литература |
||||||||||||
2.3. Формы аттестации |
||||||||||||
Текущий контроль |
проводится в конце изучения каждой темы - выставка творческих работ |
|||||||||||
Промежуточная аттестация |
диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся - вводная - сентябрь, итоговая - май; |
|||||||||||
Итоговая аттестация |
оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе) - выставка работ. |
|||||||||||
2.4. Оценочные материалы |
||||||||||||
Методика изучения уровня дошкольников (Методика Н.А. Ветлугина, В.П. Анисимов) |
||||||||||||
2.5. Методические материалы |
||||||||||||
Особенности организации образовательного процесса – очная, дистанционная, в условиях сетевого взаимодействия и др. |
||||||||||||
Методы обучения 1. Словесные (рассказ-объяснение, беседа, пальчиковая гимнастика, стихи, загадки); 2. Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей); 3. Игры, игровые ситуации (обыгрывание поделок детьми, физкультминутки); 4. Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы с бумагой и инструментами); Методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); |
||||||||||||
формы организации образовательного процесса: - фронтальный - одновременная работа со всеми детьми; - индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; - групповой - организация работы в группах. - индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др. |
||||||||||||
- формы организации учебного занятия - беседа, игра, конкурс, наблюдение, праздник, практическое занятие, экскурсия. |
||||||||||||
- педагогические технологии - технология группового обучения , технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, и др. |
||||||||||||
- алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов; |
||||||||||||
дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п. |
||||||||||||
2.6 Рабочая программа бумагопластике |
||||||||||||
1. Вводное занятие |
||||||||||||
1 |
Вводная часть. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами. |
1 |
- |
1 |
||||||||
2. |
Познакомить детей со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т.д; Показать, что можно сделать из бумаги (аппликации, оригами, цветы и пр.). Вспомнить, что мы делали при помощи бумаги, побеседовать на тему для чего еще нам нужна бумага. Развивать творческое воображение и фантазию |
- |
1 |
1 |
||||||||
2. Мозаичная аппликация |
||||||||||||
3. |
Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. |
1 |
- |
1 |
||||||||
4. |
«Осенние листья» Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой. Составлять изображение из частей. Учить подбирать цвета, правильно располагать части аппликации, аккуратно наклеивать детали, используя салфетку. Развивать творческие способности, воображение, самостоятельность. |
- |
3 |
3 |
||||||||
5. |
«Грибы» Продолжать закреплять умения нарезать полоски на квадраты. Учить формировать из частей целое, правильно наносить клей, аккуратно наклеивать детали. Развивать чувство ритма, композиции, цвета. |
- |
4 |
4 |
||||||||
3. Бумажный комочек |
||||||||||||
6. |
Познакомить ребят с новой техникой: Бумажный комочек. Научить детей отрывать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. Показать детям способы применения бумажного комочка: поделка на бумаге, объемная поделка. Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание. |
1 |
- |
1 |
||||||||
7. |
«Земля наш общий дом» Продолжать учить детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Вызывать желание работать в коллективе, формировать положительное отношение к созданной работе. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и работ своих товарищей. |
- |
3 |
3 |
||||||||
8. |
«Флаг России» Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон.. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали |
- |
4 |
4 |
||||||||
4.Бумажная полоска «петля» |
||||||||||||
9. |
Показать детям новое использование бумажной полоски – складывание в форме «петли» и выполнение из нее поделок. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами. |
1 |
- |
1 |
||||||||
10. |
«Портрет мамы» Продолжать учить детей вырезать полоски бумаги Продолжать учить складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки. |
- |
5 |
5 |
||||||||
11. |
«Рыбки в аквариуме» Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Наклеивать готовые петли на эскиз композиции. Развивать эстетическое чувство, желание доводить начатое дело до конца. |
- |
2 |
2 |
||||||||
5. Торцевание |
||||||||||||
12. |
Познакомить ребят с новой техникой: торцевание. Познакомить различными способами торцевания. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Воспитывать любовь к работе с бумагой. |
1 |
- |
1 |
||||||||
13. |
«Танец снежинок» Формировать умения выполнять детали для торцевания (обжимать квадратики вокруг тупого стержня ручки). Развивать точность движения руки и силу нажима. Воспитывать наблюдательность, аккуратность. |
- |
3 |
3 |
||||||||
14. |
«Символ года» Продолжать учить выполнять аппликацию в технике торцевания, закрепить знания по технике безопасности с ножницами. Развивать мелкую моторику, развивать творческое воображение детей и интерес к изобразительной деятельности; воспитывать умение работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи. |
|
4 |
4 |
||||||||
15. |
«Зимующие птицы» Расширять и уточнять знания дошкольников в области торцевания. Упражнять в приклеивании торцовок к картону, развивать умение аккуратно тонким слоем наносить клей, добиваться плотного приклеивания торцовок друг к другу. Развивать мелкую моторику рук, воображение, эстетическое суждение. |
- |
2 |
2 |
||||||||
16. |
Животные жарких стран Продолжать учить дошкольников самостоятельно выполнять аппликацию в техники торцевания; упражнять в скручивании торцовок, приклеивании на бумагу плотно друг к другу. Развивать мелкую моторику рук, ориентировку на листе. Поощрять самостоятельность и инициативность детей. Развивать творческое воображение, фантазию. |
- |
4 |
4 |
||||||||
6. Оригами из кругов |
||||||||||||
17. |
Познакомить ребят с техникой оригами, показать несколько поделок в технике оригами. Познакомить с условным обозначением «долина» (линия, по которой следует делать сгиб на себя). |
- |
1 |
1 |
||||||||
18. |
«Страна веселых человечков» Научить детей складывать круг пополам, правильно располагать части на листе, формируя композицию.
|
- |
1 |
1 |
||||||||
19. |
«Подарок для папы» Закрепить умение складывать круг пополам. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. Формировать композицию, дополняя ее разными деталями. Воспитывать аккуратность.
|
- |
4 |
4 |
||||||||
20. |
«Подарок для мамы» Учить детей складывать круг пополам, и еще раз пополам, получая при этом ¼ круга; складывать в виде цветка из нескольких четвертинок кругов. Развивать пространственное воображение. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. |
- |
4 |
4 |
||||||||
21. |
«Весенняя композиция» Продолжать учить детей работать с круглым листом бумаги, закрепить умение складывать круг пополам и еще раз пополам. Формировать композицию, дополняя ее разными деталями. Учить работать совместно, делая одно общее дело. |
- |
4 |
4 |
||||||||
7. Оригами из квадратов |
||||||||||||
22. |
Познакомить с историей оригами. Познакомить с терминами принятыми в оригами. |
1 |
- |
1 |
||||||||
23. |
«Базовые формы» учить детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали, учить сгибать треугольник по схеме, воспитывать у детей внимание и терпение |
- |
1 |
1 |
||||||||
24. |
«Космические просторы» Учить детей сгибать лист прямоугольной формы пополам, совмещая углы и противоположные стороны, расправлять квадрат в треугольник, закреплять уже знакомые условные обозначения оригами: долина, линия перегиба, познакомить с еще одним условным обозначением «переворот» развивать уверенность в своих силах и способностях. Учить творчески подходить к выполнению задания, работать вместе, уметь договариваться. |
- |
4 |
1 |
||||||||
25. |
«Стаканчик» Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовых форм «простой треугольник». Совершенствовать умение детей работать со схемами при выполнении поделок в технике оригами. |
- |
2 |
2 |
||||||||
26. |
«Солонка» Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовых форм «квадрат». Совершенствовать умение детей работать со схемами при выполнении поделок в технике оригами. Развивать стремление к самостоятельным действиям, к доведению начатого дела до конца, преодолевать возникающие трудности |
- |
2 |
2 |
||||||||
27. |
«Корзинка» Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовых форм «двойной треугольник». Совершенствовать умение детей работать со схемами при выполнении поделок в технике оригами. |
- |
2 |
2 |
||||||||
28. |
«Голубь» Продолжать учить складывать квадрат по диагонали. Развивать воображение, помогать видеть разное из одной и той же фигуры. Украшать готовое изделие, дополняя его деталями. Развивать эстетическое чувство. |
- |
2 |
2 |
||||||||
8. Итоговое занятие |
||||||||||||
29. |
Инициировать самостоятельный поиск приемов и средств изображения. Развивать восприятие окружающего мира, познавательные и творческие способности детей. Воспитывать аккуратность во время работы с клеем и ножницами |
- |
2 |
2 |
||||||||
|
Итого часов |
8 |
62 |
70 |
||||||||
Список литературы |
|
|||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.